ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

 

Му‘тазилиты (араб. «му‘тазиля» — обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание ахль аль-адль ва-т-таухид — люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII — IX вв. Направление это было основано Васылем ибн ‘Атой и ‘Амром ибн ‘Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок аль-Хасана аль-Басри. В 739 г. н. э. му‘тазилиты с сочувствием отнеслись к восстанию Зайда ибн ‘Али, за что подверглись гонениям.

В 744 г. приняли участие в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришел халиф Йазид ибн аль-Валид. С приходом к власти Аббасидов в 750 г. му‘тазилиты поначалу продолжали подвергаться гонениям. Их положение изменилось при халифе аль-Ма’муне (813 — 834): некоторые из них занимают ответственные должности, их деятельность наряду с деятельностью других мыслителей-рационалистов поощряется государством. С 847 года при аль-Мутаваккиле опять подвергаются гонениям. Во времена правления Буидов процветала му‘тазилитская школа ‘Абд аль-Джаббара (ум. в 1025 г.).

Идеи му‘тазилитов нашли отражение в воззрениях йеменских зайдитов, а в XII — XIII веках получили распространение в Хорезме. На протяжении всей истории данного направления в му‘тазилизме существовало множество соперничавших между собой группировок. В IX—X веках главными школами му‘тазилизма были басрийская и багдадская. Басрийскую школу представляли Му‘аммар ибн ‘Аббад (ум.в 830 г.), Абуль Хузайль аль-‘Алляф ан-Наззам (ум. в 835 г. или ок. 845 г.), аль-Джахиз (ум. ок. 868 г.), Абу-‘Али аль-Джуббаи (ум. в 915 г.) и его сын Абу-Хашим (ум. в 933 г.). К багдадской школе, которую основал Бишр ибн аль-Му‘тамир (ум. после 825 г.), принадлежали Сумама ибн альАшрас (ум. ок. 828 г.), аль-Мурдар (ум. в 840 г.), Ахмад ибн Аби-Дуад (ум. в 854 г.), аль-Хаййат и альКа‘би (ум. ок. 930 г.). Представление о содержании дискуссий между этими двумя школами даёт книга му‘тазилита Абу-Рашида ан-Найсабури (ум. ок. 1024 г.) «аль-Маса́иль фил аль-хиля́ф байн аль-басриййи́н ва-ль-багдадиййи́н».

Их идеи были популярны среди мусульманской элиты и не нашли распространения среди масс. С одной стороны они защищали воззрения ислама от нападок представителей других религий и учений, и разработали науку калам (спекулятивную теологию), с другой заставляли исламских ученых принимать мутазилитские постулаты веры и были причиной гонений на известных суннитских авторитетов, в результате чего потеряли поддержку остальных мусульман и стали объектом их неприязни и вражды.

 

ОСНОВНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

 

Пять основоположений му‘тазилизма (аль-усуль аль-хамса) приводятся ниже.

1) Справедливость (аль-‘адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного им извечного порядка вещей.

2) Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм му‘тазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также — вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому му‘тазилиты говорят о сотворенности Корана.

3) Обещание и угроза (аль-ва‘д ва-ль-ва‘ид): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; ни ходатайтво Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало му‘тазилитов и хариджитов.

4) Промежуточное состояние (аль-манзиля байн аль-манзилятайн): мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними.

5) Повеление и одобрение (аль-амр би аль-ма‘руф ва ан-нахй ‘ан аль-мункяр): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитов, хариджитов и му‘тазилитов. Для суннитов это больше вопрос фикха, чем ‘акыды.

 

Вопросы, в которых му‘тазилиты разошлись с Ахлю-c-Сунна (аш‘аритами):

 

1) «Аль-‘адль» (справедливость Аллаха). Положение о Божественной Справедливости у му‘тазилитов основано на признании автономности разума в познании хорошего и плохого, доброго и злого, а также на утверждении, что предикаты добра и зла необходимо присущи самим вещам (хорошим или плохим).

2) Му‘тазилиты утверждают сотворенность Корана и отрицают извечный атрибут (сыфат) Аллаха Речь (аль-Калям), которая не состоит из звуков и букв, но является внутренней Речью Всевышнего Аллаха (аль-калям ан-нафси). Данное утверждение о сотворенности Корана является результатом отрицания му‘тазилитами извечного атрибута (сыфата) внутренней Речи (аль-Калям ан-нафси). При этом му‘тазилиты утверждают, что Речь Аллаха является Его действием, которое сотворено. Согласно му‘тазилитскому вероубеждению (‘акыде), Аллах является «Мутакаллимом» (Говорящим), но не посредством извечного сыфата аль-Калям, а через сотворение аль-каляма (речи) в какой-либо вещи.

3) Персональное сотворение (аль-хальк) индивидом своих поступков и действий. Му‘тазилиты утверждают, что мукалляф (сознательный, совершеннолетний человек, отвечающий за свои поступки) творит собственные поступки, то есть создает их из ничего. Такое создание вещей из ничего и называется «хальк». Таким образом, му‘тазилиты утверждают, что действие индивида является действием того же порядка, что и действие Всевышнего Аллаха, который творит Свои деяния из ничего. Поэтому невозможно совместное приложение аль-Кудра (Силы) Аллаха и силы индивида к одному и тому же действию, ибо реальность силы (аль-кудра) едина и следствие (приложение) ее также едино.

4) Му‘тазилиты отрицают приложение Воли (аль-Машиа) Аллаха к созданию запретного (плохого) и дозволенного (хорошего). Му‘тазилиты отрицают, что Аллаху присущ сыфат Воля (аль-Машиа), утверждая, что «аль-Машиа» — это либо непосредственно действие Аллаха, либо Его повеление (альамр), которое, в свою очередь, относится к Его действию. Согласно му‘тазилитским воззрениям, Речь Аллаха, которая содержит амр (повеление), сотворена и является Его действием. И му‘тазилиты утверждают, что Воля Всевышнего Аллаха не может быть приложима к созданию греха или зла, что означает ограничение Его Воли.

5) Му‘тазилиты отрицают возможность видеть Всевышнего Аллаха, входя в противоречие с аятами, указывающим на него (видение) и жестко критикуя достоверность хадисов, со всей ясностью утверждающих истинность «ар-руъйа» (видения Аллаха).

6) Му‘тазилиты утверждают, что наказание грешника (человека, совершавшего тяжелые грехи) в Аду будет вечным, так что оно будет подобно наказанию кяфира (иноверца, немусульманина). Данное утверждение основано на му‘тазилитском убеждении, что грешник находится в земной жизни в промежуточном состоянии между неверием и верой. Поэтому о нем нельзя сказать, что он верующий или неверующий. Что же касается будущей жизни, то если человек, совершивший тяжелый грех, умер без принесения покаяния (тауба), то он будет навечно помещен в Ад и никогда из него не выйдет. Отсюда му‘тазилиты и выводят хукм (законоположение), что наказание грешника будет подобно наказанию кяфира.