Часто можно слышать как салафиты для подтверждения своей позиции в отношении истигасы делают следующие заявления:

Зачем вообще к кому-то обращаться, когда есть Аллах Всеслыщащий, Всевидящий, Всезнающий. Ведь Аллах говорит "Взывайте ко мне и я вам отвечу".

Оставьте творения и обратитесь к Творцу!

И приводят Аяты и хадисы о достоинстве дуа к Аллаху. 

 

Отметим сразу, мы ни в коем случае не хотим сказать, что не нужно просить Аллаха и обращаться к Нему, мы лишь говорим о недопустимости подобных утверждений для запрета обращения к праведникам с просьбой о дуа, и использовать их для запрета истигасы.

Мы приведем доводы и покажем что эти слова всего лишь очередная уловка и никак не может служить доводом для запрета истигасы.

 Мы приведем в этой статье эти два довода в краткой форме и оставим ссылки на статьи с подробными разборами этих тем

Ссылки с подробными разборами этих тем:

Толкование хадиса «Помогите мне, о рабы Аллаха»

Обращение к мусульманину с просьбой о мольбе

 

1) Хадис о желательности просить друг к друга делать дуа за себя

 

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

«Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Увайс ибн ‘Амир (Увайс аль-Карани), у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше его кожу покрывала белизна (от проказы), но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать одного места величиной с динар. И пусть те из вас, кто встретится с ним, просят его, чтобы он молил Аллаха о прощении для вас».

[Муслим 2542]

В другой версии хадиса сказано, что

Когда один из знатных жителей Куфы, совершивший Хадж, встретился с ‘Умаром, Умар рассказал ему хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) про Увайса, и тогда тот, вернувшись в Куфу, пришел к Увайсу и сказал: “Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня”. На что Увайс сказал ему в ответ: “Ты совершил Хадж после меня, а поэтому ты попроси, чтобы Аллах простил меня!”

[Муслим 2542/225]

Имам ан-Навави сказал: 

“В этом хадисе указание на желательность просить у праведников обратиться к Аллаху с мольбой и прощением для себя, даже если обратившийся к ним лучше них”.

[См. “Шарх Сахих Муслим” 16/94]

 

 

 

 2) Хадисы о зове к ангелам, когда остался один потеряв свое животное.

 

 

إن لله ملائكة في الأرض سوى الحفظة يكتبون ما يسقط مِن وَرَقِ الشجر, فإذا أصاب أحدَكم عُرْجة بأرضٍ فلاةٍ فلينادِ : أعِينوا عبادَ الله

«Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы, кроме ангелов-хранителей, (которые) записывают каждый лист, падающий с деревьев. И, если у кого-нибудь возникнет проблема в безлюдной пустыне, пусть воззовет: «Помогите, о рабы Аллаха»».

«Муснад аль-Баззар», 11/181

Этот хадис передали аль-Баззар в книге «Аль-Муснад». Аль-Хайсами говорит в книге «Маджмауз-Заваид»: «Передатчики достоверные», - а также [этот хадис приводит] аль-Байхаки в «Шуабуль-Иман» с хорошим иснадом.

 

 

 

Шамсуддин ибн Муфлих аль-Ханбали (708-763 гг. по хиджре/1308-1362 гг.) сказал в книге «Аль-Адаб аш-Шаръийя»:

فصل فيما يقول من انفلتتْ دابته أو ضلّ الطريق

وروى ابن السني في كتابه عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : { إذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلَاةٍ فَلْيَقُلْ يَا عِبَادَ اللَّهِ احْبِسُوا فَإِنَّ لِلَّهِ فِي الْأَرْضِ حَاضِرًا سَيَحْبِسُهُ } قال عبد الله بن إمامنا أحمد سمعت أبي يقول : حججتُ خمسَ حججٍ منها اثنتين راكبا وثلاثا ماشيا او ثلاثا راكبا واثنتين ماشيا، فضللتُ الطريقَ في حجة وكنت ماشيا، فجعلت أقول : يا عبادَ الله دُلُّونا على الطريق، فلم أزل أقولُ ذلك حتى وقعتُ على الطريق

Глава о том, что скажет тот, у кого сбежало животное или кто сам заблудился

Ибн ас-Суни в своей книге передает от Абдуллаха ибн Масуда, что Посланник Аллаха  сказал:

«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!/» – ибо, поистине, у Аллаха есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его». 

Сказал Абдуллах, сын нашего имама (Ахмада): «Я слышал, что мой отец (имам Ахмад) сказал:

«Я пять раз ездил в хадж. Из них два раза - верхом, три - пешком или три - верхом, два - пешком. В одно из пеших паломничеств я заблудился и стал произносить: «О рабы Аллаха, укажите нам дорогу», - и продолжал произносить это, до того пока не нашел дорогу»»1.

 

Ибн Муфлих, Аль-Адаб аш-Шаръийя, 1/457; Бейрут: 1419/1999.

Этот случай передал от имама Ахмада его родной сын Абдуллах. Кроме Ибн Муфлиха, также передали этот случай с имамом Ибн Асакир в «Тариху Димашк» (сказав, что иснад достоверный), аль-Байхаки в «Шуабуль-Иман» (с хорошим иснадом), Ибн Касир в «Аль-Бидая ван-Нихая», Джалалуддин ас-Суюты в «Аль-Хабаик фи Ахбариль-Малаик».

 

 

Как же так получается Пророк учил сподвижников обращаться за помощью к ангелам и к таким же людям как они сами?

Как Пророк их этому учит когда есть Аллах Всеслыщащий Всевидящий Всезнающий и который сказал "Взывайте ко мне и я вам отвечу" и также сказал "Я ближе к вам чем сонная артерия"?

 

И становится очевидным нелепость подобных утверждений.

 

Вся хвала Аллаху!