ПОЧЕМУ ПРОЧИТАВ ХАДИС ИЛИ АЯТ НЕЛЬЗЯ ПОСЛЕДОВАТЬ ЗА НИМИ?

 

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА:

Аяты и хадисы могут быть отмененными. В науке усуль аль-фикх используются термины насих (отменяющий) и мансух (отмененный)

В шариате существует четыре вида отмены религиозных предписаний:

1. Отмена одного коранического аята другим;

2. Отмена одного хадиса другим;

3. Отмена коранического аята хадисом;

4. Отмена хадиса кораническим аятом.

 

1. Примером отмены одного аята другим аятом является отмена высказывания Всевышнего:

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных». (Сура «аль-Бакара», аят 180).

Этот аят был отменен несколькими аятами из суры «ан-Ниса», в которых говорится о порядке наследования. А в достоверном хадисе, переданном Ибн Маджой со слов Анаса бин Малика, сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах отдал каждому то, что ему полагается, и нельзя составлять завещание в пользу наследников». «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1788).

С отменой аята из суры «аль-Бакара» согласилось большинство мусульманских богословов, в том числе первосвященник мусульманской общины Ибн Аббас. Тем не менее, между ними были разногласия по поводу того, что именно аннулировало кораническое предписание: аяты о наследовании или хадис.

2. Примером отмены одного хадиса другим хадисом является отмена предписания соединять пальцы рук в замок во время поясного поклона. Имам Муслим передал хадис со слов Алкамы бин Кейса и аль-Асвада бин Йазида о том, что они вошли к Абдуллаху бин Масуду. Они встали на намаз, и он встал между ними. Одного из них он поставил справа от себя, а другого – слева от себя. Когда они совершили поясной поклон и положили руки на колени, он ударил их по рукам, а затем сложил пальцы рук в замок и поместил их между бедрами. Когда же они завершили намаз, он сказал: «Так поступал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

Аш-Шафи’и и целый ряд других богословов отмечали, что так намаз совершался в Мекке, а после переселения в Медину предписание соединять пальцы в замок во время поясного поклона и становится в один ряд с имамом, если молящихся – трое, было отменено. 

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Мусаб бин Са'ад бин Абу Ваккас рассказывал, что он совершал намаз рядом с отцом и во время поясного поклона соединил пальцы рук в замок и поместил их между коленей, а тот ударил его по рукам. Когда же они завершили намаз, отец сказал ему: «Раньше мы поступали так, а затем нам было велено класть их на колени». аль-Джудей, «Тайсир Илм Усуль аль-Фикх», стр. 362.

3. Примером отмены коранического аята хадисом является отмена 180-го аята суры «аль-Бакара» хадисом, рассказанным Анасом бин Маликом, о чем мы упомянули ранее. И хотя аш-Шафи’и, Ахмад и некоторые другие богословы считали этот вид отмены предписаний невозможным, многие правоведы считали его законным.


Всевышний Аллах сказал: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались». (Сура «ан-Нахль», аят 44).

Следовательно, разъяснение коранических предписаний входило в обязанность пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и является одной из задач пророческой Сунны. Более того, это разъяснение также было ниспослано Всевышним. В кораническом откровении говорится: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его». (Сура «аль-Кийама», аяты 17-19).

А в достоверном хадисе, переданном Ахмадом и Абу Давудом со слов аль-Микдама бин Маадикариба, сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Слушайте! Мне было даровано писание и столько же вместе с ним. Слушайте! Близко то время, когда сытый человек будет лежать на своем диване и говорить: «Вы должны придерживаться этого Корана. Считайте дозволенным только то, что вы находите в нем дозволенным, и считайте запрещенным только то, что вы находите в нем запрещенным. Слушайте же! Вам не дозволены ни мясо домашнего осла, ни всякий клыкастый хищник, ни то, что потерял немусульманин, заключивший с вами договор, если только хозяин потерянной вещи не нуждается в ней. А если путник остановился в гостях у людей, то они обязаны угостить его, и если они не угощают его, то он может отнять у них силой то, что соответствует его угощению». «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2643).


4. Примером отмены хадиса кораническим аятом является перемена киблы, которой поначалу был священный город Иерусалим. Мусульмане во время намазов обращались лицом в сторону Иерусалима как в Мекке, так и в первые месяцы после переселения в Медину, после чего это предписание было отменено, и правоверным было приказано поворачиваться лицом в сторону Заповедной мечети в Мекке. Передают, что Абдуллах бин Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершая намаз в Мекке, поворачивался лицом в сторону Иерусалима так, что Кааба находилась прямо перед ним. Это продолжалось в течение шестнадцати месяцев и после переселения в Медину, а затем ему было велено повернуться лицом в сторону Каабы. Ахмад с достоверной цепочкой рассказчиков. См. Аль-Джудей, «Тайсир Илм Усуль аль-Фикх», стр. 363.

В другом хадисе, рассказанном аль-Барой бин Азибом, сообщается, что

посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намаз, поворачиваясь лицом в сторону Иерусалима, в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, хотя он хотел обращаться лицом к Каабе. Затем Аллах ниспослал откровение: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону». (Сура «аль-Бакара», аят 144). 

После этого он повернулся лицом в сторону Каабы, а неразумные иудеи стали говорить: «Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?» Скажи: «Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставаляет, кого пожелает, на прямой путь». (Сура «аль-Бакара», аят 142). аль-Бухари и Муслим. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 8, стр. 214.

 

 

ВТОРАЯ ПРИЧИНА

Аяты и хадисы могут иметь общий  смысл (т.е. аят или хадис не полностью раскрывает хукм о котором в них говорится) и его разъяснение находится в другом аяте или хадисе.

 В науке усуль аль-фикх используются термины хас

 

 

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА

Также о аятах и хадисах необходимо знать контекст в котором был ниспослан аят или Пророк  

Или от сподвижников может передаваться толкование этого аята или хадиса которое

 

 

 

Факторы, способствующие правильному пониманию хадисов

 

1. Хорошее знание арабского языка

Священные хадисы с точки зрения лексики, красноречия и изящества, а также литературного стиля занимают второе место после Священного Корана. Поэтому для того, чтобы хорошо понять смысл хадисов, необходимо хорошо знать арабский язык. Именно из-за того, что арабский язык является самым тонким и совершенным языком, Всевышний Аллах избрал его для Своего последнего Писания.

Пророк  был из племени «курайш», язык которого был самым красноречивым среди арабов. Сам же Посланник Аллаха  был мастером красноречия, красоты и изящества слова. Помимо этого на него оказало влияние красноречие и совершенство чудотворного Корана. Именно поэтому его слова возвысились на второе после слов Аллаха место. Для того, чтобы хорошо понимать такие возвышенные слова, постигнуть их тонкий смысл, в совершенстве овладеть заключенными в них положениями шариата, наставлениями и примерами, человек должен быть хорошо знаком с особенностями арабского языка. Не достигнув в этом плане необходимого уровня, не следует претендовать на звание хадисоведа.

 

2. Понимание хадисов на основе Корана

Человек, желающий правильно понимать хадисы, в первую очередь, должен хорошо понимать Священный Коран, его учение, различные наставления (иршад), положения и указания, поскольку Коран является душой Ислама, его основным источником, Божественным руководством. Все основное учение Ислама, его правила и законы изложены в Коране. А Сунна Пророка  представляет собой комментарий, теоретическое изложение и практическое применение основного руководства — ​Священного Корана.

Именно поэтому хадисы всегда соответствуют смыслу Корана. Хадисы, не соответствующие Корану, являются не хадисами, а сочиненными врагами Ислама и внедренными под видом хадисов словами. Путем сопоставления с Кораном учеными выявлено немало фальшивых хадисов.

Если же хадис является достоверным (сахих), но его значение кажется нам противоречащим учению Корана, то это означает, что мы неправильно его понимаем. В таких хадисах присутствуют очень тонкие моменты, которые может раскрыть только ученый специалист.

 

3. Сбор хадисов одной тематики и их сопоставление

Если окажется непонятным смысл какого-либо хадиса или попадется что-то необычное, сразу же необходимо изучить другие хадисы, посвященные той же теме. Тогда путем общего сопоставления мы сможем правильно понять смысл этого хадиса. В этой связи ученые приводят следующий пример:

«Как-то Абу Амама аль-Бахили, смотря на соху, сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха  сказал: „В чей дом попадет это, Всевышний Аллах пошлет в тот дом беду“»  [Аль-Бухари].

На первый взгляд, может показаться, что соха и осуществляемые этим орудием труда земледельческие работы являются причиной бедствия. Получается, что мусульманин не должен допускать попадания в дом сохи, не должен заниматься земледелием, садоводством. Создается впечатление, что на основании этого хадиса можно даже заявлять о выступлении Ислама против земледелия.

А что же в действительности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к общему учению Ислама по этому вопросу и другим достоверным хадисам. Нет никаких подтверждений того, что Пророк  запрещал кому-либо заниматься земледелием. Население священной Медины свободно занималось земледелием. В книгах по фикху и хадисам имеются отдельные главы, посвященные земледелию, существует и большое количество достоверных хадисов. Например, Пророк  сказал:

«Если мусульманин посадит дерево или иное растение, плоды которого съест человек или птица или животное, несомненно, это зачтется ему как милостыня»  [Аль-Бухари].

Вряд ли что-то может превзойти подобное внимание и призыв к занятию земледелием! Именно поэтому ученые прошлого говорили, что «самой лучшей профессией является земледелие, и крестьяне первыми войдут в Рай».

В таком случае, как же понимать хадис о том, что в дом, в который попадет соха, придет беда? Ученые дали на этот вопрос исчерпывающий ответ. Имам Бухари приводит этот хадис в главе о «предостережении от чрезмерного увлечения земледельческими инструментами». Из этого видно, что данный хадис предупреждает о том, что полное погружение в земледельческие дела и игнорирование других дел, таких, как защита родины, и всего, что относится к подобным вопросам, может привести к поражению от врагов и к бед­ственному положению.

В комментариях к этому хадису ученые говорят следующее: «Это (то есть, выражение о том, что соха приносит беду) адресовано тем, кто находится близко к врагу (на приграничных территориях). Если они, занимаясь только земледелием, потеряют оборонительные навыки, возникнет угроза нападения врага». Данный пример показывает, насколько важно изучать хадисы, отбирая их по тематике и сопоставляя с другими.

 

4. Важность правильного понимания причины и назначения хадиса

Общеизвестно, что для правильного понимания аятов Священного Корана крайне важно знание причин их ниспослания! То же самое относится и к священным хадисам. Появление некоторых хадисов обусловлено особыми причинами, и только изучив эти причины, можно точно понять смысл этих хадисов. В то же время, в некоторых хадисах говорится о способах решения вопросов, относящихся к конкретным лицам, времени, месту и условиям. С учетом этих и других нюансов для правильного понимания хадисов требуется наличие достаточных знаний, внимательный подход, осознание целей шариата, хорошее знание всех аспектов учения нашей религии. Только в этом случае мы сможем понять, какое из положений хадисов является частным и относится к конкретным лицам, какое из них временное, какое постоянное, частное либо всеобщее.

Приведем пример. Пророк  однажды сказал:

«Каждый мусульманин, проживающий среди мушриков (многобожников), чужой для меня»  [Абу Дауд, Ат-Тирмизи].

Если исходить из чисто внешнего значения хадиса, получается, что ни один мусульманин не должен жить в немусульманском обществе. То есть, проживающий среди иноверцев, перестает быть мусульманином, поскольку Посланник Аллаха  называет такого человека «чужим ему».

Однако с давних времен такого не происходило. И в нынешнее время большое количество мусульман проживают в немусульманских странах. И никто, даже в виде наставлений, не допускает упреков в их адрес. Даже некоторые мусульманские ученые проживают в странах иноверцев. Причина в том, что истинный смысл данного хадиса полностью отличается от его дословного (внешнего) значения. В результате изучения этого хадиса учеными стало известно, что причиной данного высказывания Пророка  стало одно прискорбное событие того времени.

Посланник Аллаха  направил к племени «хасъам» группу своих сподвижников. Когда они совершали там намаз и находились в положении земного поклона, враги набросились на сподвижников и многих из них убили. Когда это известие дошло до Посланника Аллаха , он повелел потребовать лишь половину компенсации, выплачиваемой за убийство, и сказал: «Каждый мусульманин, проживающий среди мушриков, чужой для меня».

В действительности, это означало, что он не считает необходимым выплату полной компенсации за убитых в том месте мусульман, поскольку сами мусульмане проявили халатность, хотя хорошо осознавали существовавшую опасность. Фактически, они сами помогли врагам их убить. Поэтому Посланник Аллаха  и проявил к ним такое отношение.

 

[Другой пример]: во времена Пророка  «садака аль-фитр» раздавалась после утреннего намаза, но до намаза праздничного и, в основном, в виде фиников и пшеницы, поскольку в то время в священной Медине это была основная пища. Исламское общество на тот период времени было еще неокрепшим, при этом все жили группой в одном месте и хорошо знали друг друга. В те времена можно было успеть найти бедняков и раздать им пожертвования после утреннего намаза.

Во время же почтенных сподвижников исламское государство значительно расширилось, мусульман стало больше. Города и села стали намного крупнее. Из-за этого стало невозможно раздать пожертвования в промежуток времени между утренней и праздничной молитвами. Тогда почтенные сподвижники стали раздавать милостыню за день или два до праздника («Ид Рамадан»).

Ислам распространился на весь мир. Мусульманскими стали различные нации и страны. Имамы, признанные основателями мазхабов, учитывая всевозможные факторы, в одних случаях вынесли фетвы о возможности раздачи «фитр» пожерт­вований, начиная с середины месяца Рамадан, в других — ​с начала месяца. Наряду с этим, были вынесены фетвы о возможности раздачи «садака аль-фитр» традиционной для каждого региона пищей, либо ее денежным эквивалентом.

Таким образом, исходя из сказанного в хадисе о том, что Пророк  велел раздавать пожертвования «фитр» между утренним и праздничным намазами и именно в виде фиников и пшеницы, сегодня мы не можем осуждать людей за то, что они раздают милостыню до праздника и не в виде фиников и пшеницы.

Некоторые люди, возомнив себя учеными и заявляя: «Все люди совершают омовение теплой водой, тогда как Пророк  делал это холодной водой», даже зимой используют для омовения холодную воду, что приводит к болезням. Это также относится к одному из видов непонимания сути хадисов в результате следования только внешнему значению их слов.

 

5. Умение определять истинную цель и способы ее достижения

Одной из причин отклонения от правильного понимания священных хадисов, совершения ошибок в следовании им, является и забвение о самом смысле хадиса, его цели, в то время как основное внимание уделяется посредствующим звеньям на пути к цели.

Так, в одном из хадисов Пророк  сказал:

«Мисвак очищает полость рта и позволяет достигнуть довольства Господа» [Аль-Бухари, Ан-Насаи, Аш-Шафии].

Совершенно очевидно, что смысл хадиса заключается в призыве содержания полости рта в чистоте. Под мисваком понимается палочка ветки кустарника, в основном, палочек дерева, известного под названием «арак». Если следовать буквальному значению хадиса, то пришлось бы обеспечивать палочками дерева «арак» мусульман всего мира. Некоторые люди так и понимают это.

В мазхабе имама Абу Ханифы сказано, что для очищения полости рта вместо мисвака можно использовать все, что для этого подходит. Следовательно, появившиеся в связи с прогрессом новые средства чистки полости рта тем более являются пригодными для этого. Это относится и ко многим другим священным хадисам Пророка , касающимся области медицины. Следует понимать, что в таких вопросах он исходил из условий и возможностей своего времени.

 

 

7. Умение отличать буквальный смысл от переносного

В каждом языке используются соответствующие метафоры, намеки, аналогии, иносказания. Не является исключением и арабский язык. Хадисы Пророка , являя собой наивысший образец арабского языка, также насыщены метафорами (переносными значениями) и аллегориями (иносказаниями). Поэтому для понимания некоторых хадисов необходимо уметь отличать буквальный смысл от аллегорий.

Так, в одном из хадисов юноше, оставившему свою нуждающуюся в помощи мать и пришедшему просить взять его в поход, Пророк сказал:

«Тебе следует быть с матерью, Рай находится у ее ног» [Ахмад, Ан-Насаи].

Конечно, это не означает, что Рай в буквальном смысле находится у ног матери того юноши. Речь идет о том, что человек, добившийся довольства своей мамы, ухаживая за ней и даже целуя ей ноги, может стать достойным Рая.

 

Для разъяснения последствий неправильного понимания аллегорий в хадисах один из современных ученых приводит следующий случай: «Один из известных юристов арабского мира купил как-то книгу „Сахих Бухари“. Листая книгу, он прочитал хадис о том, что „Нил и Евфрат, Сайхун и Джайхун — ​все они из райских рек“. Это удивило его. Поскольку истоки этих рек хорошо известны, и все они начинаются не в Раю, а в обычной земле, он решил, что и в книге Бухари написано то, чего нет на самом деле, и не стал читать дальше».

Об этом случае ученый говорит следующее: «Если бы этот юрист был скромнее, поразмышлял бы глубже, то прочитал бы один из комментариев Бухари или обратился бы к одному из настоящих ученых. Вот тогда ему бы и стал ясен истинный смысл хадиса».

Приведем же комментарий одного из имамов относительно значения этого хадиса. Этот человек — ​имам Ибн Хазм. Выбор мною именно Ибн Хазма обусловлен тем, что он является факихом из числа последователей захиритской школы, то есть, ученым, который, не обращая внимания на причины и соотношение хадисов, рассматривает каждую их букву. В то же время, он знает о присущих арабскому языку таких понятиях, как аллегория и буквальный смысл.

Ибн Хазм пишет об этом хадисе следующее: «Как известно, Пророк  сказал: „Нил и Евфрат, Сайхун и Джайхун — ​все они из райских рек“, и „Между моим домом и минбаром есть один из райских садов (рауда)“. В этих двух хадисах не говорится о том, что рауда является вырезанной частью райского сада, а указанные реки берут свое начало в Раю, как думают некоторые невежды. Священная рауда Пророка  характеризуется как райская, что свидетельствует о достоинстве этого места. Упомянутые же реки называются райскими из-за благодати, которыми они обладают».