Еще одну уловку, которую используют салафиты, чтобы запрещать истигасу и называть истигасу ширком связана с акыдой мекканских мушриков.

Они заявляют так чтобы Мекканские мушрики верили в Аллаха наряду со со своими идолами

 

 Структура статьи

 

А) УБЕЖДЕНИЯ МЕККАНСКИХ МУШРИКОВ

    1 Убеждения мушриков в отношении Аллаха 

           1.1 Отрицали качества Аллаха «Всеслышание» и «Всезнание».

           1.2 Отрицали качество Аллаха «Всемогущество».

   2  Убеждения мушриков в отношении идолов 

           2.1 Мушрики считали, что идолы способны защитить их от наказания Аллаха

           2.2 Мушрики считали, что идолы самостоятельно помогают, приносят пользу или вред без воли Аллаха

           2.3 Мушрики считали, что их идолы дают им пропитание

           2.4 Мушрики считали, что идолы являются соучастниками Аллаха в управлении и власти этого мира

           2.5 Мушрики почитали идолов больше, чем Аллаха

 

Б)   ПРИЗЫВ ПРОРОКА СВОЕГО НАРОДА К ПРИЗНАНИЮ ТАВХИДА-РУБУБИЙЯ

В)   ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОВОДОВ САЛАФИТОВ

УБЕЖДЕНИЯ МЕККАНСКИХ МУШРИКОВ

Как мы упоминали ранее, салафитские ученые убеждены, что почти все народы признавали тавхид-рубубийя, в том числе и мекканские мушрики. 

Ведь чаще всего именно с ними ваххабиты сравнивают мусульман, совершающих посредничество, и относят аяты Корана, ниспосланные в адрес мекканских мушриков к мусульманам. Здесь необходимо обратить внимание на одну важную деталь, которую пытаются исказить ваххабиты.

Давая определение тавхиду-рубубийя, они ограничивают его только убежденностью в том, что только Аллах Творец всего, Наделяющий пропитанием, Умерщвляющий, Оживляющий и т.д. Однако понятие тавхида-рубубийя на самом деле куда более шире. Человек может признать все качества господства Аллаха, но вместе с тем если будет убежден, например, что дуновение ветра происходит без воли Аллаха, то такой человек не считается муваххидом. Или, например, будет убежден что какое-то из качеств Аллаха несовершенно, то также не будет у него тавхида-рубубийя.

Да, многие мекканские мушрики верили, что Творцом всего сущего является Аллах, однако вместе с этим отрицали многие Его качества господства. Их ограниченное мышление не позволяло понять, что Аллах Один способен управлять этим миром или что Он может слышать их мольбы и отвечать на них, поэтому они делали идолов соучастниками с Аллахом в этих качествах. Более того, были убеждены что идолы способны защитить их от наказания Аллаха. Совершенно неправильно говорить, что мушрики были убеждены, что идолы приносят пользу или вред по воле и могуществу Аллаха, потому что такое убеждение не является ширком.

Ведь в Коране передаются слова пророка Исы (мир ему), где он говорит, что способен создавать, исцелять и оживлять. Ширком будет убеждение, что что-то способно приносить пользу или вред самостоятельно, без воли Аллаха.

Далее приведем доказательства нашим словам из Корана и Сунны в понимании праведных предшественников.

 

1. Убеждения мушриков в отношении Аллаха 

1.1 Мушрики отрицали качества рубубийи Аллаха

Имам ат-Табари комментируя 5 аят суры «ас-Сад» пишет:

وقوله )أجَعَلَ الآلِهَةَ إلَهًا وَاحِدًا( يقول: وقال هؤلاء الكافرون الذين قالوا: محمد ساحر كذاب: أجعل محمد المعبودات كلها واحدا، يسمع دعاءنا جميعنا، ويعلم عبادة كل عابد عبدَه منا )إِنَّ هَذَا لشَيْءٌ عُجَابٌ ( : أي إن هذا لشيء عجيب.كما حدثنا بشر، قال: ثنا يزيد، قال: ثنا سعيد، عن قتادة ) أَجَعَلَ الآلهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ ( قال: عجب المشركون أن دُعوا إلى الل وحده ،وقالوا: يسمع لحاجاتنا جميعا إله واحد! ما سمعنا بهذا في الملة الآخرة

«Слова Аллаха: “Неужели он (Мухаммад) сделал множество божеств одним Богом“. Он говорит: “Cказали эти кафиры, которые говорили, что Мухаммад лжец и колдун: неужели Мухаммад сделал все то, чему поклоняются, одним Богом, который слышит все наши мольбы и знает о поклонении всех поклоняющихся ему. (Воистину, это удивительная вещь)”, т.е. это удивительное дело.

Также нам рассказал Бишр: нам рассказал Язид от Катада:

“ (Неужели он (Мухаммад) сделал множество божеств одним Богом? Воистину, это удивительная вещь).

Мушрики удивились что их призвали к поклонению Единому

Богу и сказали: “Неужели все наши нужды слышит Один Бог?!

Мы не слышали подобное в последней религии”».

Имам Ибн аль-Джавзи аль-Ханбали (ум. в 597 г.) в комментариях 22-23 аятах суры «Фуссилят» пишет:

قوله تعالى: وَما كُنْتمْ تَسْتَتِرُونَ أنْ يَشْهَدَ عَلَيْكُمْ سَمْعُكُمْ وَلا أبْصارُكُمْ.

)2421( روى البخاري ومسلم في »الصحيحين« من حديث ابن مسعود قال: كنتُ مستتراً بأستار الكعبة، فجاء ثلاثة نفرٍ، قرشيٌّ وخَتْناه ثقفيان، أو ثقفيٌّ وختَنْاه قرشيّان، كثيرٌ شّحْمُ بطونهم، قليلٌ فِقْهُ قُلوبهم، فتكلموا بكلام لم أسمعه، فقال أحدهم: أترَوْنَ اللَ يَسْمَعُ كلامَنا هذا؟ فقال الآخران: إنا إذا رفعنا أصواتنا سَمِعَه، وإن لم نَرفع لم يَسمع، وقال الآخر: إن سمع منه شيئاً سمعه كله، فذكرت ذلك لرسول الل صلى الل عليه وسلم، فأنزل الل تعالى: وَما كُنْتمْ تَسْتَتِرُونَ أنْ يَشْهَدَ عَلَيْكُمْ سَمْعُكُمْ إلى قوله: مِنَ الْخاسِرِينَ.

ومعنى »تستترون« : تَسْتَخْفون »أن يَشهد« أي: من أن يشهد »عليكم سَمْعُكم« لأنكم لا تَقدرون على الاستخفاء من جوارحكم، ولا تظُنُّون أنها تَشهد وَلكِنْ ظَنَنْتمْ أنَّ الَّلَ لا يَعْلَمُ كَثِيراً مِمَّا تَعْمَلونَ قال ابن عباس: كان الكفار يقولون: إن الل لا يَعلم ما في أنفُسنا، ولكنه يعلم ما يَظهر، وَذلِكُمْ ظَنُّكُمُ أي: أن الل لا يَعلم ما تعملون، أَرْداكُمْ أهلككم.

«Слова Всевышнего Аллаха: ”И не могли вы скрыть ваших скверных деяний от своих частей тела, боясь, чтобы не свидетельствовали против вас ваш слух и зрение”.

Передал аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» из хадиса Ибн Мас’уда, сказавшего: “Я скрывался за покрывалами Каабы, как пришли три человека: один курайшит и два его зятя из племени Сакаф или один сакафит и два его зятя курайшита. Они были с очень толстыми животами и очень невежественными сердцами, и начали говорить такую речь, которую я раньше не слышал. Сказал один из них: “Как вы думаете, Аллах слышит эту нашу речь?” - Двое других ответили: “Когда мы повышаем голоса, то слышит, а если не повышаем, то не слышит”. И сказал тот, другой: “Если Он слышит хоть что-то из нашей речи, значит слышит всю нашу речь”. Затем я упомянул это Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: ”И не могли вы скрыть ваших скверных деяний от своих частей тела, боясь, чтобы не свидетельствовал против вас ваш слух“ до слов ”из тех, кто находится в полном убытке”.

Смысл слов ”скрывали“ утаивали, ”чтобы свидетельствовали“, то есть из-за того, чтобы свидетельствовали, ”против вас ваш слух“, потому что вы не способны скрывать от своих частей тела. И вы не полагали, что они (органы) будут свидетельствовать (против вас), однако вы думали, что Аллах не знает многое из того, что знаете вы. Сказал Ибн Аббас: “Неверные говорили: “Аллах не знает то, что в наших сердцах, однако Он знает то, что явно”. “И эти ваши мысли”, то есть то, что Аллах не знает того, что знаете вы,“сразили вас”, то есть погубило вас”».

1.2 Отрицали качество аллаха «всемогущество».

Имам ат-Табари передает в своем тафсире в толковании 91 аята суры «аль-Ан’ам»:

حدثني المثنى قال، حدثنا عبد الل بن صالح قال، حدثني معاوية، عن علي بن أبي طلحة، عن ابن عباس قوله:«وما قدروا الل حق قدره«، قال: هم الكفار، لم يؤمنوا بقدرة الل عليهم، فمن آمنَ أن الل على كل شيء قدير، فقد قدر الل حق قدره. ومن لم يؤمن بذلك، فلم يقدر الل حق قدره.

«Мне рассказал аль-Мусанна: нам рассказал Абдулла бин Салих: мне рассказал Муавия от Али бин Абу Тальха от Ибн Аббаса слова Аллаха: ”Они (мушрики) не возвеличивали Аллаха должным образом“ и он (Ибн Аббас) сказал: это кафиры, которые не уверовали в могущество Аллаха над ними. Тот, кто уверовал, что Аллах над каждой вещью Мощен, тот возвеличил Аллаха должным образом. А тот, кто не уверовал таким образом, тот не возвеличил Аллаха должным образом».

Также мушрики отрицали способность Аллаха воскресить их истлевшие тела.

Передает имам ат-Табари в толковании 79 аята суры «Ясин»:

حدثني يعقوب بن إبراهيم، قال: ثنا هشيم، قال: أخبرنا أبو بشر، عن سعيد بن جبير، قال: جاء العاص بن وائل السهمي إلى رسول الل صَلى الل عَلَيْهِ وَسَلم بعظْم حائل، ففته بين يديه، فقال: يا محمد أيبعث الل هذا حيا بعد ما

أرم؟ قال: نَعَمْ يَبْعَثُ اللُ هَذَا، ثمَّ يُمِيتُكَ ثمَّ يحْييكَ، ثمَّ يُدْخِلُك نَار جَهَنَّم«

«Нам рассказал Якуб бин Ибрахим: нам рассказал Хашим: на передал Абу Бишр от Саида бин Джубайра: аль-‘Ас бин Ваиль ас-Сахми пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с иссохшей костью, раскрошил ее перед собой, а затем сказал: “Мухаммад, неужели Аллах воскресит это живым после того, как оно разложилось?” Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Да, Аллах воскресит это, затем умертвит тебя, затем оживит тебя, а потом введет тебя в огонь Ада”».

В 7 аяте суры «ат-Тагабун» Всевышний Аллах также говорит:

زَعَمَ الَّهذِينَ كَفَرُوا أنْ لَنْ يُبْعَثُوا قُلْ بَلَى وَرَبِّي لَتُبْعَثُنَّه ثُمَّه لَتُنَبَّهؤُنَّه بِمَا عَمِلْتُمْ وَذَلِكَ عَلَى اللَّهِه يَسِيرٌ

Смысл: «Те, которые не уверовали, ложно утверждали, что они не будут воскрешены. Скажи им, о Мухаммад: “Напротив, ваше утверждение ложно. Клянусь своим Господом! Вы непременно будете воскрешены после смерти, потом вам поведают о том, что вы творили в этой жизни, и Аллах воздаст вам за ваши деяния. Воскрешение, расплата и воздаяние не составляют для Аллаха никакого труда!”».

Отрицание воскрешения несомненно есть отрицание качества рубубийи Аллаха.

Ибн аль-Кайим аль-Джавзийя (ум. в 751 г.) пишет в своей книге «ад-Дау ваддаваъ»:

ووجه الاستدلال أنهم إذا أنكروا البعث والجزاء فقد كفروا بربهم، وأنكروا

قدرته وربوبيته وحكمته

«Способ извлечения довода (против неверных): если они отрицали воскрешение и воздаяние, то это значит, что они не уверовали в их Господа и отрицали Его могущество, качества господства и мудрость»[1].

[1] Ибн аль-Кайим аль-Джавзийя, «ад-Дау ваддаваъ», стр. 478, ИД «Алямульфаваид», первое издание, Джидда, 2008 г.

2. Убеждения мушриков в отношении идолов 

Когда ограниченное мышление мушриков не могло понять, что Аллах Один способен управлять этим миром, они стали приписывать Аллаху соучастников, приписывая этим идолам качества господства.

 2.1. Мушрики считали, что идолы способны защитить их от наказания Аллаха.

Имам аль-Куртуби (ум. в 671 г.), комментируя 81 аят суры «Марьям», пишет:

قَوْلُهُ تَعَالَى: )وَاتَّخَذُوا مِنْ دُونِ الَّلِ آلِهَةً لِيَكُونُوا لَهُمْ عِزّا( يَعْنِي مُشْرِكِي قُرَيْشٍ. وَ» عِزّا« مَعْنَاهُ أعْوَانًا وَمَنَعَةً يَعْنِي أوْلَادًا. وَالْعِزُّ الْمَطَرُ الْجُودُ أَيْضًا قَالَهُ الْهَرَوِيُّ. وَظَاهِرُ الْكَلَامِ أَنَّ» عِزّا« رَاجِعٌ إلَى الْآلِهَةِ التِي عَبَدُوهَا مِنْ دُونِ الَّلِ. وَوَحَّدَ لِأَنَّهُ بِمَعْنَى الْمَصْدَرِ أيْ لِيَنَالوا بِهَا الْعِزَّ وَيَمْتَنِعُونَ بِهَا

مِنْ عَذَابِ الَّلِ

«Слова Всевышнего Аллаха: (Неверующие поклонялись разным божествам, помимо Аллаха, чтобы они были для них заступниками), то есть для мушриков-курайшитов и слово «заступники» означает «помощники» и «защитники», то есть (приписали Аллаху) детей. Слово «аль-иззу» также означает «обильный дождь», об этом сказал аль-Харави. Явная сторона речи указывает, что слово «заступники» обращено к идолам, которым они поклонялись помимо Аллаха. И оно употреблено в единственном числе, потому что оно в форме глагольного имени (масдара), то есть. чтобы мушрики получили с помошью идолов силу и защитились этим от наказания Аллаха».

Ибн Касир (ум. в 774 г.), разъясняя 43 аят суры «альАнбияъ», пишет:

ثمَّ قَالَ }أمْ لَهُمْ آلِهَةٌ تَمْنَعُهُمْ مِنْ دُونِنَا{ اسْتِفْهَامُ إِنْكَارٍ وَتَقْرِيعٍ وَتَوْبِيخٍ، أَيْ: ألَهُمْ آلِهَةٌ تَمْنَعُهُمْ وَتَكْلؤُهُمْ غَيْرُنَا؟ لَيْسَ الْأَمْرُ كَمَا تَوَهَّمُوا وَلَا كَمَا زَعَمُوا؛ وَلِهَذَا قَالَ: }لَا يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَ أَنْفُسِهِمْ{ أَيْ: هَذِهِ [الْآلهَةُ] التِي اسْتَنَدُوا إِلَيْهَا غَيْرَ الَّلِ لَا يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَ أَنْفُسِهِمْ.

«Затем сказал Всевышний Аллах: “Или у них есть божества, которые защитят их от нас”, это вопрос в виде порицания, ругани и упрека, то есть неужели у них есть божества, защищающие и уберегающие их, помимо Меня? Это не так, как вы полагаете и утверждаете. Поэтому Аллах сказал: “Они (идолы) даже не смогут помочь себе”, то есть эти идолы, на которых вы полагаетесь, помимо Аллаха, даже не могут помочь себе».

Абуль-Хасан аль-Хазин (ум. в 741 г.), комментируя 74 аят суры «Ясин», пишет в своем тафсире:

} واتخذوا من دون الل آلهة{ يعني الأصنام } لعلهم ينصرون{ أي لتمنعهم من عذاب الل ولا يكون ذلك قط } لا يستطيعون نصرهم { قال ابن عباس

: لا تقدر الأصنام على نصرهم ومنعهم من العذاب

«”Они поклонялись, помимо Аллаха, другим божествам”, т.е. идолам “в надежде что они им помогут”, то есть защитят их от наказания Аллаха, но этого никогда не будет “они не смогут им помочь”. Сказал Ибн Аббас: “не смогут идолы помочь им и защитить их от наказания”».

2.2 Мушрики считали, что идолы самостоятельно помогают, приносят пользу или вред без воли Аллаха.

Имам ат-Табари, разъясняя 194 аят суры «аль-А’раф», пишет:

القول في تأويل قوله: }إنَّ الذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ الَّلِ عِبَادٌ أمْثَالُكُمْ فَادْعُوهُمْ فَلْيَسْتَجِيبُوا لَكُمْ إنْ كُنْتمْ صَادِقِينَ )491( {قال أبو جعفر: يقول جل ثناؤه لهؤلاء المشركين من عبدة الأوثان، موبِّخهم على عبادتهم ما لا يضرهم ولا ينفعهم من الأصنام: )إن الذين تدعون( أيها المشركون، آلهةً = )من دون الل( ، وتعبدونها، شركًا منكم وكفرًا بالل = )عباد أمثالكم( ، يقول: هم أملاك لربكم، كما أنتم له مماليك. فإن كنتم صادقين أنها تضر وتنفع، وأنها تستوجب منكم العبادة لنفعها إياكم ،فليستجيبوا لدعائكم إذا دعوتموهم، فإن لم يستجيبوا لكم، لأنها لا تسمع دعاءكم، فأيقنوا بأنها لا تنفع ولا تضر; لأن الضر والنفع إنما يكونان ممن إذا سُئل سمع مسألة سائله وأعطى وأفضل، ومن إذا شكي إليه من شيء سمع، فضرّ من استحق العقوبة، ونفع من لا يستوجب الضرّ.

«Толкование слов Всевышнего Аллаха: “Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, такие же рабы, как и вы. Так просите же их (если они способны помочь) и просите их ответить на ваши мольбы, если вы правы (в своих убеждениях)”.

Всевышний Аллах, величественно Его восхваление, говорит этим мушрикам из идолопоклонников, упрекая их за поклонение идолам, которое не приносит им пользу или вред: “Воистину те, которым вы взываете, божества, о мушрики помимо Аллаха и поклоняетесь им, проявляя ширк и неверие в Аллаха, они такие же рабы, как и вы, то есть они являются собственностью вашего Господа, подобно тому, как и вы являетесь Его собственностью. Так если вы правы, что они приносят вред или пользу и что они заслуживают поклонения из-за того, что они приносят вам пользу, так просите же их ответа на свои мольбы, когда вы просите их. А если они не ответят на ваши мольбы, потому что они не слышат ваши мольбы, то знайте, что они (идолы) не приносят пользу или вред. Потому что вред и пользу приносит только Тот, Кто, когда Его попросят, Он слышит просьбу просящего Его и дает ему (ответ) и даже больше. Также пользу и вред приносит только Тот, Кто, когда жалуются Ему из-за чеголибо, Он слышит (просьбу) и затем приносит вред тем, кто заслуживают наказания, и приносит пользу тем, кто не заслуживают наказания».

В толковании 36 аята суры «аз-Зумар» имам аль-Куртуби пишет:

قَوْلُهُ تَعَالَى:« وَيخَوِّفُونَكَ بِالذِينَ مِنْ دُونِهِ« وَذَلِكَ أَنَّهُمْ خَوَّفُوا النبِيَّ صَلى الَّلُ عَلَيْهِ وَسَلمَ مَضَرَّةَ الْأَوْثَانِ، فَقَالوا: أَتَسُبُّ آلِهَتَنَا؟ لَئِنْ لَمْ تَكُفَّ عَنْ ذِكْرِهَا لَتخَبِّلَنَّكَ أوْ تُصِيبَنَّكَ بِسُوءٍ. وَقَالَ قَتَادَةُ: مَشَى خَالدُ بْنُ الْوَليدِ إلى الْعُزَّى لِيَكْسِرَهَا بِالْفَأْسِ. فَقَالَ لَهُ سَادِنُهَا: أُحَذِّرُكَهَا يَا خَالِدُ فَإنَّ لَهَا شِدَّةً لَا يَقُومُ لها شي، فَعَمَدَ خَالِدٌ إلَى الْعُزَّى فَهَشَّمَ أَنْفَهَا حَتَّى كَسَرَهَا بِالْفَأْسِ.

«Слова Всевышнего Аллаха: “Они (мушрики Мекки) запугивают тебя теми, кому они поклоняются помимо Аллаха”. Они (мушрики Мекки) запугивали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вредом идолов и говорили: “Ты порицаешь наши божества? Если не прекратишь упоминать их (плохо), то они (идолы) непременно сведут тебя с ума и настигнут тебя злом”. Сказал Катада: “Халид бин аль-Валид отправился к «аль-Уззе» (один из идолов – п.п.), чтобы срубить его топором. И тогда сказал ему служитель (идола): “Я предостерегаю тебя, о Халид, воистину, у него есть такая сила, против которой ничего не устоит”. После этого Халид направился к «аль-Уззе» и разрубил на щепки его нос, пока полностью не срубил его топором”».

Имам ат-Табари, комментируя 56 аят суры «аль-Исраъ», пишет:

القول في تأويل قوله تعالى: }قُلِ ادْعُوا الذِينَ زَعَمْتمْ مِنْ دُونِهِ فَلا يَمْلكُونَ كَشْفَ الضُّرِّ عَنْكُمْ وَلا تَحْوِيلا{ (56) يقول تعالى ذكره لنبيه محمد صلى الل عليه وسلم: قل يا محمد لمشركي قومك الذين يعبدون من دون الل من خلقه، ادعوا أيها القوم الذين زعمتم أنهم أرباب وآلهة من دونه عند ضرّ ينزل بكم، فانظروا هل يقدرون على دفع ذلك عنكم، أو تحويله عنكم إلى غيركم، فتدعوهم آلهة، فإنهم لا يقدرون على ذلك، ولا يملكونه، وإنما يملكه ويقدر عليه خالقكم وخالقهم.

«Толкование слов Всевышнего Аллаха: “Скажи (Мухаммад), взывайте (о мушрики) к тем, кого вы считаете божествами, помимо Аллаха, они не смогут устранить и отвести от вас вред”.

Говорит Аллах, возвышенно Его упоминание, Своему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: „Cкажи, о Мухаммад, мушрикам твоего народа, которые поклоняются творениям, помимо Аллаха: “Взывайте, о люди, при постижении вас беды к тем, кого вы утверждаете, что они являются господами и божествами, помимо Аллаха. И посмотрите, смогут ли они устранить эту беду от вас и перевести ее на других. Взывайте к ним как к божествам, воистину, они не смогут сделать это и нет у них власти над этим. Способен на это и имеет власть над этим только Тот, Кто создал вас и их”».

 Имам ат-Табрани передал следующий хадис:

حَدَّثَنَا عَبْدَانُ بْنُ أحْمَدَ، وَجَعْفَرُ بْنُ سِنَانٍ الْوَاسِطِيُّ، قَالَا: ثنا عَباسُ بْنُ عَبْدِ الْعَظِيمِ الْعَنْبَرِيُّ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ جَهْضَمَ، ثنا الْأَزْهَرُ بْنُ سِنَانٍ، عَنْ شَبِيبِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ وَاسِعٍ، عَنْ مُعَاوِيَةَ بْنِ قُرَّةَ، عَنْ أَبِيهِ قُرَّةَ، قَالَ: ذَهَبْتُ لِأُسْلِمَ حِينَ بُعِثَ النَّبِيُّ صَلى اللُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأرَدْتُ أنْ أُدْخِلَ مَعِيَ رَجُلَيْنِ أَوْ ثَلَاثَةً فِي الْإِسْلَامِ، فَأَتَيْتُ الْمَاءَ حَيْثُ مُجَمِّعِ الناسِ، فَإذَا أنَا بِرَاعِي الْقَرْيَةِ الذِي يَرْعَى أغْنَامَهُمْ، فَقَالَ: لَا أَرْعَى لَكُمْ أَغْنَامَكُمْ، قَالُوا: لِمَ؟، قَالَ: يَجِيءُ الذِّئْبُ كُلَّ لَيْلَةٍ فَيَأْخُذُ الشَّاةَ، وَصَنَمُنَا هَذَا قَائِمٌ، لَا يَضُرُّ وَلَا يَنْفَعُ، وَلَا يُغَيِّرُ، وَلَا يُنْكِرُ، فَرَجَعُوا، وَأَنَا أَرْجُو أَنْ يسْلِمُوا، فَلَمَّا أَصْبَحْنَا جَاءَ الرَّاعِي يَشْتَدُّ، وَهُوَ يَقُولُ: جَاءَ الْبشْرَى، جَاءَ الْبشْرَى، جَاءَ الذِّئْبُ فَهُوَ بَيْنَ يَدَيِ الصَّنَمِ مَقْمُوطًا، فَذَهَبْتُ مَعَهُمْ، فَقَبَّلُوهُ وَسَجَدُوا لَهُ، وَقَالُوا: هَكَذَا فَاصْنَعْ. فَدَخَلْتُ عَلى النَّبِيِّ صَلى اللُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَحَدَّثْتُهُ بِهَذَا الْحَدِيثِ، فَقَالَ: »عَبَثَ بِهِمُ

الشَّيْطَانُ«

«Нам рассказали Абдан бин Ахмад и Джафар бин Синан аль-Васитий: нам рассказал Аббас бин Абдуль-Азим альАнбари: нам рассказал Мухаммад бин Джахдам: нам рассказал аль-Азхар бин Синан от Шабиба бин Мухаммада бин Васиа от Муавия бин Курра от его отца Курра следующее:

“Когда был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве пророка, я отправился принять Ислам. И я пожелал ввести в Ислам два или три человека. Я отправился на водопой, где собирались люди, и там находился сельских пастух, который пас их овец. Он сказал: “Я не буду пасти ваших овец”. Они сказали: “Почему же?” Он сказал: “Каждую ночь приходит волк и забирает одну овцу, а наш этот идол стоит и не приносит ни вред, ни пользу, ничего не меняет и ничего не порицает”. Затем они (народ) разошлись, и я надеялся, что они примут Ислам. Когда наступило утро прибежал пастух со словами: “Пришла радостная весть, пришла радостная весть, пришел волк, и он оказался перед идолом, связанным”. Затем я отправился вместе с ними (на это место), и они поцеловали идола, и совершили ему земной поклон, сказав: „Так и поступай”.

После этого я вошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом случае. И он сказал: “Позабавился с ними шайтан”»[1]. 

[1] Имам ат-Табрани )ум. в 360 г.(, «аль-Муджмауль-кабир», хадис № 67, раздел «Шабиб бин Мухаммад бин Васи’ от Муавия бин Курра», т. 19, стр. 31, ИД «Ибн Таймийя», второе издание, Каир.

Сказал Нуруддин аль-Хайсами )ум. в 807 г.( в «Муджмау аз-заваид» по поводу этого хадиса:

وَمَدَارُهُ عَلَى أَزْهَرَ بْنِ سِنَانٍ، ضَعَّفَهُ ابْنُ مَعِينٍ، وَقَالَ ابْنُ عَدِيٍّ: أَحَادِيثُهُ صَالِحَةٌ لَيْسَتْ بِالْمُنْكَرَةِ جِدّا

«(Достоверность этого хадиса) основывается на передатчике Азхар бин Синане, его посчитал слабым Ибн Маин, а Ибн Адий сказал: “Его хадисы пригодны для использования и не являются очень порицаемыми”». [т. 1, стр. 115, раздел «смута шайтана в отношении идолопоклонников»].

так”.

Имам аль-Байхаки (ум. в 458 г.) передает в «ад-Даляилю а-нубувва» следующее:

أخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللِ الْحَافِظُ قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو الْعَباسِ مُحَمَّدُ بْنُ يَعْقُوبَ قَالَ: حَدَّثَنَا أحْمَدُ بْنُ عَبْدِ الْجَبارِ قَالَ: حَدَّثَنَا يُونُسُ بْنُ بُكَيْرٍ، عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ، عَنْ أَبِيهِ، أنَّ أَبَا بَكْرٍ، أعْتَقَ مِمَّنْ كَانَ يُعَذَّبُ فِي اللِ سَبْعَةً فَذَكَرَ مِنْهُمُ الزِّنيرَةَ. قَالَ: فَذَهَبَ بَصَرُهَا، وَكَانَتْ مِمَّنْ يُعَذَّبُ فِي اللِ عَلى الْإِسْلَامِ فَتَأْبَى إِلَّا الْإِسْلَامَ، فَقَالَ الْمُشْرِكُونَ: مَا أَصَابَ بَصَرَهَا إِلَّا اللَّاتُ وَالْعُزَّى. فَقَالَتْ:

كَلَّا، وَاللِ مَا هُوَ كَذَلكَ، فَرَدَّ اللُ عَلَيْهَا بَصَرَهَا «

«Нам рассказал Абу Абдулла аль-Хафиз: нам рассказал Абуль-Аббас Мухаммад бин Якуб: нам рассказал Ахмад бин Абдуль-Джаббар: нам рассказал Юнус бин Букайр от Хишама бин Урва от его отца что Абу Бакр освободил семерых тех, кого мучали на пути Аллаха. И он упомянул среди них аз-Зиннира. Она потеряла зрение, была из тех, кого мучали на пути Аллаха и отказалась от всего, кроме Ислама. Тогда мушрики сказали: “Не ослепили ее никто кроме аль-Лята и аль-Узза” (идолы – п.п.). И она (аз-Зиннира) сказал: “Нет, клянусь Аллахом, это не так”. И тогда Аллах вернул ей зрение»[1].

[1]    Имам аль-Байхаки в «ад-Даляилю ан-нубувва», т. 2, стр. 282, ИД «аль-Кутубуль-ильмийя», первое издание, 1988.

Ибн Хишам (ум. в 218 г.) пишет в своей книге «ас-Сира» следующее:

حَدَّثَنِي بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ:

أنَّ عَمْرَو بْنَ لُحَيٍّ خَرَجَ مِنْ مَكَّةَ إلى الشَّامِ فِي بَعْضِ أُمُورِهِ، فَلمَّا قَدِمَ مَآبَ مِنْ أَرْضِ الْبَلْقَاءِ، وَبِهَا يَوْمَئِذٍ الْعَمَاليقُ- وَهُمْ وَلدُ عِمْلَاقٍ. وَيقَالُ عِمْليقُ بْنُ لَاوِذْ بْنِ سَامَ بْنِ نُوحٍ- رَآهُمْ يَعْبُدُونَ الْأَصْنَامَ، فَقَالَ لَهُمْ: مَا هَذِهِ الْأَصْنَامُ التِي أَرَاكُمْ تَعْبُدُونَ؟ قَالوا لَهُ: هَذِهِ أَصْنَامٌ نَعْبُدُهَا، فَنَسْتَمْطِرُهَا فَتُمْطِرُنَا ،ونَسْتَنْصِرُهَا فَتَنْصُرُنَا، فَقَالَ لَهُمْ: أَفَلَا تُعْطُونَنِي مِنْهَا صَنَمًا، فَأَسِيرَ بِهِ إلَى أَرْضِ الْعَرَبِ، فَيَعْبُدُوهُ؟ فَأَعْطَوْهُ صَنَمًا يقَالُ لَهُ هُبَلُ، فَقَدِمَ بِهِ مَكَّةَ، فَنَصَبَهُ

وَأَمَرَ الناسَ بِعِبَادَتِهِ وَتَعْظِيمِهِ

«Рассказал мне один из ученых, что Амр бин Люхай вышел из Мекки в Шам по своим делам. При возвращении он вступил в земли «аль-Балькаъ», в то время там было племя аль-Амалик, они были потомками Имлака. Его также называют Имлик бин Лявиз бин Сам бин Нух. Он (Амр) увидел их поклоняющимися идолам и спросил их: “Что это за идолы, которым, я вижу, вы поклоняетесь?” Они сказали ему: “Это идолы, которым мы поклоняемся, просим у них дождя - и они дают нам дождь, просим у них помощи - и они дают нам помощь”. Он сказал им: “Почему бы вам не дать мне одного из них, я отправлюсь с ним на землю арабов, и они будут поклоняться ему?” Они дали ему одного идола, которого звали Хубаль. Он прибыл с ним в Мекку, установил его и повелел людям поклоняться ему и возвеличивать его»[2].

[2]    Ибн Хишам, «ас-Сирату ан-набавийя», раздел «Доставка идолов из Шама в Мекку», т. 1, стр. 77, ИД «Мустафа аль-Баби», второе издание, 1955 г.

Также это предание передали имам аз-Захаби )ум. в 748 г.( в «Тарихуль-ислам» )т. 1, стр. 218( и Ибн Хаджар аль-Аскаляни )ум. в 852 г.( в «аль-Исаба» )т. 8, стр. 151(.

2.3 Мушрики были убеждены что их идолы дают им пропитание

В толковании 41 аята суры «аль-Анкабут» Ибн Касир пишет следующее:

هذا مثل ضربه الل تعالى للمشركين في اتخاذهم آلهة من دون الل، يرجون نصرهم ورزقهم، ويتمسكون بهم في الشدائد، فهم في ذلك كبيت العنكبوت

في ضعفه ووهنه

«Всевышний Аллах привел этот пример мушрикам в том, что они поклоняются божествам, помимо Аллаха, надеясь получить их помощь, пропитание от них и придерживаются их в трудных ситуациях. Они в данном случае подобны паутине в ее слабости и бессилии».

Имам ат-Табари, разъясняя 17 аят суры «аль-Анкабут», пишет:

يقول جلّ ثناؤه: إن أوثانكم التي تعبدونها، لا تقدر أن ترزقكم شيئا )فَابْتَغُوا عِنْدَ الَّلِ الرِّزْقَ( يقول: فالتمسوا عند الل الرزق لا من عند أوثانكم، تدركوا

ما تبتغون من ذلك

«Всевышний Аллах, величественно Его восхваление, говорит: воистину, ваши идолы, которым вы поклоняетесь, не способны наделить вас хоть чем-то из пропитания (просите у Аллаха пропитания), то есть просите у Аллаха пропитания, а не у ваших идолов, и вы получите то, что просили».

2.4 Мушрики были убеждены, что идолы являются соучастниками Аллаха в управлении и власти этого мира.

В толковании 66 аята суры «Юнус» имам ат-Табари пишет:

يقول تعالى ذكره: ألا إن لل يا محمد كلَّ من في السموات ومن في الأرض ،ملكًا وعبيدًا، لا مالك لشيء من ذلك سواه. يقول: فكيف يكون إلهًا معبودًا من يعبُده هؤلاء المشركون من الأوثان والأصنام، وهي لل ملك، وإنما العبادة للمالك دون المملوك، وللرب دون المربوب؟ = )وما يتبع الذين يدعون من دون الل شركاء( ، يقول جل ثناؤه: وأيُّ شيء يتبع من يدعو من دون الل = يعني: غير الل وسواه = شركاء. ومعنى الكلام: أيُّ شيءٍ يتبع من يقول لل شركاء في سلطانه وملكه كاذبًا، والل المنفرد بملك كل شيء في سماء كان أو أرض؟ = )إن يتبعون إلا الظن( ، يقول: ما يتبعون في قيلهم ذلك ودعواهم إلا الظن، يقول: إلا الشك لا اليقين )1( = )وإن هم إلا يخرصون( ، يقول: وإن هم إلا يتقوّلون الباطل تظنيًا وتَخَرُّصا للإفك ،

)2( عن غير علمٍ منهم بما يقولون.

«Говорит Всевышний Аллах, возвышенно Его упоминание: ”О, Мухаммад, разве не принадлежат Аллаху все те, кто находится на небесах и на земле, будь это ангел или раб? Нет Владыки чего-либо из этого, кроме Него”. Далее Аллах говорит: “Так как же идолы будут божествами, заслуживающими поклонения, которым поклоняются эти мушрики, когда как эти идолы являются собственностью Аллаха? Воистину, поклонения заслуживает только Владыка всего, а не тот, кто сам является собственностью и только Господь всего сущего, а не тот, кто находится под властью Господа”. (Чему же следуют те, которые поклоняются вместо Аллаха сотоварищам). Говорит Аллах, величественно Его восхваление: “Чему же следуют те, кто поклоняется, помимо Аллаха?” то есть кроме Него, соучастникам. Смысл этой речи, следующий: чему следуют те, кто лживо говорит, что у Аллаха есть соучастники в Его правлении и власти, в то время как Аллах Единственен в Своей власти над каждой вещью, будь это небо или земля? “Они не следуют кроме как предположениям”, то есть они не следуют в своих словах и утверждениях кроме как предположениям, то есть сомнениям, а не точным знаниям. “И они всего лишь измышляют”, то есть они всего лишь болтают вздор на основе предположений и измышляют ложь без знаний о том, что они говорят».

Ибн аль-Джавзи в комментариях 94 аята суры «аль-Ан’ам» пишет:

و }زعمتم أنهم فيكم { أي : عندكم شركاء , وقال ابن قتيبة : زعمتم أنهم لي في خلقكم شركاء

«Вы (мушрики) утверждаете, что они (идолы) среди вас”, то есть возле вас являются соучастниками. Сказал Ибн Кутайба: “Вы утверждаете, что идолы являются Моими соучастниками в сотворении вас».

Признавая Аллаха создателем этого мира, мушрики также были убеждены, что Аллах уполномочил идолов управлять этим миром из-за Своей неспособности управлять Одному этим миром. Подобно тому как правитель назначает управляющих в разных областях из-за своей неспособности усмотреть за всем. И тогда эти управляющие правят самостоятельно от главного правителя, хоть формально и считается что они находятся под его властью. Точно так же и мушрики были убеждены, что Аллах не способен Один управлять этим миром, так как отрицали в нем некоторые качества господства - всемогущество, всезнание и всеслышание. И поэтому Он уполномочил идолов, которые, по их убеждениям, обладали некоторыми качествами господства управлять этим миром. Исходя из таких убеждений, они, например, говорили во время совершения хаджа, обращаясь к Аллаху:

«Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, кроме того, кто принадлежит Тебе, и также принадлежит Тебе все то, чем он владеет».

Как мы говорили ранее, совершенно неправильно говорить, что убеждение мушриков заключалось в том, что их идолы приносят пользу, вред или управляют этим миром по воле и разрешению Аллаха, а не самостоятельно, потому что такое убеждение не является ширком, ведь Всевышний Аллах говорит в Коране, что ангелы управляют делами этого мира или, например, Всевышний передает слова пророка Исы (мир ему), где он говорит, что способен исцелять, оживлять и умерщвлять. К тому же многочисленные доводы, которые мы привели выше, в полной мере доказывают, что мушрики были убеждены в своих идолах, в наличии у них способности самостоятельно приносить пользу или вред.

2.5 Мушрики почитали идолов больше, чем Аллаха.

Более того, мушрики не просто приписывали своим идолам качества господства, но и почитали и уважали их больше Аллаха.

Имам ат-Табари, комментируя 108 аят суры «аль-Ан’ам», пишет:

حدثني المثنى قال، حدثنا أبو صالح قال، حدثني معاوية بن صالح، عن علي بن أبي طلحة، عن ابن عباس قوله: )ولا تسبوا الذين يدعون من دون الل فيسبوا الل عدوًا بغير علم( ، قال: قالوا: يا محمد، لتنتهين عن سبِّ آلهتنا، أو لنهجوَنَّ ربك! فنهاهم الل أن يسبوا أوثانهم، فيسبوا الل عدوًا بغير علم

«Мне рассказал аль-Мусанна: нам рассказал Абу Салих: мне рассказал Муавия бин Салих от Али бин Аби Тальха от Ибн Аббаса сказавшего: слова Аллаха: “Вы не оскорбляйте тех, кому они поклоняются, помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству”. Мушрики сказали: “Мухаммад, или ты прекратишь оскорблять наши божества, или же мы станем поносить твоего Господа”. Тогда Аллах запретил мусульманам оскорблять их идолов, чтобы мушрики не оскорбляли Аллаха из враждебности и по невежеству».

О каком вообще тавхиде-рубубийя можно говорить, когда мушрики готовы были оскорблять Аллаха ради своих божеств?!

Известно также, что мушрики приписывали Аллаху дочерей, в то время как рождение дочери в их семье считалось настолько большим позором, что они даже заживо закапывали новорожденных девочек. Так о каком тавхиде-рубубийе можно говорить, когда мушрики относили к Аллаху то, что для себя считали позором?!

Имам ат-Табари, разъясняя 40 аят суры «альИсраъ», пишет:

يقول تعالى ذكره للذين قالوا من مشركي العرب: الملائكة بنات الل )أفأصْفاكُمْ( أيها الناس )رَبُّكُمْ بالبَنينَ( يقول: أفخصكم ربكم بالذكور من الأولاد )وَاتَّخَذَ مِنَ الْمَلائِكَةِ إِنَاثًا( وأنتم لا ترضونهن لأنفسكم، بل تئدونهن، وتقتلونهن، فجعلتم لل ما لا ترضونه لأنفسكم )إنَّكُمْ لتَقُولونَ قَوْلا عَظِيمًا( يقول تعالى ذكره لهؤلاء المشركين الذين قالوا من الفرية على الل ما ذكرنا: إنكم أيها الناس لتقولون بقيلكم: الملائكة بنات الل، قولا عظيما ،وتفترون على الل فرية منكم

«Всевышний Аллах, возвышенно Его упоминание, говорит тем мушрикам арабов, которые сказали: ангелы — это дочери Аллаха (неужели почтил вас) о люди (ваш Господь сыновьями), т.е. неужели ваш Господь обособил вас сыновьями (а себе взял ангелов в качестве дочерей), в то время как вы не желаете иметь себе дочерей, закапываете заживо) и убиваете их. Вы отнесли Аллаху то, что сами не желаете для себя (воистину, вы говорите ужасные слова), говорит Всевышний, возвышенно Его упоминание, этим мушрикам, которые оклеветали Аллаха тем, о чем мы упомянули: “Вы, о люди, своими словами: ”ангелы — это дочери Аллаха” говорите ужасные слова и клевещите на Него”».

Ибн аль-Джавзи в толковании 136 аята суры «аль-Ан’ам» пишет следующее:

وكانوا إذا زرعوا، خطوا خطاً، فقالوا: هذا لل، وهذا لآلهتنا، فإذا حصدوا ما جعلوه لل، فوقع منه شيء فيما جعلوه لآلهتهم، تركوه وقالوا: هي إليه محتاجة وإذا حصدوا ما جعلوه لآلهتهم، فوقع منه شيء في مال الل، أعادوه إلى موضعه. وكانوا يجعلون من الأنعام شيئا لل فاذا ولدت إناثها

ميتاً أكلوه، وإذا ولدت أنعام آلهتهم ميتاً عظموه فلم يأكلوه

«Мушрики когда сеяли, проводили черточку и говорили: этот (участок земли) для Аллаха, а этот для наших божеств. Затем, когда они собирали урожай с участка приготовленного для Аллаха, и что-нибудь оттуда попадало на участок, приготовленный для их идолов, они говорили: “Они (божества) нуждаются в этом”. А когда собирали урожай с участка, предназначенного для их божеств, и что-то перепадало на участок, предназначенный для Аллаха, они возвращали это на свое место. Также они посвящали что-то из скота Аллаху, и когда у такого животного рождалось мертвое потомство, они ели его. А когда же животные, посвященные их идолам, рождали мертвое потомство, то они проявляли к нему уважение и не ели его».

В итоге вышеперечисленного нам становится предельно ясно, что мушрики времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не имели никакого тавхида-рубубийя. Да как вообще можно говорить о наличии тавхида-рубубийи у тех, кто утверждает, что их идолы способны защитить их от наказания Аллаха, а Аллах не способен даже воскресить их истлевшие тела?!

А теперь сравните то, что мы привели, с тем, что говорит один из ваххабитских ученых Мухаммад Башмиль (ум. в 1426 г.) в своей книге «Кайфа нафхаму ат-тавхид?»:

فقد كان هؤلاء المشركون يؤمنون بوجود الل إيماناً جازما ويوحدونه في

الربوبية توحيداً كاملا لا تشوبه أية شائبة

«Эти мушрики верили в существование Аллаха твердой верой и придавали Ему единство в тавхиде-рубубийя полноценным образом, без примеси искажения»[1].

стр. 11, ИД «аль-Джамиатуль-ислямийя»

Мы не стали приводить общие слова ученых об отсутствии у мушриков тавхида-рубуийи, а привели конкретные примеры, чтобы у ваххабитов не было повода заявить, что ученые говорят без довода, как это мы наблюдаем обычно. К тому же эти доводы вполне достаточны для любого разумного человека.

ПРИЗЫВ ПРОРОКА СВОЕГО НАРОДА К ПРИЗНАНИЮ ТАВХИД-РУБУБИЙЯ

Из предыдушего раздела становится ясно, что мекканские мушрики не имели никакого тавхида-рубубийи. Любому разумному человеку понятно, что если у них не было этого тавхида, значит

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал их к тавхиду, потому что его миссия заключалась в том, чтобы призвать людей к истине и уходу от своих ложных убеждений.

Думаю, нет особой нужды приводить множество цитат ученых о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал свой народ к тавхиду-рубубийи. Но все-таки приведем несколько доводов, чтобы в очередной раз напомнить о лживости слов ваххабитских ученых, утверждающих что большинство пророков не призывали свой народ к этому виду тавхида.

Напомним, что мы говорим только об убеждениях мекканских мушриков и не переходим к обсуждению убеждений других народов, дабы не удлинилась наша книга. Иначе на это не хватит одной книги.

Имам ат-Табари, комментируя 18 аят суры «ар-Ра’д», пишет:

يقول تعالى ذكره: وأما الذين لم يستجيبوا لل حين دعاهم إلى توحيده والإقرار بربوبيته، )3( ولم يطيعوه فيما أمرهم به، ولم يتبعوا رسوله فيصدقوه فيما جاءهم به من عند ربهم،

«Говорит Всевышний Аллах, возвышенно Его упоминание: “Что касается тех, кто не послушался Аллаха, когда Он призвал их к признанию Его единства и к признанию Его качеств господства/рубубийи, и которые не подчинились Ему в том, что Он повелел и не последовали за Его Посланником, чтобы признать его правым в том, с чем он пришел от их Господа…».

Также в толковании 8 аята суры «аль-Ан’ам» имам атТабари пишет:

يقول تعالى ذكره: قال هؤلاء المكذبون بآياتي، العادلون بي الأندادَ والآلهةَ، يا محمد، لك لو دعوتهم إلى توحيدي والإقرار بربوبيتي، وإذا أتيتهم من الآيات والعبر بما أتيتهم به، واحتججت عليهم بما احتججت عليهم مما قطعتَ به عذرَهم: هَلا نزل عليك ملك من السماء في صورته،يصدَّقك على ما جئتنا به، ويشهد لك بحقيقة ما تدَّعي من أنَّ الل أرسلك إلينا!

«Говорит Аллах, возвышенно Его упоминание: “Те, которые считают лживыми мои знамения и которые поклоняются помимо Меня божествам и идолам, сказали тебе, о Мухаммад, когда ты призвал их признать Меня Единым и признать Мои качества господства, и когда ты привел им знамения и назидания, которые Я приводил им, и когда ты привел им доводы против них, которые Я приводил против них, с помощью которых ты отверг их оправдания (тогда они сказали): “Почему же Аллах не отправит к тебе ангела с небес в Своем образе, чтобы подтвердить тебя правым в том, с чем ты пришел и засвидетельствовать за тебя об истинности того, что ты утверждаешь, что Аллах послал тебя к нам!””».

В разъяснении 36 аята суры «ан-Нисаъ» имам ат-Табари пишет:

يعني بذلك جل ثناؤه: وذِلُّوا لل بالطاعة، واخضعوا له بها، وأفردوه بالربوبية ،وأخلصوا له الخضوع والذلة ، بالانتهاء إلى أمره، والانزجار عن نهيه، ولا

تجعلوا له في الربوبية والعبادة شريكًا تعظمونه تعظيمكم إياه

«Всевышний Аллах, величественно Его восхваление, имеет виду под этими словами следующее: смиритесь перед Аллахом подчинением, покоритесь Ему, считайте Его единственным в качествах господства и будьте покорными и смиренными только перед Ним, выполняя Его повеления и остерегаясь Его запретов. И не придавайте Ему сотоварища в качествах господства и в поклонении, возвеличивая его так, как вы возвеличиваете Аллаха».

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДОВОДОВ ВАХХАБИТОВ

В подтверждение своих убеждений ваххабиты часто приводят некоторые аяты Корана, которые, по их мнению, доказывают состоятельность их утверждений. Слепо зацепившись за несколько аятов Корана, они не обращают внимания на толкования учеными этих аятов и также на другие аяты Корана, которые разъясняют их смысл.

В данном разделе мы опровергнем самые распространенные их доводы, приводя мнения только авторитетных ученых Ислама, а не новоявленных «грамотеев».

Первый «довод».

Салафиты приводят 25 аят суры «Лукман»:

وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّهمَاوَاتِ وَالرْضَ لَيَقُولُنَّه اللَّهُه

Смысл: «Если же ты (Мухаммад) спросишь их (мушриков Мекки): “Кто сотворил небеса и земли?”, - то они непременно скажут: “Аллах”». Также и другие аяты, где говорится, что мушрики признавали Аллаха Творцом всего сущего, а также признавали некоторые Его качества господства, как наделение пропитанием, оживление, умерщвление и т.д.

Ссылаясь на подобные аяты, ваххабиты заявляют, что они ясно указывают на то, что мушрики признавали тавхид-рубубийя. Мы же ответим на это следующим образом.

Во-первых, еще раз напоминаем, что из признания некоторых качеств господства Аллаха, никак не следует признание тавхида-рубубийи, потому что тавхид-рубубийя не ограничен признанием Аллаха Творцом всего сущего и что Он Оживляет и Умерщвляет. Человек может признавать, что Аллах описан всеми качествами господства, но вместе с тем если будет утверждать, что какое-то из этих качеств не является совершенным или что кто-то другой также обладает подобным качеством, то несомненно у него не будет тавхида-рубубийи.

Чтобы человек считался муваххидом в тавхиде-рубубийя, он должен признавать, что только Аллах описан всеми совершенными качествами господства и что никто иной не имеет даже одного подобного качества. Это мы разъяснили еще в начале нашей книги. Признав все это, он должен покориться всему тому, что пришло от Аллаха. А иначе он не будет считаться муваххидом в этом виде тавхида. К примеру, Иблис, хоть и признавал все качества господства только Аллаху, все равно впал в куфр, потому что не покорился тому, что пришло от Аллаха, а именно - совершить земной поклон пророку Адаму (мир ему) виде приветствия.

В первом разделе данной главы мы привели неоспоримые доказательства того, что мушрики отрицали многие качества господства Аллаха, а также относили качества господства своим идолам. Следовательно, из признания мушриков, что их Создателем является Аллах, никак не следует, что они имели тавхид-рубуийя.

Также если мы все-таки допустим, что мушрики признавали все совершенные качества господства Аллаха и ни к кому другому их не относили, то все равно у них не будет тавхидарубубийи, потому что они не признавали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пророком, посланным к людям. Чтобы человек был муваххидом в этом виде тавхида он не только должен признать все качества господства Аллаха и уверовать в них, но и должен признать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правдивым в его пророческой миссии.

Это подробно разъяснил Ибн аль-Кайим аль-Джавзия в своей книге «Хидаятуль-хаяра»:

وَلِذَلكَ كَانَ جَحْدُ نُبُوَّةِ خَاتَمِ الْأَنْبِيَاءِ وَالرُّسُلِ، وَتَكْذِيبُهُ إنْكَارًا للرَّبِّ تَعَالَى فِي الْحَقِيقَةِ وَجُحُودًا لَهُ، فَلَا يُمْكِنُ الْإِقْرَارُ بِرُبُوبِيَّتِهِ وَإلَهِيتِهِ وَمُلْكِهِ، بَلْ وَلَا بِوُجُودِهِ، مَعَ تَكْذِيبِ مُحَمَّدِ بْنِ عَبْدِ الَّلِ صَلى الَّلُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَقَدْ أَشَرْنَا إِلَى ذَلكَ فِي الْمُنَاظَرَةِ التِي تَقَدَّمَتْ، فَلَا يجَامِعُ الْكُفْرُ بِرَسُولِ الَّلِ صَلى الَّلُ عَلَيْهِ وَسَلمَ الْإِقْرَارَ بِالرَّبِّ تَعَالى، وَصِفَاتِهِ أَصْلًا، كَمَا لَا يجَامِعُ الْكُفْرَ بِالْمَعَادِ

وَالْيَوْمِ الْآخِرِ، الْإِقْرَارَ بِوُجُودِ الصَّانِعِ أَصْلًا،

«И поэтому отрицание пророчества Печати пророков и посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и обвинение его во лжи, в действительности было отрицание и неверие в Господа, Возвышен Он. Невозможно признавать качества господства Аллаха, Его божественные качества, признавать Его власть и даже признавать Его существование вместе с обвинением во лжи Мухаммада бин Абдуллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мы уже указали на это в предыдущей дискуссии. Никогда не объединяется неверие в Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с признанием Господа, Возвышен Он, и Его качеств. Подобно тому, как никогда не объединяется неверие в загробную жизнь и Судный День с признанием существования

Творца»[1].

[1] Ибн аль-Кайим аль-Джавзия, «Хидаятуль-хаяра», т. 2, стр. 583-584, ИД «аль-Калям» и «аш-Шамийя», первое издание, Джидда, 1996 г.

Во-вторых, на самом деле они не были твердо убеждены, что Аллах является Творцом всего сущего и также твердо не верили в Его качества господства. Они признавали это, но с большими сомнениями, а, как известно, признание чего-то с сомнениями не называют убеждением.

Имам Низамуддин ан-Найсабури (ум. в 850 г.), комментируя 36 аят суры «ат-Тур», пишет:

ثم احتج عليهم بالأنفس ثم بالآفاق ثم قال بَلْ لا يوقِنُونَ وذلك أنه حكى عنهم وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلقَ السَّماواتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ الَّلُ [لقمان: 52] فتبين أنهم في هذا الاعتراف شاكون إذ لو عرفوه حق معرفته لم يثبتوا له ندا ولم يحسدوا من اختاره للرسالة كما وبخهم عليه بقوله أَمْ عِنْدَهُمْ خَزائِنُ رَبِّكَ

حتى يختاروا للنبوة من أرادوه  

«Затем Всевышний Аллах привел доводы против них (сотворением) их самих, затем (сотворением) всего сущего, а затем Аллах сказал: “Но они не уверены”. И это потому что Аллах передал от них слова: “Если же ты спросишь их (мушриков), кто сотворил небеса и земли, то они непременно скажут: Аллах” [сура «Лукман», 25]. Стало ясным, что они (мушрики) в этом признании сомневаются так, как если бы они познали Аллаха должным образом, то не приписали бы Ему сотоварища и не завидовали бы тому, кого Аллах избрал для посланнической миссии. Как это Аллах упрекнул их словами “Или, может быть, у них есть сокровища твоего Господа, чтобы они выбирали для пророческой миссии того, кого они пожелают”».

Шейх Абу Сауд (ум. в 982 г.) пишет в своем тафсире в толковании этого же аята:

إذا سئلوا منْ خلقكم وخلق السمواتِ والأرضَ قالوا الل وهم غيرُ موقنينَ

بما قالوا وإلا لما أعرضُوا عن عبادتِه

«Когда их (мушриков) спросили: “Кто создал вас, небеса и землю?”, - они сказали: “Аллах”. И они не уверены в том, что они сказали, а иначе-то не отвернулись бы от поклонения Аллаху».

Ибн Касир в разъяснении этого аята пишет:

ثمَّ قَالَ تَعَالى: }أَمْ خَلقُوا السَّمَوَاتِ وَالأرْضَ بَل لَا يوقِنُونَ{ أَيْ: أَهُمْ خَلقُوا السموات وَالْأَرْضَ؟ وَهَذَا إِنْكَارٌ عَلَيْهِمْ فِي شِرْكِهِمْ بِالَّلِ، وَهُمْ يَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْخَالقُ وَحْدَهُ، لَا شَرِيكَ لَهُ. وَلَكِنَّ عَدَمَ إِيقَانِهِمْ هُوَ الذِي

يَحْمِلُهُمْ عَلى ذَلكَ،

«Затем Всевышний Аллах сказал: ”Или, может быть, они сотворили небеса и землю, но они не уверены”, - то есть. может быть, они (мушрики) сотворили небеса и землю? Это есть порицание за их ширк Аллаху. Они знают, что только Он Создатель и что нет у Него сотоварища, однако их не уверенность в этом привела их к этому (ширку)».

Абу Хайян аль-Андалюси (ум. в 745 г.) также комментирует этот аят в «аль-Бахруль-мухит»:

بَلْ لَا يوقِنُونَ: أَيْ إِذَا سُئِلُوا: من خلقكم وخلق السموات وَالْأَرْضَ؟ قَالوا:

الَّلُ، وَهُمْ شَاكُّونَ فِيمَا يَقُولونَ لَا يوقِنُونَ

«“Но они не уверены”, то есть когда их (мушриков) спросили: “Кто сотворил вас, небеса и землю?” - Они сказали: “Аллах”, - и они сомневаются в том, что говорят и не уверены (в этом)».

Шихабуддин аль-Алюси пишет в своем тафсире:

بَلْ لا يوقِنُونَ أي إذا سئلوا من خلقكم وخلق السماوات والأرض؟ قالوا: الل وهم غير موقنين بما قالوا إذ لو كانوا موقنين لما أعرضوا عن عبادته

تعالى فإن من عرف خالقه وأيقن به امتثل وانقاد له

«”Но они не уверены”, то есть,, когда мушриков спросили: “Кто сотворил вас, небеса и землю?” - Они сказали: “Аллах”, - и они не уверены в том, что они говорят так, как если бы они были уверенными, то не отвернулись от поклонения Всевышнему Аллаху. Воистину, тот, кто познал Аллаха и убежден в Его существовании, тот слушается Его и подчиняется Ему».

Шейх аль-Хазин пишет в своем тафсире:

بَلْ لا يوقِنُونَ أي بالحق وهو توحيد الل تعالى وقدرته على البعث وأن الل تعالى هو خالقهم وخالق السموات والأرض فليؤمنوا به وليوقنوا أنه ربهم وخالقهم

«”Но они не уверены”, то есть в истине, и это убеждение, что Всевышний Аллах Един, способен воскресить их и что Всевышний Аллах является их Творцом и Творцом небес и земли. Так уверуйте в Него и будьте уверены, что Он их Господь и Творец».

Более того многие мекканские мушрики вообще отрицали, что у них есть Господь.

Имам ат-Табари в разъяснении 24 аята суры «аль-Джасийя» пишет:

وقوله )وَمَا يُهْلِكُنَا إِلا الدَّهْرُ( يقول تعالى ذكره مخبرًا عن هؤلاء المشركين أنهم قالوا: وما يهلكنا فيفنينا إلا مرّ الليالي والأيام وطول العمر، إنكارًا

منهم أن يكون لهم ربّ يفنيهم ويهلكهم

«Слова Аллаха: “Нас губит только время”. Говорит Аллах, Возвышенно Его упоминание, рассказывая об этих мушриках, что они сказали: “Нас губит и уничтожает только лишь истечение ночей, дней и периода жизни”. “Они сказали это”, отрицая то, что у них есть Господь, который уничтожает и губит их».

Признавая Аллаха Творцом, мушрики были не уверены в своем признании, этим и объясняется то, что они готовы были оскорблять Аллаха ради своих идолов. Так как вообще человек с таким слабым, сомнительным убеждением может считаться муваххидом в тавхиде-рубубийя?!

Второй «довод».

Слова мушриков, переданные Всевышним Аллахом в 3 аяте суры «аз-Зумар»:

مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّه لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِه زُلْفَى

Смысл: «Мы поклоняемся им (идолам) только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху».

Приводя этот аят ваххабиты заявляют: единственной причиной, почему мушрики поклонялись идолам, - это убеждение, что (идолы) приблизят их к Аллаху.

Ответим на это следующим образом.

Во-первых, если частица «إلا / только, кроме» в данном аяте в истинном, абсолютном значение, тогда смысл будет, что единственной причиной поклонения мушриков идолам было то, чтобы они приблизили их к Аллаху. Но такое толкование противоречит множеству аятов и хадисов, которые мы привели ранее, где говорилось, что мушрики просили помощи у идолов, просили у них дождь, пропитание и даже защиты от наказания Аллаха.

Тогда получается, что мушрики лгали в своих признаниях, что они поклоняются идолам только лишь для того, чтобы они приблизили их к Аллаху. Они были вынуждены сказать подобное после того, как им предоставили неопровержимые доводы, что их идолы не приносят ни пользу, ни вред. Именно поэтому Аллах называет их лжецами в конце этого же аята:

إنَّه اللَّهَه لَ يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّهارٌ

Смысл: «Воистину, Аллах не наставляет на истину того, кто является лжецом и неверным».

Ибн Ашур (ум. в 1393 г.) в комментариях к этому аяту пишет в своем тафсире:

يَجُوزُ أنْ يَكُونَ خَبَرًا ثَانِيًا عَنْ قَوْلِهِ: وَالذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أوْلِياءَ وَهُوَ كِنَايَةٌ عَنْ كَوْنِهِمْ كَاذِبِينَ فِي قَوْلِهِمْ: مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيقَرِّبُونا إلَى الَّلِ وَعَنْ

كَوْنِهِمْ كَفَّارِينَ بِسَبَبِ ذَلكَ، وَكِنَايَةٌ عَنْ كَوْنِهِمْ ضَالِّينَ

«Возможно, чтобы эти слова были вторым сказуемым для слов Аллаха: “те, которые поклоняются, помимо Аллаха, божествам”, и это будет указанием, что они лгут в своих словах: “мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху” и также будет указанием, что они стали неверными и заблудшими по причине этого».

Также Бурхануддин аль-Букаи (ум. в 885 г.) пишет в комментариях к этому аяту:

أرادوا بهذا الاعتذار المسكت عن قبيح صنيعهم

«Они хотели этими (словами) привести убедительные оправдания для своих скверных дел».

Во-вторых, если частица «только, кроме» в этом аяте в относительном, неабсолютном значении, тогда их поклонение идолам будет и для того, чтобы они приблизили их к Аллаху и также для других целей, как, например, чтобы они принесли им пользу, дали пропитание, помощь, дождь, и отдалили от них вред.

Ибн Касир разъясняя 74 аят суры «Ясин» пишет в своем тафсире:

يَقُولُ تَعَالَى مُنْكِرًا عَلَى الْمُشْرِكِينَ فِي اتِّخَاذِهِمُ الْأَنْدَادَ آلِهَةً مَعَ الَّلِ، يَبْتَغُونَ

بِذَلكَ أَنْ تَنْصُرَهُمْ تِلْكَ الْآلِهَةُ وَتَرْزُقَهُمْ وَتقَرِّبَهُمْ إلى الَّلِ زُلْفَى

«Говорит Всевышний Аллах, порицая мушриков за то, что они сделали идолов божествами наряду с Аллахом. Желая этим, чтобы эти идолы помогли им, наделили их пропитанием и приблизили их к Аллаху».

И это значит, что они не только были убеждены, что их идолы имеют такие качества господства, как оказание помощи, наделение пропитанием, но и имели также способность приближать их к Аллаху. А такое убеждение есть куфр в тавхидерубубийя.

Третий «довод».

Слова Всевышнего Аллаха:

وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللَّهِه إِلَّه وَهُمْ مُشْرِكُونَ

Смысл: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять Аллаху сотоварищей» Сура «Юсуф», 106

Руководствуясь этим аятом ваххабиты заявляют, что мушрики верили в Аллаха, то есть у них был тавхид-рубубийя, но они все равно были мушриками, потому что не было у них тавхида-улюхийя.

Это совершенно неправильное понимание, потому что слово «иман/вера» в данном аяте не в шариатском, а в лексическом значении. Ибо невозможно, чтобы в человеке одновременно сочетались и вера (иман), и неверие (куфр). Иман в лексическом значении означает «признание», и мушрики признавали (хоть и с большими сомнениями), что их Господом является Аллах, но из этого признания никак не следует, что у них был тавхид-рубубийя, как мы разъяснили выше.

Ибн аль-Джавзи пишет в тафсире «Задуль-масир», разъясняя этот аят, следующее:

فان قيل: كيف وصف المشرك بالإِيمان؟ فالجواب: أنه ليس المراد به حقيقة الإِيمان، وإنما المعنى: أن أكثرهم، مع إِظهارهم الإيمان بألسنتهم ، مشركون

«”Если скажут: “Как можно описать мушрика, что у него есть вера (иман)?” - ответом будет: что здесь не имеется виду настоящий иман(истинная вера)”. Смысл этого аята: что большинство из них вместе с тем, что выявляли веру на словах, являются мушриками».