Вопрос:

Во время азана некоторые люди при произнесении слов «Ашхаду анна Мухаммада ррасулюллах» целуют ногти больших пальцев и проводят ими по глазам: а есть ли этому довод, обоснование в Шариате?

Ответ:

Я начинаю Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха , его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен! Протирание глаз ногтями больших пальцев, когда муэдзин говорит слова «Ашхаду анна Мухаммада ррасулюллах», читая при обтирании «Ашхаду анна Мухаммад абдуху ва расулюху разиту билляхи раббан ва билль Ислями динан, ва би Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) набияян» - является дозволенным действием в Шариате.

Хадисы о дозволенности этого действия:

رواه الديلمي عن أبي بكر أنه لما سمع قول المؤذن أشهد أن محمدا رسول الله قاله وقبل باطن الأنملتين السبابتين ومسح عينيه فقال صلى الله عليه وسلم من فَعَلَ فِعْلَ خليلي فقد حلت له شفاعتي.

В хадисе говорится: «Каждый раз, когда Абу Бакр слышал, как муэдзин произносит «Ашхаду анна Мухаммада ррасулюллах» – он повторял эти слова, целовал большие пальцы и проводил ими по глазам. Пророк (ссаллялаху алейхи вассалям) сказал: «Я заступлюсь за того, кто будет делать, как мой друг (Абу Бакр)» (Дайлями).

Имам Сахави сказал: Передаётся хадис от Абу аль-Аббаса ибн Абу Бакра, который приводится в книге «Мужибату рахмату ва азаиму аль-Магфира»:

قال من قال حين يسمع المؤذن يقول أشهد أن محمدا رسول الله مرحبا بحبيبي وقرة عيني محمد بن عبد الله صلى الله عليه وسلم ثم يقبل إبهاميه ويجعلهما على عينيه لم يعم ولم يرمد أبدا

«У того, кто, услышав слова муэдзина «Ашхаду анна Мухаммада ррасулюллах», скажет:«Мархаба би хабиби ва курати айни Мухаммад ибн Абдулла (салляллаху аляйхи васаллям)», а затем поцелует большие пальцы и проведёт ими по глазам - глаза не ослепнут и болеть не будут никогда».

Имам Сахави сказал: Передаётся от факиха Мухаммад ас-Саяба, что он рассказал от себя:

ثم روى بسند فيه من لم أعرفه عن الفقيه محمد السيابا فيما حكى عن نفسه أنه هبت ريح فوقعت منه حصاة في عينه وأعياه خروجها وآلمته أشد الألم وأنه لما سمع المؤذن يقول أشهد أن محمدا رسول الله قال ذلك فخرجت الحصاة من فوره،

«Подул ветер и в глаз попала соринка и ему было трудно вытащить её. Она наносила ему сильную боль, когда он услышал слова муэдзина «Ашхаду анна Мухаммада ррасулюллах». Он повторил это - и соринка сразу вышла».

Имам сахави сказал: Рассказал аш-Шамсу Мухаммад Салих аль-Мадани о том, что слышал, как Мажди говорил:

وحكى الشمس محمد صالح المدني أمامها وخطيبها في تاريخه عن المجد أحد القدماء من المصريين أنه سمعه يقول من صلى على النبي صلى الله عليه وسلم إذا سمع ذكره في الأذان وجمع أصبعيه المسبحة والإبهام وقبلهما ومسح بهما عينيه لم يرمد أبدا، ثم قال ابن صالح المذكور وسمعت ذلك أيضا من الفقيه محمد بن الزرندي عن بعض شيوخ العراق أو العجم وأنه يقول عند ما يمسح عينيه صلى الله عليك يا سيدي يا رسول الله يا حبيب قلبي ويا نور بصري ويا قرة عيني وقال لي كل منهما منذ فعلته لم ترمد عيني قال ابن صالح وأنا ولله الحمد والشكر منذ سمعته منهما استعملته فمل ترمد عيني وأرجو أن عافيتهما تدوم وإني أسلم من العمى إن شاء الله تعالى،

«У того, кто благословит Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), когда услышит упоминание о нём в азане и поцелует ногти больших пальцев и проведёт ими по глазам - глаза не будут болеть никогда.

Затем Ибн Салих сказал: «Я тоже самое слышал от факиха Мухаммада ибн Зарнади, от некоторых учёных Ирака и других, что поистине они говорили при проведении пальцев по глазам «Салляллаху аляйка я ссаййди я рассулюллах, я хабиби к’алби ва я нури басари ва я курату айни». Каждый из них обоих мне сказал, что как начали так делать - глаза больше не болели. Ибн Салих сказал: «Вся хвала Аллаху! После того, как я этого услышал от обоих, я начал так делать и глаза мои не болели и, надеюсь, что не будут болеть и уберегусь от слепоты, если Аллах этого пожелает».

Имам Сахави сказал: Передаётся от факиха Абу Хасана Али ибн Мухаммада:

قال وروي عن الفقيه أبي الحسن علي بن محمد من قال حين يسمع المؤذن يقول أشهد أن محمدا رسول الله مرحبا بحبيبي وقرة عيني محمد بن عبد الله صلى الله عليه وسلم ويقبل إبهاميه ويجهلهما على عينيه لم يعم ولم يرمد،

«У того, кто, услышав слова муэдзина «Ашхаду анна Мухаммада ррасулюллах», скажет: «Мархаба би хабиби ва курати айни Мухаммад ибн Абдулла (салляллаху аляйхи васаллям), а затем поцелует большие пальцы и проведёт ими по глазам - глаза не ослепнут и болеть не будут никогда».

Имам Сахави сказал: Тавус передаёт, что слышал от Мухаммада ибн Абу Насыр аль-Бухари, как тот говорил:

ونقل عن الطاووسي أنه سمع من محمد بن أبي نصر البخاري حديثا من قبل عند سماعه من المؤذن كلمة الشهادة ظفري إبهاميه ومسحهما على عينيه وقال عند المسح اللهم احفظ حدقتي ونورهما ببركة حدقتي محمد صلى الله عليه وسلم ونورهما لم يعم، ولم يصح في المرفوع من كل هذا شيء. اهـ كشف الخفاء برقم ( 2296 ).

«Кто поцелует пальцы больших ногтей, когда муэдзин будет читать слова шахадата и проведёт ими по глазам и скажет «Аллахуммах’фаз хадакатайя ва нурухума бибаракати хадакатайя Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) ва нурухума» - тот не ослепнет». Данные хадисы - слабые, а разве можно ли следовать слабым хадисам? Да - по единогласному мнению учёных, можно следовать слабым хадисам, учитывая необходимые условия. Также установлено, что первый хадис, приведенный в этой статье, относится к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) достаточно следование этому хадису, ибо в достоверном хадисе говорится:

فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين من بعدي

«Следуйте моему пути и пути праведных халифов после меня» (Абу-Дауд №3991).

Имам ан-Навави в книге «Арбаина» и в других произведениях утверждает:

«Учёные пришли к выводу о дозволенности следованию слабым хадисам».

Это подтверждают ибн Хаджар Аль-Хайсами, Субуки и другие. Ахмад ибн Ханбал выносил решения, основываясь на слабых хадисах, когда не находил других. За ним последовал и Абу-Давуд, который утверждал:

«Совершать деяния, следуя слабому хадису, лучше, чем следовать мнению».

Он отдавал предпочтение слабому хадису, нежели мнению (ар-раю) и методу сравнения (аль-кияс).

Имам аш-Шафии приводил хадис «мурсал», когда не находил другого. Также ат-Тирмизи, Байхаки, Багави и другие разрешали следовать слабым хадисам в рассказах, призыве, благих деяниях, истории и т. п.

В книге «Хашияту раду мухрат», принадлежащей перу ибн Абидина от ибн Абдульбари от Шарани, от лица всех четырёх имамов сказано:

«Если хадис достоверный, это мой мазхаб. Поистине, дозволено совершение благих деяний, когда следуешь слабому хадису».

Аль-Мувафак говорил:

«Если человек совершит деяния, следуя слабому хадису - то нет ему в этом вреда, ибо это является дозволенным». Необходимые условия для следования слабым хадисам:

1.Следование хадису должно быть в благих желательных деяниях, и чтобы данный хадис не был слишком слабым. 

2. Необходимо, чтоб хадис подпадал под общую основу. К примеру, известно, что после предвечернего (3-го) намаза не совершается желательный намаз-ратибат. И если будет какой-либо слабый хадис, в котором говорится о желательности совершения такого намаза - то следовать ему нельзя, ибо этот хадис не подпадает под общую основу, так как есть другие хадисы, отменяющие это.

3. Следуя слабому хадису, мы должны полагать, что может быть, Пророк (мир ему и благословение) совершал или говорил это. Но 100% уверенности в этом не должно быть, дабы не причислить Пророку (мир ему и благословение) того, чего он не совершал или не говорил. Эти условия приводит и имам Мухаммад ан-Навави Джави в комментариях к книге «Бидаят-уль-хидаят».

Слова учёных о желательности этого действия:

فى شرح النقاية: "واعلم أنه يستحبّ أن يقال عند سماع الأولى من الشهادة الثانية "صلى الله تعالى عليك يا رسول الله" و عند الثانية منها "قرة عينى بك يا رسول الله" ثم يقال "اللهم متعنى بالسمع و البصر" بعد وضع ظفرى الإبهامين على العينين، فإنه (صلى الله تعالى عليه و سلم) يكون قائدًا له إلى الجنة" كذا فى كنز العباد.

В книге «Шарху Никаяту» говорится: «Знай, что желательно говорить, когда слышишь первые слова в азане «Ашхаду анаа мухаммада расулюллах» - «Саллялаху Тааля аляйка я расулюллах»; а когда слышите вторые слова «Ашхаду анна мухаммада расулюллах» в азане - желательно говорить «Курату айни бика я расулюллах», а затем сказать «Аллахумма матти’ни бисами ва басари» после того, как приблизил ногти к глазам». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) будет путеводителем для него в Рай».

Также написано и в книге «Канзу убад»:

شيخ مشائخنا خاتم المحققين سيد العلماء الحنفية بمكة المحمية مولانا جمال بن عبد الله عمر المكي (رحمة الله عليه) يذكر فى فتاواه: "سئلتُ عن تقبيل الإبهامين و وضعهما على العينين عند ذكر اسمه (صلى الله تعالى عليه و سلم) فى الأذان هل هو جائز أم لا؟ أجبتُ بما نصّه: نعم تقبيل الإبهامين و وضعهما على العينين عند ذكر اسمه (صلى الله تعالى عليه و سلم) فى الأذان جائز، بل هو مستحب و صرّح به مشائخنا فى غيرما كتاب". (فتاوى جمال بن عبد الله عمر المكي).

В фетве учёного ханафитского мазхаба, которого зовут ибн Абдулла Умар аль-Макию, говорится следующее:

«Меня спросили о целовании ногтей больших пальцев и проведении ими по глазам при произнесении муэдзином имя Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям): дозволено это или нет?

Я ответил - да, это действие дозволено и даже желательно. И это пояснили нам наши учёные в других книгах» (Фатава джимал ибн Абдулла Умару аль-Макию). О желательности этого действия говорится и в следующих книгах: - Джамиу румуз шарху никаяту - Мухтасару аль-викаяту - Фатава суфияти - Канзу Убад Дорогие братья и сёстры! Хадисы и слова учёных нам пояснили, что это действие не только дозволенно, но даже - желательно.

Каждый человек решает для себя: стоит ли ему следовать слабому хадису по словам учёных - или нет? Если один мусульманин следует слабому хадису, другой не имеет права его в этом упрекать. Учёные ахлу сунны валь джамаа утверждают, что этот поступок – желателен.

Так будем следовать учёным, иншааллах!