Вопрос

Какова    разница  между суфиями и суннитами? Разве мы все не являемся мусульманами и не свидетельствуем о единстве Всевышнего Аллаха и Пророчестве Мухаммада ?

 

Ответ:

Слово «тасаввуф» (суфизм) стало причиной для непонимания и разногласий, многие неравнодушны к нему,  и это целенаправленная работа. Как говорят, прежде чем принять какое-то  решение,  нужно  понимать,  что   мы   называем тасаввуфом. Так что же мы называем Тасаввуфом, чтобы  понять

– хорошо это или плохо?



Тасаввуф,  который   знали   наши   прежние   имамы   из салафов, начиная от Хасан аль-Басри и заканчивая нашими наставниками, у которых нам довелось обучаться – это наука, которая  занимается  усовершенствованием третьей  основы нашей религии – Ихсан.

Наука «Фикх» занимается четырьмя основами Ислама: Намаз,  Пост, Закат  и Хадж, и всем, что связано  с ними.

Наука  «Тавхид»    (Единобожия),   которую   впоследствии стали  называть акыдой (а слова «Акыда»  не было во время сподвижников и табиинов, но тем не менее,  еѐ так  называют) – занимается изучением и разъяснением шести  столпов  Имана, второй основы нашей религии.

Наука  «Тасаввуф» занимается изучением правил  и поведения, с помощью которых раб Аллаха совершенствуется и достигает третьей основы  нашей религии – и это Ихсан (искренность).

Давайте  посмотрим:   судя   по   определению,  это   очень важный вопрос  и велика та степень, к которой мы должны стремиться. В связи с этим у нас возникают вопросы: 

 

1)   – Откуда это название?

 

2)   – Откуда произошло название «Тасаввуф»?

 

3)   – Во время  Пророка ведь не было же слова «Тасаввуф»?



Ну   что  это  за  вопросы?  Я  просто  не  хочу  назвать  это постыдным невежеством, так как люди, обладающие знаниями, не придираются к названиям. Назови как хочешь, если это название не  является запрещѐнным.  Важно  не  название, а  то, что подразумевается под ним. Науки под названием «акыда»  не было  во  время   Пророка  и сподвижников, науки «усуль» также  не было  во время     Пророка  и сподвижников,   науки   под    названием «таджвид» о способах  чтения Корана также  не  было  во время Пророка  и сподвижников,   также   и   науки  под   названием  «Ильм    аль- Джархи ва Таъдиль», с помощью которой мы различаем достоверность или  слабость хадисов,  праведность цепочки их передатчиков, не было во время  Пророка (да благословит его Аллах  и приветствует) и сподвижников.

 

Происхождение слова «Тасаввуф»

 

Следовательно,  отсутствие того  или  другого названия во время  Пророка  и сподвижников – не является достаточным основанием, чтобы опровергнуть ту или  иную  науку. Откуда же пришло это название? По  некоторым данным, оно  пришло от слов  «АхлюСуффат». По другим данным от слова «Суф» – шерсть, одежды которую они носили. Во время  табиинов, когда  люди  стали основное внимание уделять мирскому, увлекаясь роскошью в одежде,  в еде,  в жилье  и  транспорте, они  отреклись ото  всего этого.   Самой   дешѐвой  одеждой  того   времени  была   шерсть. Богатые мутрафуны избегали ношения шерстяной одежды:  они одевали  красивую  и   дорогую  одежду,    а   шерсть  оставляли бедным и нищим.

Но благородные имамы, которые отреклись ото всего мирского и искренне служили Аллаху, предпочли надевать самую  дешѐвую, шерстяную одежду,  отказавшись от роскоши. И люди  называли их «суфиями».

Вот теперь мы поняли, что такое  суфизм и откуда пришло это  название! Значит,  нет   места   для   упрѐка  ни   в  названии суфизм, ни  в самой  сути  суфизма. После  этого  остаѐтся  один вопрос:   а  были   ли   суфиями  прежние  праведники  (Салафу салих)   из   Ахлю-с-Сунна  вааль-Джама`а?  И  есть   ли   разница между  Ахлю-с-Сунна и суфиями? Суфии – они  и есть Ахлю-с- Сунна вааль-Джама`а! Люди,  которых мы называем сегодня суфиями – они  и есть Ахлю-с-Сунна вааль-Джама`а.

Если   вы  заглянете  в  комментарии  имама  ан-Навави  к «Сахих    аль-Муслим»,  то   увидите,  что   когда    он   приводит цепочку передатчиков и желает  подчеркнуть праведность или превосходство одного из  них,  то указывает на  то,  что  тот  был суфием.

Если вы откроете книгу «Сифату сафва» (или  по-другому еѐ называют «Сафвату сафва»), автором которой является Имам Хафиз    ибн    аль-Джаузи,   то   увидите,   что   он   привѐл   там биографии суфийских шейхов, начиная с тех, которые жили в первом, втором и третьем столетии по хиджре. Он сделал  их, и их биографии – маяками, чтобы  мы следовали за ними!

А  если  вы  заглянете  в  книгу «Сияр   а`лям   ан-нубаляи» Имама Хафиза аз-Захаби, то найдѐте в ней биографию всех шейхов тариката. Салафу салих  (праведные предшественники) придерживались тариката! Когда  они  хотели  указать на  чьѐ-то превосходство, то они подчеркивали, что он – суфий!

Если вы прочитаете слова учѐных, за которыми, якобы, следуют те,  кто  сегодня утверждают, что  они  «идут  по  пути Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а, и что они следуют салафу салихунам»,   таким   как    Ибн    Таймийя   и   Ибн    Кайим   по отношению к суфизму» – то им будет стыдно.  Ибн  Таймийя написал книгу «Ас-Суфия валь-Фукара», также  он выделил две главы в книге «Фатава»  суфизму. Он подчѐркивает, что сам приводит некоторые хадисы  по цепочке, в которой есть и Абдулькадир Джилани – Имам  Кадирийского тариката. Он также   пишет  слово   «куддиса  сирруху»  после   имени Абдулькадира Джилани в книге «Фатава»  – а ведь так принято писать у суфиев!

У Ибн  Кайима тоже  есть  книга о суфизме, он  назвал еѐ «Мадариджу  Ссаликин  фи  шархи  Маназили  Ссаирина».  А «Маназилю Ссаирин» – это книга Абдуллаха аль-Харави. Еѐ переименовали  в  «Тахзибу    Мадариджи  Ссаликин».  Убрали слова, которые свидетельствуют о том, что Ибн  Кайим признаѐт суфизм, добавили некоторые вещи  и назвали «Тахзибу Мадариджи Ссаликин».

Говоря  кратко, суфизм является сутью  Корана и Сунны Пророка это очищение сердца от порицаемых качеств  и познание Аллаха.

Чтобы узнать,  обладают ли  суфии подобными знаниями, нужно понять: какую  роль  они сыграли в исламской науке?

Если говорить об исламских науках, то вот факты: все великие имамы были  суфиями! Чтецы Корана не  смогут привести цепочку передатчиков ни одного из семи способов чтения Корана, если исключат из них суфийских шейхов.

Все цепочки чтения Корана, распространѐнные в Египте, сходятся   на   великом  имаме  Шейхуль  Исламе  Закарие  аль- Ансари. Все чтецы,  рассказывая о цепочке передатчиков своего чтения, сходятся  на Закарии аль-Ансари. Закария аль-Ансарий является одним  из  великих  имамов  тасаввуфа.  У  Шейх   уль Ислама Закария  аль-Ансарий есть  книга, в  которой он разъяснил «Рисалатуль Кушайрия», а это – книга, которую называют   каноном   Тасаввуфа.   Ни    один    из   передатчиков хадисов,  приведѐнных в шести  самых  известных и достоверных сборниках, не сможет привести цепочку передатчиков, минуя имамов тасаввуфа. Если сегодня мы допустим сомнения в отношении этих  суфийских шейхов и  имамов, через  которых мы и получили Коран и Сунну, то завтра  будем  сомневаться и в истинности самого  Корана и Сунны – да сохранит нас Аллах  от подобного!

Итак,   суфии –  люди,   которые  сыграли  самую значительную роль  в сохранении и передаче Корана и Сунны Пророка . Если посмотришь на толкователей хадисов,  то увидишь, что среди толкователей шести  известных сборников  нет  толкователя, не связанного   с   суфиями.   


Ибн    Хаджар    аль-Аскалани
,   автор «Фатхуль Бари»  – самого  известного толкования «Сахих»  аль-Бухари  –  является  автором  биографии   Абдулькадира  аль-Джилани:  в ней  описаны его караматы, состояния и старания, то, чем он занимался. Она издана и является известной.

 

Имам   ан-Навави,  написавший  толкования  к   сборнику «Сахих  аль-Муслим», был одним из великих имамов, у которых была  крепкая связь  с суфиями. Прочитавший его  книгу «аль- Азкар»,  либо  «Тибяну фи адаби хамалатиль Куран» или  другие книги, в которых описаны адабы  мюрида и трогательные истории, найдѐт суть суфизма явно выраженной в его речи.

В его биографии приведено, что к концу жизни он находился в Дамаске и преподавал в Университете «Дар уль- Хадис»,  к  нему   пришѐл один   суфийский шейх   и  сказал:  «О имам! Если хочешь, уезжай  в Нава  (на родину), воистину, приблизился твой конец». Он прислушался к словам  этого праведного шейха и  уехал  в  Нава.  Не  прошло и  нескольких дней,  как  он перешѐл в милость Аллаха. Ему было  44 года.  Тут может  возникнуть вопрос:  как  шейх  узнал  о приближении его конца? Неужели они  знают  тайное? Абсолютную тайну Аллаха не знает  никто, кроме  самого  Всевышнего. Но Всевышний даѐт знать  из  Своей  абсолютной тайны определѐнную часть  тому, кому Он пожелает. Ведь сказано:  «Берегитесь проницательности муъмина, поистине, он  видит нуром  Аллаха». Это  в  области науки.

 

 

Суфии в области  джихада.

 

Если возьмѐм  область  джихада на пути Аллаха, то руководителями  и   имамами  всех   сражений,  которые мусульмане вели  против притеснителей и завоевателей, были имамы  суфиев.  Кто   освобождал  Иерусалим?  (да   приблизит Аллах  день  его  освобождения!)  Кто  организовал поход  по  его освобождению?  Это  Салахудин  аль-Аюби.  Он  построил суфийские учебные центры на горе  Косѐн  в Сирии, чтобы подготовить  освободителей  на  пути   Аллаха.  Салахудин  аль- Аюби  и Нуруддин Занки проложили путь  освобождения мусульман – на основе  книги «Ихья  улумуддин» (Имам  аль- Газали),  в которой нет  ни  одной главы,  посвящѐнной джихаду. Но  они  знали, что  причиной унижения мусульман и их неспособности защищать себя,  является любовь  к мирскому и боязнь смерти, как  сказано в хадисе.  И тогда  они  взяли  книгу, которая исцеляет этот недуг  – и подготовили людей к джихаду.

Кто был знаменосцем войска,  который отразил Седьмой крестовый поход  и  взял  в  плен  короля  Людовика  Девятого в Аль-Мансуре? Это был имам  Шазилийского тариката Абуль- Хасан Али аш-Шазали. Он был девяностолетним ослепшим старцем, когда  взял в руки знамя  и вышел,  выкрикивая призыв «аль-Джихад,  аль-Джихад!»,  а  мюриды  взяли   его  за  руки и вокруг  него   собралось  большое  количество  великих  ученых, среди  которых был великий учѐный Иззу ибн  Абдуссалам. Они все  находились на  поле  битвы   и  взяли   в  плен   французского короля Людовика Девятого.

Кто  был  знаменосцем войск,  которые под  покровом ночи освободили большое количество мусульман из плена монголо- татар? Это был имам  тариката Ахмад аль-Бадави.

Кто    возглавил     противостояние      марокканцев      против колонизаторов?  Это   были    суфии.  Кто   возглавил  большой джихад ливийцев против итальянских колонизаторов? Это был Умар   аль-Мухтар,  один   из  последователей тариката  ас- Санусийя. Кто поднял знамя  борьбы против крестоносцев и колонизаторов в Сирии и Иордании? Это были  шейхи Накшбандийского и Шазилийского      Тарикатов.    


 Кто противостоял колонизации Индонезии и соседних территорий? Это были  шейхи Тариката аль-Алавийа. (В их числе  можно упомянуть и  имя  Имама Дагестана и  Чечни Шамиля, шейха Накшубандийского тариката - от ред.)


Кто  подумает над  этим  – тот поймѐт истину. Начиная от первого века по хиджре до наших дней,  знамя  джихада не было поднято никем иным, кроме  как суфиями!

 

 

Суфии в области  призыва к Исламу

 

Если говорить о призыве людей к Исламу, то сегодня большая часть  исламского мира занимают территории, завоѐванные не с помощью джихада, а с помощью мудрого призыва и красивого примера. Кто же распространил Ислам  на этих   землях,   которые  занимают  большую  часть   исламского мира?  Они   были    суфиями.   Распространителями   Ислама  в южной и  юго-восточной Азии   были   суфии. Если  говорить  о восточной  Африке,   то   они    были    шейхами   Тариката  аль- Алавий. Если  говорить о центральной и западной Африке, то это шейхи Тариката ат-Тиджани и других тарикатов.

Один      из     наместников      французского      колониального правительства писал  в заметках: «Самое большое препятствие, которое мешает мусульманам слушаться нас и оставить свою религию – это два человека. Один из них – это человек из родни Пророка Мухаммада когда  его видят,  то в сердцах людей оживляется повиновение Пророку (да благословит его Аллах  и приветствует) и любовь  к его  родне… и  за  одну  ночь  он  портит то,  что  мы  сделали  в течение месяца!  Другой человек, которого называют суфием, приходит в район, где мы в течение пяти,  шести  и семи месяцев добились от мусульман повиновения и отказа  от своей религии, используя для  этого  множество способов  наказания и большое количество еды, одежды и других подарков. Собрав вокруг себя людей, он повторяет слова  «Ла илаха  илла  ллах,  ла илаха  илла ллах,  ла илаха  илла  ллах»  – и тем самым  возрождает их веру  и совесть, и портит то, что мы сделали в течение нескольких месяцев!». Это факты из истории в области призыва к Исламу.

 

 

Суфии в области  экономики

 

Если говорить об экономике, то самые известные люди, которые проложили путь  развития исламской экономики, установили торговые связи  и обеспечили организацию рынков в дни  рассвета исламской экономики – это имамы суфиев. Джунайд, сын Мухаммада, правитель города Таиф, был владельцем торговых точек,  известным багдадским торговцем, Имам  Абу Ханифа был одним из известных торговцев своего времени  оба   они   были   последователями  суфизма.  Великие имамы Тасаввуфа занимались кто  торговлей, кто  земледелием, кто другой работой – так они  своим примером и состоянием вдохновляли окружающих людей на возрождение экономики.

Посмотрите: в области джихада, в области экономики, в области  исламского  призыва  и   в  области  науки,  на   земле которую мы  видим, не  в  воображении или  в  мечтах   – неоценимую роль  сыграли именно… суфии!

Где ваш след в развитии нашей общины?

 

К людям, которые противостоят суфиям  сегодня, у меня вопрос:  «Где ваш след в развитии нашей общины?». Век суфиев и  людей, почитающих суфизм, был  веком  рассвета Ислама, а наш   век,  в  котором появились люди,   отрицающие суфизм и ругающие суфиев, является веком,  когда  упало  знамя  Ислама в сердцах многих людей – ещѐ до того, как оно упадѐт в городах!

 

О лжесуфиях

 

Есть ещѐ одна  проблема. Дело в том, что многие люди, называющие себя  суфиями, позволяют себе делать  то, что противоречит Шариату. Это правда. Всегда были  люди, выдававшие себя  за  суфиев. В наше  время  их  стало  особенно много,   но  это  –  лжесуфии,  истинный  суфизм  чист  от  таких людей. Джунайд бин  Мухаммад установил правила  по  этому поводу,  сказав так: «Когда  увидите человека, летающего на небе или  ходящего по воде, не обманитесь этим,  пока  не взвесите  его деяния на  весах  Шариата. Если  вы его найдѐте выполняющим повеления и  остерегающимся  запретов Всевышнего – то он  из приближѐнных  рабов   Аллаха,  он  –  авлия,   и  это  его превосходство (карамат), которым Аллах  I одарил его. А если он не придерживается повелений и запретов – то не обращайте на карамат внимание – ибо он – обманщик». Вот правило, по которому определяют истинных суфиев!

Тасаввуф является шариатской наукой, также  как  и Ильм аль-Хадис, Ильм  аль-Фикх, Ильм  ат-Тафсир, и Ильм  ат-Тавхид. Но  есть  люди,  которые ложно выдают  себя  за  «людей Тасаввуфа». Спросим: а разве  в науке  Хадиса  нет  людей, выдающих себя  за  «хадисоведов» и  приписывающих Пророку  ложь?  Мы  же  не говорим, что «появились люди,  приписывающие Пророку ложь, так давайте лучше оставим науку Хадисоведения, чтобы  избежать разногласий и сомнительного»! Разве это будет  правильно? Среди людей, называющих  себя   факихами  –  разве   нет   лжецов?   Разве   нет людей, издающих ложные фетвы и продающих религию за деньги? Мы же не говорим: «Среди факихов появились лжецы, так давайте, чтобы  избежать разногласий и сомнительного, оставим  Фикх»   –  как   такое   возможно?  Среди  толкователей Корана – разве нет лжецов?  Разве нет людей, которые целенаправленно   неверно   толкуют  Коран,   но    мы   же   не говорим: «Всѐ, чтобы  избежать разногласий и сомнительного, давайте бросим науку Тафсир»! Этого же никто не примет. В науке  ат-Тавхид (наука Единобожия) разве  нет  людей, которые приписывают Аллаху органы или  бездействие, тем  самым выходя  за границы правильной веры  в Аллаха? Разве мы отвергнем науку Тавхид  из-за  лжи  самозванцев? Ни  один здравомыслящий человек этого не сделает.

А что, если мы отвергнем науку Тасаввуф?

 

Если мы отвергнем науку Тасаввуф, являющуюся основой нашей религии, очищением сердца, достижением степени искренности – мы отвергнем самую важную основу  нашей религии. Отказавшись от очищения сердца, того места,  куда смотрит  Аллах,   из-за  лжецов   и  самозванцев  –  мы  же отказываемся…  от  нашей  религии.  Тогда  нам  придѐтся отказаться и от других наук,  в которых появились лжецы  и самозванцы: что же нам тогда делать?  Необходимо обратиться к происхождению науки!  Хочешь  придерживаться суфизма – смотри, у  кого  берѐшь Тасаввуф, чтобы  не  попасть… к самозванцам. Является  ли  тот,  кого  ты выбираешь – истинным шейхом? Обладает ли он знаниями в шариатских вопросах? Получил   ли    он    эти    шариатские   науки   по   непрерывной цепочке? Есть ли у него непрерывная цепочка людей, придерживающихся повелений и запретов Всевышнего, с помощью  которых  он   улучшил  свой   нрав   и   избавился  от духовных пороков? Соответствует ли его учение всем нормам и запретам Шариата? Следует ли он Сунне в своих деяниях, состояниях и в поведении? Искренен ли он в деяниях и в предпочтении Вечного  перед временным? Подобен ли его нрав

– нраву Пророка ?

 

Вот требования, которыми должен руководствоваться человек,  который  ищет   себе  наставника.  Враги   Ислама пытаются любыми способами зародить в сердцах нашей молодѐжи  недоверие  к  прежним  праведникам  (салафу салихин), будь  то суфии или  другие, чтобы  в следующем поколении уже  можно  было  отрицать все наши науки, потому что  они   получены  посредством этих  «сомнительных»  людей. Мы   просим  Аллаха,  что   бы   Он   уберѐг  нас   от   вражды и ненависти к Его любимцам (авлия)  и упрѐков в адрес  прежних праведников (салаф ас-салихин) ведь в хадисе  кудси  говорится:

«Я объявляю войну тем, кто враждует с Моими любимцами». Да поможет Он  мне  и  вам  сделать  то,  чем  Он  доволен. О Аллах, покажи нам истину – истиной и помоги следовать за ней,  также покажи  ложь   –  ложью   и  помоги  остерегаться  еѐ!  О  Аллах, награди нас праведностью и искренностью – воистину, Ты награждаешь этим.  О Аллах,  Ты чист от недостатков, приписываемых Тебе  неверными, мы  не  знаем  ничего, кроме того, что Ты дал нам знать, воистину, Ты – Всезнающий и Управитель всего сущего.

О Аллах,  благослови и приветствуй нашего господина, Пророка  Мухаммада , его  семейство и  сподвижников – всякая хвала принадлежит Тебе!