Автор: 
 Имам Мухйиддин ан-Навави
 Имам Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни

Книга: 
 Шарх Cахих Муслим
 Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари
 
 

 

Абу Хурайра  передает, что Посланник Аллаха  сказал:

 

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال ينزل ربنا تبارك وتعالى كل ليلة إلى السماء الدنيا حين يبقى ثلث الليل الآخر فيقول من يدعوني فأستجيب له ومن يسألني فأعطيه ومن يستغفرني فأغفر له

 
«Когда наступает последняя треть ночи, наш Господь нисходит на нижнее небо и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?». Передали аль-Бухари и Муслим в «Сахих». 

 


 

Шейхуль-Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своем шархе на «Сахих» Муслима в комментарии к этому хадису пишет:
 

 قوله - صلى الله عليه وسلم - : ( ينزل ربنا كل ليلة إلى السماء الدنيا فيقول : من يدعوني فأستجيب له  ) هذا الحديث من أحاديث الصفات ، وفيه مذهبان مشهوران للعلماء سبق إيضاحهما في كتاب الإيمان ومختصرهما أن أحدهما وهو مذهب جمهور السلف وبعض المتكلمين : أنه يؤمن بأنها حق على ما يليق بالله تعالى ، وأن ظاهرها المتعارف في حقنا غير مراد ، ولا يتكلم في تأويلها مع اعتقاد تنزيه الله تعالى عن صفات المخلوق ، وعن الانتقال والحركات وسائر سمات الخلق . والثاني : مذهب أكثر المتكلمين وجماعات من السلف وهو محكي هنا عن مالك والأوزاعي  : أنها تتأول على ما يليق بها بحسب مواطنها . فعلى هذا تأولوا هذا الحديث تأويلين أحدهما : تأويل مالك بن أنس وغيره معناه : تنزل رحمته وأمره وملائكته كما يقال : فعل السلطان كذا إذا فعله أتباعه بأمره . والثاني : أنه على الاستعارة ، ومعناه : الإقبال على الداعين بالإجابة واللطف . والله أعلم

 
«Этот хадис относится к хадисам о сифатах (атрибутах) Всевышнего. Существует два мазхаба (мнения) в понимании таких хадисов:
 

Первый (это мазхаб большинства саляфов и некоторых мутакаллимов), - верить в их истинность, на том, как это подобает Всевышнему Аллаху, и что внешний смысл (хадиса) который известен в отношении нас (творений) не является тем, что подразумевается. И не толкуют это вместе с убеждением, что Аллах Всевышний чист от качеств творений, таких как перемещение, движение и т.п.
 

Второй (мазхаб большинства мутакаллимов и группы салафов) - толковать их так, как подобает величию Аллаха в соответствии с контекстом. Этот мазхаб описан здесь (в этом же труде) согласно тому, как это передано от имама Малика и аль-Авзаи.
 

Основываясь на этом (таком методе), они истолковывали этот хадис двумя путями:
 
1. Толкование Малика ибн Анаса и других в смысле: «Нисходят Его милость, и Его повеление и Его ангелы", - подобно тому, как говорится: «Сделал правитель то-то", - имея в виду, что это сделали его подчиненные по его приказу.
 
2. Понимается в переносном смысле, в значении принятия просьб просящих и проявления к ним милости.
 
И Аллах знает лучше»1.
[«Сахиху Муслим би Шархин Навави», хадис №758.]

 

 


 

Шейхуль-Ислам, Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 х/1372-1449 м) в своей книге «Фатхуль-Бари» сказал:
 
 

 قوله : (يَنزِل رَبّنا إِلَى السَّماء الدُّنيا ) استَدَلَّ بِهِ مَن أَثبَتَ الجِهَة وقالَ : هِيَ جِهَة العُلُوّ، وأَنكَرَ ذَلِكَ الجُمهُور لأَنَّ القَول بِذَلِكَ يُفضِي إِلَى التَّحَيُّز تَعالَى الله عَن ذَلِكَ.وقَد اُختُلِفَ فِي مَعنَى النُّزُول عَلَى أَقوال : فَمِنهُم مَن حَمَلَهُ عَلَى ظاهِره وحَقِيقَته وهُم المُشَبِّهَة تَعالَى الله عَن قَولهم.ومِنهُم مَن أَنكَرَ صِحَّة الأَحادِيث الوارِدَة فِي ذَلِكَ جُملَة وهُم الخَوارِج والمُعتَزِلَة وهُو مُكابَرَة، والعَجَب أَنَّهُم أَوَّلُوا ما فِي القُرآن مِن نَحو ذَلِكَ وأَنكَرُوا ما فِي الحَدِيث إِمّا جَهلاً وإِمّا عِنادًا، ومِنهُم مَن أَجراهُ عَلَى ما ورَدَ مُؤمِنًا بِهِ عَلَى طَرِيق الإِجمال مُنَزِّهًا الله تَعالَى عَن الكَيفِيَّة والتَّشبِيه وهُم جُمهُور السَّلَف

"Те заблудшие, которые придают Аллаху место и направление, используют эти слова («Наш Господь нисходит каждую ночь на нижнее небо») как довод, говоря, что это место ("улюв"), которое находится наверху.


Но большинство ученых Ислама отрицали такое понимание, ведь это означает, что Аллах занимает место. Аллах чист от этого. 

В понимании слова "нузуль" в отношении Аллаха имеются следующие мнения:

1. Мушаббиха (антропоморфисты) понимают эти слова по внешнему смыслу в прямом значении. Аллах чист от того, что они Ему приписывают.
2. Хавариджи и мутазилиты отрицали достоверность этих хадисов по своему высокомерию. Удивительно то, что подобные этому (выражения) в Коране они истолковывают, а те, что пришли в хадисах, отрицают  по невежеству или из-за ненависти.
3. Большинство саляфов принимало эти слова так, как они пришли, в общем смысле, без толкования и уподобления (поскольку пречист Аллах от образа и подобия)".

 

 

Там же он говорит:

 

وقالَ ابن العَرَبِيّ : حُكِيَ عَن المُبتَدِعَة رَدّ هَذِهِ الأَحادِيث.وعَن السَّلَف إِمرارها.وعَن قَوم تَأوِيلها وبِهِ أَقُول.فَأَمّا قَوله يَنزِل فَهُو راجِع إِلَى أَفعاله لا إِلَى ذاته، بَل ذَلِكَ عِبارَة عَن مُلكه الَّذِي يَنزِل بِأَمرِهِ ونَهيه، والنُّزُول كَما يَكُون فِي الأَجسام يَكُون فِي المَعانِي، فَإِن حَمَلته فِي الحَدِيث عَلَى الحِسِّيّ فَتِلكَ صِفَة المَلَك المَبعُوث بِذَلِكَ، وإِن حَمَلته عَلَى المَعنَوِيّ بِمَعنَى أَنَّهُ لَم يَفعَل ثُمَّ فَعَلَ فَيُسَمَّى ذَلِكَ نُزُولاً عَن مَرتَبَة إِلَى مَرتَبَة، فَهِيَ عَرَبِيَّة صَحِيحَة انتَهَى . والحاصِل أَنَّهُ تَأَوَّلَهُ بِوجهَينِ : إِمّا بِأَنَّ المَعنَى يَنزِل أَمره أَو المَلَك بِأَمرِهِ، وإِمّا بِأَنَّهُ استِعارَة بِمَعنَى التَّلَطُّف بِالدّاعِينَ والإِجابَة لَهُم ونَحوه

 

"(Абу Бакр) Ибн аль-Араби (468-543 х/1076-1148 м) сказал: «В понимании подобных хадисов приводятся (следующие мнения): еретики (подобные мутазилитам) отвергали эти хадисы, саляфы принимали как есть (в общем смысле), большинство же толкует эти хадисы, (и я придерживаюсь такого мнения). 
Нисхождение бывает как телесным, так и смысловым. Если относить этот хадис к осязаемому, телесному (нисхождению), то тогда это будет описание (действий) ангела, который спускается с повелениями и запретом. Таким образом, это слово «нисходит» относится к действиям Всевышнего, а не к Нему Самому.
Если же понимать это как смысловое нисхождение, как переход от одного действия к другому, то такое понимание также будет соответствовать правилам арабского языка».
Таким образом, есть два варианта толкования этого хадиса: либо его смысл в том, что спускается повеление Аллаха (или спускается его ангел с Его повелением); либо его нужно понимать в переносном смысле: что (в третью часть ночи) Аллах проявляет (особую) милость к просящим и отвечает на их мольбы"2.

 


  [Ибн Хаджар аль-Аскаляни "Фатхуль-Бари фи шарх Сахих аль-Бухари, хадис № 1094.]