Едва ли кто-то из его современников сравнится с ним в знаниях, богобоязненности и поклонении Аллаху.
Аль-Харис аль-Мухасиби был родом из Басры и умер в Багдаде в 243-м г. х. Рассказывают, что отец оставил ему в наследство 70 тысяч дирхамов, но он отказался от них. И причина отказа, как говорят, состояла в том, что его отец заблуждался в вопросах предопределения, так что аль-Харис аль-Мухасиби из богобоязненности (вара’) не взял ничего из наследства. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, по достоверному сообщению, сказал: «Люди разных религий ничего не унаследуют друг от друга».
Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хусейн передавал от аль-Хусейна ибн Яхьи, а тот от Джафара ибн Мухаммада ибн Нусайра [аль-Хульди], что Мухаммад ибн Масрук рассказывал: «Аль-Харис ибн Асад аль-Мухасиби после себя не оставил ни одного дирхама. Его отец оставил ему в наследство землю и состояние, но он ничего не взял себе из наследства». Наш устаз Абу Али аль-Даккак, рахимахуллах, рассказывал: «Когда Аль-Харис аль-Мухасиби подносил руку к еде, и та оказывалась сомнительной, на одном из его пальцев тут же начинала пульсировать вена, и он воздерживался от этой пищи».
Абу Абдулла ибн Хафиф говорил: «Следуй примеру пяти наших шейхов и думай хорошо об остальных. Эти пятеро: аль-Харис ибн Асад аль-Мухасиби, аль-Джунейд ибн Мухаммад, Абу Мухаммад Рувейм, Абуль-Аббас ибн Ата и Амр ибн Усман аль-Макки. Они сочетали в себе знание Шариата и Хакиката».
Я слышал, как Абу Абдуррахман ас-Сулями, рахимахуллах, передавал от Абдуллы ибн Али ат-Туси, а тот от Джафара аль-Хульди, а тот от Абу Усмана аль-Балади, что аль-Харис аль-Мухасиби говорил: «Кто очистит свой нафс постоянным самоконтролем и искренностью, того Аллах наградит упорством в совершении благого и следовании Сунне».