Вопрос: 
Знают ли покойные о том, что их посещают живые, слышат ли они их, знают ли об их состоянии, о том, что живые говорят про них? Где пребывают души? Собираются ли они, видят ли друг друга? Подвергаются ли допросу шахид и ребенок?
 

Ответ[1]:
Это важные вопросы, мало кто разъяснил их доскональным образом.
ИншаАллах, я постараюсь изложить хадисы и асары2 по этому поводу.
 
 
 
Знают ли покойные о том, что их посещают живые?
 
 
Что касается первого вопроса (знают ли покойные о том, что их посещают живые) – да, они знают об этом.
 
Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, приводит в разделе «Аль-Кубур» хадис от Айши, которая сообщает, что Посланник Аллаха  сказал:
«Всякий раз, когда кто-либо посетил могилу своего брата-мусульманина и сидел возле нее без того, чтобы тот (покойный) обрадовался и отвечал ему, пока он не встанет».
 
Также Ибн Абдуль-Барр, рахимахуллах, приводит в книге «Аль-Истизкар ва ат-тамхид» хадис от Ибн Аббаса , который передал слова Посланника Аллаха :
«Не бывает такого, чтобы кто-либо проходил мимо своего брата-мусульманина, знакомого ему в этом мире, дав ему салам, без того, чтобы он узнал его и ответил ему».
 
Абу Мухаммад Абдуль-Хакк, рахимахуллах, сказал, что хадис достоверный.
 
 
Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в разделе  «Аль-Кубур» приводит по цепочке от Мухаммада ибн Кудама аль-Джавхари, от Маана ибн Исы аль-Каззара, от Хишама бин Саада, от Зайда бин Аслама, что Абу Хурайра сказал:
«Когда кто-либо, проходя мимо могилы человека, которого он знал, дает ему салам, тот отвечает ему и узнает его. Когда он, проходя мимо могилы человека, которого он не знал, дает ему салам, тот тоже отвечает ему».
 
Об этом также передают от Мухаммада бин Васиа, рахимахуллах, который сказал:
«До меня дошло, что покойные знают о своих посетителях в пятницу за день до этого и за день после этого».
 
Также приводят от Даххака, рахимахуллах:
«Кто посетит могилу в субботу до восхода солнца, покойный узнает о его посещении».
Его спросили, из-за чего это [происходит].
Он ответил: «Из-за того, что этому предшествовал пятничный день».
 
 
Знают ли умершие о состоянии живых и о том, что живые говорят о них?
 
 
Что касается второго вопроса - знают ли покойные о состоянии живых и о том, чем они заняты – да, они знают.
 
Имам Ахмад приводит в своей книге «Аль-Муснад» переданное от Абдурразака , от Суфьяна, который услышал, как Анас бин Малик, разы Аллаху анхум, передал слова Посланника Аллаха :
«Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими покойными родственниками и вашим родом, и если они будут хорошими, те радуются, а если другими, то они просят: «О Аллах, не умерщвляй их, пока не наставишь, как Ты наставил нас»».
 
Абу Давуд ат-Таялиси, рахимахуллах, привел в своей книге «Аль-Муснад» слова  Посланника Аллаха , переданные от ас-Салта бин Динара, от аль-Хасана, от Джабира ибн Абдуллаха, разы Аллаху анхум:
«Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими родом и родственниками в их могилах, и если эти деяния будут хорошими, они радуются, а если другими, они говорят: «О  Аллах, внуши им, чтобы они занимались поклонением Тебе»».
 
Ат-Табарани, рахимахуллах, рассказывает в книге «Аль-Авсат», что Маслама бин Али, рахимахуллах, передал (но он слабый передатчик), что Посланник Аллаха  сказал:
«Поистине, когда погибает душа верующего, её принимают обладатели милости из рабов Аллаха, так же, как и вы встречаете приносящего хорошую весть из мирских жителей. Затем они говорят: «Обратите ваше внимание на вашего друга, чтобы он отдохнул, ибо он в глубокой печали». Затем они спрашивают его о некоторых людях: чем занялся этот, а что сделала та, вышла ли она замуж. И если они спрашивают его о человеке, который умер до него, он говорит: «Как же, поистине, тот умер еще до меня». Тогда они говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Его берут и относят к его матери «аль-хавия» – адской пропасти, какая же плохая эта мать и воспитательница!»
И он сказал: «Поистине, ваши  деяния выставляются перед  вашими родственниками и вашим родом из обитателей ахира(потустороннего мира), и если они будут хорошими, те радуются и веселятся, говоря: «О Аллах, это Твое достоинство и Твоя милость, так заверши же ему Твои блага и умертви его в таком состоянии». И также перед ним выставляют плохого их родственника, и тогда они говорят: «О Аллах, внуши ему возможность совершать благие деяния, которыми Ты будешь доволен и благодаря которым он приблизится к Тебе».
 
 
Также об этом рассказал Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в книге «Аль-Манамат» от Мухаммада бин Хусайна, от Абдуллаха бин аль-Мубарака, от Савра бин Язида, от Абу Рахма, от Абу Аййуба, разы Аллаху анхум:
«Ваши деяния выставляются перед вашими покойными, и если они увидят хорошие поступки, они радуются и веселятся, а если они увидят плохие поступки, они говорят: «О Аллах, верни же их к хорошему».
 
Ат-Тирмизи аль-Хаким, рахимахуллах, в книге «Навадир аль-усул» рассказывает хадис от Абдуль-Гафура бин Абдуль-Азиза, от его отца от его деда, разы Аллаху анхум, которые передают, что Посланник Аллаха  сказал:
«Все деяния выставляются перед Аллахом в понедельник и в четверг, также они выставляются перед пророками и перед отцами и матерями в пятницу, и тогда они радуются их хорошим деяниям, и их лица еще больше белеют и сияют, поэтому бойтесь Аллаха и не вредите вашим покойным».
 
Рассказывает Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в книге «Аль-Манамат», что передано от аль-Касима бин Хишама и Мухаммада бин Ризкуллаха, от Яхъи бин Салиха аль-Ваххази, от Абу Исмаила ас-Салули, от Малика бин ад-Даа, от ан-Ну’мана бин Башира, разы Аллаху анхум, который слышал, как Посланник Аллаха  говорил:
«Бойтесь Аллаха из-за ваших братьев из тех, кто в могиле, ибо, поистине, ваши деяния выставляются перед ними».
 
Он также рассказал от Абдуллаха бин Шабиба, от Абу Бакра бин Шайба аль-Хизами, от Фалиха бин Исмаила, от  Мухаммада бин Джа’фара бин Аби Касра бин Зайда бин Аслама, от Абу Салиха и аль-Макбири, от Абу Хурайры, разы Аллаху анхум, который передал со слов Посланника Аллаха :
«Не позорьте ваших покойных своими плохими поступками, ибо, поистине, они выставляются перед вашими опекунами из тех, кто в могиле».
 
Также он рассказал от аль-Хасана бин Абдуль-Азиза, от Амра ибн Аби Салама, от Саида бин Абдуль-Азиза, от Билала бин Абу Дарда’, разы Аллаху анхум, который слышал, как Абу Дарда’ говорил:
«О Аллах, поистине, я прошу, чтобы Ты защитил меня от того, чтобы меня возненавидел мой дядя Абдуллах бин Раваха, когда я встречусь с ним».
Также он рассказал от Абу Хишама, от Яхъи бин Ямана, от Абдуль-Ваххаба бин Муджахида, от его отца, разы Аллаху анхум, который сказал, что, поистине, ему передают радостную весть о том, что его сын после него ведет себя хорошо, чтобы он обрадовался этому.
 
 
 
 
Слышит ли умерший людские разговоры, их похвалу в его адрес и высказывания о нем?
 
Что касается третьего вопроса - слышит ли умерший людские разговоры, их похвалу в его адрес и высказывания про него – да, слышит.
 
Имам Ахмад в «Аль-Муснад», аль-Марвази в разделе «Аль-Джанаиз», Ибн Аби Дунья и другие, рахимахумуллах, приводят от Абу Амра аль-Икди, от Абдул-Малика бин аль-Хасана аль-Мадани, от Са’да бин Амра бин Сулайма, от Муавията или от сына Муавията, от Абу Саида аль-Худри, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха :
«Поистине, покойник знает, кто моет его, и кто несет его, и кто помещает его в могилу». 
Этот хадис привел и ат-Табарани в книге «Аль-Авсат» по другой цепочке от Абу Саида.
 
Ибн Аби Дунья, а также Суфьян ас-Саври и другие, рахимахумуллах, приводят хадис с таким же смыслом со своими иснадами от Амра бин Динара и от Бакра бин Абдуллаха аль-Музани, разы Аллаху анхум.
 
Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Сурайджа бин Юнуса от Убайды бин Хумайда, от Аммара, от Салима бин Абиль-Да’да,разы Аллаху анхум, что Хузайфа сказал:
«Поистине, душа находится у ангела, когда тело его моют, и, поистине, ангел отправляется с ним в могилу, и когда засыпают его землей, он вводит душу в него, и его начинают допрашивать».
 
Он также рассказал от аль-Хусайна бин Амра аль-Кураши, от Абу Давуда аль-Хифри, от Суфьяна, от А’маша, от Абдуррахмана бин Зияда, от Абдуррахмана бин Аби Лайла, разы Аллаху анхум, который сказал:
«Душа бывает у ангела. Он ходит с телом покойного и говорит: «Слушай, что говорят тебе». И когда тот доходит до своей могилы, он хоронит ее вместе с ним».
 
 
 
Где пребывают души?
 
 
Что же касается четвертого вопроса о то, где находятся души -  то это самый серьезный из всех этих вопросов, и я постараюсь, по воле Всевышнего Аллаха, досконально изложить этот  вопрос.
 
Вот, что я смог найти по этому поводу.
 
Передает имам Малик, рахимахуллах, в книге«Аль-Муватта’» от Шихаба, от Абдуррахмана бин Ка’ба бин Малика, чей отец Ка’б бин Малик, разы Аллаху анхум, что, поистине, рассказывал Посланник Аллаха  сказал:
«Поистине, душа верующего человека – это птица, которая сидит на дереве в Раю до тех пор, пока Аллах не вернет ее в свое тело, когда Он воскресит его».
Это достоверный хадис, его передали имам Ахмад и ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани, от Шафии, от Малика, а также Насаи и другие.
 
Ахмад и ат-Табарани рассказывают в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани, что, поистине. она спросила Посланника Аллаха :
«Можем ли мы посещать друг друга, когда мы умираем, и можем ли мы видеть друг друга?».
И тогда Посланник Аллаха  сказал:
«Душа бывает птицей, которая сидит на дереве, и когда наступает Судный день, каждый нафс (душа) входит в свое тело».
 
Имам Муслим, рахимахуллах, и другие приводят в хадисе-марфу’ 3[2]  от Абдуллаха бин Масуда о том, что 
души шахидов у Всевышнего Аллаха находятся как бы внутри птиц, и когда захотят, они могут летать над реками Рая, а затем возвращаются в светильники под Аршем.
 
Также Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким, рахимахумуллах, и другие приводят с достоверной цепочкой от Ибн Аббаса , что Пророк  сказал:
«Когда ваши друзья погибли при Ухуде, Аллах поместил их души внутри зеленых птиц, которые прилетают к райским рекам, едят растущие там плоды и возвращаются в светильники из золота под тенью Арша».
 
Также приводят Ахмад и Абд, рахимахумуллах, в книгах «Аль-Муснад», а также ат-Табарани, рахимахуллах, с хорошей цепочкой от Махмуда бин Лабида, от Ибн Аббаса в хадисе аль-марфу’:
«Шахиды пребывают на холме у реки возле ворот Рая под зеленым куполом, к ним приносят их пропитание из Рая утром и вечером».
 
Приводят аль-Байхаки, рахимахуллах, в разделе о воскрешении и ат-Табарани, рахимахуллах, с хорошей цепочкой от Абдуррахмана бин Ка’ба бин Малика, который сказал:
«Когда Ка’ба настигла смерть, к нему пришла Умму Мубашшир бинт аль-Бараа и сказала: «О Абу Абдуррахман, если ты встретишься с Ка’бом бин Маликом, передай ему салам от меня». Он ответил: «Да простит тебе Аллах твои грехи, о Умму Бишр, мы заняты более серьезным делом, чем это. Разве ты не слышала, как Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, душа верующего гуляет в Раю и ходит куда ей угодно, а душа неверующего в Аду»?. Она сказала: «Да, это так»».
 
Ат-Табарани, рахимахуллах, рассказал от Абу Зур’а ад-Димашки, от Абдуллаха бин Салиха, от Дамрата бин Хабиба, что:
Когда Пророка  спросили про души верующих, он сказал: «Они в зеленых птицах и гуляют в Раю, где хотят». Тогда они сказали: «О Посланник Аллаха , а души неверующих?» Он сказал: «Они в Аду».
Это хадис-мурсаль.
 
Приводят Ахмад в книге «Муснад», аль-Хаким в книге «Мустадрак», аль-Байхаки и Ибн Давуд, рахимахумуллах, в разделах о воскрешении и другие по линии от Абу Хурайры, который передал слова Посланника Аллаха :
«Дети верующих людей пребывают на холме в Раю, их опекают [Пророк] Ибрахим (мир ему) и [его супруга] Сара, и так будет до тех пор, пока их не вернут к своим отцам в Судный день». Аль-Хаким сказал, что хадис достоверный.
 
Приводят аль-Байхаки, в книге «Ад-Далаил», Ибну Аби Хатам и Ибну Иардавайхи, рахимахумуллах, в их книгах толкований Корана и другие по линии Абу Мухаммада аль-Хамани, от Абу Харуна аль-Абди, от Абу Саида аль-Худри, разы Аллаху анхум, что Пророк ﷺ сказал:
«Мне принесли ми’радж (лестницу), по которой проходят души детей Адама, и никто из творений Аллаха не видел ми’радж лучше того, что видел я. Я видел, как покойный пробивал свой путь глазами, упираясь в небо, – таково было его удивление от ми’раджа. Затем я поднялся вместе с Джибрилом, он попросил разрешения войти через небесные ворота, и мы вошли, и я увидел Адама (алейхи салям), которому показывали души его потомков верующих, и он говорил: «Хорошая душа и хороший нафс, поднимите его на иллиййин4».Затем ему показали души грешников из его потомков, и тогда он сказал: «Плохая душа и плохой нафс, отправьте его в сиджжин5»».
 
Абу Наим аль-Асбахани передал от Ахмада бин Ибрахима аль-Кайала, от Мусы бин Шуайба Абу Имрана ас-Самарканди, от Мухаммада бин Сухайла, от Абу Мукатила ас-Самарканди, от Абу Сахля Хишама бин Миска, от Хасана, от Абу Хурайры, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха :
«Поистине, души верующих находятся на седьмом небе, и они смотрят на свои места в Раю».
 
Это хадисы, которые я смог собрать из тех, что относятся к уровню марфу’.
 
А что касается хадисов аль-мавкуф6, то Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Мухаммада бин Раджи, от ан-Надра бин Шамиля, от Хаммада бин Салама, от Али бин Язида бин Джадана, от Юсуфа бин Махрана, от Ибну Аббаса, от Али бин Аби Талиба, разы Аллаху анхум, который сказал:
«Самое ненавистное для Аллаха место на земле – это долина, которая называется Бархут. Там находятся души неверующих».
 
Приводят аль-Байхаки в разделе о воскрешении и Ибну Аби Дунья, рахимахумуллах, в разделе о снах от Саида бин аль-Мусаййаба, что однажды встретились Салман аль-Фариси и Абдуллах бин Салам, разы Аллаху анхум, и один из них сказал другому:
«Если ты раньше меня встретишься с твоим Господом, ты расскажи мне, с чем ты встретился». «А разве живые могут встретиться с умершими?» – спросил другой. Первый ответил: «Да. Что касается верующих, то их души в Раю, и они могут ходить там где угодно».
 
Также  приводят аль-Байхаки и Табарани, рахимахумуллах, в книге «Аль-Кабир» от Абдуллаха бин Амра, который сказал:
«Рай свернут и помещен между двумя рогами солнца, его раскрывают два раза в год. А души верующих находятся в птицах, похожих на скворцов, они едят плоды райских деревьев».
 
Аль-Мирвази, рахимахуллах, приводит в разделе «Джанаиз» от Аббаса бин Абдулмуталиба, который сказал:
«Души верующих поднимаются к Джибрилю. Ему говорят: «Ты опекун этих душ до Судного дня»».
 
Также приводят от Абдуллаха бин Амра, который сказал:
«Души неверующих собираются в Джабияте».
 
Аль-Байхаки, рахимахуллах, приводит от Ибну Аббаса, от Ка’ба, разы Аллаху анхум, который сказал:
«В Раю аль-Ма’ва есть зеленые птицы, к ним поднимаются души шахидов, и они гуляют в Раю. Что касается душ неверующих, то они в черных птицах отправляются в Ад и гуляют там. А дети мусульман – в райских воробьях».
 
Абу Наим, рахимахуллах, приводит в книге «Аль-Хилят» от Вахба бин Мунаббиха, который сказал:
«У Аллаха на седьмом небе есть дом под названием Байдаа (Белый), там собираются души верующих. И когда кто-то из земных обитателей умирает, те души встречают его и спрашивают о новостях на земле, как спрашивает семья того, кто находился в пути, когда он возвращается к ним».
 
Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Халида бин Хаддаша от Малика бин Анаса, который говорил:
«До меня дошло, что души верующих свободны и они могут идти куда захотят».
 
Что касается пятого вопроса - собираются ли души, видят ли они друг друга - ответ также утвердительный – да.
 
Так же было сказано выше в хадисе Абу Аййуба у Табарани, рахимахуллах, и в хадисе Умму Бишр у него же, и в асаре Вахба у аль-Байхаки, рахимахуллах.
 
Ибну Аби Дунья передал от Мухаммада бин Абдуллаха бин Базига бин аль-Бара’ бин Ма’рур, а от Фудайла бин Сулаймана ан-Намири, от Яхъи бин Абдуррахмана бин Аби Лабиба, от его деда, разы Аллаху анхум, который говорит:
«Когда умер Бишр, его матери было очень тяжело, и она сказала: «О Посланник Аллаха , не перестают гибнуть те, кому суждено погибнуть из племени Бану Салама. А могут ли покойные узнать друг друга, чтобы я могла отправить салам Бишру?» Тогда он сказал: «Да, клянусь Тем, кто обладает моей душой, поистине, они узнают друг друга, как птицы узнают друг друга на вершине дерева». И когда был при смерти кто-либо из племени Бану Салама, всякий раз к нему приходила Умму Бишр и говорила: «О такой-то, салам тебе». Он отвечал: «И тебе салам». И тогда она говорила: «Передай салам Бишру».
 
Также имам Ахмад, рахимахуллах, передает в своей книге «Муснад» от аль-Хасана от Ибну Лахи’ от Дарраджа от Исы бин Хилала ас-Садафи от Абдуллаха ибн Амра, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха :
«Поистине, две души верующих в действительности встречаются еще на расстоянии целого дня, даже если они вообще никогда не видели друг друга».
 
Аль-Баззар, рахимахуллах, приводит с достоверной цепочкой от Абу Хурайры, который возводит этот хадис к Пророку :
«Поистине, когда верующий умирает и видит то, что видит [умирающий], он начинает желать, чтобы его душа вышла из тела. Аллах тоже любит, когда Он встречается с верующим. И, поистине, душа верующего поднимается на небо. И когда она поднимается на небо, к ней подходят души верующих и расспрашивают ее о знакомых из обитателей земли. Когда он говорит: «Я оставил такого-то на земле», им это нравится, а когда он говорит, что кто-то умер, они говорят: «Его не привели сюда».
 
Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, приводит с цепочками передатчиков от Убайда бин Умайра, который сказал:
"Когда умирает кто-либо, его встречают души и расспрашивают его, как спрашивает путник, что было с этим и что стало с тем".
 
Также передают от Хасана, что, когда верующий умирает, к нему приходят 500 ангелов, чтобы взять его душу.
 
Они поднимаются с ним на земное небо, и там его встречают души верующих, желая расспросить его, и тогда ангелы говорят: «Будьте повежливее с ним, ибо он вышел из большой печали». Тогда кто-то из мужчин спрашивает его о брате или о друге.
 
Также приводят от Саида бин Джубайра, что, когда покойный умирает, его встречает его сын, как встречают пропавшего.
 
 
Также передают от Сабита аль-Банани, который сказал:
«Поистине, когда покойный умирает, его окружает его покойная семья и родственники, которые умерли до него. И он больше радуется им, чем радуется семья, когда к ним приезжает их родственник, который был в отъезде».
 
 
 
Допрашивают ли шахида?
 
 
Что же касается шестого вопроса - допрашивают ли шахида - то многие ученые, в том числе аль-Куртуби, говорят, что нет.
Аль-Куртуби, рахимахуллах, привел в доказательство хадис Муслима, рахимахуллах, который говорит, что Пророка  спросили, подвергают ли шахида испытанию, на что он ответил:
«Достаточно как испытания, что над его головой сверкали мечи».
По словам аль-Куртуби, рахимахуллах, это означает, что допрос в могиле существует для того, чтобы отличить искренне верующего от лицемера, а то, что шахид держался под блеском мечей и не переметнулся к неверующим, – самое большое доказательство его искренности в вере.
 
 
Допрашивается ли ребенок?
 
 
Что же касается седьмого вопроса -  допрашивается ли ребенок - то по этому поводу у ученых ханбалитского мазхаба есть два мнения.
Оба этих мнения привел Ибн Каййим, рахимахуллах, в книге «Ар-Рух». Ан-Навави, рахимахуллах, в своих книгах «Ар-Равда» и «Шархул мухаззаб» пишет, что талкин7 после смерти – это особенность для совершеннолетнего, а что же касается маленького, несовершеннолетнего, то ему не делают талкин.
Следовательно, ан-Навави, рахимахуллах, склоняется к тому, что его (несовершеннолетнего ребенка) не допрашивают.
А Аллах знает лучше.
 
 
 

  • 1.Имам Хафиз Джалалуддин ас-Суюти, «Аль-хави ли-ль-фатава», том 3, стр. 251
  • 2.Cлова праведных предков
  • 3.{адис, в тексте которого приводятся слова Пророка  или сообщается о его поступках
  • 4.Одно из мест в Раю
  • 5.Одно из мест в Аду.
  • 6.Хадис, в тексте которого приводятся слова одного из сподвижников, или сообщается о его поступках
  • 7.Диктовка покойному шахады и ответов на вопросы Мункара и Накира