Хариджиты (от араб. «хаваридж» — выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман (суннитов). Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом ‘Али ибн Аби-Талибом и Му‘авией. Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии ‘Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Му‘авией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города. Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф ‘Али, ранен Му‘авия) и мятежи как способ достижения своих целей.

Со временем хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением. В настоящее время существуют в небольшом количестве (главным образом в Омане, где ибадиты составляют большинство населения). Первыми предводителями хариджитов являются «мухаккимы», которые выступили против повелителя правоверных ‘Али, когда он принял решение на значить двух судей для урегулирования конфликта и обсуждения условий мирного соглашения с Му‘авией. Хариджиты собрались в местности Харура (точнее Хураура) вблизи города Куфа и их руководителями были ‘Абдаллах ибн аль-Каува аль-Йашкури ат-Тамими, ‘Итаб ибн аль-А’ур, ‘Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Йазид ибн Абу-‘Асым аль-Мухариби и Харкус ибн Зухайр, известный по прозвищу Зу ас-Садиййа. Среди них также находился ‘Абдар-Рахман ибн Мульджам, который впоследствии убил ‘Али, когда тот совершал утреннюю молитву. Это был человек, которого в свое время хвалил сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб.

 

Имам аз-Захаби в “аль-Мизан” рассказывал о нем: “Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо он убил повелителя правоверных ‘Али ибн Аби-Талиба, желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!”. Главой иракских хариджитов был Нафи‘ ибн альАзрак, а самыми свирепыми в своем мятеже против ‘Али были хариджиты Йамамы, во главе которых стояли Наджда ибн ‘Амир, аль-Аш‘ас ибн аль-Кайс, Мисар ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайн ат-Таи. Религиозные взгляды хариджитов совпадают со многими взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу-Бакра и ‘Умар ибн Хаттаба, не признавая ‘Усмана, ‘Али и всех остальных (Омейядов, Аббасидов и др.). Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шуры). Проповедовали также идею множественности халифов. Выработали представления о малом и большом грехе. Обычно они не различают между малыми и большими грехами. По их мнению, мусульманин, совершивший грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному, которого как вероотступника убивают. Они отличались от общей массы мусульман особым рвением к выполнению предписаний и рекомендаций ислама, буквальным пониманием текстов Корана и хадисов. Внешне выглядели очень набожными и богобоязненными людьми, вели аскетический образ жизни, скромно и бедно одевались, очень много молились, постились и читали Коран. Многие из них были хафизами (знали наиузусть Коран). Но при этом прославились своими убийствами сподвижников Пророка, и вообще женщин и детей, в случае с азракитами. Правители ислама, начиная с халифа ‘Али, вели против них военные действия, так как они наносили вред исламской умме.

 

Существуют пророческие хадисы о хариджитах. Главным образом, они цитируются в шести известных сборниках достоверных хадисов. В большинстве своём эти хадисы были собраны в следующих книгах «Мисбах аль-анам ва джаля аз-залям фи радд шубах аль-бид‘и аль-наджди аль-ляти адалля биха аль-‘аввам» [«Светоч человечества и освещение темноты относительно опровержения ошибок новатора из Неджда, которыми он ввел в заблуждение массы людей»] аль-‘Аляви ибн Ахмад аль-Хаддада и «Хулясат аль-калям фи байан ‘умара’ аль-биляд аль-харам» [«Изложение речи, касающейся амиров (лидеров) священных земель»] (история ваххабитской смуты в Неджде и Хиджазе) Ахмада ибн Зайни ад-Дахляна (ум. 1304/1886), муфтия Мекки и Шайх аль-Исляма Хиджаза в Оттоманском государстве, написанные их авторами как опровержение ваххабизму. Эти авторы посчитали своих современников, последователей призыва имама Ибн-Абдальваххаба, хариджитами, о которых предсказывал Пророк Мухаммад. Ученые обратили внимание на то, что ваххабиты выступили против власти османского халифата и убивали мусульман, которых считали неверными.