Передал имам ат-Табрани в «Му’джаму ас-сагир» следующий хадис:

َ ْصَب ُغ ََنا أ ي َ ، حَّدث ُّ َّ ِم ِيم ي الت ُّ ِ ِم ْصر ْ ِي ال ْر َْي َر َس ُ المق ِ ق ََن َ ا ط ِاه ُر ْ ب ُن ِ ع َ يس ْى بن َحَّدث ِ ِّ ِّي َ ، ع ْن َ ر ْوح َمك ْ ِ َ سِع ٍيد ال يب ْ بن ِ ِ ِ ْ ب ُن َ و ْه ٍب َ ، ع ْن َ شب هَّ ََن َ ا عْبُد الل ِ َ ، حَّدث َ َرج ف ْ ْب ُن ال ِ ِ َ سْهِل ْ بن َ ْ بن َم َامة ُ ِي أ ب َ َمَدِن ِّي َ ، ع ْن أ ْ ْ ِم ِّي ال ْ َخط ٍ ال َر ِ َي جْعف ب َ ِ َ ، ع ْن أ َ ِ اسم ق ْ ِ ال ْبن ِ َم َ ان ْ بن ْ َ ُى عث ل ِ ِ ُف إ َل َ َ ان َ ي ْخت َ َّن َ ر ُجلاً ك ِ ُ حَنْي ٍف » أ َم َ ان ْ بن ْ ُحَنْي ٍف َ ، ع ْن َ عِّمِه ُ عث

[1]  ُر ْظ ْيِه َ , ولاَ َ ين َ ل ِ َِف ُت إ ت ْ َم ُ ان لاَ َ يل ْ َ َ ان ُ عث َك َُه , ف ْ ُه ِ ف َي ح َ اجٍة ل هَُّ َ عن َّ َ ان َ ر ِض َي الل َعف َم ُ ان ْ ب ُن ْ َُه ُ عث َ َ ال ل َق ْيِه , ف َ ل ِ ِ َك إ َل َا ذ َ َشك َم َ ان ْ ب َن َ حِن ٍ يف , ف ْ ِق َي ُ عث َ َل ِف َي ح َ اجِتِه , ف ِل: ُ َّم ق ُ ِ , ث َْين ْ َعت ِّ ِ ف ِيه َ رك َ َصل َم ْس ِجَد ف ْ ْ ِت ال َّم ائ ُ ْ , ث َ َو َّضأ َت ََة ف ِم َ يضأ ْ ْ ِت ال َحِن ٍ يف: ائ ِ ِّي َم َ نب َّ ِِه َ و َسل ْيِه َ وآل َ هَُّ َ عل َّى الل يَِّن ُ ا مَحَّمٍد َ صل ِ َنب ِ ْي َك ب َ ل ِ َ َو َّجُه إ ت َ ُ َك َ وأ ل َ ْسأ َ ِّي أ ن ِ ُهَّم , إ َّ الل ِ َي ح َ اجِتي , ْ ِضي ل ََيق َّ ف َ َى ربِّ َك َ ع َّز َ و َجل ل ِ َك إ ِ َ َو َّجُه ب ت َ ِّي أ ن ِ َّ الر ْحَمِة َ ي ُ ا مَحَّمُد إ َ َ ال َ َصَن َع َ ما ق ُ , ف َ َق َّ الر ُجل ْ َطل َان ُر َوح َ مَع َك , ف َ َّى أ َ َّي َ حت ل ِ َ َك َ , و ُر ْح إ ُ ُر َ ح َ اجت ْك َذ َوت َى َُه َ عل َ ْد َخل َأ َِيِدِه , ف َ ب َ َخذ َّى أ َب َّو ُ اب َ حت ْ َ َج َاء ال َم َ ان , ف ْ َ َى ب َ اب ُ عث ت َ َّم أ ُ َم ُ ان , ث ْ َُه ُ عث ل َ ُه َ َر َ ح َ اجت َك َذ ُ َك؟ ف َ َ ال َ : ح َ اجت ِْف َسِة َ , وق ِّ ن َى الط َ َسُه َ مَعُه َ عل ْجل َ َأ َّ َ ان , ف ِ َ عف َم َ ان ْ بن ْ ُعث َ َ ال: ُ َ , وق َ َان ْت َ هِذِه َّ الس َ اعة َّى ك َ َك َ حت َ ْر َت َ ح َ اجت َك َُه َ : ما ذ َ َ ال ل َّم ق ُ َُه , ث َ َض َاها ل َق , ف َم َ ان ْ ِق َي ُ عث َ َل ْ ِدِه , ف َّن َّ الر ُج َل َ خ َر َج ِ م ْن ِ عن ِ َّم إ ُ ِتَنا , ث ْ َأ َ َك ِ م ْن َ ح َ اجٍة , ف َ َان ْت ل َما ك َِف ُت ت ْ ُ ُر ِ ف َي ح َ اجِت َ ي , ولاَ َ يل ْظ َ َ ان َ ين هَُّ َ خْي ًر َ ا , ما ك َُه َ ج َز َ اك الل َ َ ال: ل َق ْب َن ُ حَنْي ٍف , ف ْد ُت ِ ِكْن َ شه َ ُُه َ ول ْمت َّ َل ِ َ , ما ك هَّ َم ُ ان ْ ب ُن ُ حَنْي ٍف َ : والل ْ َ َ ال ُ عث َق َ ُه ِ في , ف ْمت َّ َل َّى ك َ َّي َ حت ل ِ إ ِ ِه َ َه َ اب َ ب َصر ْيِه ذ َ َ َ ا عل َ َشك ِ ٌ ير , ف َ ُاه َ ضر ت َ َم َ وأ َّ ِِه َ و َسل ْيِه َ وآل َ هَُّ َ عل َّى الل ِ َ صل هَّ َر ُس َول الل َ َ ال َ : ي َ ا ر ُس َول َق ِ ُر؟« , ف َ ْصب َت ف َ َم: »أ َّ ِِه َ و َسل ْيِه َ وآل َ هَُّ َ عل َّى الل ي َ صل ُّ ِ َّب َُه الن َ َ ال: ل َق , ف ِِه ْيِه َ وآل َ هَُّ َ عل َّى الل ي َ صل ُّ ِ َّب َُه الن َ َ ال ل َق َ َّي , ف َ ْد َ ش َّق َ عل َ ِائٌد َ , وق ِي ق ْي َس ل َ َُّه ل ن ِ ِ , إ هَّ الل ِ َهِذِه َّ الد َع َو ِ ات« َّم ْ اد ُع ب ُ ِ , ث َْين ْ َعت ِّ َ رك َّم َ صل ُ ْ , ث َ َو َّضأ َت ََة , ف ِم َ يضأ ْ ْ ِت ال َم: »ائ َّ َو َسل ْيَنا َ َّ َى د َخ َل َ عل ْ َحِد ُ يث َ حت َنا ال ِ َْن َ ا و َط َ ال ب َ َّرق َف ِ َ , ما ت هَّ َ َوالل َم ُ ان ْ ب ُن ُ حَنْي ٍف: ف ْ َ َ ال ُ عث ق ِ ُ يب ِلاَّ َ شب ِ إ َ ِ اسم ق ْ ِ ال ِ ْ بن ِ ِه َ ع ْن َ ر ْوح ْم َ ي ْرو َ » ل ُّ َط ِ ِه َ ض َر ٌر ق ُ ْن ب ْم َ يك َ َُّه ل ن َ َأ ُ ك َّ الر ُجل يب , ٍ ِ ِ َ شب ْحَمَد ْ بن َ ِ أ ِذي يُ َحِّد ُث َ عن َّ ٌ َ و ُه َو ال َة ي َ و ُه َو ِ ثق ُّ ِّ َمك ْ بُ َ و سِع ٍيد ال َ ْب ُن َ سِع ٍيد أ ِي ب َ ُ َ ع ْن أ ْ َحِد َ يث ُ شْعَبة َا ال َ ْد َ ر َو َى هذ ِّي َ , وق ِّ بُل لأُْ ِ َيد ا ِ َ يز ُ َس ْ بن ِ ِيه َ , ع ْن يُون ب َ َع ْن أ َم ُ ان ْ ب ُن ُ عَمَر ْ ِ ِه ُ عث َ َّرَد ب َف ٌ ت َة ِ َيد َ , و ُه َو ِ ثق ْ ِم ِّي َ و ْ اسُمُه ُ عَمْي ُر ْ ب ُن َ يز ْ َخط ٍ ال َر َجْعف ْ َحِد ُ يث َ ص ِح ٌ يح َ َ ، وال ِ ُ شْعَبة ِ ِس ْ عن َار ِ ف بن» ْ

 

Нам рассказал Тахир бин Иса бин Кайрас аль-Мукри альМисри ат-Тамими: нам рассказал Асбаг бин аль-Фарадж: нам рассказал Абдулла бин Вахб от Шабиба бин Саида аль-Макки 

от Равха бин аль-Касима от Абу Джафара аль-Хатми альМадани от Абу Умамы бин Сахля бин Хунайфа от его дяди Усмана бин Хунайфа следующее: “Какой-то мужчина обращался к Усману бин Аффану, да будет доволен им Аллах, с просьбой, а Усман не обращал на него внимания не рассматривал его просьбу. Он встретил Усмана бин Хунайфа, и пожаловался ему на это, и тогда Усман сказал: “Ступай и соверши омовение, а затем отправляйся в мечеть и соверши два ракаата намаза. Потом скажи: “О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, – пророка милости! О Мухаммад, посредством Тебя я обращаюсь к моему Всемогущему и Великому Господу, чтобы Он удовлетворил мою просьбу“. Потом назови свою просьбу и возвращайся ко мне, чтобы я отправился туда с тобой“. Мужчина ушел и сделал все так, как он сказал. Потом он пришел к Усману бин Аффану, и к нему подошел привратник. Он взял его за руку и вместе с ним вошел к Усману. Он усадил его рядом с собой на ковер и спросил: ”Что тебе нужно?” Мужчина рассказал ему о своей просьбе, и Усман удовлетворил ее. Потом он сказал: “Я только сейчас вспомнил о твоей просьбе“. Он также сказал: ”Если тебе еще что-нибудь будет нужно, то приходи к нам“. Выйдя от него, мужчина встретился с Усманом бин Хунайфом и сказал ему: “Пусть Аллах вознаградит тебя! Он не рассматривал мою просьбу и даже не оборачивался на меня, пока ты не попросил его за меня“. Усман бин Хунайф сказал: “Клянусь Аллахом, я не просил его за тебя! Зато я был рядом с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда к нему пришел слепой мужчина. Он пожаловался ему на то, что лишился зрения, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: ”Может, тебе лучше проявить терпение?” Слепец ответил: ”О Посланник Аллаха, у меня нет поводыря, и это слишком тяжело для меня“. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: ”Ступай и соверши 

омовение, потом соверши два ракаата и обратись к Аллаху с этой мольбой“. Клянусь Аллахом, наша беседа затянулась, и мы даже не успели расстаться друг с другом, как этот мужчина вернулся к нам, словно он никогда и не был слепым“. Со слов Равха бин аль-Касима эту историю рассказывал только Шабиб бин Саид Абу Саид аль-Макки, который заслуживал доверия. Он есть тот, от кого рассказывал хадисы Ахмад бин Шабиб от своего отца от Йунуса бин Йазида аль-Убулли. Этот же хадис передал Шу’ба от имени Абу Джафара аль-Хатми. Его звали Умайр бин Йазид, который тоже заслуживал доверия. Со слов Шу’бы хадис рассказывал только Усман бин Умар бин Фарис, и этот хадис является достоверным»[1].

[1] Имам ат-Табрани, «Муджаму ас-сагир», № 508, т. 1, стр. 306, ИД «аль-Мактабуль-ислямий» и «Аммар», Бейрут-Амман, 1985 г. 120

 

Имам ат-Табрани назвал этот хадис достоверным, и с ним согласились Нуруддин аль-Хайсами в «Муджаму аз-заваид» и Закийуддин аль-Мунзири (ум. в 656 г.) в «ат-Таргиб ва ат-тархиб». С этим же иснадом имам ат-Табрани передает этот хадис также в книгах «Муджмауль-кабир» и «ад-Ду’а». Имам аль-Байхаки передает этот хадис в своей книге «адДаляилю ан-нубувва» через Исмаиля бин Шабиба от Шабиба бин Саида и через Ахмада бин Шабиба от Шабиба бин Саида.

 

 

ПЕРВОЕ СОМНЕНИЕ:

шейх имама ат-Табрани, то есть Тахир бин Иса является неизвестным передатчиком.

Ответ:

во-первых, кто хоть немного знаком с наукой хадисоведения, поймет глупость использования этого в качестве довода, потому что единственный, кто обособился в иснаде хадиса, - это Шабиб бин Саид, от него этот хадис передают трое передатчиков, а от них еще трое, а от них другие. Следовательно, не имеет никакого значения известный Тахир бин Иса или нет, так как, кроме него, хадис передают и другие передатчики.

Во-вторых, имам ат-Табрани удостоверил этот хадис, а то, что он удостоверил его, указывает на то, что он посчитал доверенными всех его передатчиков, в том числе и Тахира бин Ису. И имам ат-Табрани, более знающий, чем другие о своем шейхе Тахире бин Исе.

 

 

ВТОРОЕ СОМНЕНИЕ:

передатчик хадиса Шабиб бин Саид, который единственный обособился в звене цепочки, имел слабую память.

Ответ:

Шабиб бин Саид является доверенным передатчиком (сика). Сика - это передатчик, который достиг высшей степени доверенности как в честности, так и в памяти. И таковым назвали Шабиба бин Саида множество имамов: Али бин аль-Мадини (ум. в 234 г.), Мухаммад бин Яхья аз-Захли (ум. в 258 г.), ад-Даракутни (ум. в 385 г.), ат-Табрани, Ибн Хиббан (ум. в 354 г.) и аль-Хаким (ум. в 405 г.). А Абу Зур’а (ум. в 264 г.), Абу Хатим (ум. в 277 г.) и ан-Насаи (ум. в 303 г.) сказали о нем: он нормальный. Даже мнение последних трех имамов достаточно, чтобы принимать его хадисы, не говоря уже об остальных имамах. Более того, он относится к передатчикам, на которых опирался сам имам аль-Бухари (ум. в 256 г.) в своем «Сахихе». Этого одного уже достаточно, чтобы отвергнуть заявления ваххабитов, что Шабиб бин Саид - слабый передатчик.

 

 

ТРЕТЬЕ СОМНЕНИЕ:

передачи от Шабиба бин Саида принимают только когда от него будет передавать его сын, Ахмад бин Шабиб, а он сам будет передавать от Юнуса бин Язида.

Ответ:

как было сказано, Шабиб бин Саид - доверенный передатчик, от него хадисы передают три человека: два его сына, Ахмад и Исмаиль, и Абдулла бин Вахб. Абдулла бин Вахб передавал от него порицаемые хадисы. Причина этого то, что Шабиб бин Саид отправился по торговым делам в Египет, и во время поездки передавал хадисы Ибн Вахбу, но так как поездка была тяжелой и утомительной, он стал путать некоторые хадисы. Однако подобный случай никак не означает, что он обладал слабой памятью, потому что подобное может случиться с любым. Таким образом, хадисы Ибн Вахба от Шабиба бин Саида будут приниматься, только когда они будут подкрепляться другими риваятами, как в данном хадисе. Что касается передачи Ахмада бин Шабиба от своего отца, то они являются достоверными, как это сказал Ибн Хаджар Аскаляни в «Такрибе ат-тахзиб»:

ال بأس بحديثه من رواية ابنه أحمد عنه ال من رواية ابن وهب

«Нет ничего плохого в его хадисах через передачу его сына Ахмада от него, но не через передачу Ибн Вахба».

Ибн Хаджар Аскаляни, «Такрибу ат-тахзиб», № 2739, стр. 263, ИД «ар-Рашид», первое издание, Сирия, 1986 г.

 

Эти слова ясно указывают что передачи Ахмада от своего отца являются достоверными, независимо от кого передает его отец: от Юнуса бин Язида или от Равха бин аль-Касима.

 

Однако с этим не соглашается Албани и пишет в своей книге «ат-Тавассуль» следующее:

وعلى هذا فقول الحافظ في ترجمته من »التقريب«: ال بأس بحديثه من رواية ابنه أحمد عنه، ال من رواية ابن وهب فيه نظر، ألنه أوهم أنه ال ً، وليس كذلك، بل هذا مقيد بأن يكون بأس بحديثه من رواية أحمد مطلقا من روايته هو عن يونس لما سبق، ويؤيده أن الحافظ نفسه أشار لهذا القيد، ً هذا في من طعن فيه من رجال البخاري من »مقدمة فتح فإنه أورد شبيبا الباري« »ص331 »ثم دفع الطعن عنه - بعد أن ذكر من وثقه وقول ابن عدي فيه - بقوله: »قلت: أخرج البخاري من رواية ابنه عنه عن يونس أحاديث، ولم يخرج من روايته عن غير يونس، وال من رواية ابن وهب ً. فقد أشار رحمه اهلل بهذا الكالم إلى أن الطعن قائم في شبيب إذا عنه شيئا كانت روايته عن غير يونس، ولو من رواية ابنه أحمد عنه

«Согласно этому слова аль-Хафиза (Ибн Хаджара) в его биографии в “ат-Такрибе“: ”Нет ничего плохого в его хадисах через передачу его сына Ахмада от него, но не через передачу Ибн Вахба” оспоримы, потому что внушают мысль, что нет ничего плохого в любых его хадисах через передачу Ахмада. Но это не так, напротив это обусловлено, чтобы передача была через него от Юнуса, как это прошло. И подкреплено это тем, что аль-Хафиз сам указал на это условие. Он перечислил Шабиба среди тех, кого порицали из передатчиков аль-Бухари в предисловии “Фатхуль-бари“_(стр. 133), затем, после того как он упомянул тех, кто посчитал его доверенным, и упомянул слова Ибн Адий о нем, Ибн Хаджар отверг его порицания словами: ”Я скажу: аль-Бухари передавал хадисы от его сына, от него, от Юнуса, но не передавал хадисы от него от когото другого, кроме Юнуса и также не передавал что-либо от Ибн Вахба от него». Он (Ибн Хаджар), да смилуется над ним Аллах, указал этими словами на то, что хадисы Шабиба отвергаются, когда будут передаваться не от Юнуса, даже если от Шабиба будет передавать его сын Ахмад».

Насир Албани, «ат-Тавассуль анвауху ва ахкумуху», стр. 85, ИД «аль-Маариф», первое издание, Эр-Рияд, 2001 г.

 

Албани хочет сказать, что хадисы от Ахмада бин Шабиба от своего отца Шабиба бин Саида будут приниматься, только когда сам Шабиб будет передавать от Юнуса бин Язида, и что якобы именно поэтому аль-Бухари передал в своем «Сахихе» только передачи Ахмада от Шабиба от Юнуса. Это совершенно неправильное понимание слов Ибн Хаджара, ибо он указал всего лишь на то, что аль-Бухари передал только самые достоверные хадисы. Известно, что аль-Бухари в своем «Сахихе» собрал только самые достоверные хадисы, и он не включил в свой сборник даже достоверные хадисы, которые он считал таковыми, но которые не достигли степени высшей формы достоверности. И то, что аль-Бухари не включил в свою книгу передачи от Ахмада от Шабиба от Равха бин аль-Касима, никак не означает, что такая передача является слабой. А иначе нам пришлось бы множество достоверных хадисов объявить слабыми только потому, что их не передал аль-Бухари в своем «Сахихе». Причина, по которой аль-Бухари передал только передачи Ахмада от Шабиба от Юнуса, упомянул шейх Махмуд Саид Мамдух в своей книге «Раф’уль-минара», и она заключалось в следующем: когда аль-Бухари пожелал передать хадисы от аз-Зухри в своем «Сахихе», то он пожелал передать их через цепочку передатчиков первой степени достоверности. Юнус бин Язид был передатчиком такой степени, а у Шабиба бин Саида была копия хадисов от Юнуса, а Ахмад бин Шабиб слышал чтение этой копии от своего отца. Следовательно, получалось, что хадисы от Ахмада: от Шабиба: от Юнуса: от аз-Зухри - это из условий достоверности самого аль-Бухари, но не условие достоверности вообще. И, как упомянул Ибн Хаджар в «Фатхульбари», то, что хадис не достоверен, согласно условиям альБухари, которые он поставил для своей книги, никак не означает что хадис не достоверен по мнению самого аль-Бухари и таких примеров множество. Что же касается заявлений Ибн Таймии, что передача Шабиба бин Саида от Равха бин аль-Касима является слабой, основанных на том, что Ибн Адий (ум. в 365 г.) указал на это в книге «аль-Камиль», приведя в качестве доказательства два хадиса с подобной передачей, которые, по его мнению, являются слабыми. Ответ на это весьма прост, как это отмечают ученые:

Во-первых, эти хадисы передаются через Ибн Вахба от Шабиба от Равха, а, как мы говорили, Ибн Вахб передавал от Шабиба порицаемые хадисы, следовательно, причина слабости будет в передаче Ибн Вахба от Шабиба, а не в передаче Шабиба от Равха.

Во-вторых, по поводу первого хадиса, передаваемого от Абу Саляма, то такие ученые, как аль-Миззий (ум. в 742 г.), аль-‘Алляи (ум. в 761 г.) в «Джамиу тахсиль», Ибн Хаджар Аскаляни в «аль-Исаба» и аль-Бусайри (ум. в 840 г.) в «Мисбаху аз-зуджаджа», удостоверили этот хадис и не усмотрели в нем каких-либо изъянов со стороны Шабиба бин Саида в отличии от Ибн Адий.

В-третьих, по поводу второго хадиса, передаваемого от Фатима бинт аль-Хасан. То, что Шабиб передал его от Равха, удалив в иснаде несколько передатчиков, никак не означает слабость любых передач Шабиба от Равха бин аль-Касима, ибо подобное случается со многими хафизами. Подкрепляет достоверность передач Шабиба от Равха тот факт, что оба они из Басры, а передача соотечественников имеет определенную степень силы.

 

 

ЧЕТВЕРТОЕ СОМНЕНИЕ:

Насир Албани, кратко перечисляя причины, по которым этот хадис является слабым, упомянул среди этих причин следующее: «различные версии хадиса исходят от Шабиба бин Саида», следовательно, когда Шабиб является тем, кто обособился в звене цепочки, и от него исходят различные версии, это указывает на слабость передачи от Шабиба бин Саида.

Ответ:

этот же Албани чуть раньше говорит:

ثم ظهر لي فيها علة أخرى وهي االختالف على أحمد فيها

«Затем проявилась для меня другая причина, и это то, что различные версии хадиса исходят от Ахмада (бин Шабиба)»[1].

Насир Албани, «ат-Тавассуль анвауху ва ахкумуху», стр. 86, ИД «аль-Маариф», первое издание, Эр-Рияд, 2001 г.

 

Это явно указывает на неуверенность и сомнения Албани в своем доводе. Затем, Шабиб бин Саид не может быть тем, от кого исходят различные версии хадиса, потому что, как было сказано, от него этот хадис передают три передатчика: два его сына Ахмад и Исмаиль передают в Басре в спокойствии и вдалеке от трудностей, а Ибн Вахб передает в Египте во время путешествий, которые, естественно, сопровождены трудностями и заботами, но несмотря на это Ибн Вахб передает его без ошибок, соответствуя риваяту Ахмада бин Шабиба.

Тогда получается, что Шабиб бин Саид не является тем, от кого исходят различные версии хадиса. А что касается того, что Ахмад бин Шабиб является тем, от кого исходят различные версии хадиса, то в этом нет ничего такого. Потому что он иногда рассказывал хадис в сокращенном виде, упоминая то, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил слепого мольбе, и эту версию передавали Ибн ас-Сунний (ум. в 364 г.) и аль-Хаким. А иногда передавал ее полностью, рассказывая и о случае, произошедшем с Усманом бин Хунайфом, и эту версии передавал от него Якуб бин Суфьян аль-Фасавий, как это привел имам аль-Байхаки. Если скажут, что передатчиков, которые не передали эту историю от Ахмада бин Шабиба, целых три и они: аль-Аббас бин Фарадж ар-Раяши, аль-Хусайн бин Яхья ас-Саври и Мухаммад бин Али бин Зайд ас-Саиг, а единственный, кто передал эту историю от Ахмада бин Шабиба, - это Якуб бин Суфьян альФасавий, то ответом будет следующее:

Во-первых, все эти три передатчика, вместе взятые, не могут сравниться с Якубом бин Суфьяном аль-Фасавий, так как он из категории высшей степени передатчиков.

 

Имам аз-Захаби пишет о нем следующее:

ِدَم َ َ َ ال: ق ي، ق َ ِّ الدَم ْشِق ُّ بُ ُ و ز ْر َعة َ ََنا أ ي َ : حَّدث ِ ِس ُّ َار ِ ْسَم ِ اعْي َل الف َ َ ال ُ مَحَّمُد ُ بن إ ق بُو َ َي َ ان أ ْ ُ ْو ُب ُ بن ُ سف ُهَم َ ا )2 )ي ْعق ُّ َجل َ َحُدُه َم َ ا وأ َ ال، أ َُب َالِء ِّ الر َج ِ ِ ِ م ْن ن ْيَن َ ا ر ُج َالن َ َعل َُه َ ر ُج ًال ل ْ َ ْن َ ي َر ِ وا مث ِ أ ُ ِ العَراق َ ْهل يُ ْو ُس َف َ ي ْعِج ُز أ

«Сказал Мухаммад бин Исмаиль аль-Фариси: нам рассказал Абу Зур’а ад-Димашки: “К нам прибыли два благороднейших человека. Один из них - Якуб бин Суфьян Абу Юсуф, маловероятно, чтобы жители Ирака видели подобного человека (сведущего в знаниях хадиса)».

Имам аз-Захаби, «Сияру а’лями ан-нубаляъ», т. 13, стр. 182, ИД «ар-Рисаля», третье издание, 1985 г.

 

Во-вторых, из этих трех передатчиков аль-Аббас бин Фарадж также передает эту историю, но через Исмаиля бин Шабиба, как это передает имам аль-Байхаки в «ад-Даляилю аннубувва», тем самым подкрепляя передачу Якуба бин Суфьяна.

В-третьих, из этих трех передатчиков аль-Хусайн бин Яхья ас-Саври является неизвестным передатчиком. Следовательно, подобное возражение безосновательно и никак не ослабляет достоверность этой истории. 

 

 

ПЯТОЕ СОМНЕНИЕ:

эта история противоречит тому, что доверенные передатчики не упомянули ее, когда передавали хадис, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил слепого мольбе.

Ответ:

во-первых, добавление (зияда) в передаче будет считаться добавлением только в том случае, когда один хадис с одним иснадом передает группа передатчиков, и один из них передает хадис с добавлением, которое не упомянули другие, как это упомянул аль-Хафиз Ибн Раджаб в «Шарху иляли атТирмизи». Что же касается нашего хадиса, то его передают через два пути: первый - через Шу’ба и Хаммада, второй - через Равха и Хишама. Следовательно, добавление одним из передатчиков не будет считаться противоречием другим передатчикам.

Во-вторых, добавление передатчика отвергается только в том случае, когда это добавление противоречит передачам других передатчиков.

 

Имам ас-Суюти по этому поводу пишет следующее:

ِة َ حِد ٍ يث( َ ِ ُجْمل َ ٍة ب رِد ِ ثق ُّ َ َف َت َ ْصلاً، )ك ْ َغْي ُر أ َِم َ ا ر َو ُاه ال َ ِ ف ِيه( ل َة ف َ َّ ِان َي ما لاَ ُ مَخال )الث ِ َاق ِّف ِات ْ َخ ِط ُ يب: ب َ َ ال ال ُ ق َبل ْ َيُق َ ْصلاً، )ف َ ٍة أ ف َ ِ ُمَخال ْ َغْي ُر ب َِم َ ا ر َو ُاه ال ر َض ِ ف ِيه ل َ َعُّ لاَ ت َم ِاء( َ ُعل ْ ال

«Второй вид добавления, когда в нем нет никаких противоречий тому, что передал другой, как, например, обособился доверенный передатчик хадисом, и нет в нем никаких противоречий тому, что передают другие. В этом случае такую передачу принимают. Сказал аль-Хатыб: (принимают) по единогласному решению ученых».

Имам ас-Суюти, «Тадрибу ар-рави», т. 1, стр. 337, ИД «Ибн аль-Джавзи», второе издание, 2012 г.

 

А наш хадис ничем не отличается от других версий хадиса, кроме того, что там упомянута эта история. Ибн Хаджар Аскаляни передает слова имама Ахмада по этому поводу:

َن راويه ّ على أ َ َ ان ِ ف َ ي الحِد َّ يث قصة دل ِذا ك َْبل إ ْح َ مد بن حن َ َ َ ال أ َوقد ق حفظه

 

127 «Сказал Ахмад бин Ханбал: когда в хадисе есть какаянибудь история, то это указывает на то, что передатчик запомнил ее»[1].

Ибн Хаджар Аскаляни, «Фатхуль-бари», т. 1, стр. 363, ИД «аль-Марифа», Бейрут, 1960 г.

 

Примечание. Привел Ибн Таймийя в своей книге «Каидату фи аттавассуль» следующий хадис из «Тариха» Ибн Аби Хайсама (ум. в 279 г.):

وقد روى أبو بكر بن أبي خيثمة في تاريخه حديث حماد ابن سلمة فقال: حدثنا مسلم بن إبراهيم، حدثنا حماد بن سلمة، نا أبو جعفر الخطمي، عن ً عمارة بن خزيمة، عن عثمان بن حنيف، أن رجال أعمى أتى النبي صلى اهلل عليه وسلم فقال: إني أصبت في بصري، فادع اهلل لي. قال: »اذهب فتوضأ، وصل ركعتين ثم قل: اللهم إني أسألك وأتوجه إليك بنبيي محمد نبي الرحمة، يا محمد إني أستشفع بك على ربي في رد بصري، اللهم فشفعني في نفسي، وشفع نبيي في رد بصري، وإن كانت حاجة فافعل مثل ذلك«. فرد اهلل عليه بصره.

«Передал Абу Бакр бин Аби Хайсама в своем “Тарихе” хадис от Хаммада бин Саляма: “Нам рассказал Муслим бин Ибрахим: нам рассказал Хаммад бин Саляма: нам рассказал Абу Джафар аль-Хатами от Имара бин Хузайма от Усмана бин Хунайфа, что один слепой человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я слепой, попроси Аллаха за меня”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Иди, соверши омовение, затем два ракаата молитвы и скажи: “О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Пророка Мухаммада, Пророка милости. О Мухаммад, я прошу заступничества посредством тебя у моего Господа чтобы Он вернул мне зрение. О Аллах, прими мое заступничество за меня и заступничество моего Пророка, чтобы вернулось мое зрение. И если у тебя будет какая-нибудь нужда, то соверши подобное””. И после этого Аллах вернул ему зрение».

Ибн Таймийя, «Каидату джалиля фи ат-тавассуль», стр. 213, ИД «аль-Фуркан», первое издание, Аджман, 2001 г.

 

Это хадис с достоверным иснадом, в котором есть явное указание от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мусульманам практиковать эту молитву. Но ваххабиты попытались ослабить этот хадис говоря о том, что он имеет дефект (илля) тем, что слова «И если у тебя будет какаянибудь нужда, то соверши подобное», которые передал Хаммад бин Саляма, не переданы другим передатчиком хадиса Шу’бой.

 

Мы ответим на это следующим образом:

Во-первых, как уже было сказано, добавление доверенного передатчика принимают до тех пор, пока его добавление не будет противоречить передачам более достоверных передатчиков. А слова «И если у тебя будет какая-нибудь нужда, то соверши подобное» никак не противоречат другим версиям хадиса. Напротив, согласовывается с ними, так как основа в хадисах — это обобщенность, и раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил молитве кого-нибудь, это указывает что все мусульмане могут практиковать эту молитву в любое время.

Во-вторых, ученые принимали добавление Хаммада бин Саляма, так как он доверенный передатчик, от которого передавал хадисы имам Муслим. Ибн Хиббан говорит в своей книге «ас-Сикат» по поводу добавлений Хаммада бин Саляма следующее:

َ َ ة عن ْبُول َ َ اظ عندن َ ا مق ف ْ ل لأَْ ِ َي َادة ا ُم َ ون وز ْ َ َ ة مأ َ تفرد به َ ا حَّم َ اد بن س َ لم َ ة و ُه َو ِ ثق َ َ ن يحضر جم َ اع َ ة ش ِ يخا ف َي س َ ماع ش ْي َّ ء ثم يخفى على ْ َ ج ِائز أ ذ ِ َات إ ق ِّ الث َ ِ و دونه في اإلتقان َّ أحدهم بعض الش ْي ُ ء ويحفظه من ه َو مثله أ

«Обособился этим выражением Хаммад бин Саляма, а он надежный, доверенный передатчик. Возле нас добавление выражений принимается от доверенных передатчиков, так как, возможно, чтобы группа людей услышала что-нибудь от шейха, а затем кто-нибудь из них не запомнил это, но запомнил другой, кто подобен ему или чуть ниже в точности (передаваемых сообщений)»[1].

Абу Хатам Ибн Хиббан, «ас-Сикат», т. 1, стр. 8, ИД «Даиратульмаарифиль-усманийя», первое издание, Хайдар Абад (Индия), 1973 г

В-третьих, Албани отвергает этот хадис только потому, что в нем есть добавление Хаммада бин Саляма, которого нет в передаче только лишь одного передатчика – Шу’ба. Он поступает так только потому, что этот хадис противоречит его убеждениям. Однако в другой своей книге Албани весьма охотно принимает добавление Хаммада бин Саляма в другом хадисе, даже когда подобное добавление не упоминает целая группа передатчиков. В «Сильсилятуль-ахадиси ас-сахиха» он пишет:

وخالف الجماعة حماد بن سلمة فقال: » عن هشام بن عروة عن أبي سلمة عنها مختصرا بلفظ: » قالت: سابقت النبي صلى اهلل عليه وسلم فسبقته «. أخرجه أحمد )6 / 162 )وحماد ثقة حافظ فيحتمل أن يكون قد حفظ ما لم يحفظ الجماعة

«Хаммад бин Саляма противоречит группе передатчиков (своим добавлением) «…» Хаммад является хафизом и доверенным передатчиком, и поэтому возможно, что он запомнил то, что не запомнила группа передатчиков»[2].

Насир Албани, «Сильсилятуль-ахадиси ас-сахиха», т. 1, стр. 255, ИД «аль-Маариф», первое издание, Эр-Рияд, 1995 г

 

В итоге мы приходим к выводу, что данный хадис является достоверным и вполне достаточен для того, чтобы тавассуль был узаконен в Шариате.