Имам ан-Навави (ум. в 676 г.), разъясняя способ совершения молитвы исполнения желания в своей книге «альАзкар», приводит следующий хадис:

ُ وروينا في كتاب الترمذي، وابن ماجه، عن عثمان بن حَنْيف رضي اهلل هََّ ً عنه، أن رجال َ ضرير َّ البصر أتى النبي صلى اهلل ُ عليه وسلم فقال: ادع الل َ ُهَو َ خْير ْ َت َ صبرت فن شئت دعوت ، وإ تعالى أن يعافيني، قال: » إن شئهَّم فيُ حسن وضوء ه ويدعو بهذا الدعاء: اللك ، قال فادعه، فأمره أن يتوضأ ل يِّك مَحَّمٍد صلى اهلل عليه وسلم نبي الرحمة، يانبيك ب لوجُه إك وأت إني أسأل عُهشفهَّم فضى لي، الل ُق ِت َ َو َّجْه ُت َ بك َ إلى ربّ َ ي في حاجِت َي هِذِه ل ُمَحَّمُد إني ت صحيح حسن حديث: الترمذي قال » في» ّ

Нам передано в книгах ат-Тирмизи и Ибн Маджаха от Усмана бин Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что слепой человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Попроси Всевышнего Аллаха, чтобы он исцелил меня”. Он ответил: ”Если хочешь, я попрошу Аллаха, а если хочешь, ты потерпишь, и это лучше для тебя“. Тот сказал: ”Попроси Его“. Далее он говорит: “Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему совершить омовение, и совершить его лучшим образом, а затем взмолиться Аллаху следующей молитвой: ”О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к моему Господу, чтобы исполнилась моя просьба. О Аллах, прими его заступничество за меня””.

Сказал Тирмизи: “Этот хадис хороший, достоверный”»[1].

[1] Имам ан-Навави, «аль-Азкар», стр. 184, ИД «аль-Фикр», Ливан, 1994 г.

 

Это известный, достоверный хадис, и ни у кого нет в этом сомнений, но ваххабиты, после того как не смогли ничего возразить против достоверности хадиса, стали трактовать его по-своему, подвергая его различным сомнениям.

 

Первое сомнение:

в словах «посредством Твоего Пророка Мухаммада» удален «мудаф», а именно слово «мольба». И правильный смысл этих слов будет: «посредством мольбы Твоего Пророка Мухаммада». Это обычная практика в арабском языке, как например в словах Аллаха: «القرية واسأل « удален «мудаф» « اهل/жители» и смысл этого аята будет: «спроси жителей этого села» (12; 82), потому что невозможно чтобы кто-то спрашивал у села, так как село неодушевлённое.

Ответ:

Для того чтобы применять это правило, необходим ясный довод (карина), как в вышеприведенном примере. Так  какой у вас довод, что в данных словах хадиса подразумевается слово «мольба»? Если вы скажете, что невозможно, чтобы это был тавассуль именно Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, так как такой тавассуль является запрещенным, то мы скажем: «Как вы можете говорить о запрещенности такого тавассуля, в то время как еще не разобрали сам хадис, говорящий о тавассуле?» Если же вы скажете, что доводом на это является то, что вначале слепой попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сделать за него ду’а, и это указывает на то, что в этих словах имеется виду именно тавассуль посредством мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то мы скажем: «Подобное никак не может быть доводом на то, что в словах удален “мудаф”». Об отсутствии «мудафа» мы узнаем только тогда, когда невозможен внешний смысл этих слов, как это было в аяте Корана. Так на каком основании вы узнали, что внешний смысл этих слов невозможен, если еще не разобрали сам хадис? Поняв глупость такого утверждения ваххабиты перешли к следующему сомнению.

 

Второе сомнение:

этот тавассуль ограничен только жизнью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому после его смерти запрещено совершать тавассуль посредством него.

Ответ:

во-первых, ваше ограничение необоснованное и противоречит правилам усулюль-фикха. Шейх Саид Фуда пишет об этом следующее:

وقد يقول قائل: ليس في هذا الحديث جواز التوسل به في مغيبه وبعد مماته، بل إنما فيه التوسل في حياته بحضوره. نقول: هذه مغالطة وقلة إنصاف، فقد تقرر في علم األصول أن الحديث إذا ً ال يخص بحالة دون ِّرا ً مستق ً ثابتا ورد في جواز شيء أو غيره كان شرعا أخرى، بل يجب استمراره إلى قيام الساعة، إال أن يخصصه الشارع بحالة من األحوال أو ينسخه بالنسبة لبعض األزمان. 116

«Иногда кто-то говорит “Нет в этом хадисе дозволенности совершения тавассуля Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, при его отсутствии и после его смерти. В этом хадисе есть только дозволенность совершения тавассуля при его жизни и в его присутствии”. Мы скажем: “Это обман и не проявление беспристрастия. Утвердилось в науке усуля, что когда будет передан хадис о дозволенности чего-либо, то это будет утвердившимся, состоявшимся законом, которое не обособляется каким-либо положением. Напротив, оно обязательно будет законом до Судного Дня, пока его не обособит Законодатель каким-либо положением либо аннулирует его в соответствии с какимнибудь временем»[1].

[1] Саид Фуда, «ад-Дурру ас-самин». Это книга является сокращенным вариантом книги «ар-Раддуль-мухкамуль-матин» асСайида Абдуллаха аль-Гумари (ум. в 1413 г.), поэтому возможно, что это слова аль-Гумари, а Аллах знает лучше.

Во-вторых, у нас есть достоверное доказательство что этот хадис не ограничен жизнью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сам передатчик, Усман бин Хунайф, да будет доволен им Аллах, обучил другого этому тавассулю после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И об этом хадисе мы поговорим далее, если на то будет воля Аллаха.