Движение «аль-Ваххабиййа»

 

Саляфиты (ваххабиты)

 

Самоназвание саляфитов (салафитов) происходит от арабского термина «саляф», под которым подразумеваются мусульмане первых поколений, т.е. сподвижники Пророка Мухаммада (сахаба), их последователи (таби‘ин), затем их преемники (таби‘у-т-таби‘ин). Т.е. последователи этого течения считают себя приверженцами пути этих предшественников, т.е. последователями чистого ислама, при этом остальные мусульмане, по их мнению, являются еретиками, которые отклонились от правильного ислама. Основоположником учения является Ибн-Таймия (1263 — 1328 гг.), мыслитель и правовед ханбалитского мазхаба суннитского ислама. Однако практическое распространение учения Цитата из книги «Ислам: энциклопедический словарь» (м.: Наука, 1991. — Статья «Ибн Таймийа») произошло лишь в 20-м веке, благодаря появлению государства Саудовская Аравия и движению ваххабитов. Основатель ваххабизма, одного из направлений саляфизма (таймизма), — Мухаммад ибн ‘Абдальваххаб ат-Тамими (1703-1792). В основу его деятельности положено теоретическое наследие Ибн-Таймии, некоторые положения заимствованы из учения хариджитов (средневековое течение радикального толка). Первые ваххабиты были агрессивными по отношению к другим мусульманам, убивали паломников, воевали с Османской империей, разрушали мавзолеи и могилы, использовали силовые методы распространения убеждений. Ваххабиты способствовали появлению в исламском мире целого ряда деструктивных явлений, до сих пор создающих конфликты во многих странах. Современные ваххабиты изменили методы пропаганды и разделились на разные группы, одни из которых оказались под сильным влиянием египетских исламистов, т.е. некоторых радикальных представителей организации «Братья-мусульмане». И наоборот, часть «Братьев-мусульман» впитала идеи саляфизма и ваххабизма. Таким образом, на данном этапе в мире сложилась целая сеть саляфитских движений, организаций и групп, которые отличаются по степени крайности убеждений и практических действий от умеренных до радикальных, применяющих террор. Всех их объединяет признание авторитета Ибн-Таймии и Ибн-‘Абдальваххаба. Доктор Йасир Кады из Великобритании выделяет семь видов салафитов, не претендуя на завершенность своей классификации:

 

1) Господствующее саудовское салафитское движение

2) Иорданское ответвление салафитов, последователи шейха аль-Албани, антимазхабисты

3) Сахва (салафиты под влиянием идей «альИхван аль-муслимун»)

4) Мадхалиты, подгруппа саудовских салафитов, последователи шейха аль-Мадхали

5) Египетские салафиты, также под влиянием аль-Албани, делятся на разные группы

6) Такфириты, последователи Абу Мухаммада аль-Макдиси, Абу Мус‘аба ас-Сури (аз-Заркави), аль-Авляки

7) Джихадисты, сторонники аль-Ка‘иды, продукт радикальных ответвлений аль-Ихван аль-муслимун и салафитов.

 

Самое главное убеждение саляфитов (ваххабитов) это строгое понимание единобожия. При этом они делят единобожие на три вида:

таухид аль-улюхиййа (поклоняться только Аллаху),

таухид ар-рубубиййа (Аллах — создатель всего)

и таухид аль-асма’ вас-сыфат (Аллах имеет Ему свойственные имена и атрибуты).

Они считают, что многие мусульмане не исполняют первый вид единобожия, совершая посещения могил, мавзолеев, и обряды посредничества святых и пророков, и т.п. Кроме этого некоторые саляфиты (также называемые кутубитами от имени Саййида Кутба, казненного в Египте в 1966 году идеолога «Братьев-мусульман») добавляют еще один вид единобожия: таухид аль-хакимия (вся власть Аллаху), т.е. тот, кто не правит по шариату на 100%, является неверным, также и его подданные, т.е. все государство объявляется неверным. В вопросе веры все они считают, что действия являются частью веры, к тому же многие из них считают их частью сути веры. Т.е. человек, не совершающий молитву (намаз), не является верующим мусульманином. Значит, по мнению крайних из них, он вероотступник, которого надо ликвидировать. Азхаровский ученый М. Раби‘ М. Джаухари в первой части своей книги «‘Акыдатуна», учебного пособия по вероучению довольно кратко и ясно опровергает вышеупомянутую классификацию таухида (раздел «аль-Вахданиййа»). В частности, он сообщает: «Имам Ибн–Таймиййа сказал, что посланники были отправлены лишь с миссией призыва к таухиду аль-улюхиййа. Этот таухид означает единственность Аллаха в поклонении, т.е. только Ему поклоняться. Таухид ар-рубубиййа же это убеждение о том, что Аллах — господь (рабб) миров, и что он распоряжается в них. Ибн-Таймиййа считал, что никто из людей не отрицает этот вид таухида. Поэтому он полагал, что совершающие тавассуль пророками и святыми и просящие у них заступничество (шафа‘а) поклоняются им подобно идолопоклонникам. Однако вышесказанное опровергается следующими аргументами:

1) Это разделение таухида на категории является нововведением (бид‘а), которое изобрел Ибн-Таймиййа, о чем не говорил ни один из праведных предшественников (саляф). Цитата из учебного пособия по акыде Университета аль-Азхара (Джаухари. Акыдатуна)

2) Он утверждает, что никто из людей не отрицает таухид ар-рубубиййа, а это неверно. Ибо есть те, кто отрицает существование Аллаха, в каждую эпоху. Аят: «Если спросишь у них, кто сотворил небеса и землю, они ответят: ‘’Аллах!’’» (39:38) не подтверждает его мысль, так как аят говорит лишь об одном виде неверных. Имеются и другие виды, на которые указали иные аяты. Например, посмотрите на слова Всевышнего: «Они сказали: ‘’Есть только жизнь наша земная — один остается живым, другой умирает, лишь судьба нас убивает’’» (45:24). Здесь неверные отрицают таухид ар-рубубиййа, потому что Аллах сказал: «Не хулите тех, что поклоняются изваяниям помимо Аллаха, ибо тогда будут они произносить хулу на Аллаха, совершая злодеяния по своему невежеству» (6:108). Где же их единобожие после хулы в адрес Всевышнего? Он также сказал: «Что лучше — многие божества (арбаб), или Аллах, Единый, Всемогущий?» (Йусуф, 39). Как же можно утверждать, что никто из людей не совершает ширк (многобожие) в господственности (рубубиййа)? Еще Всевышний сказал: «И не велит вам [Аллах] брать себе господом (арбаб) ангелов и пророков» (Аль ‘Имран, 80). Аят ясным образом указывает на множество их господов (арбаб).

3) В реальности нет смысла в классификации Ибн-Таймии, потому что истинное Божество (аль-илях) есть истинный Господь (ар-рабб), а ложное божество — ложный господь. Поэтому улюхиййа и рубубиййа обязательно сопутствуют друг другу и не отделяются друг от друга. Утверждение одного из них является утверждением другого. Нарушение (ширк) в одном из них приводит к этому же в другом. Невозможно считать поклоняемым (ма‘буд) то, в отношении чего не исповедуется господственность (рубубиййа). Поэтому мы обнаружим, что пророки довольствовались в призыве к таухиду посредством одного из них. Они устанавливали каждый из них в положении другого. Даже фараон сделал это, сказав однажды: «Ана раббукум аль-а‘ля» (Я — господь (рабб) ваш всевышний!) (79:24), а в другой раз: «Ма ‘алимту лякум мин иляхин гайри» (Не знаю я для вас иного бога (илях), кроме меня) (28:38). Также Всевышний сказал: «Нет у Аллаха никакого сына, и нет рядом с Ним никакого бога (илях), иначе каждый бог забрал бы себе то, что создал, старался бы одолеть один бог другого» (аль-Муминун, 91), т.е. если бы с Ним было еще одно божество, то оно было бы господом и творцом. А если бы было так, то каждое божество ушло бы с тем, что оно сотворило. Таким образом, Коран утверждает, что тот, кто придал сотоварища Аллаху в праве поклонения, становится, несомненно, многобожником и в рубубиййа.

4) Что касается тавассуля праведниками, или мольбы помощи (исти‘ана/истигаса) у сотворенных и т.п., что Ибн-Таймиййа включил в понятие поклонения, и расценил такое действие как акт ширка в улюхиййа, то необходимо разъяснить что есть поклонение (‘ибада). Поклонение в шариатском значении есть покорность и смирение перед тем, в отношении кого исповедуется рубубиййа. Поэтому если мусульманин сделал что-то с покорностью и смирением в отношении кого-то, но без убеждения рубубиййа к нему, то это не считается поклонением с точки зрения шариата, даже если это земной поклон. Поклон ангелов Адаму не был поклонением ему, потому что они не утверждали его господственность. Также поклон братьев Йусуфа ему не являлся поклонением, потому что они не исповедовали рубубиййа в отношении него. Поэтому эти деяния, которые Ибн-Таймиййа ввел в понятие поклонения, не являются таковыми (т.е. поклонением в отношении пророков и святых), и не есть многобожие. Тот, кто совершает это, не является многобожником, пока он верит, что только Аллах — Дающий и Отбирающий, Причиняющий вред и Дающий пользу».

 

Также частью их идеологии считается учение о том, что Всевышний выше всех и всего в прямом смысле, т.е. Аллаху приписывается место в небе, хотя они делают оговорку, что не знают, как или каким образом Он находится в небе. Также считают, что у Аллаха есть рука, нога, глаз, лицо в прямом смысле с оговоркой, без конкретизации, т.е. неизвестно, как и какие. В традиционном исламе Аллах и Его атрибуты трансцендентны, т.е. мусульмане традиционных толков не придают места Богу, создателю пространства. Вопрос о местоположении Бога абсурден и неуместен с точки зрения традиционных богословов. Также вопрос об органах тела.

 

Отношение к джихаду зависит от степени крайности. Среди них есть т.н. джихадисты, которые считают, что на данном этапе необходимо вести военный джихад. Они, в свою очередь, делятся на тех, кто предлагает вести глобальный военный джихад, т.е. атаковать, хотя бы в виде актов смертников, объекты и людей стран Запада (главные цели — Израиль и США); другие предлагают вести военный джихад на территории мусульманских стран, против своих правителей, армии и полиции.

Другие крайние саляфиты, последователи организации «Джама‘ат ат-такфир валь-хиджра», также считают, что требуется военный джихад, в том числе и наступательный в виде набегов, однако они откладывают его до появления Махди, как уже говорилось ранее.

Другая группа, условно называемая «мадхалиты» (по имени современного саудовского богослова аль-Мадхали) или умеренные саляфиты (ваххабиты), выступают против военного джихада, особенно в Саудовской Аравии и в тех регионах, где нет явного притеснения мусульман. Они считают, что главная проблема мусульман — это таухид аль-улюхия, и что все беды мусульман из-за этого. Т.е. они предлагают мирный призыв к ценностям «чистого» ислама и единобожия и отказу от военных действий. Мадхалиты также прославились жесткой критикой в отношении самих же саляфитов, за что получили репутацию такфиритской группы внутри салафизма. Мадхалиты очень много времени уделяли выявлению отклонений от пути саляф среди называющих или считающих себя саляфитами. Есть группа саляфитов (пока не имеющая специального названия), которые занимают срединную позицию по поводу джихада. Т.е. они не против того, что военный джихад требуется и даже наступательный, но на данном этапе ведение военного джихада приведет к большим потерям среди мусульман, поэтому они откладывают джихад (как такфириты) до лучших времен.

Для джихадистов (иногда и для срединных саляфитов) свойственно также обращаться к некоторым идеологам организации «Братья-мусульмане», таким, как Саййид Кутб, как к авторитетам. Общая схема, которой следуют многие крайние саляфиты (в том числе классические такфириты, они уже применили эту схему, теперь ожидают нового Махди) такова: 1) хиджра, 2) джамаат, 3) джихад. Вступив на их путь, требуется совершить переселение в истинно мусульманское государство, а если такового нет, то требуется изолироваться от общества в горах, лесу или других труднодоступных местах. Затем требуется создать джамаат (группу мусульман), внутри джамаата начать практиковать законы шариата, создать лагерь (базу) или селение (территория ислама), где требуется набрать сил для следующего этапа. После этого, имея оружие и боеприпасы, начать джихад (военные действия), набеги на территории неверия с целью распространения ислама насильственным путем или установления власти шариата. Ввиду широкого спектра саляфитов их внешний вид также разный.

Обычные классические саляфиты предпочитают штаны (реже брюки), подвязанные веревкой, как правило, со штаниной выше щиколоток. Отпускают бороды (большие), могут не брить, даже если растет плохо, местами. Не носят нижнего белья. Намаз чаще всего не по ханафитскому методу, т.е. поднимание рук в переходах из одной позиции в другую, громкий «аминь» после чтения суры «аль-фатиха», складывание рук на груди, широко расставленные ноги, в позиции сидения и чтения ташаххуда движение указательным пальцем1 . Обычные саляфиты могут среди новых знакомых использовать как пароль вопрос: «Где Аллах?». Т.е. так проверяется направленность в вероучении. Правильный ответ у них: «В небе» или «На троне в небе». Причем это понимается в прямом смысле, но объявляется неизвестным по виду (неизвестно как). Также они считают проведение поминок на 40 день, мавлида (день рождения Пророка), коранических маджлисов неприемлемым, непозволительным новшеством. Считают проявлением многобожия (ширк) обращение к Аллаху посредством святых и пророков (тавассуль), посещение могил святых или пророков с целью получения благодати (табаррук), ношение амулетов (даже с аятами Корана).

 

Негативно относятся к суфизму. Практически слово «суфий» у них на уровне ругательства, означающее еретика или многобожника. Похожее отношение к аш‘аритам и матуридитам, представителям суннитской школы теологии. Сегодня также существуют саляфиты, которые придерживаются саляфизма только в воззрениях, т.е. внешне они не отличаются от окружающих мусульман, даже в молитве. Но они проявляются в беседах на религиозные темы и своим отношением к теме суфизма или 1. Однако в отдельности эти внешние признаки, иногда вместе, могут указывать на принадлежность к другой группе мусульман, которые не исповедуют салафизм. Т.е. это могут оказаться представители другого суннитского мазхаба, если говорить о манере исполнения молитвы, или представители некоторых суфийских тарикатов, если говорить об одежде. народным обрядам. Конечно же, сегодня среди них есть умеренные, которые не заостряют внимание на этих моментах, стараются искать точки соприкосновения, особенно те из них, которые восприняли идеи концепции «аль-Васатыййа». Известны случаи, когда саляфиты под видом таблиговцев выезжали из страны, чтобы примкнуть к военным подразделениям Талибана в Вазиристане (Пакистан), потому что там есть отряды саляфитов. Иногда уезжали целыми семьями. Т.е. совершают хиджру (переселение), чтобы жить в исламском государстве (например, в определенное время считали таким местом регион Вазиристана, подконтрольный Талибану и некоторым джамаатам крайних салафитов, или регионы Сирии, также подконтрольные джамаатам салафитов-джихадистов). Жены и дети выступают практически в роли заложников и указывают на преданность переселившихся. Для одиночек переселенцев нет гарантий, что они сразу же станут членами боевых групп. Есть высокая вероятность, что их будут испытывать и могут просто уничтожить как вражеских шпионов.

 

К основной литературе на русском языке относятся переводы произведений Ибн-Абдальваххаба. В частности, библией ваххабизма считается его «Книга единобожия» с комментариями ‘Абдаррахмана ас-Са‘ди. Также популярны книги Мухаммада ибн Джамиля Зину («Столпы ислама и веры», «Исламская акида»), «Книга единобожия» Салиха Фаузана (Фавазана), книги Ибн-‘Усаймина, Бен-База, Насыра аль-Албани и др. Вместе с этим, крайние из них также читают труды Саййида Кутба, Мухаммада ‘Абдассаляма Фарага, ‘Абдаллаха ‘Аззама, Ауляки (Авляки), Абу-Мухаммада аль-Макдиси и др. Умеренные слушают аудиолекции Рината Каирского (Казахстанского), другие — Саида Бурятского (Александра Тихомирова).

 

По мнению некоторых суннитских ученых (из числа аш‘аритов и матуридитов) противоречащее традиционному суннизму вероубеждение ваххабитов (крайних саляфитов или таймитов) состоит из следующих принципов:

1) Подтверждение существования лица, руки и направления в пространстве у Творца и признание Его телом, которое спускается и поднимается.

2) Преимущественное применение принципов, выведенных из повествования (накль), по сравнению с взятыми от разума (‘акль), запрет на обращение к нему в религиозных вопросах.

3) Отрицание и опровержение единогласного мнения (иджма‘) как принципа (асль) шариатского законодательства.

4) Отрицание суждения по аналогии (кыйас).

5) Запрещение подражания (таклид) муджтахидам (тем, кто способен производить самостоятельное рассуждение в вопросах шариата) из числа Имамов религии и объявление неверующими их последователей.

6) Объявление неверующими всех мусульман, которые им противоречат.

7) Запрещение использования имени Посланника в обращении к Аллаху (тавассуль), а также имени кого-либо еще из друзей Аллаха (аулийа) и праведников (салихин).

8) Объявление недозволительным посещения могил пророков и праведных людей.

9) Объявление неверующим и многобожником мусульманина, который клялся не Аллахом.

10) Объявление неверующим того, кто дал обет к кому-либо, помимо Аллаха, или совершил жертвоприношение на могиле или месте упокоения пророков и праведников.

 

 

Крайние ваххабиты. Саляфиты-джихадисты.

 

Как уже было сказано, таких групп много (хотя они, конечно, малочисленны) и отличаются они от умеренных созданием джамаатов и мнением в вопросе такфира и джихада. Одна из таких групп — «Джама‘ат Булгар». Группа «Джама‘ат Булгар» (Община булгар или булгарский джамаат) — одно из подразделений афганского религиозно-политического движения Талибана. Точнее, это один из интернациональных отрядов боевиков, как правило, саляфитского направления ислама, которые на данном этапе помогали талибам (в основе не являющимися саляфитами) вести военный джихад против сил Коалиции в регионе. В эту группу входят в основном выходцы из Волго-Уральского региона, поэтому джамаат и называется Булгаром, т.к. булгары (предки современных казанских татар) исторически проживали на данной территории. «Джамаат» предлагает мусульманам переселится на территорию, подконтрольную движению Талибан, с целью ведения военного джихада и в дальнейшем создания истинного (с их точки зрения) исламского государства, которое станет плацдармом для последующих завоеваний под флагом ислама других территорий, в первую очередь — на которых ранее были исламские государства. В настоящее время джамаат ведет военные действия против сил НАТО и официальных сил Афганистана. Для тех, кто по тем или иным причинам не могут присоединиться или совершить переселение, джамаат предлагает вести борьбу в тылу врага. В первую очередь, это сборы материальных средств для данного джамаата. Разрешается добывать деньги путем обмана и другими незаконными способами, так как, по их мнению, во время войны это допускается по шариату и является военной хитростью, тем более на территории кафирского (неверного) государства. В работу в тылу врага входит и пропаганда, привлечение новых членов, дестабилизация обстановки в регионе путем терактов, таких, как подрывы стратегически важных объектов. «Джамаат» исповедует саляфитское направление ислама, точнее, одно из крайних его проявлений.

 

Саляфизм — реформистское учение ислама, основанное средневековым богословом Ибн-Таймией, крайним ханбалитом, входящее в противоречия с традиционными толками ислама по некоторым теологическим вопросам. Ваххабизм также является саляфитским толком ислама и имеет на современном этапе умеренных и крайних последователей, разница между которыми заключается в понимании вопроса джихада и такфира (обвинения мусульман в неверии). Призыв групп типа «Джамаат Булгар» адресован в первую очередь тем представителям саляфитского толка, которые не отрицают необходимости военного джихада, но на данном этапе отказываются вести его, считая, что будет больше вреда для ислама. Такие саляфиты выжидают удобного момента, чтобы выступить с оружием против неверных или мусульман, которых они обвиняют в неверии по тем или иным причинам. Крайние саляфиты (джихадисты) считают, что джихад уже нужно вести, несмотря на преобладающие силы противника. Современные крайние саляфиты (джихадисты) впитали некоторые радикальные идеи организации «Братья-Мусульмане» («аль-Ихван аль-муслимин»), связанные с построением государства. Умеренные саляфиты концентрируются на призыве к единобожию, которое нарушено, по их мнению, среди мусульман, и призывают подчиняться своим мусульманским правителям, и вести другие виды (невоенные) джихада, например, призывая неверных в ислам мирным путем. Напоминаем, что для джихадистов свойственно действовать по следующему плану: сначала совершить переселение (хиджра) с территории неверия на территорию ислама (это может быть страна, регион, или места типа гор и лесов), создание там джамаата, т.е. исламской общины (или присоединение к такой общине), затем ведение военного джихада (набеги на врага из своего военного лагеря), сначала для освобождения территории, бывшей в руках мусульман, затем для распространения ислама военным путем в других странах, таким образом создания единого всемирного исламского государства (халифат). Нет точных сведений о судьбе джамаата в последнее время. Возможно, что джамаат слился с другим джамаатом, состоящим из уйгуров и представителей других тюркских наций. Также есть информация, что часть боевиков переместилась в Сирию.

 

 

 

ВАХХАБИТСКИЕ (САЛЯФИТСКИЕ) СТРУКТУРЫ НА ЗАПАДЕ

 

 

На Западе действуют две официальные структуры, которые в основе опираются на ваххабитское учение ислама, правда, в умеренном виде. Всемирная Мусульманская Лига и Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи являются частью всемирной сети групп, спонсируемых Саудовской Аравией, у которых есть отделения во многих странах с мусульманским большинством, а также в европейских государствах с большим количеством мусульман, таких как Франция, Германия, Великобритания. Главная цель данных организаций — продвижение исламских учений и поощрение соблюдения более строгих канонов ислама мусульманами, а также обеспечение немусульман и новообращенных информацией об исламе. Всемирная Мусульманская Лига занимается обширной деятельностью, главная цель которой — пропаганда ислама в Европе, включая публикации и использование средств массовой информации, координация деятельности религиозных ученых, обучение арабскому языку и основание исламских центров. Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи в основном ставит своей целью формирование и развитие исламской солидарности среди подростков-мусульман и молодежи в возрасте около 20 лет. С этой целью Ассамблея организует регулярные международные футбольные турниры, молодежные лагеря, образовательный обмен и программы стипендий, которые позволяют студентам изучать классический ислам, часто в Саудовской Аравии. Обе группы имеют сильные связи с Саудовской Аравией и ее религиозными и политическими институтами. Например, генеральный секретарь Лиги (должность которого на данный момент занимает ‘Абдаллах ибн ‘Абдаль-Мухсин ат-Турки) по национальности обычно саудиец, а программы, продвигаемые обеими организациями, находятся под сильным влиянием религиозных течений, идущих из Саудовской Аравии. И Лига, и Ассамблея сильно вовлечены во всемирную пропаганду ислама (da‘wa). Да‘ва, что в переводе с арабского означает «призыв», подразумевает усилия пропаганды и усиления исламской веры по всему миру. Те, кто совершают да‘ва, призывают и мусульман, и немусульман к лучшему пониманию ислама. В то время, как многие организации считают da‘wa важной частью своих миссий (вместе с другими элементами своей социальной и политической программы), деятельность Всемирной Мусульманской Лиги и Всемирной Ассамблеи Мусульманской Молодежи полностью посвящена распространению консервативных исламских учений. Саудовцы с 1970-х гг. были главными сторонниками глобального финансирования и пропаганды ислама, и использовали Всемирную Мусульманскую Лигу и Всемирную Ассамблею Мусульманской Молодежи как инструмент своей деятельности. В 1962 г., например, правительство Саудовской Аравии выделило Лиге около четверти миллиона долларов. К 1980 г. эти взносы выросли до примерно 13 миллионов долларов. Кроме финансирования от правительства Саудовской Аравии, Лига и Ассамблея также полагаются на взносы отдельных исламских благотворителей и сеть частных богатых спонсоров. Результатом саудовского финансирования и влияния стало то, что и Лига, и Ассамблея широко распространяют строгую ваххабитскую ветвь ислама, которая превалирует в этом государстве. Ваххабизм был установлен на Аравийском полуострове около 200 лет назад с целью очищения ислама путем освобождения его от внешних воздействий и строгого следования сути исламского учения. Всемирная Мусульманская Лига, которая была основана в саудовском городе Мекка в 1962 г., изначально концентрировала усилия на продвижении своей версии исламского традиционного учения рабочим-мигрантам из различных государств Ближнего Востока, которые приехали работать в саудовской нефтяной промышленности. В начале 1970-х гг. Лига последовала за арабскими мигрантами в Европу с целью обеспечения мусульман-мигрантов мусульманским образованием и другими услугами, которые в то время были малодоступны на Западе. Это стало началом периода интенсивного роста Лиги, которая затем открыла отделения по всей Европе и Северной Америке, включая Копенгаген, Лондон, Москву, Париж, Рим, Вену, Нью-Йорк и Вашингтон. Всемирная Мусульманская Лига часто сотрудничала с сетью исламских организаций в Европе, чтобы создать местную исламскую инфраструктуру для обеспечения религиозных потребностей растущего числа мусульман в регионе. Большая часть этой работы включала финансирование строительства мечетей и деятельности исламских центров, также как и спонсирование деятельности, направленной на распространение своего ультраконсервативного течения ваххабитского ислама. Чтобы добиться достижения своих целей, Лига часто объединялась с другими всемирно признанными мусульманскими движениями (особенно с «Братьями-мусульманами»), которые не обязательно разделяли ваххабитское мировоззрение. Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи была основана в Саудовской Аравии в 1972 г., десять лет спустя после Всемирной Мусульманской Лиги. Ее главной целью было дать мусульманской молодежи доступ к строгой интерпретации ислама, проповедуемой саудовскими религиозными кругами. Сконцентрировавшись на мусульманской молодежи, группа также пытается создать впечатление, что она играет важную роль в формировании взглядов будущих поколений. Как и Всемирная Мусульманская Лига, Ассамблея иногда сотрудничает с другими мусульманскими группами в Европе, включая Форум Европейской Мусульманской Молодежи и Студенческих Организаций, а также огромное число групп, связанными с «Братьями-мусульманами». Это партнерство было создано в помощь Ассамблее с ее охватом специфических национальных и местных мусульманских сообществ. Между 1970 и 1990-ми гг. деятельность «Братьев– мусульман», Всемирной Мусульманской Лиги и Всемирной Ассамблеи Мусульманской Молодежи в Европе стала настолько взаимосвязанной, что их уже трудно было разделить. Более того, некоторые ключевые фигуры «Братьев-мусульман» (включая Кямаля аль-Хельбави, рожденного в Египте и живущего в Лондоне основателя Мусульманской Ассоциации Британии) стали занимать лидирующие посты и в Лиге, и в Ассамблее. В последние годы Всемирная Мусульманская Лига и Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи оказались в состоянии конкуренции с теми организациями, которые они когда-то считали своими партнерами. Существует мнение, что эти группы-конкуренты выполняют работу по удовлетворению нужд мусульман на Западе лучше, чем Лига и Ассамблея. По некоторым данным, в последнее время редко можно услышать отзывы о Лиге или Ассамблее. В определенном отношении организации, подобные Лиге или Ассамблее, представляют собой некий парадокс. С одной стороны, эти группы пытаются говорить от имени мирового мусульманского сообщества или уммы. Но при этом они остаются привязанными к очень специфическому религиозному мировоззрению — саудовскому ваххабизму, который не приняли многие мусульмане на Западе. Многие мусульмане в Европе сегодня ищут такие интерпретации ислама, которые отвечают их собственным запросам и проблемам — интерпретации, которые помогут им понять, в чем значимость ислама в их повседневной жизни. По этой причине религиозные установки Ассамблеи или Лиги уже не удовлетворяют их. Вместо этого они отдают предпочтение организациям, возникшим на их новой родине, таким, например, как Молодые Мусульмане Великобритании, которая выросла и отделилась от движения «Джамаат-и Ислями» или Европейский Совет по Фетве и Исследованиям (группа — филиал «Братьев-мусульман» с представительством в Дублине), которые дают комментарии по вопросам религиозного исламского права для европейских мусульман. Влияние более авторитетных групп по пропаганде ислама, таких, как Лига или Ассамблея, также снизилось, так как новые технологии облегчили другим группам доступ к широкой аудитории. Дискуссии о вопросах, затрагивающих мусульман, все чаще имеют место в Интернете — в блогах и социальных сетях, таких, как Facebook или Twitter. Во многих случаях люди, ведущие дискуссии, больше не ищут и не нуждаются в официальном представительстве транснациональной организации, которую делегировали Лига или Ассамблея. Даже когда европейские мусульмане ищут информацию по Саудовскому исламу, они могут выйти на веб сайты таких выдающихся ученых, как саудовский имам Сальман аль-‘Ауда (чьи труды вдохновили создателей сайта islamtoday.com) или покойный Насыраддин аль-Албани, вместо того, чтобы получать информацию от источников Лиги или Ассамблеи. Хотя Всемирная Мусульманская Лига и Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи сегодня менее знакомы молодым мусульманам в Европе, чем поколение тому назад, эти хорошо спонсируемые организации продолжают оказывать значительное влияние благодаря своим усилиям по охвату обширной аудитории и издательскиех сетей. И в то время как эти две группы больше не являются единственными «поставщиками» саудовского ислама для европейской аудитории, они остаются важной инфраструктурой по пропаганде консервативных религиозных взглядов с Ближнего Востока по всей Европе. Эти организации работают и в США. Всемирная Мусульманская Лига, которая занимается различной деятельностью по пропаганде ислама, имеет офисы в Нью-Йорке и Фоллз-Черч, Вирджиния (пригород Вашингтона), а также офис недалеко от Торонто. Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи, которая в основном концентрируется на деятельности по укреплению исламской солидарности среди подростков-мусульман и молодежи, также имеет офис в Фоллз-Черч, Вирджиния. Радикальные исламистские группы в целом меньше представлены в Северной Америке, чем в Европе. Известно, что такие группы, как аль-Каида, пытались вербовать сторонников в США, но влияние этих групп было скорее номинальным. Например, учинивший расстрел сослуживцев на базе Форт-Худ Нидаль Малик Хасан1 1. Майор Армии США, врач-психиатр, сын иммигрантов-палестинцев, который 5 ноября 2009 года убил 13 и ранил 30 сослуживцев и двух гражданских лиц на военной базе Форт-Худ в Техасе. Одним из имамов, чьи проповеди посещал Хасан, был Ан имел электронную переписку с Анваром аль-Авляки, гражданином Йемена и США, который предположительно проживал в Йемене и который находился в списке террористов США. Чиновники США также обвиняли аль-Авляки в том, что он имел отношение к попытке ‘Умара Фарука ‘Абдул Абдулмуталлаба1 , взорвать авиавар аль-Авляки (Anwar al-Aulaqi, Anwar al-Awlaki), который был наставником у некоторых исполнителей терактов 11 сентября 2001 года в США. В прессе сообщалось, что Хасан мог посещать проповеди аль-Авляки одновременно с ними. С 2008 года Хасан переписывался с аль-Авляки, когда тот уже уехал из США в Йемен. После известий о том, что Хасан расстрелял сослуживцев, аль-Авляки на своем сайте назвал майора "героем", объявив, что он расстреливал солдат, готовившихся к отправке в Афганистан и Ирак, и его действия, расцененные как атака на военный объект, достойны похвалы как проявление священной войны, джихада. Впрочем, сам он заявил, что не подстрекал Хасана к убийству. 28 августа 2013 года Нидаль Хасан приговорен к смертной казни. 1. Инцидент, о котором идет речь, произошел 25 декабря 2009 г. в самолете, на борту которого находилось человек. 23-летний ‘Абдульмуталлаб, оказавшийся впоследствии сыном влиятельного нигерийского банкира, пронес в салон самолета взрывчатку, спрятанную в нижнем белье. Смертник попытался привести в действие бомбу, однако взрывное устройство не сработало, а лишь загорелось. В результате ‘Абдульмуталлаб, получившие сильные ожоги, был задержан и отправлен в больницу. Позже на допросе террорист признался, что прошел предварительный инструктаж в Йемене и действовал по указанию террористической сети "Аль-Каеда". Также выяснилось, что молодой человек давно находился в поле зрения американских правоох лайнер, следовавший в Детройт в 2009 г. Также имеются сведения, что аш-Шабаб, повстанческое движение из Сомали, имеющее связи с аль-Каидой, рекрутировало сторонников среди сомалийско-американской общины.