Арабское слово «мурджиа» происходит от слова «ирджа» — откладывание, отсрочивание. Мурджииты, аль-мурджиа (откладывающие, отсрочивающие) — общее название приверженцев различных исламских мировоззренческих школ, «откладывавших» суждение о состоянии человека в этом мире до Судного дня. Мурджииты отстаивали точку зрения, что совершение греха человеком не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда.

Аш-Шахрастани в «Книге о религиях и сектах» в разделе «Мурджииты» писал о том, что они говорили: «Не причинит ослушание вреда при наличии веры, равно как не принесет пользы исполнение религиозных обязанностей при неверии».

 

Мурджиизм противопоставлялся хариджизму, последователи которого утверждали, что совершение тяжелых грехов (кабаир) выводит человека из ислама. Мнение мурджиитов противоречило суннитскому вероучению, согласно которому поступки (амаль) верующих исходят от их намерений (ният), они находятся в тесной взаимосвязи и должны быть приведены в соответствие с шариатом. Проще говоря, признание и подтверждение сердцем являлось для мурджитов совершенным иманом, а у хариджитов подтверждение сердцем и деяния являлись сутью имана, что приводило к двум крайностям. Сунниты же заняли срединную позицию по вопросу определения имана, они считали подтверждение сердцем сутью веры, а деяния признаком совершенства веры.

 

Первым идею мурджиизма сформулировал внук ‘Али ибн Аби-Талиба — Хасан ибн Мухаммад ибн ‘Али, который в 90-х годах VII в. обратился с посланием к приверженцам Алидов Куфы и других городов Халифата. Хасан ибн Мухаммад отказывался судить о действиях убийц халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана и призвал Алидов встать на путь компромисса с Омейядами. Он также высказал мысль о том, что необходимо считать мусульманином любого человека, произнёсшего шахаду. На этом этапе ранний мурджиизм вписывался в рамки суннитского вероучения. Мурджиизм быстро распространился в Ираке, а оттуда в восточных провинциях Халифата. Идея «аль-ирджа» была актуальна в эпоху правления Омеядов, а с их низложением она была перенесена исключительно в область догматики и оказалась связанной с определением понятия «Иман» (вера).

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МУРДЖИТОВ

 

Ан-Наубахти делил мурджиитов на четыре категории: 

—джахмиты, или хорасанские мурджииты;

—гайланиты, или сирийские мурджииты;

—масириты, или иракские мурджииты (в том числе Абу-Ханифа);

—ш у к к а к ( « с о м н е в а ю щ и е с я » ) , б у т р и т ы , традиционалисты-хашвиты.

 

Абуль-Баракат аль-Багдади (ум.в 1037 г.) и аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.) в основу классификации мурджиитов положили принцип принадлежности к одной из догматических школ — хариджитов, джабаритов и кадаритов.

 

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

 

В разработку мурджиитской догматики существенный вклад внесли известные богословы Гайлян ад-Димашки (казнен ок. 742 г. в Дамаске), Джахм ибн Сафван (казнен в Мерве в 745 г.), Мукатиль ибн Суляйман (ум. в 767 г.).

Мурджиитские богословы, представлявшие собой разные школы и направления, вели активную полемику как со своими оппонентами из других богословских школ, так и между собой. В ходе этой полемики выявлялись расхождения в вопросах веры, предопределения, рая и ада и т.д. Средневековый богослов Абуль-Хасан аль-Аш‘ари, изучая догматику мурджиитов, привёл мнения двенадцати групп мурджиитов только по определению имана.

 

Понятно, что такие сунниткие авторитеты, как имам Абу-Ханифа, не имеют отношения к поздним мурджиитам, которые крайним образом разошлись с мнением суннитов. Позиция мурджиитов приводила к тому, что среди мусульман распространялось грехопадение и распутство. Приверженцы секты практически разрешали себе совершать акты неверия, считая себя совершенными правоверными мусульманами.