Имам ан–Навави в книге «Тахзиб аль-Асмаъ ва ал-Лугат» на стр. 994–996 пишет:

 

«Бид‘а, т. е. нововведение в Шариате, – это совершение чего-либо из того, что не совершалось во время Посланника Аллаха . И оно разделяется на хорошее и дурное (плохое).

 

Шейх, имам Абу Мухаммад Абд аль-Азиз ибн Абдус-Салам в книге «Аль-Каваид» пишет, что бид‘а разделяется на обязательное, запретное, желательное, порицательное, дозволенное.

Он сказал:

«Метод определения, к какой категории относится нововведение «бид‘а», – это чтобы сопоставили (сравнили) его соответствие нормам Шариата.

Если оно будет соответствовать основам обязательного, то и совершение такого нововведения будет обязательным.

Если же оно будет соответствовать основам запрета (харам) – то и подобное нововведение будет запретным (харам).

А если желательному – то желательное.

А если порицаемому – то порицаемым.

А если дозволенному (мубах) – то дозволенным.

 

Для каждого из видов нововведений есть свои примеры.

 

1) Примером же для обязательного нововведения служит отдельное изучение грамматики (т. к. она не изучалась во время Пророка ), посредством которой понимается речь Всевышнего и Его Посланника . А понимание их речи является обязательным – ибо в этом есть сохранение Шариата, ведь невозможно сохранить Шариат без этого и невозможно понимать Книгу Аллаха – Коран – и Сунну Пророка , если не знать арабскую грамматику. А всё то, посредством чего исполняется обязательное, становится обязательным.

Второе – это изучение незнакомых слов Корана и Сунны.

Третье – это написание книг, разъясняющих основы мусульманской религии и основы мусульманского права (фикх).

Четвёртое – написание книг, опровергающих или подтверждающих истинность и правдивость, степень достоверности передатчиков хадисов Посланника Аллаха , а также распределение (распознание) достоверных хадисов Пророка   – от недостоверных. Ведь доводы Шариата указывают на то, что обязательно сохранять Шариат, а это невозможно, если для этого не использовать всё то, что необходимо.

 

2) Для запретного нововведения примером служит появление таких вероубеждений, как у кадаритов, джабаритов,  мурджитов, муджасимитов. Отвечать таким убеждениям, выявляя их заблуждения, входит в число обязательных нововведений.

 

3) Для желательного нововведения примером служит появление таких мест, как постоялые дворы, медресе, – всего того благого, что приносит пользу людям, но чего ещё не было во время первого столетия по хиджре. Сюда относятся совершение таравих-намазов (в мечети с джамаатом), ведение речи о тонкостях тасаввуфа, ведение прений, созыв собраний для рассуждений, выводов, доказательств – если это совершается ради Всевышнего.

 

4) Для порицательного нововведения примером служат окрашивание (декорирование) мечетей узорами, орнаментирование Коранов.

 

5) Для дозволенного нововведения примерами служат рукопожатие после утренней и послеобеденной молитвы, употребление разнообразных блюд и напитков, надевание наилучших одежд, строительство больших домов, ношение одежды из атласа, широкие рукава в одежде.

 

В определении некоторых из этих явлений есть разногласия среди алимов: одни посчитали некоторые из их числа порицаемыми формами нововведений, а другие посчитали желательными, которые ещё не совершались во время Посланника Аллаха ﷺ и после него, подобно произнесению «АузубиЛляхи мина-ш-шайтани раджим» и «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» в намазе» 

 

[См.: «Тахзиб аль-Асмаъ», стр. 995]