Вопрос:

 

Какая акида правильная, акида Имамов Ашари и Мутуриди или Акида Вахабитов, и как они понимают Сифаты Аллаха указанные в Коране?

 

Ответ:

 

Аш’аритский мазхаб это признанный суннитский мазхаб с момента его появления и до наших дней. Этот мазхаб изучают в университете Аль-Азхар аш-Шариф. Этому мазхабу следуют последователи четырех имамов : ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты.

 

   1. Слово «аш’аритский» происходит от имама Абу аль-Хасана Али ибн Исмаила, который был одним из внуков благословенного сподвижника Абу Мусы аль-Аш’ари. Родился в 260 году по хиджре, умер примерно в 330 году. Изучал му’тазилитский мазхаб Али аль-Джуббаи в течение 20-ти лет. Это мазхаб, который опирается на разум (акль) и отдает ему предпочтение перед религиозной традицией (накль) и буквальным смыслом текстов. При этом Аби аль-Хасан аль-А’шари отталкивается от другого непреложного положения – об отсутствии какого бы то ни было противоречия между суждением, вынесенным на основе разума и суждением, сделанным на основе религиозных текстов. Этой позиции придерживаются и более ранние ученые-сунниты, таки как аш-ШафииМалик и другие. Поэтому нет необходимости делать предпочтение текстам над доводами разума, как это делают приверженцы буквы, так же как и нет необходимости в обратном – предпочтении разума над текстом, как это принято у му’тазилитов. Таким образом, становится ясно, что доводы разума и мусульманская религиозная традиция, зафиксированная в текстах - это не две отдельные вещи, а две стороны одной медали. Все ученые согласились с этой доктриной, которая основана на исследовании древних текстов, на размышлении, на нахождении решений для существующих философских проблем. И как результат мы наблюдаем ослабление му’тазилитской школы вплоть до почти полного ее исчезновения в четвертом веке по хиджре. Это произошло благодаря усилиям именно Абу аль-Хасана аль-Ашари, который опирался на Коран, сунну, и на правильные доводы разума. Причем иногда Абу аль-Хасан аль-Ашари давал два заключения по одному вопросу, давая возможность выбрать одно из них. И оба таких заключения считаются приемлемым решением проблемы. 

 

   2. После этого ашаритский мазхаб развивался, будучи основанным на положении о том, что людям следует жить в ногу со своим временем, не останавливаясь исключительно на событиях времен Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Он оставил после себя метод, которому необходимо следовать в размышлениях, сталкиваясь с разнообразными проблемами современности – научными и философскими. Среди ученых, развивавших мазхаб, имам аль-Бакляни (403 г.х.), аль-Джувейни (478 г.х.), аль-Газали (505 г.х.), далее имам ар-Рази (606 г.х.), аль-Амали (631 г.х.), далее аль-Иджи (756 г.х.), ас-Саад ат-Тафтазани (793 г.х.), аш-Шариф аль-Джорджани (816 г.х.). К ашаритам принадлежит имам ан-Навави (676 г.х.), который написал комментарии к «Сахиху» (сборнику хадисов) Муслима, а также написал «Сады Праведных». Это имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни(852 г.х.), который написал «Фатх-уль-бари» - многотомные комментарии к своду хадисов Бухари. Также это и другие ученые, на труды которых опираются студенты издавна и до наших дней. 

 

   3. Затем установилось так, что мусульмане из числа приверженцев Сунны и Единой общины стали следовать мазхабу ашаризма, принимая его в качестве наиболее точного и распространенного научного мазхаба. Аль-Ашари написал около семидесяти книг, среди которых есть одна маленькая книга, изданная одним из отделов образования в Османском государстве, в Хайдарабаде (Индия), под названием "Истихсануль-хавд фи ильмиль-калам". Эта книга не превышает тринадцати страниц, и он разъяснил в ней извлечение вопросов основ религии из Корана и Сунны. 

 

    4. В "Сборнике Фетв" Ибн Таймийи, в третьем томе, стр. 187, Ибн Таймия рассказывает о диспуте Сафиюддина аль-Хиндий с Ибн Таймией перед ашаритами. Аль-Хиндий сказал: "Я сказал ему: У вас нет возражения против этого человека (т.е. против Ибн Таймийи), поскольку он утвердил оставление смысла аятов как есть без толкования, а вы утвердили толкование, а эти два мнения сказаны самим Аль-Ашари". И пересказ Ибн Таймией этих слов, и его принятие их, указывает на то, что он был ашаритом, и соглашался с этим. Однако некоторые из них пытаются сделать его последователем привнесенного ими мазхаба, называемого мазхабом салафов.
   Салаф – это не мазхаб, это благословенная историческая эпоха, в которой мусульмане придерживались своей религии, и построили свою цивилизацию. Этот смысл подробно объяснил Мухаммад Саид аль-Бутий в своей книге "ас-Салафия". Сегодняшние салафиты также постоянно пытаются переманить аль-Ашари на свою сторону и мнения. Многие из них утверждают о существовании полного разделения между аль-Ашари и идеями относимой к нему школы. Истина же заключается в том, что аль-Ашари полностью был убежден в отходе от мутазилитской мысли, и отходе от прямого подхода к текстам. Этот путь и стал методологией приверженцев Сунны и Единой общины до наших дней. 

 

 5. Поэтому, тот, кто порицает ашаризм, и считает его причиной для непринятия от ученых, и отвергает на этом основании то, чего придерживаются ученые аль-Азхара даже в вопросах фикха, по той причине что они ашариты – он не знает что тем самым он отвергает срединный путь, и что он становится регрессивным, думая что Ислам соответствует лишь некоторым эпохам, и пытается перетащить прошлое на будущее, и что он тем самым противоречит наставлению Корана и пути Пророка (мир и благословение Всевышнего ему). Посланник Аллаха предостерегал нас от таких людей, которые говорят без знаний.


    В хадисе сказано:

"В последние эпохи придут люди, они будут малого возраста, со слабыми умами. Они будут говорить лучшее, что могут говорить люди. Они выйдут из Ислама подобно стреле, выпущенной из лука. Их вера не будет переходить (выше) их глоток".(Бухари).

Своим этим извилистым путем они провели путь для радикализма и смут. Именно их круг является самым большим кругом, из которого выходит проливание крови невинных людей, по причине незнания религии.


  Посланник Аллаха  сказал:

"Тот, кто вышел против моей уммы, (одинаково) ударяя хорошего из нее и плохого, и не остерегается нанесения вреда верующим из нее, и не соблюдать заключенный договор – тот не относится ко мне, и не отношусь к нему". (Муслим).


   6. Имам Ибн Асакир ад-Димашкий (умерший в 851 году по хиджре) написал свою интересную книгу "Табйин казиб аль-муфтари фима нусиба илаль-имам аль-Ашари", в которой он разъяснил то, что большинство ученых и имамов следовали этому точному научному мазхабу вплоть до шестого века.

    Также одним из хороших исследований является книга Джаляла Мусы под названием "Нашатуль-ашария ва татаввуруха", изданная в Бейруте. Также и труды Сами ан-Нашшара и Таха Абдуррахмана являются большим добавлением к исследованиям, проводимым об этом мазхабе. И достаточно того, что крепость Ислама аль-Азхар аш-Шариф обучает этот мазхаб в своих учебных дисцплинах.