Сказал Ибн Хаджар Аль Аскаляни (773-852 х/ 1372-1449 м) по поводу слов Умара, радийаЛлаху анх: «Какое это хорошее бидъа»:

 


والبدعةُ أصلُها ما أُحدِثَ على غيرِ مثالٍ سابقٍ, وتُطلَق في الشرْعِ في مقابلِ السنّةِ فتكونُ مذمومةً, والتحقيقُ أنها إن كانتْ مما تَندرِجُ تحْتَ مُستحسَنٍ في الشرْعِ فهي حسنة, وإن كانتْ مما تَندرِجُ تحْتَ مُستقبَحٍ في الشرْعِ فهي مُستقبَحة, وإلا فهي مِن قِسْمِ المباحِ, وقد تَنقسِم إلى الأحكامِ الخمسةِ

«Нововведение (в арабском языке) – это то, что введено без прежних аналогов, а в Шариате это слово используется, как антоним Сунны, и из-за этого становится порицаемым.

В действительности же:

(1.) если оно (нововведение) из тех поступков, которые подпадают под одобряемое в Шариате то это хорошее (нововведение). 
(2.) а если оно из тех поступков, которые подпадают под порицаемое в Шариате, то это порицаемое (нововведение).

В противном случае оно из числа дозволенного. Бидъа делится на пять хукмов (харам, макрух, мубах, мандуб, ваджиб)».

 

Источник: Ибн Хаджар Аль Аскъалани: Фатхуль Бари: 4/298
Рияд: 1421/2001
 
 
 

Так же Ибн Хаджар Аскаляни объяснил этот вопрос более подробно в другом месте книги «Фатхуль Бари»:

 


و « المحدَثاتُ » بفتْحِ الدَّالِ جمْعُ محدَثةٍ, والمرادُ بها ما أُحدث، وليس له أصلٌ في الشرْعِ ويسمى في عُرْفِ الشرْعِ « بدعةً » وما كان له أصلٌ يدلُّ عليه الشرْعُ فليس ببدعةٍ، فالبدعةُ في عرْفِ الشرْعِ مذمومةٌ بخلافِ اللغةِ, فإنَّ كلَّ شيءٍ أُحدث على غيرِ مثالٍ يُسمى بدعةً سواء كان محمودًا أو مذمومًا، وكذا القولُ في المحدَثةِ, وفي الأمرِ المحدَثِ الذي ورَد في حديثِ عائشةَ « مَن أحدثَ في أمرِنا هذا ما ليس منه فهو رَدٌ » كما تقدَّم شرحُه ومَضى بيانُ ذلك قريبًا في « كتابِ الأحكامِ » وقد وقَع في حديثِ جابرٍ المشارِ إليه « وكلُّ بدعةٍ ضلالةٌ » وفي حديثِ العِرْباضُ بنُ ساريةَ « وإياكم ومحدثاتِ الأمورِ فإنَّ كلَّ بدعةٍ ضلالةٌ » وهو حديثٌ أوَّله « وعَظَنا رسولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم مَوْعِظةً بَليغةً » فذكَره, وفيه هذا, أخْرجَه أحمدُ وأبو داودَ والترمذيُّ وصحَّحه ابنُ ماجه وابنُ حِبَّانَ والحاكمُ، وهذا الحديثُ في المعنى قريبٌ من حديثِ عائشة المشارِ إليهِ, وهو مِن جَوامِعِ الكَلِمِ.
قال الشافعي: « البدعةُ بدعتانِ : محمودةٌ ومذمومةٌ، فما وافقَ السنةَ فهو محمودٌ, وما خالفَها فهو مذمومٌ », أخرجَه أبو نعيمٍ بمعناه مِن طريقِ إبراهيمَ بنِ الجُنيْدِ عن الشافعي، وجاءَ عن الشافعي أيضا ما أخرجَه البيهقيُّ في مَناقبِه قال: « المحدَثاتُ ضربانِ: ما أُحدث يُخالف كتابًا أو سنةً أو أثرًا أو إجماعًا فهذه بدعةُ الضلالِ ، وما أُحدث مِن الخيْرِ لا يُخالف شيئا مِن ذلك فهذه محدثةٌ غيرُ مذمومةٍ » انتهى . وقسَّم بعضُ العلماءِ البدعةَ إلى الأحكامِ الخمسةِ, وهو واضحٌ 

«Аль мухдасат», с фатхой над буквой даль, это множественное число от слова «мухдаса». Под этим словом имеется в виду то, что выдумано и нет у него основы в Шариате. Называется она в шариатской терминологии «бидъа». Что имеет основы, на которые указывает Шариат, то это не бидъа.


В шариатской терминологии бидъа является порицаемой вопреки языковому смыслу. Так как (в языковом смысле) всякая вещь, которая выдумана без прежнего примера/аналога называется бидъатом, несмотря на то, что она хвалимая или порицаемая.

 

Так же обстоит дело с выдуманными вещами (мухдаса) и с выдуманной вещью о котором говорится в хадисе Аиши:

«Кто введет в наше дело то, что не из него, то оно будет отвергнуто».

Как это было объяснено и прошло шарх к нему недавно в «Китабуль Ахкам».

 

Передано в хадисе Джабира на которого было указано выше: 

«Каждое нововведение - это заблуждение». 

 

В хадисе Аль Ирбадза бин Сария: 

«Остерегайтесь нововведенных дел, потому что всякое бидъа это заблуждение».

Начало этого хадиса таково:

«Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, произнес проповедь красноречивым образом…» и там упомянул эти слова. И в нем есть эти слова. 

Передали это Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи и посчитали его достоверным Ибн Маджа, Ибн Хиббан и Хаким. Этот хадис схожий по смыслу с вышеупомянутым хадисом Аиши. Эти слова Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, являются из числа «джавамиъуль калим» (лаконичность).

 

Сказал Имам Шафии: «Бидъа/нововведения бывают двух видов:

1. Хвалимая бидъа
2. Порицаемая бидъа

То, что соответствует Сунне, является хвалимым. То, что противоречит Сунне, является порицаемым».

 

Передал это Абу Нуайм со смыслом, через Ибрахима бин Джунайда от Шафии. Так же от Шафии пришло то, что передал Байхакъи в своей книге «Манакъиб», где он говорит:

«Новшества из дел бывают двух видов:

1. То, что выдумано вопреки/напротив Курану и Сунне или асару (переданное от сахабов) или иджмаъ. Такое нововведение/бидъа заблуждение.
2. То, что выдумано из числа благих вещей и не противоречит одному из перечисленных (Курану, Сунне, асару и иджмаъ). Это не порицаемое нововведение/бидъа».

Некоторые ученые разделили бидъаты на пять хукмов (харам, макрух, мубах, мандуб, ваджиб). И это дело понятное…». 
 
 
 
Источник: Ибн Хаджар Аль Аскъалани: Фатхуль Бари: 13/266-267
Рияд: 1421/2001