В беседе с корреспондентом IslamDag.ru Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:

– Моё мнение – в мавлиде нет ничего запретного, и желательно его проводить ради напоминания мусульманам о жизни и поведении Пророка ﷺ, о сделанных им указаниях сподвижникам. Это лучшее напоминание нам о необходимости следовать этим указаниям и действиям.

 

– То, что мавлид проводится в определённый день, можно считать нововведением?

– Если сказать людям, что в этот день обязательно нужно праздновать мавлид, то это выходит за рамки Шариата, и нельзя так поступать. Но невольное совпадение воспоминания о Пророке ﷺ возникает в день и месяц, в котором он родился. И мы стараемся обратить внимание людей на Пророка ﷺ, который, как сказано в Коране (смысл): «Мы ниспослали тебя лишь как милость для всех миров» (сура «Аль-Анбия», аят 107).

Мы, жители Сирии, отмечаем мавлид, рассказывая о Пророке ﷺ, его жизнедеятельности, о сподвижниках, и нет в этом никаких проблем. Но мы не говорим, что это праздник (ид), мавлид и не является таковым, праздник – это Курбан-байрам и Ураза-байрам. Но сегодня даже в свадьбах присутствует много запретного, но мы говорим: свадьба – это благодать Всевышнего, и нужно взамен на Его благо ответить благодарностью.

 

– Но если Пророк  и его сподвижники не совершали мавлида, указывает ли это на его запрет?

– Нуждался ли Пророк ﷺ в том, чтобы его вспоминали при жизни? Сподвижники, которые жили вместе с Пророком ﷺ, нуждались ли они в том, чтобы Пророк ﷺ им рассказывал о своём нраве, действиях и поведении? Вместе с этим до нас дошло, что Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) в месяц Раби уль-Авваль собирал своих детей и рассказывал им что-нибудь из жизни Пророка ﷺ.