Ибадиты (ибадыййа) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Течение ибадитов возникло в VII веке в Ираке, получило название по имени ‘Абдаллаха ибн Ибада, сформулировавшего взгляды ибадитов. Ибадиты вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X веков). В современном мире ибадиты составляют большую часть населения Омана и имеют общины в Алжире, Тунисе, Ливии и на острове Занзибар.

 

Шейх Са‘ид Фуда, перечислил следующие основные различия между Ахлю-с-Сунна (аш‘аритами и матуридитами) и ибадитами:

1) Ибадиты отрицают возможность видения Аллаха в будущей жизни, тогда как аш‘ариты утверждают, что «руъйа» (видение) Всевышнего в будущей жизни возможно.

2) Ибадиты утверждают, что Коран, Речь Всевышнего Аллаха, сотворен, в то время как аш‘ариты отличают Коран, находящийся у нас в руках (состоящий из бумаги, чернил и выведенных чернилами букв), который является сотворенным, от извечного, являющегося несотворенным сыфатом Аллаха, т.е. Речью (аль-Калям ан-нафси).

3) Ибадиты считают, что человек, совершивший большой грех (аль-кябира), если не принесет покаяние, будет навечно ввергнут в Огонь.

 

А аш‘ариты оставляют это дело на Волю Аллаха: если Всевышний пожелает его наказания, то он будет наказан, если пожелает его прощения, то он будет прощен. Однако даже если этот человек будет помещен в Ад, то через какое-то время он может быть выведен из него благодаря наличию в нем веры (имана). Ибадиты сохранились до наших дней по причине своей умеренности, в то время как остальные хариджиты исчезли. Ибадиты своих оппонентов из числа мусульман считают мусульманами и даже называют их земли термином «дар ат-таухид». То есть они в их глазах не являются многобожниками (мушрикун), но и верующими (муминун) тоже не являются. Ибадиты называют остальных мусульман термином «куффар ан-ни‘ма» (неверующие в благо Аллаха), то есть не считают их обычными неверными (куффар аль-милля). Сегодня говорят о т.н. неохариджитах. Некоторые суннитские богословы считают, что хадисы о хариджитах — пророчество о позднем ваххабитском течении ислама. Это заметно на примере крайних ваххабитов, которые действительно также, как хариджиты, убивают мусульман. История свидетельствует и о крайности первых ваххабитов.

 

Видный ханафитский учёный Ибн-‘Абидин (1784-1836) сказал: «Название «хариджиты» применяется к тем, кто отделяется от мусульман и объявляет их неверующими, как это было в наше время с последователями Ибн-‘Абдальваххаба, который пришёл из Неджда (на востоке арабского полуострова) и напал на два благородных святилища (Мекку и Медину). Они (ваххабиты) утверждали, что следуют ханбалитской школе, но их вера, по их мнению, была такова, что только они являются мусульманами, а все остальные это мушрики (политеисты). Под этой маской они сказали, что разрешается убивать людей из ахль ас-сунна и их учёных, пока Аллах Великий не уничтожил их в 1233 х. (1818 г.) руками мусульманской армии».

 

Другие богословы, особенно из числа приверженцев ваххабизма или его умеренных форм, термином «хариджиты» называют радикалов и экстремистов из числа последователей «Братьев-мусульман», а также последователей организации «Джама‘ат ат-такфир валь-хиджра» или в общем такфиритов (13 тема), или тех, кто себя называет саляфитами-джихадистами. Современные же ибадиты практически не похожи на своих предшественников, их с трудом можно назвать хариджитами, если только в плане некоторых теологических вопросов. Сами они себя с хариджитами не ассоциируют и мирно уживаются с суннитами, вступая с ними в браки, допуская наследование с ними и признавая их свидетельство в суде.