Тема истигасы это принципиальный вопрос раскола между Ахлю Сунна и салафитами И это стало таким пугалом с помощью которого они всех отпугивают от Ахлю Сунна и притягивают себе.

Так как выносят такфир тем, кто дозволяет истигасу и вешают клеймо «мушрики».

 

С именем Аллаха мы приступаем к разъяснению вопроса Истигасы посредством упокоившихся праведников.

Так как тема истигасы очень объемная, мы решили разбить ее на несколько блоков (роликов).

 

Последовательность разбора этой темы будет следующая:

 

  1. Является ли Истигаса куфром. И становится ли человек совершивший истигасу кафиром (немусульманином)
  2. Является ли истигаса дозволенным в Шариате
  3. Разбор шубухатов (сомнений), которые оппоненты сеют

 

Задача, которую мы ставим в этом ролике: разобрать вопрос является ли Истигаса куфром. То есть становится ли человек совершивший истигасу немусульманином

И не будем разбирать вопрос запретности или дозволенности истигасы

 

Первое и очень важное, что нужно понять это: 

 

Чем куфр отличается от других грехов?

Если человек совершил куфр, то он становится немусульманином, а все остальные грехи, какими бы они не были большими, не выводят человека из Ислама, и такой человек остается мусульманином.

 И нужно четко понимать, что если человек совершил греховное действие, которое не является куфром, то такой человек все равно остается мусульманином, несмотря на то каким бы большим не был этот грех.

 Отсутствие правильного понимания в таком простом вопросе, приводит людей к заблуждению в более сложных. Поэтому это очень важно.

 

 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИСТИГАСА КУФРОМ И СТАНОВИТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИВШИЙ ИСТИГАСУ КАФИРОМ (НЕМУСУЛЬМАНИНОМ)?

 

И так разбор этого вопроса разобьем на несколько пунктов:

1) определим, что такое Ширк и что такое Истигаса

2) опишем логику оппонентов по которой они считают что истигаса это ширк

3) укажем на несостоятельность этой логики

 

 

 

ОПРЕДЕЛИМ, ЧТО ТАКОЕ ШИРК И ЧТО ТАКОЕ ИСТИГАСА?

 

Что такое ширк?

 

Ширк (многобожие) - это один из видов куфра (неверия). Т.е. куфр является более общим понятием чем ширк.

 Ширк (многобожие) – это убеждение человека в том, что у Аллаха есть сотоварищ. И не имеет значение обращается ли к этому сотоварищу с мольбой (дуа) или нет, проявляет ли человек это внешне или нет.

 Именно убежденность в этом делает человека мушриком (человек совершающий ширк).

Противоположным понятием является таухид, а человек исповедующий таухид является муваххидом.

 Также часто салафитские шейхи, определяя понятие ширк, пишут: ширк - это Посвящение того или иного вида поклонения (ибадата) кому-либо, кроме Аллаха.

На самом деле посвящение того или иного поклонения кому-либо другому, кроме Аллаха, это следствие того что человек имеет такое убеждение.

 

Что такое истигаса?

 

Дословно с арабского «Истигаса» переводится как «испрашивание помощи»

Истигаса это обращение к праведным мусульманам будь то живым или мертвым с просьбой, чтобы они обратились к Аллаху с мольбой (дуа) о решении их нужд, с убеждением что те к кому они обратились сами не могут ничего дать, а могут лишь попросить у Аллаха, чтобы Он ответил на их просьбы.

Также обозначим сразу что если человек считает, что что-либо что либо может дать будь то живой или мертвый без решения Аллаха на это то это ширк без сомнения и тут нет разногласия. Также мы не говорим о крайностях и чрезмерностях которые люди совершают возле могил или каких-либо добавлений. Мы говорим о конкретной форме которую мы описали выше.

 

 

Некоторые могут задаться вопросом: в чем смысл просить кого-то, когда можно самому попросить у Всевышнего напрямую?

Ведь Всевышний говорит:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» [Бакара, 186].

 

Есть множество аятов и хадисов с подобным смыслом.

Всевышний отвечает на мольбы (дуа) не всем просящим.

Для принятия дуа есть определенные условия их около десятка, вот некоторые аяты и хадисы на эту тему.

 

Сказал Всевышний Аллах:

إنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных [Аль-Маида, 27]

 

Пророк  сказал:

«Знайте, что Аллах не принимает мольбу, исходящую от небрежного сердца» [Тирмизи, 3479]

 

Также в другом хадисе передается:

Пророк упомянул о человеке, который долго находился в пути и воздевал руки к небу, повторяя: «О Господь, о Господь!», – однако и пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и скормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ? [Муслим 1015]

 

 Ибн аль-Кайим сказал:

Употребление в пищу запретного уменьшает силу ее – то есть мольбы – и делает ее слабой. [Из фетвы Салиха аль-Мунаджид]

Хафиз Ибн Касир говорил: 

«Употребление в пищу дозволенного является причиной принятия мольбы и поклонения, так же, как употребление запретного является препятствием принятия мольбы и поклонения» [См. «Джами’уль-’улюми уаль-хикам» 187].

То есть существуют определенные причины, которые становятся преградой для принятия мольбы.

 

И люди видя наличие таких преград из-за которых не принимаются их мольбы (дуа), обращаются к праведным людям, которые известны своей богобоязненностью, чтобы они обратились к Всевышнему с просьбой принять их мольбы.

 

Также искренний мусульманин всегда сомневается в своей искренности и находится в состоянии страха перед Всевышним за свое положение. Примером этому является состояние Умара, когда спросил у Хузайфат является ли он из числа лицемеров [аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 1/391].

 Т.е. он сомневался в отсутствии в себе даже такого мерзкого качества как лицемерие. И когда присутствует подобная искренность, человек никогда не посчитает себя заслуживающим принятия мольбы.

 

Важное уточнение: из этого не следует что если в человеке присутствуют преграды для принятия дуа, то ему не нужно обращаться к Аллаху с мольбой. Так как мольба - это не только средство получить что-то от Всевышнего, но и проявление рабской сущности перед Аллахом.Также Всевышний если пожелает, проявив свою милость, может принять дуа и от человека, который не заслуживает этого.

 

 

ЛОГИКА ОППОНЕНТОВ: ПОЧЕМУ ИСТИГАСА - ЭТО ШИРК

1) Почему истигаса это ширк?

 

Итак, они говорят таухид делится на 3 вида:

таухид ар-рубубийя - признание того, что Аллах является Единственным Творцом

таухид аль-асма ва-с-сыфат - признание того, что Всевышний Аллах является Единственным, Кто обладает божественными именами и божественными качествами.

таухид аль-улухийя - признание того, что Всевышний Аллах является Единственным Богом, достойным поклонения.

 

И если человек не имеет хоть одного из этих трех видов таухида, то он является мушриком.

В самом таком делении нет проблем хотя такое деление не делалось до салафитов и впервые это было сделано в 7 веке их имамом Ибн Таймийей.

 

Далее они утверждают:

 

Когда люди считают, что только Аллах имеет силу, а мертвые ничего не могут, и с таким убеждением делают истигасу к мертвым, то они имеют таухид Руббубия и таухид аль-асма ва-с-сыфат, но у них нет таухида улюхия.

 

Хоть они и считают Аллаха единственным Господом, но поклоняются уже не только Аллаху, а еще и мертвым так как истигаса является поклонением умершим людям.

Итак, они считают, что истигаса к мертвым - это поклонение мертвым, и поэтому они становятся мушриками.

 

 

2) Почему истигаса это поклонение мертвым?

 

Они говорят:

 

Люди совершающие истигасу обращаются с просьбой к мертвым. Таким образом они взывают к мертвым т.е. они делают Дуа к умершим людям.

А есть хадис, в котором сказано:

«Дуа (взывание) – это поклонение» [Ахмад, Бухари]

Следовательно, человек делающий истигасу поклоняется мертвым. А кто сделал поклонение не Аллаху, у отсутствует третий вид таухида и поэтому он является мушриком.

Затем приводят следующие аяты и хадисы и подобные им по смыслу

 

Сказал Всевышний Аллах:

«Не взывай (не делай дуа) вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников». [Юнус, 106-107]

 

«Кто же более заблудший, чем тот, кто взывает (делает дуа) к кому-либо помимо Аллаха, к тем, кто не ответит ему вплоть до Судного Дня». [аль-Ахкаф, 5-6]

 

«Им скажут: «Призовите своих сотоварищей!» Они призовут их, но те не ответят им, и тогда они узреют наказание. О, если бы они следовали прямым путем!». [Касас, 64]

 

Также сказал Посланник Аллаха

«Кто умер и при жизни он взывал (делал дуа) к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне». [Бухари 4137]

 

 

В итоге все сводится к следующему вопросу:

 

 

 

НАШ ОТВЕТ:

 Даже если допустить что мертвые не слышат то можно сказать что считающие что мертвые слышат ошибаются в этом вопросе и запретно обращаться к мертвым, но никак не ширком. Если действие "обратиться к мертвым с просьбой" это ширк то тогда и кПророку обратиться тоже является ширком 

Для начала рассмотрим, что будет, если следовать этой логике до конца?

Если каждое обращение (дуа) за помощью к кому-либо - это дуа, то всякий кто обращается за помощью к другому человеку тоже является мушриком!?

Будь это больной обратился к врачу или

 

Салафиты отвечают:

  Если человек обращается к живому человеку и вообще к тому, кто может тебе дать то, что ты просишь, то это не будет ширком. Потому что живые могут дать, а мертвые не могут

 

Мы отвечаем:

 

 В хадисе нет деления на живых и мертвых, или может ли тот кому обратились дать то, что у него просят или не может, да и вообще нет никакого деления.

Сказано: Дуа (взывание) – это поклонение. без ограничений на живых и мертвых.

Если брать этот хадис за основу и буквально понимать то, что сказано в нем, то получается любое взывание (дуа) это полонение, и каждый взывающий - мушрик.

 

Тогда если человек попросит парализованного человека передать кружку, то он совершил ширк? Ведь он тоже не способен передать кружку

 

Как может связываться то, что может человек дать что-то или не может с тем поклоняется он ему или нет

 

А если мы говорим, что не всегда дуа является поклонением, то это уже толкование этого хадиса, а если мы принимаем что хадис нельзя буквально понимать, то нужно смотреть как ученые толкуют этот. 

 

Суть вопроса заключается в том, является само по себе такое действие как «обращение с призывом о помощи к кому-либо кроме Аллаха с пониманием что он ничего не может сделать сам и не может влиять на решение Аллаха, а может только Аллах» ширком или нет?

 

   Если такое действие - это ширк, то разве имеет значение к кому обращен ширк, к мертвому или к живому? Получается, что ширк обращенный к мертвым запретен, а обращенный к живым является дозволенным? ширк может быть дозволен? Как такое возможно!?

По их логике получается: они считают, что действие: «обращение за помощью к другому» в отношении мертвого ширком, следуя хадису, что «Дуа - это поклонение», и говорят, что в отношении живых это дозволено.

очевидно, что это не так. Одно дело если бы они говорили, что мертвые не слышат и не могут помочь мольбой и поэтому, что это все бидъа и все это запрещено. Но совсем другое, когда обвиняют за это в неверии.

 

И что более важно рассмотрим далее

 

Главным подлогом в этой логической цепочке является то, что, когда они рассказываю про этот хадис и айаты про дуа, то преподносится так что любое взывание (дуа) является поклонением, без пояснений и уточнений.

 

Но это не так и мы приведем слова имама салафитов Ибн Таймийи где он комментируя 55 и 56 аяты суры «Возвышенности», очень ясно говорит об обратном:

он пишет:

" هاتان الآيتان مشتملتان على آداب نوعَيِ الدُّعاء : دعاء العبادة ، ودعاء المسألة : 
فإنّ الدُّعاء في القرآن يراد به هذا تارةً وهذا تارةً ، ويراد به مجموعهما ؛ وهما متلازمان ؛ فإنّ دعاء المسألة : هو طلب ما ينفع الدّاعي ، وطلب كشف ما يضره ودفعِه ،... فهو يدعو للنفع والضرِّ دعاءَ المسألة ، ويدعو خوفاً ورجاءً دعاءَ العبادة ؛ فعُلم أنَّ النَّوعين متلازمان ؛ فكل دعاءِ عبادةٍ مستلزمٌ لدعاءِ المسألة ، وكل دعاءِ مسألةٍ متضمنٌ لدعاءِ العبادة .«Эти два аята содержат в себе указание на два вида дуа — дуа как поклонение (ибадат) и дуа как просьба (масъалят). И когда в Коране говорится о дуа, то иногда имеется в виду первое значение, иногда второе, а порой и оба вместе». [Маджму фатава, 15-й джузъ]

 

  1) Следовательно:

такое действие как дуа (взывание) не всегда бывает поклонением (ибадатом).

Возможно, они и понимают это, но когда они пишут и говорят про истигасу, то они всегда умалчивают об этом

 

  2) Следовательно:

если при истигасе обращение к мертвым (взывать) совершается со смыслом просьбы (масъаля), то это не будет поклонением этим умершим. И не подпадает под слова Пророка  «Дуа - это поклонение». И уже в этой ситуации истигаса к мертвым не является поклонением этим умершим.

 

   3) Следовательно:

если истигаса в этой ситуации - это не поклонение мертвым, то значит присутствует и третий вид таухида и это таухид улюхиййа. А наличие всех трех видов таухида, свидетельствует о том, что человек является муваххидом (единобожник).

Это и есть то чем говорят те, кто делает истигасу: мы не поклоняемся мертвым мы лишь просим у мертвых, чтоб они попросили у Аллаха для нас. Но Аллах сам решает дать нам или не дать.

А если человек делает дуа (взывание) со смыслом поклонения тому, у кого просит, то это однозначно ширк. И уже не важно это обращение к мертвому или живому, и может ли помочь или не может помочь тот, к кому обращаются.

И этого достаточно для разумного чтобы не обвинять человека в ширке за то, что он сделал истигасу.

 

О брат и сестра, которые встали на путь религии Аллаха, будьте крайне осторожны прежде, чем называть кафиром кого-либо из мусульман, так как для мусульманина нет ничего оскорбительней чем его назовут неверующим.

 

После того как стало ясно что истигаса это не куфр, то остается вопрос дозволено ли делать истигасу или не дозволено, делали ли истигасу праведные предшественники и что говорят об этом ученые 4 мазхабов.

 

Мы намерены сделать еще 2 ролика