Ваххабизм – это секта в Исламе, основоположником которой является Мухаммад ибн Абдульваххаб.

Его отец и старший брат были известными в то время религиозным деятелями. Сам он в юности изучал Ислам в Медине. Они, а также другие учителя Ибн Абдульваххаба, обсуждали с ним основы мусульманского вероучения, которые он с юности подвергал сомнению. Своей критикой он пытался ниспровергнуть самые крупные исламские авторитеты. Отметим, что в духовных вопросах такое отношение к учителям считается худшим из всех видов непослушания, которое может проявить ученик, поскольку отрыв от традиции, непоследовательность в вопросах религии наносит непоправимый вред не только самому ученику, но это вводит в заблуждение огромное число тех, кому он указывает якобы более легкий путь в постижении Истины. Например, одно из ошибочных воззрений основоположника секты ваххабитов заключалось в том, что проявление мусульманами уважения к исламским святыням он называл “ширком” - язычеством.

 

Пользуясь тем, что у многих бедуинских племен со времен Джахилии бытовали языческие культы, и они не были достаточно просвещены в вопросах религии, он начал свою проповедь именно среди них. Бедуины последовали призыву Ибн Абдульваххаба, став участниками всех междоусобиц на стороне отдельных политических сил. Ибн Абдуль-Ваххаб опирался на возрождение древнейших бедуинских военных традиций и связанного с ними «воинского кодекса чести».

Опираясь на логику доисламских отношений между бедуинскими племенами (опыт ведения междоусобных войн сформировали особую этику свободолюбивых и непокорных бедуинских племен, малоприемлемую в централизованном государстве), он объявил, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества. Просвещенные мусульмане были потрясены искажением гуманной сущности Ислама и пытались бороться с распространением ваххабизма в Аравии. Кроме того, уже при жизни Ибн Абдуль-Ваххаба религиозные и политические деятели хорошо понимали, что это течение преследует одни лишь корыстные цели и служит продвижению политического влияния властителей области Ад-Дария и не имеет ничего общего с духовным поиском внутри Ислама. Более того, проповедь ваххабизма, по мнению современников Ибн Абдульваххаба, не имела ничего общего с “очищением идеалов Ислама”, а лишь искажала их, если даже ваххабиты своим лозунгом взяли «очищение Ислама».

Корни ваххабизма лежат глубже, чем проповедь Ибн Абдульваххаба. При жизни Пророка Мухаммада появлялись лжепророки-самозванцы. Среди них были как мужчины, так и женщины. Одним же из самых известных лжепророков был Мусайлима Аль-Каззаб из племени бани Хунайфа. Духовные наследники этого лжепророка стали материальной опорой идеологии ваххабизма. Ими стали принц Мухаммад Ибн Сауд, выходец из рода Мусайлима, а затем и его сын Абдуль-Азиз Ибн Сауд. Им было важно заставить людей поверить якобы в «пророческую миссию их рода», поскольку это давало им власть и политическое влияние, которых они не могли добиться на протяжении многих столетий. Именно они поддержали идею «очищения Ислама», отказ от почитания исламских святынь и самого Пророка .

 

Подрывая веру людей и лишая их надежды на мир, покой и безопасность, это течение стало анти-исламским. Более того, это движение лишало мусульман уверенности в том, что они сами на истинном пути и их учитель истинный.

Старший учитель Ибн Абдульваххаба, Мухаммад Ибн Сулейман писал своему ученику:

«О, Ибн Абдульваххаб, я советую тебе ради Аллаха держать при себе свои убеждения и не оскорблять мусульман. Если кто-то из них высказался при тебе в отношении того, что упоминание святых и Пророков (тавассуль) само, помимо Воли Аллаха, приводит к исполнению желаемого, то поправь этого заблудшего, разъяснив ему истину. Если же он упорствует в придании Аллаху соучастников, то назови неверным (кяфиром) лишь его. Но не называй так всех мусульман, поскольку ты сам отклонился от прямого пути, по которому идет большинство, и точнее будет назвать кяфиром того, кто отклонился от пути большинства, потому что он не следует по пути верующих».

Кроме его учителя многие делали подобные наставления Ибн Абдульваххабу, но он не внимал их наставлениям, и продолжал свой губительный путь.