В связи с последними событиями в мире, в общем, и в частности в России, возникают множество вопросов по поводу убийства гражданских лиц, которые стали предметами спора и обсуждений среди мусульман и около исламских личностей. Основным из обсуждаемых вопросов является вопрос о том дозволенно ли убивать гражданских лиц, то есть мирное, не участвующее в войне, население. Тему мы назвали так потому что это обычное распространенное именование, но в действительности будет рассматриваться положение населения, которые не предпринимают каких либо действий в войне против мусульман.

Итак, мы рассмотрим каково же решение шариата относительно этого вопроса и вначале обращаем ваше внимание на следующие пункты:

1. Можно ли убивать непосредственно - женщин, детей, стариков, монахов (отшельников) и мужское население которые не участвуют в войне?

2. Можно ли убивать во время военных действий направленных против воюющих людей, всех подряд, не различая мирные это или воюющие, например, обстреливая города неверных ракетами, устраивая взрывы или отравляя ядовитыми веществами?

 

 

Сказал Имам Мухаммад бин Аль Хасан Ат Тамими Аль Джавхари (ум. 350 х.) в своей книге, о редких мнениях ученых, которые придерживались мнения противоречащего иджме/единогласии, «Навадируль Фукъаха»: 


وأجمعوا أنه لا يجوز قتلُ شيخٍ فَانٍ من العدو, ولا امرأةٍ, ولا راهب ولا مُقْعَد, ولا أعمى, ولا مَعتُوهٍ إِذَا كان لا يقاتل ولا يدلّ على عوْرات المسلمين, ولا يدل الكفارَ على ما يحتاجون للحرب بينهم وبين المسلمين, إلا الشافعي رضي الله عنه, فإنه قال في إحدى روايتين عنه : لا بأس بقتْلهم جميعًا على كل أحوالهم

«3/168: Ученые сделали единогласие в том, что не дозволено убивать женщин, монахов, инвалидов, слепых и слабоумных из врагов (т.е. из кяфиров) когда они не сражаются, не выдают секреты мусульман и не указывают неверным на те вещи, в которых они нуждаются для ведения войны между ними и мусульманами.

Исключения из этого единогласия Имам Шафии, радийаЛлаху анх. Он говорит, в одном из двух риваятов от него: Нет проблемы в их убийстве всех и во всех положениях». 

Источник: Аль Джавхари: Навадируль Фукъаха: 163-164 
Бейрут: Даруль Къалям

 

 

Сказал Кади Абдуль Ваххаб Аль Багъдади (362-422 х/973-1031 м) в книге «Аль Ишраф аля Нукати Масаилиль Хиляф»: 


لا يُقتل الشيوخُ ولا أهلُ الصوامع الذين ليس فيهم فضْلُ القتال ولا تدبيرُ، خلافًا للشافعي؛ لقوله صلى الله عليه وسلم { لَا تَقْتُلُوا شَيْخًا فَانِيًا }، وقوله { لَا تَقْتُلُوا أهلَ الصَّوامع }، ولأنه قولُ أبي بكْر الصديق رضي الله عنه، ولا مخالفَ له، ولأنه لا فضلَ فيهم للقتال ولا ضَرَرَ في تبقيتِهم على المسلمين كانساء والصِبْيان

«Вопреки (мнению) Имама Шафии, не убиваются старики и монахи, у которых нет умения вести войну, и не играют ни какой роли в ней. Потому что сказал Пророк, салля Ллаhу аляйhи ва саллям: «Не убивайте старика», а в другом хадисе: «Не убивайте тех, которые живут в монастырях». 

И это мнение Абу Бакра Ас Сиддыкъа, радийаЛлаху анх, и нет противоречащего ему. И это, потому что нет у них умения вести войну, и нет вреда для мусульман в их оставлении живыми, так же как в оставлении (живыми) женщин и детей».

Источник: Абдуль Ваххаб Аль Багъдади: Аль Ишраф: 2/933: 1873 
Бейрут: Даруль Ибни Хазм: 1420/1999
Тахкик: Аль Хабиб бин Тахир