Краткие сведения об Имаме аль-Касталяни

 

Он - Абуль-'Аббас Шихабуддин Ахмад Ибн Мухаммад аль-Касталяни аш-Шафи'и. Годы жизни 851-923 Хиджры. Мухаддис, историк, факых, чтец Корана. Его учителями были Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари, Хафиз ас-Сахави, Имам аль-'Аджлуни и другие, ридвануЛлахи 'алейхим аджма'ин.

 

Среди его трудов:

 

- Иршад ус-Сари ли шарх Сахих аль-Бухари, упоминавшийся выше. В 10 томах.

- Минхадж уль-Ибтихадж би шарх Муслим Бин аль-Хаджадж. В 8 томах.

- Машарик уль-Анвар уль-Мадыя. Шарх на Касыду Бурда Имама Бусайри, рахматуллахи 'алейхи.

Также Имаму Касталяни принадежит ряд других книг, среди которых труды по Таджвиду и Кыра'ат.

 

Но, пожалуй, самой известной книгой Имама Касталяни является «Мавахиб уль-Лядуния» - десятитомный труд, описывающий Сиру (Жизнеописаеие) Последнего Посланника Аллаха, салаватуллахи уа саламуху 'алейхи. Шейхом Юсуфом Набхани был составлен мухтасар (краткое изложение) этой книги под названием «Анвар уль-Мухаммадия мин аль-Мавахиб уль-Лядуния». Также, Мухаммад 'Абдуль-Бакы аз-Заркани написал шарх на «Мавахиб уль-Лядуния».

 

Да помилует Аллах Имама Касталяни и да не лишит нашу Умму баракята его книг. Амин.

 

 

Сказал Имам Шихабуддин аль-Касталяни (851-923 г. х.), да смилуется над ним Аллах, в «аль-Мавахиб аль-Лядунийа»:

 

قال القسطلاني (ت 923 هـ) في المواهب اللدنية: (وينبغي للزائر له صلي الله عليه وسلم ان يكثر من الدعاء والتضرع والاستغاثة‏ والتشفعوالتوسل به صلي الله عليه وسلم، فجدير بمن استشفع به ان يشفعه اللّه فيه. قال: وان الاستغاثة هي طلب الغوث‏ فالمستغيث يطلب من المستغاث به اغاثته ان يحصل له الغوث، فلا فرق بين ان يعبر بلفظ الاستغاثة، اوالتوسل، او التشفع، او التوجه او التجوه لانهما من الجاه والوجاهة، ومعناهما علو القدر والمنزلة وقد يتوسل بصاحب الجاه الى من هو اعلى منه. قال: ثم ان كلا من الاستغاثة،والتوسل والتشفع، والتوجه ‏بالنبي صلى الله عليه وسلم واقع في كل حال: النصرة قبل خلقه وبعد خلقه، في مدة حياته في الدنيا وبعد موته فيالبرزخ، وبعد البعث في عرصات القيامة. ) المواهب اللدنية: 4/593.

Посетившему его (да благословит его Аллах и приветствует) следует делать много дуа, быть смиренным, делать истигаса, просить шафаат и делать тавассуль посредством него (да благословит его Аллах и приветствует). И достоин тот, посредством кого делают шафаат, чтобы Аллах принял его шафаат.

Он сказал: Поистине истигаса – это просьба о помощи. Просящий о помощи просит у того, к кому обращается помочь ему, чтобы получить помощь. И нет разницы, если называть это истигасой, тавассулем, ташаффуом (просьба о заступничестве), таваджджухом (обращение) или таджаввухом (просьба ради достоинства), потому что последние два относятся к достоинству и высокому положению. Это значит иметь огромную степень. Иногда бывает так, что делают тавассуль посредством того, кто обладает высокой степенью к тому, кто занимаешь более высшую степень.

Он сказал: Поистине истигаса, тавассуль, ташаффу` и таваджух посредством Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) происходит во всех состояниях: помощь до его сотворения; после его сотворения; на протяжении всей его жизни в этом мире, и после того как покинул этот мир, в Барзахе. А также после воскрешения в местности Арасат.

 

 [«аль-Мавахиб аль-Лядунийа», том 4, стр. 593]

 

 

Также Аль-Касталяни сказал:

 

توسل القسطلاني  ((وأما التوسل به صلى الله عليه وسلم بعد موته في البرزخ فهو أكثر من أن يحصى أو يدرك باستقصاء… إلى أن قال: ولقد كان حصل لي داء أعيا دواؤه الأطباء، وأقمت به سنين، فاستغثت به صلى الله عليه وسلم ليلة الثامن والعشرين من جمادى الأولى سنة ثلاث وتسعين وثمانمائة بمكة زادها الله شرفاً، ومنَّ عليَّ بالعود في عافية بلا محنة، فبينا أنا نائم إذ جاء رجل معه قرطاس يكتب فيه: هذا دواء لداء أحمد بن القسطلاني من الحضرة الشريفة بعد الإذن الشريف النبوي، ثم استيقظت فلم أجد بي والله شيئاً مما كنت أجده، وحصل الشفاء ببركة النبي صلى الله عليه وسلم.)) (المواهب اللدنية 3/418).

 

Что касается тавассуля посредством Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после его перехода в иной мир, в Барзахе, то его настолько много, что невозможно посчитать или узнать путем исследования. 

До его слов: Я заболел болезнью, исцелить от которого были бессильны врачи. Я продолжал болеть годами. В двадцать восьмую ночь месяца Джумада аль-Уля, 893 году в Мекке, да возвеличит Аллах почет этого города, я обратился с просьбой о помощи к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах облагодетельствовал меня, вернув к здоровью без испытания. Когда я спал, пришел человек, в руках которого была бумага, в которой он писал: «Это лекарство от болезни Ахмада ибн аль-Касталани, прибывшее из почтенного города по разрешению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». После этого я проснулся и, клянусь Аллахом, обнаружил, что не осталось ничего от болезни, которая была у меня. Вот так я получил исцеление из-за бараката Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

[ «аль-Мавахиб ал-Лядунийа», том 3, стр. 418].

 

 

Рассказ Имама аль-Касталани из «Аль-Мавахиб аль-Лядунийа»:

 

وذكر الإمام القسطلاني في المواهب اللدنية: ((وقف أعرابي على قبره الشريف (صلى الله عليه وآله وسلم) وقال: اللّهمّ إنّك أمرت بعتق العبيد وهذا حبيبك وأنا عبدك فأعتقني من النار على قبر حبيبك، فهتف به هاتف: يا هذا سألت العتق لك وحدك؟ هلاّ سألت العتق لجميع المؤمنين إذهب فقد أعتقتك. ثمّ أنشد القسطلاني البيتين المشهورين وهما: إنّ الملوك إذا شابت عبيدهم في رقّهم أعتقوهم عتق أحرار وأنت يا سيدي أولى بذا، كرماً قد شِبتُ في الرقّ فاعتقني من النار القسطلاني: المواهب اللدنية بالمنح المحمدية: 4/584

Бедуин встал возле его (да благословит его Аллах и приветствует) почтенной могилы и сказал: «О мой Аллах! Поистине Ты повелел освобождать рабов. Это Твой любимец, а я Твой раб, так освободи же меня от ада возле могилы Твоего Любимца». В это время глашатай провозгласил: «Ты попросил освобождения одному себе? О если бы ты попросил освобождения всем уверовавшим. Ступай, поистине Я освободил тебя».

Затем аль-Касталани сочинил слова:

Поистине цари освобождают своих рабов освобождением свободных, когда те стареют,

А Ты, о мой Господь более достоин делать это из-за Своей щедрости, так освободи же меня от ада, поистине я состарился в рабстве.

 

[аль-Касталани, «аль-Мавахиб ал-Лядунийа», том 4, стр. 584].

 

Передача от Хасана аль-Басри в «Аль-Мавахиб ал-Лядунийа»:

 

نقل في المواهب عن الحسن البصري، قال: وقف حاتم الأصم على قبره (صلى الله عليه وسلم) فقال: يا ربّ إنّا زرنا قبر نبيّك (صلى الله عليه وسلم) فلا تردّنا خائبين، فنودي يا هذا ما أذنّا لك في زيارة قبر حبيبنا إلاّ وقد قبلناك فارجع أنت ومن معك من الزوّار مغفوراً لكم.)) القسطلاني: المواهب اللدنية بالمنح المحمدية: 4/584 طـ. دار الكتب الإسلامي. وله عده اقوال ذكرناها في الموضوع منها حديث توسل آدم بسيدنا محمد صلى الله عليهم وسلم

 

Хатам аль-Асамм встал у могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О наш Господь! Поистине мы посетили могилу Твоего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не возвращай нас разочарованными». Тогда они услышали голос: «О вы! Мы не разрешили тебе посетить могилу Нашего любимца, кроме как приняв тебя. Возвращайся ты и все посетители, которые с тобой прощенными».

 

[аль-Касталани, «аль-Мавахиб аль-Лядунийа», том 4, стр. 584. Дар аль-Кутуб аль-Исламий]