Ясно высказались учёные о дозволенности: унижения нововведенцев, не совершая за ними намаз и не совершая за них упокойный намаз (джаназа), также не посещать больного из их числа и не передавать что либо от них, когда есть другие передатчики. Поистине, при передаче от подобного возникает опасность распространения его состояния, а также восхваления его посредством упоминания, что в итоге может привести к популяризации его новшества среди простого народа. Апеллировали учёные на дозволенность унижения нововведенцев Словами Всевышнего Аллаха: «Те, которые враждуют с Аллахом и Его Посланником, окажутся в числе самых униженных» (Сура «Аль- Муджадалят», аят 20), сказал имам Куртуби: «Апеллировал имам Малик (да смилуется над ним Аллах) этим аятом на враждебное отношение к кадаритам и оставления нахождения с ними. Передал Ашхаб от имама Малика: «Не сидите с кадаритами и враждуй с ними ради Аллаха»». Сказано в одном предании: «Тот, кто возвеличил приверженца нововведений, тем самым помог в разрушении Ислама».
Шейхуль Ислам Абу Усман ас-Сабуни передал единогласное мнение учёных Ахлю Сунна валь-Джама`а о дозволенности унижения нововведенцев: «Вместе с этим они также были едины в необходимости всяческого подавления, посрамления и унижения приверженцев нововведений, отдалении от них и недопустимости дружбы с ними, будучи убежденным в том, что отстранение от них и порывание с ними любых связей, есть один из актов приближения к Всевышнему Аллаху». Он также сказал: «Они ненавидят приверженцев нововведений, которые привнесли в религию то, что к ней не относится, не проявляют любви к ним, не берут их себе в спутники и друзья, не слушают их, не сидят в их собраниях, не вступают в споры и дискуссии с ними по вопросам религии, и считают недопустимым слушать их ложь и заблуждения, которые могут закрасться в сердце человека, а затем, одолевая его этими зловредными мыслями и наущениями, причинить ему непоправимый вред. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же дьявол заставит тебя забыть [об этом], то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (Сура «аль-Ан`ам», аят 68)».
Передал имам Укбари с цепочкой передач, что Амр ибн Динар сказал: «Когда Тавус совершал таваф, его встретил Ма`бад аль-Джухани, сказал ему Тавус: «Ты Ма`бад» ? Тот ответил: «Да», повернулся к людям Тавус, и сказал: «Это Ма`бад, унижайте его».
Это всё, как мы уже упоминали ранее, зависит от пользы, и бывает так, что положение изменяется от времени к времени, от личности к личности[1], от места к месту.
[1] Сказал имам Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах: «А что касается нововведенца, который призывает к новшеству и утверждает, что то, к чему он призывает является истиной, то это (является) причиной для заблуждения людей и его зло распространяется на других. И желательность в выявлении ненависти, враждебности (к нему), прерывании (с ним связей), унижении его, поношении его из-за его новшества, отталкивании людей от него (является) суровым (т.е. важным). И если он даст салам в уединении, то нет в этом вреда. А если ты знаешь, что твое отчуждение от него, а также и молчание ему в ответ, приведет его к отвращению от своего новшества, и окажет влияние в удерживании его (от этого новшества), то в этом случае более предпочтительным является не отвечать на его приветствие потому что ответ на приветствие хоть и является обязательным (ваджиб), отпадает (обязательность ответа) самым малым в чем есть какая-нибудь польза (маслахат), и отпадает (обязанность) даже если человек находится в бане, или справляет нужду. И цель от сдерживания его (от новшеств) более важна, чем цель (от салама). А если (во время приветствия) находиться среди людей, то оставление ответа на его приветствие более предпочтительно, отталкивая людей от него и отвращая его новшество в глазах людей. Также предпочтительным является удерживание от проявления добра к нему и помощи ему, особенно в том, что выявляется среди людей. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто поругал приверженца нововведений, то наполнит (Всевышний) его сердце спокойствием и иманом. А тот, кто унизит приверженца новшеств, то Аллах обезопасит его от дня большой боязни. А тот, кто смягчится ему, возвеличит его и встретит его радостью, то он пренебрег тем, что было ниспослано Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует». (Приводится в «Муснад», Шихаба аль-Кадаи). (Следующий это): Нововведенец – простолюдин, у которого нет сил и средств для призыва (к своим новшествам), и от которого нет боязни, что за ним последуют другие. Его положение более лёгкое. И предпочтительным считается не оскорблять его, не грубить с ним и не унижать его. Наоборот (следует) проявить мягкость при наставлении его, так как сердца простых людей быстры к изменениям» (см. «Ихья улюм ад-Дин»). (прим. пер.)