Вопрос:
Я хочу задать вопрос, который меня смущает: является ли чтение дуа после совершения коллективного намаза бида (нововведением)? Я в растерянности, поскольку некоторые ссылаются на то, что Мухаммад (мир ему) никогда не читал дуа во время коллективного намаза.
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Давайте разделим ответ на три части. В первой части поговорим о чтении дуа после обязательных (фарз) намазов, во второй части рассмотрим вопрос поднимания рук во время чтения дуа и в третьей обсудим проблему коллективного (джамаатом) чтения дуа.
Что касается первого пункта – чтения дуа после фарз-намазов – хорошо известно, что обращение к Всевышнему и чтение дуа после любого фарз-намаза является сунной. Так поступал благословенный Посланник Аллаха ﷺ, его сподвижники, разыАллаху анхум, и все саляфы.
Некоторые доказательства, подтверждающие это:
1) Абу Умама аль-Бахили сообщает:
«Посланника Аллаха ﷺ спросили, какие дуа принимаются быстрее. Он ответил: «Те, которые вы читаете в полночь и после обязательных (фарз) намазов» 1.
2) Мугира ибн Шуба сообщает, что
Посланник Аллаха ﷺ трижды обращался с мольбой к Всевышнему после каждого намаза 2.
3) Тавбан сообщает, что
Посланник Аллаха ﷺ после завершения намаза имел обыкновение трижды испрашивать прощения у Аллаха, произнося: «О Аллах! Ты – мир, и от Тебя исходит мир, Ты возвышаешься над всеми, О Великий и Милосердный» 3.
4) Мугира ибн Шуба сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ часто говорил после завершения намаза:
«Нет божества, кроме Аллаха, у него нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, Ему – все восхваления, и Он над каждой вещью мощен. О Аллах, никто не в силах избежать того, что Ты ему ниспошлешь, и никто не может получить того, в чём Ты откажешь, самая большая удача не поможет без Твоей воли» 4.
5) Муаз ибн Джабаль сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
«Советую тебе, о Муаз, после каждого намаза произносить следующие слова: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо Тебе поклоняться» 5.
Это лишь некоторые из хадисов, которые побуждают обращаться с мольбой к Всевышнему после намазов, как обязательных, так и желательных. Существует множество других подобных передач, которые я не упомянул, для того чтобы не удлинять статью.
Поднятие рук во время обращения с мольбой к Всевышнему
Поднятие рук во время обращения к Всевышнему так же является Сунной нашего любимого Посланника Аллаха ﷺ. Существуют хадисы общего характера, которые указывают на то, что руки должны быть подняты во время обращения с мольбой, а также существуют хадисы, которые непосредственно относятся к обычаю поднимать рук во время обращения к Всевышнему после намаза.
Некоторые общие хадисы:
1) Али ибн Аби Талиб сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поднятие рук (при обращении к Всевышнему) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих» 6.
2) Малик ибн Ясар сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Когда вы просите Аллаха, просите его ладонями своих рук и не просите Его, повернув руки тыльной стороной» 7.
3) Умар ибн аль-Хаттаб сообщает, что
Посланник Аллаха ﷺ, когда поднимал свои руки во время обращения к Всевышнему, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо» 8.
Хадисы, в которых непосредственно говорится о поднимании рук во время обращения к Всевышнему после намаза:
1) Анас ибн Малик сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Нет раба Аллаха, который бы поднял свои руки после намаза, а затем сказал: «О Аллах, мой Господь, Господь Ибрагима, Господь Исхака, Господь Якуба, Господь Джибрила, Господь Малика, Господь Исрафила, прошу тебя ответить на мою мольбу…», – и Аллах оставил бы его (поднятые) руки пустыми» 9.
2) Абдулла ибн Зубайр видел, как человек поднял руки и обратился с мольбой до того, как он завершил намаз. Когда этот человек закончил намаз, он сказал ему:
«Посланник Аллаха ﷺ никогда не поднимал рук до тех пор, пока не завершит намаз» 10.
3) Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ поднял руки после того, как дал салам, и затем, повернувшись лицом в направлении Киблы, сказал:
«О Аллах... освободи слабых мусульман из рук неверных» 11.
4) Абу Вадаа сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«(Желательный) ночной намаз состоит из последовательности в два ракяата каждая, поэтому читайте ташаххуд после каждого второго раката, выражайте преданность и смирение в своей молитве, поднимайте ваши руки и говорите: «О Аллах, прости меня». У того, кто не сделает этого, молитва не будет закончена» 12.
Существует множество хадисов о поднятии рук во время обращения к Всевышнему, как общего характера, так и непосредственно после намазов. Великий правовед, знаток хадиса и учёный имам ас-Суюти, рахимахуллах, упоминает в своей книге «Тадриб ар-Рави», что существует приблизительно 100 сообщений о поднятии рук во время обращения к Всевышнему и, хотя в них описываются отдельные случаи, таким образом, достигается уровень достоверности (таватур би мана) 13.
Коллективное обращение к Всевышнему
Коллективное обращение к Всевышнему также соответствует Корану и Сунне. Существует множество доказательств коллективного чтения дуа в Коране и в Сунне, как в рамках совершения намаза, так и отдельно.
1) Всевышний Аллах сказал нашему господину Мусе и нашему господину Харуну, алейхима ссалям:
«Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» 14
От сподвижников и саляфов, мнения которых совпадают по этому вопросу, передаётся, что способ такого обращения к Всевышнему состоял в том, что Муса, алейхи ссалям, обратился с мольбой к Всевышнему, когда Харун, алейхи ссалям, сказал: «Амин», – как сообщалось имамами тафсира от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Абу аль-Алийи, Абу Салиха, Икрима, Мухаммада ибн Кааб аль-Курази, Раби ибн Анаса и других 15.
2) Хабиб ибн Масляма аль-Фихри сообщает, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме такой у которой Аллах принял их молитву» 16.
3) Анас ибн Малик сообщает, что сельский житель пришел к Посланнику Аллаха ﷺ в пятницу и сказал:
«О Посланник, Аллаха ﷺ! Скотина мрёт, члены семьи умирают, люди умирают!» После этого Посланник Аллаха (мир ему) поднял руки в молитве, и люди подняли руки в молитве вместе с Посланником Аллаха (мир ему)…» 17.
4) Абу Шаддад сообщает, когда жил Убада ибн аль-Самит, он подтвердил это, разыАллаху анхума: «Мы были в доме Посланника Аллаха ﷺ когда он спросил:
«Есть ли среди вас чужаки?» Он имел в виду одного из людей Писания. Мы сказали: «Нет, О Посланник Аллаха ﷺ». Он велел закрыть дверь и сказал: «Поднимите свои руки и скажите: «Ля иляха илляЛлах»». Мы подняли руки на некоторое время. Затем он сказал: «О Аллах! Воистину, Ты послал меня с этими словами и пообещал за это Рай. Воистину, Ты не разрушишь надежду». Затем он сказал: «Радуйтесь, Аллах простил вас» 18.
Приведенные выше и другие сообщения являются ясным доказательством того факта, что коллективное обращение к Всевышнему не противоречит Сунне и не является нововведением (бида). Это относится как к обращению в рамках намаза, так и отдельно.
В свете вышесказанного становится ясно, что коллективное обращение к Всевышнему после намаза не является нововведением, поскольку имеет подтверждение в Сунне. Существуют свидетельства того, что следует обращаться к Всевышнему непосредственно сразу после обязательных молитв, и что поднятие рук во время обращения также является Сунной, и наконец, что коллективное обращение к Всевышнему также представлено в Сунне.
Теперь, суммируя три части ответа, можно сказать, что, если человек обращается к Всевышнему вместе с имамом и другими людьми, в этом нет ничего неправильного. Нам не нужен хадис, где бы непосредственно говорилось, что нужно обращаться к Всевышнему после намаза, подняв руки и джамаатом, и что это является Сунной, ведь, суммировав три вида вышеприведённых доказательств, мы поймём, что этого достаточно, чтобы доказать достоверность этого обычая.
Например, имам обращается к Всевышнему после обязательных молитв, потому что об этом ясно упоминается в Сунне, с поднятыми руками, так как это тоже представлено в Сунне, и те, кто совершает намаз за ним, присоединяются к нему, поскольку коллективное обращение к Всевышнему также нашло подтверждение в Сунне, и в этом нет никакой проблемы.
Более того, если поклоняющиеся обращаются к Всевышнему одновременно, после фарз-намазов, тогда автоматически это становится коллективным обращением.
Сказав это, я должен отметить, что статус коллективного обращения после обязательных намазов является мустахабом или Сунной. Многие люди верят, что обращение к Всевышнему является неотъемлемой частью намаза, и поэтому тот, кто не делает этого, неправ.
Такого мнения нужно избегать, поскольку обращение к Всевышнему после намаза не является обязательным. Если человек не читает дуа, его не следует упрекать или смотреть на него свысока. Люди должны иметь свободу делать то, что они хотят. По этой причине некоторые учёные постановили, что было бы лучше, если бы люди изредка переставали читать дуа, так, чтобы концепция «обязательности» ушла из сознания людей.
Такое обращение к Всевышнему можно делать вслух или про себя. Тем не менее, предпочтительней делать это про себя, так как Всевышний Аллах сказал:
«Взывайте к вашему Господу со смирением и в душе» 19.
В ханафитской книге «Аль-Баззазийя» написано:
«Если имам читает обращение к Всевышнему вслух с людьми, которые следовали за ним в намазе, тогда в этом нет ничего неправильного, таким образом, люди учат обращения из Корана, а также обращения к Всевышнему, которые читал Пророк ﷺ. Когда же они выучат эти обращения, читать их вслух – неправильно».
В заключение хочу сказать, что нет ничего неправильного в обращении к Всевышнему и в совершении дуа джамаатом после фарз-намазов. Тем не менее, мы не должны считать это чем-то обязательным или какой-либо частью намаза.
А Аллах знает лучше.
- 1.«Сунан» Тирмизи, 5/188 с хорошей (хасан) цепочкой передач.
- 2.аль-Бухари в «Тарик аль-Авсат».
- 3.«Сахих» Муслима, 5/89.
- 4.«Сахих» аль-Бухари, 11/133 и «Сахих» Муслим, 5/90.
- 5.«Сунан» Абу Дауда, 2/115 и «Сунан» Насаи, 3/53.
- 6.«Сунан» аль-Байхаки и «Мустадрак» аль-Хаким.
- 7.«Сунан» Абу Дауд, 2/104 и «Муснад» Ахмада с достоверной (сахих) цепочкой передач.
- 8.«Сунан» Тирмизи, 5/131.
- 9.Ибн Сунни в «Амаль аль-Явм ва аль-Лейла», с. 38.
- 10.Табрани в «Аль-Муджам» и Аль-Хайтами в «Маджма аль-Завайд» сказал «сахих».
- 11.Передано от Ибн Аби Хатима Ибн Кассиром в «Тафсире».
- 12.«Сунан» Абу Дауда, 2/40 и «Сунан» Ибн Маджа, 1/419.
- 13.«Тадриб ар-Рави», с. 461.
- 14.Сура «Юнус», 89.
- 15.Тафсиры Ибн Кассира (2/656), ас-Суюти в книге «Ад-Дурр аль-Мансур» (3/315).
- 16.Записано Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир», 4/26 и Хакимом в его «Мустадраке», 3/347 и он называет этот хадис достоверным (сахих).
- 17.«Сахих» аль-Бухари, Книга о мольбах.
- 18.Приводит имам Ахмад в «Муснаде», 4/124, Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир» и отмечено Хайфизом аль-Мунзири как хороший (хасан) хадис.
- 19.Сура «Аль-Араф», 55.