Имам Шамсуддин ар-Рамли[1] (919-1044 х/1513-1596 м), собрал фетвы своего отца, великого шафиитского факиха, имама Шихабуддина ар-Рамли (ум. 957 х/1550 м) в книге «Фатава ар-Рамли». 

 

وفي فتاوى شمس الدين الرملي ما نصه ( سُئِلَ ) عَمَّا يَقَعُ مِنْ الْعَامَّةِ مِنْ قَوْلِهِمْ عِنْدَ الشَّدَائِدِ يَا شَيْخُ فُلَانٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَنَحْوِ ذَلِكَ مِنْ الِاسْتِغَاثَةِ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِينَ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالْعُلَمَاءِ وَالصَّالِحِينَ فَهَلْ ذَلِكَ جَائِزٌ أَمْ لَا وَهَلْ لِلرُّسُلِ وَالْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَالْمَشَايِخِ إغَاثَةٌ بَعْدَ مَوْتِهِمْ وَمَاذَا يُرَجِّحُ ذَلِكَ ؟

( فَأَجَابَ ) بِأَنَّ الِاسْتِغَاثَةَ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِينَ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالْعُلَمَاءِ وَالصَّالِحِينَ جَائِزَةٌ وَلِلرُّسُلِ وَالْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ إغَاثَةٌ بَعْدَ مَوْتِهِمْ ؛ لِأَنَّ مُعْجِزَةَ الْأَنْبِيَاءِ وَكَرَامَاتِ الْأَوْلِيَاءِ لَا تَنْقَطِعُ بِمَوْتِهِمْ . أَمَّا الْأَنْبِيَاءُ فَلِأَنَّهُمْ أَحْيَاءٌ فِي قُبُورِهِمْ يُصَلُّونَ وَيَحُجُّونَ كَمَا وَرَدَتْ بِهِ الْأَخْبَارُ وَتَكُونُ الْإِغَاثَةُ مِنْهُمْ مُعْجِزَةً لَهُمْ . وَالشُّهَدَاءُ أَيْضًا أَحْيَاءٌ شُوهِدُوا نَهَارًا جِهَارًا يُقَاتِلُونَ الْكُفَّارَ . وَأَمَّا الْأَوْلِيَاءُ فَهِيَ كَرَامَةٌ لَهُمْ فَإِنَّ أَهْلَ الْحَقِّ عَلَى أَنَّهُ يَقَعُ مِنْ الْأَوْلِيَاءِ بِقَصْدٍ وَبِغَيْرِ قَصْدٍ أُمُورٌ خَارِقَةٌ لِلْعَادَةِ يُجْرِيهَا اللَّهُ تَعَالَى بِسَبَبِهِمْ وَالدَّلِيلُ عَلَى جَوَازِهَا أَنَّهَا أُمُورٌ مُمْكِنَةٌ لَا يَلْزَمُ مِنْ جَوَازِ وُقُوعِهَا مُحَالٌ وَكُلُّ مَا هَذَا شَأْنُهُ فَهُوَ جَائِزُ الْوُقُوعِ وَعَلَى الْوُقُوعِ قِصَّةُ مَرْيَمَ وَرِزْقُهَا الْآتِي مِنْ عِنْدِ اللَّهِ عَلَى مَا نَطَقَ بِهِ التَّنْزِيلُ وَقِصَّةُ أَبِي بَكْرٍ ، وَأَضْيَافِهِ كَمَا فِي الصَّحِيحِ وَجَرَيَانُ النِّيلِ بِكِتَابِ عُمَرَ وَرُؤْيَتُهُ وَهُوَ عَلَى الْمِنْبَرِ بِالْمَدِينَةِ جَيْشَهُ بِنَهَاوَنْدَ حَتَّى قَالَ لِأَمِيرِ الْجَيْشِ يَا سَارِيَةَ الْجَبَلَ مُحَذِّرًا لَهُ مِنْ وَرَاءِ الْجَبَلِ لِكَمِينِ الْعَدُوِّ هُنَاكَ ، وَسَمَاعُ سَارِيَةَ كَلَامَهُ وَبَيْنَهُمَا مَسَافَةُ شَهْرَيْنِ ، وَشُرْبُ خَالِدٍ السُّمَّ مِنْ غَيْرِ تَضَرُّرٍ بِهِ . وَقَدْ جَرَتْ خَوَارِقُ عَلَى أَيْدِي الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ وَمَنْ بَعْدَهُمْ لَا يُمْكِنُ إنْكَارُهَا لِتَوَاتُرِ مَجْمُوعِهَا ، وَبِالْجُمْلَةِ مَا جَازَ أَنْ يَكُونَ مُعْجِزَةً لِنَبِيٍّ جَازَ أَنْ يَكُونَ كَرَامَةً لِوَلِيٍّ لَا فَارِقَ بَيْنَهُمَا إلَّا التَّحَدِّي . فتاوى الرملي بهامش الفتاوى الكبرى لابن حجر الهيتمي.

 


В книге сказано, что спросили: «Разрешено ли то, что имеет место среди народа – когда кто-то в затруднительном положении говорит: «О, шейх такой-то» и: «О, Посланник Аллаха ﷺ» и тому подобное, прибегая к помощи (истигаса) посредством Пророков и аулия, учёных (‘уляма) и праведников? Обладают ли посланники, Пророки, аулия, праведники и машаих (суфийские шейхи) способностью помогать другим после смерти и если да, то, что подтверждает это мнение?»

 


Имам ответил [следующее]:

Прибегать к помощи (истигаса) Пророков и посланников, аулия, учёных (‘уляма) и праведников дозволено. Посланники, Пророки и аулия имеют способность помогать и после смерти, так как чудеса Пророков и аулия не прекращаются с их смертью. Что же касается пророков, они живы в своих могилах, совершая молитвы и исполняя хадж, как об этом передано в сообщениях (риваятах). Таким образом, помощь от них является их чудом. Шахиды также живы, их даже видели, когда они уже после своей смерти появлялись и убивали безбожников.


Что касается аулия, то такая помощь является их карама[2].

Люди истины верят в то, что эти чудеса – или то, что нарушает привычный порядок реальности (хаварикуль адат) – имеют место со стороны аулия, как намеренно, так и без их намерения сделать это, и Всевышний Аллаh являет нам эти чудеса через них (аулия).

Доводом в пользу этого является то, что эти чудеса возможны с точки зрения разума и допустимость их проявления не делает обязательным нечто невозможное. Следовательно, всё, что находится в этих границах, возможного.


Примером проявления таких чудес является история Марьям (да будет доволен им Аллагь), и того, как до неё доходил её удел, как это описано в Откровении (в Коране). И также история Абу Бакра (да будет доволен им Аллагь) и его гостей, как об этом сказано в Сахихе. Также примером является случай с халифом Умаром (да будет доволен им Аллагь) и рекой Нил, и ещё один случай с участием Умара (да будет доволен им Аллагь) когда он, находясь в Медине и читая проповедь с минбара, увидел, что войско мусульман вот-вот подвергнется неожиданной атаке. В этот момент он крикнул «О, Сарийа, к горе!», имея в виду, что враг находится за горой. И Сарийа услышал голос Умара (да будет доволен им Аллагь), несмотря на то, что между ними было два месяца пешего пути. Также Халид ибн Валид (да будет доволен им Аллагь) выпил яд, и это ему не повредило.


Хаварик – или то, что не вписывается в рамки законов повседневной реальности – исходило от сподвижников, табиинов и табиу-табиинов. И невозможно отрицать эти чудеса из-за того, что сообщения о них – если собрать их воедино – достигли степени таватур[3].



Таким образом, то из упомянутого, что может исходить от кого-либо из Пророков, является му’джиза. Таковое же, исходящее от аулия, является карама. И нет разницы между этими чудесами, кроме как в источнике вызова[4].

 

[«Фатава ар-Рамли», стр. 733; Бейрут, «Дар аль-Кутуб аль-ильмия»: 1424/2004]



Также эту фетву приводит имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) на полях своей книги «Фатава аль-Кубра» (4/82, Изд. Даруль-Фикр), и ни коим образом не порицает и не опровергает её, что говорит о том, что он согласен с данной фетвой об истигасе. В итоге три шафиитский имама, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Шихабуддин ар-Рамли и его сын Шамсуддин ар-Рамли считают истигасу дозволенной.  

 


 [1]. «Это Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад. Он родился в 919 году Хиджры в деревне Рамла, неподалёку от местечка Мануфиййа в Египте, в семье известного шафиитского факиха и муфтия, Шихабуддина ар-Рамли, да смилуется над ним Аллах. Его учителями (включая его отца) были: Шайхуль-Ислям Закария аль-Ансари, да смилуется над ним Аллах, и аль-Хатиб аш-Ширбини, да смилуется над ним Аллах. После смерти отца, Шамсуддин стал главным шафиитским муфтием в Египте. Он достиг такой степени, что многие признали его муджадидом его века. Из его работ: «Нихаят аль-мухтадж» – комментарий к «Минхаджу» Имама ан-Навави, да смилуется над ним Аллах. «Г’аят аль-баян» – комментарий к книге «Зубад» Ибн Русляна, да смилуется над ним Аллах. Также комментарий к книге «Тахрир» Шайхуль-Исляма Закария аль-Ансари. Комментарий к «’Идах филь манасик аль-хаджж» Имама ан-Навави. Cобрание фетв отца – Шихабуддина ар-Рамли, да смилуется над ним Аллах. Он отошёл в Ахира в 1004 году Хиджры в Каире”. (Цит по. Шейх Таха Караан, «Ибн Хаджар Хайтами и Имам Рамли»)



 [2]. Чудеса, необычайные способности. Например видеть и слышать с далека. Имам Фахруддин ар-Рази в своем тафсире «Мафатихуль Гъайб» в объяснении к аяту 107 из Суры Аль-Аъраф упомянул мнения людей в вопросе возможности сверхъестественных вещей и сказал, что у них три мнения по этому поводу. Это мнение Ахлю-с-Сунны которые абсолютно допускают подобное, мнение философов которые абсолютно не допускают и мнение муътазилитов которые допускают частично. В объяснении мнения Ахлю-с-Сунны он сказал: «(Ахлю-с-Сунна) дозволяет такое: Слепой, который в Андалусии (Испания) сможет увидеть в темноте ночи дальний уголок востока (как Китай). И человек, который со здоровым видением не сможет увидеть солнце среди белого дня. Это мнение наших последователей (Ахлю-с-Сунны)». (Фахруддин ар-Рази, «Мафатихуль Гъайб», 14/202. Даруль Фикр: 1401/1981).

Также сказал шафиитский ученый Иззуддин бин Абдиссалям который известен, как «Сультануль Уляма» (Султан Ученых) о нашем вопросе: «Второй вид (наук которыми владеют Пророки и авлия): Науки связанные с внушением (ильхам). С помощью этих наук открывается то, что в сердцах, обладатель этой науки видит глазами скрытые вещи (гъайб) которых обычно нельзя увидеть, слышит с помощью своих ушей то, что обычно нельзя услышать. Так же его чувство запаха, трогание и ощущение (бывает сверхъестественным). Так же он приобретет своим сердцем науки которые связанны со Вселенной. Было показано Ибрахиму (мир ему) царство Небес и Земли.

 

Из этих людей (авлия) есть те, которые видят ангелов, шайтанов и далекие края, даже видят то, что под землей. Так же из них есть те, которые видят небо, его орбиты, звезды, солнце и луну в таком виде как они есть. Так же из них есть те, которые видят «Аль-Лавхуль Махфуз» (Хранимая Скрижаль) и читают то что в нем. Так же слышат скрип пера, голос ангелов и джинов. Есть из них те, которые понимают язык птиц. Пречист Тот, кто прославил их и приблизил, унизил и удалил других. Кого унизил Аллах, нет ему возвышающего. Воистину Аллах поступает так, как пожелает…» (ИбнАбдиссалям, «Къаваидуль Ахкам фи Исляхиль Анам», 195-196. Даруль Къалям: 1421/2000). А как сказал Имам ар-Рамли, чудеса Пророков и аулия не прекращаются с их смертью.



[3]Таватур – самая высокая степень достоверность хадиса. Хадис, переданный от большого количества людей к большому количеству, сговор во лжи которых невозможен.



[4]. Это означает, что нет между этими чудесами разницы, кроме того факта, что му’джиза являлась ответом на тахадди – вызов мушриков, которые называли какого-либо Пророка лжецом.