Вопрос: «Поистине, мюриды [разных шейхов] критикуют друг друга и отвергают шейхов некоторых из них. Между ними возникают зависть, противоречия, злоба, порицания и издевательства. И тогда встаёт вопрос: «Какая польза от следования за устазом?» Я не видел устаза или мюрида, которые бы никого не критиковали».
 
Подобное произошло и с самим Хасан-устаром, куддиса сирруху. В Дагестане в 1916-м году печатался журнал на арабском языке «Баян аль-хакаик». Главным редактором этого журнала был Абу Суфьян из Казанища – большой дагестанский алим того времени.
Когда Хасан-устар, куддиса сирруху, написал свою книгу «Танбих ас-саликин», где разоблачал муташейхов, многие псевдо-суфии в Дагестане стали активно выступать против него. И в журнале напечатали статью, в конце которой Абу Суфьян объясняет, что Хасан-устар, куддиса сирруху, – большой алим и что он просто так ничего бы не писал. Он написал эту книгу не потому, что хотел увеличить количество своих мюридов, и не из-за ненависти или зависти к кому-то. Он написал её, потому что хотел сделать «амр биль-марууф», чтобы народ стал остерегаться проходимцев, которые, не обладая на то правом, наставляют людей.
 
Знай, мой брат, пусть Аллах увеличит твое знание, это не та бутылка, которая была разбита в наше время.
 
Противостояние истинных учёных и заблудших началось не сегодня.
 
Но она была разбита в предшествующие века, ибо не было века, в котором не было бы того, кто бы говорил правду, и того, кто бы лгал, либо двух, которые говорили бы правду, и двух, которые бы лгали.
 
И если дело обстоит таким образом, то становится ясно, что сильнее всего – противостояние между лжецом и ему подобным либо между правдивым человеком и лжецом.
 
Пока есть почва для противостояния, противостояние не устранить. Пока есть ложь и истина, не избежать противостояния.
 
И не секрет, что два лжеца будут опровергать друг друга, чтобы доказать каждый – свою ложь, и что лжец будет выступать против правдивого человека, чтобы доказать свою ложь.
 
Я не видел людей, которых было бы сложнее исправить.
 
Речь идёт о людях, которые полюбили мирское, поставили свои личные амбиции выше религии. Мы знаем, что для таких людей нет лекарства.
 
Ведь, когда [такой человек] привыкнет ко лжи и утвердится в своём притязании на наставничество в течение долгого времени и в убеждённости в своём устазе…
 
То есть в муташейхе, который дал ему разрешение на наставничество.
 
…то наставления ему уже не помогут.
 
Подобно тому как шиитам они не помогают. Ведь ложные убеждения утвердились в их сердцах, и ростки этих убеждений захватили их сердца полностью.
И не помогут никакие доказательства.
 
И поэтому наш шейх, кутб своего времени, Сайфулла аль-Хусейни аль-Увайси ан-Накшубанди аш-Шазали аль-Кадари, куддиса сирруху, сказал нам: «Сынок, проси защиты у Аллаха от этих людей.
 
То есть от муташейхов.
 
Они не оставят то, на что притязают, ибо ветви лжи глубоко вошли в почву их сердец. Аллах знает лучше.
 
Мерзость их деяний не нуждается в разъяснении. Они пытаются вредить Аллаху и его Посланнику .
 
Что значит вредить Аллаху? Имеется в виду, что они унижают религию Аллаха, обманывая Его рабов и вводя их в заблуждение относительно своего права на наставничество.
И они противоречат своими ложными заявлениями истинным авлия Аллаха и их пути. И они наихудшие из людей и самые далёкие от двери истины.
 
Они, на самом деле, авлия шайтана, которые внушает им [заблуждения] разными приукрашенными словами.
 
Эти слова внешне красивы, но их содержание противоречит Шариату.
 
И шайтан сбивает их с пути великих праведников.
 
Из-за того, что они вступили на земли противостояния с людьми истины, их стали настигать стрелы, сбивающие их с пути приближения к Аллаху. И они [в итоге] стали смутой для людей тариката. И они в результате стали порочить своим существованием истинных наставников.
 
В «Мактубат» Хасан-устара, куддиса сирруху, рассказывается интересная история. Хасан-устар, куддиса сирруху, пишет Сайфулла-кади, куддиса сирруху, что встретил человека, который говорил, что по пути из хаджа какой-то араб написал ему иджазы и сделал своим маъзуном. И Хасан-устар, куддиса сирруху, спросил, действительно ли такое изну и можно ли так наставлять людей. Сайфулла-кади, куддиса сирруху, сказал, что такой человек может наставить людей только на путь шайтана.
А истинный путь приближения к Аллаху чист от такой грязи.
И бежать от них обязательно, ибо они помощники шайтанов.
 
Что касается споров правдивого с лжецами, то это относится к разделу «повеления благого и запрещения зла». Это и есть великий джихад (аль-джихад аль-акбар).
 
Аль-Байзави толкует слова Всевышнего Аллаха: «И сражайся с ними [Кораном] великим джихадом» (из суры «Аль-Фуркан»), – следующим образом: «Борьба с глупцами при помощи словесных доводов более величественна, чем битва с врагами оружием».
 
В «Итхаф шарх аль-Ихья» приводится цитата из книги «Аз-Зари`а»: «Алим – лучший из сражающихся за религию. Есть два вида джихада: джихад языком и джихад телом» (т.1, с. 319).
 
Имам ар-Раббани сказал: «Словесный джихад лучше, чем джихад военный» (т. 1, с. 88).
 
Также в одном из хадисов сказано: «Поистине, все праведные деяния и джихад на пути Аллаха по сравнению с «повелением благого и осуждением зла» подобны плевку на морскую пену».
 
Также в одном из хадисов: «Нет более любимой садака для Аллаха, чем праведное слово, подобно повелению добра и осуждению зла» («Ас-Сирадж аль-Мунир», т. 3, с. 298).
 
Это люди, которых охватили страсти, и страсти заставили их претендовать на наставничество.
 
Муташейхи увидели, что простой народ уважает устазов и на этом можно много заработать. И так эти люди начали прикидываться тарикатскими шейхами.
 
Но, на самом деле, они далеки от того уровня, на который они притязают.  Они обманывают людей различными уловками и хитростями. И они ищут себе последователей среди невежд, притягивая их вычурными фразами и приукрашенными словами. И они стараются обмануть некоторых правдивых людей, внушая им, что они на истине, пытаются принудить [правдивых людей] взять у них вирд и следовать за ними по пути тариката, но, на самом деле, они сбивают с него и являются причиной для преграды между людьми истины и шейхами тариката, пусть Аллах убережёт нас от этого.
 
Муташейхи – это великая афера в исламском мире, и на это ведётся множество мусульман.
Поэтому каждый, у кого есть знание, обязан опровергать притязания [муташейхов], ибо их фитна подобна фитне Даджаля.
 
Все их псевдо-силсилы в итоге приведут к нему. Он и есть их «последний шейх» так же, как имам Махди, алейхи ссалям, будет последним шейхом истинных людей.
А молчать про их поведение – это подхалимство.
 
И такое подхалимство даже больше распространено среди алимов, чем среди обычных людей. Почему алимы не порицают кредиты?  
А подхалимы будут воскрешены в образе свиней и обезьян, как об этом говорится в различных сообщениях.
 
И опровергать их – это помощь для великих авлия, ибо они вводят в путь приближения к Аллаху то, чего там нет.
 
Они практикуют вещи, которые не имеют отношения к тарикату и его основам, будь то тарикат Шазалия, Кадария, Рифаия, Накшубандия или другие.
У каждого тариката есть свои основы, и ни у одного устаза нет права эти основы изменить или нарушить. Халид-шах Багдади, куддиса сирруху, сказал: «Кто изменил наши основы, тот не из нас».
А как у нас обстоит с этим? Показывают на одного и говорят: «Он устаз». - Кто дал ему иджазу? - Его отец. - А ему? - Его отец. - А ему? - Его отец. Получается, что тарикат, как власть в некоторых арабских странах, передаётся от отца к сыну! В истинном тарикате такое невозможно. Тарикат – это свет от Аллаха, который будет только там, где пожелал Аллах.
 
Они призывают людей к новшествам и отрицают познавших Аллаха. Мы уже приводили слова имама ар-Раббани: «Введение чего-то нового в тарикат для меня не проще, чем введение нового в Шариат».
 
Сулейман аз-Зухди сказал об этих людях: «Они разбойники на пути приближения к Аллаху, разделяющие любящих братьев. Они более опасны для братьев, чем тот, кто злословит» [Конец цитаты из «Маджму ар-Расаиль»].
 
Аль-Хани приводит в «Аль-Бахджа» от ар-Рази, рахимахуллах: «И не секрет, что тот, кто начал заниматься наставничеством без разрешения на это, принесёт вреда больше, чем пользы.
 
Нельзя говорить про муташейха: «А разве он не зикру учит? Что плохого в том, что он обучает салавату?!» Он обманщик, и поэтому эффект от того, чему он обучает, будет соответствующий.
 
И на нём будет лежать грех сбивания с пути [приближения к Аллаху]». Автор «Аль-Бахджа» проклял их: «Пусть Аллах проклянет их всех, и остерегайся жить в селении, где есть хотя бы один из них».
 
Тут не имеется в виду, что дозволено проклинать конкретного муташейха, но, в целом, всех, не называя их имен, можно. Более подробно об этом сказано в третьем томе «Ихья», в разделе «Сохранение языка».
Известно, что большинство тех, кто занимается наставничеством в наших краях [т. е. в Дагестане], не обладают разрешением на это. И я не нашёл ни у кого из них истинной иджазы, и я не видел, чтобы они совершали то, что описано в книгах наших шейхов, будь то талкын, азкары, вазифы или адабы. Мы нашли, что большинство из них – это сторонники дурных новшеств и отрицать их – это насихат (т. е. искреннее наставление).
 
В книге «Хидая аль-Бидая» сказано: «Поистине, сторонник дурных новшеств призывает людей к новшеству и заявляет, что то, к чему он призывает, – это истина. Такой человек - причина того, что людей обманывают. Его зло подобно бешенству, которое передаётся людям. И является сунной гневаться на него и враждовать с ним, разрывать с ним отношения и порицать его, указывать на его новшество и предостерегать от него людей».
 
Сейчас в респираторных масках ходят из страха заразиться птичьим гриппом, но разве новшество в религии менее опасно? Это духовное бешенство, которого надо бояться намного больше, чем болезни тела.
Мустафа Мухаммад аль-Аруси аш-Шафии сказал подобное в конце своей «Акыды».
 
В «Рух аль-Баян» сказано: «Поистине, тот, чья духовная родословная не связана с людьми духовного воспитания, кто начал притязать на совершенство и на способность усовершенствовать, на самом деле, совершил духовное прелюбодеяние, а тот, кто находится под его духовным воспитанием, – ребёнок от прелюбодеяния».
 
Также в [«Рух аль-Баян»] в [толковании] суры «Аль-Фуркан»: «В этом аяте есть указание на духовных идолов, а это муташейхи, даджали, которые выдают себя за тех, кем не являются. Они не способны оживлять сердца и умертвлять нафс. А те, кто следует за ними, подобны тем, кто поклоняется идолам! О разумный человек, остерегайся брать людей страстей в качестве примера для подражания».
 
Также в [«Рух аль-Баян»] в [толковании] суры «Али Имран»: «Шейх ас-Сафи, куддиса сирруху, сказал: «Поистине, наказание тем, кто притязает на познание Аллаха и способность наставлять людей, которые при этом совершают деяния напоказ для достижения мирских целей, – наказание им будет сильнее, чем прелюбодейкам, которые родили детей от прелюбодеяния и у которых были мужья и дети. Их наказание будет сильнее в 70 раз».
 
Сайфулла-кади, куддиса сирруху, пишет в «Мактубат», обращаясь к Хасан-устару, куддиса сирруху: «Знай, сынок, что мухаккыки из этой группы сказали: «Истинных наставников в это время очень мало, поскольку они прячутся от смуты детей этого времени, и ещё они прячутся, потому что много тех, кто претендует на наставничество. Претендующих много, но искренних очень мало. И всё стало непонятно для тех, кто ищет наставничество».
 
И становится ясно из всего вышеприведённого, что обязательно отвергать муташейхов, вносящих новшества, и предостережение от их лживых сетей – важнейшее из важнейших, [также обязательно] устранять критику от истинного наставника и его мюридов.
 
Таким образом отрицают и отвергают лжецов.
 
Причина критики – не в том, что кто-то кому-то завидует или хочет увеличить количество своих мюридов.
 
А это ничто иное, как помощь в благом и богобоязненном деле.
 
Автор «Ар-Римах» после слов Всевышнего: «Помогайте друг другу в благом с богобоязненностью», – сказал: «Нет более великой помощи, чем помощь алимам, познавшим Аллаха. Кто помогает им, тот помогает [религии] Аллаха. А тому, кто помогает [религии Аллаха], помогает Аллах. А кто унизит их, тот совершил подлость в отношении Аллаха и Его Посланника ».
 
Также [в «Ар-Римах»]: «Когда помощь им – это помощь [религии] Аллаха, то нет сомнения в том, что тому, кто помогает им, помогает Аллах. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали, если вы поможете [религии Аллаха], то Аллах поможет вам». Также Всевышний Аллах сказал: «Поистине, поможет Аллах тому, кто помог [его религии]». И Всевышний сказал: «Подобает нам помогать верующим».