Поднимаем эту тему в разделе тавассуля и истигасы потому, что часто слышны возгласы от оппонентов:

Даже если истигаса не ширк, зачем к кому-то обращаться, когда есть Аллах? Оставь творения и обратись к Творцу!

 

И приводят цитаты про взывание к Аллаху и как Он слышит эти мольбы и отвечает на них. 

Приведем как сподвижники и сам Пророк просили у других делать дуа для себя. И тогда к Пророку и сподвижникам тоже обратятся с такой претензией зачем к кому-то обращаться, когда есть Аллах?

 

К этой же теме есть статья: Толкование хадиса «Помогите мне, о рабы Аллаха»


 СТРУКТУРА СТАТЬИ:

 

1) В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОСИТЬ КОГО-ТО, КОГДА МОЖНО САМОМУ ПОПРОСИТЬ У ВСЕВЫШНЕГО НАПРЯМУЮ?

 

2) ДОВОДЫ ИЗ КОРАНА И СУННЫ И ДЕЯНИЙ СПОДВИЖНИКОВ

 

3) СЛОВА УЧЕНЫХ О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ДАННОГО ДЕЙСТВИЯ

 

4) ЧТО КАСАЕТСЯ АСАРОВ, В КОТОРЫХ ПЕРЕДАЕТСЯ ОТ НИХ ПОРИЦАНИЕ ЭТОМУ ДЕЙСТВИЮ


 

Нет ничего запретного в том, чтобы попросить живого мусульманина о том, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за тебя. На законность этого поступка указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (иджма’).

 

 

1) В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОСИТЬ КОГО-ТО, КОГДА МОЖНО САМОМУ ПОПРОСИТЬ У ВСЕВЫШНЕГО НАПРЯМУЮ?

 

Ведь Всевышний говорит:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» [Бакара, 186].

 

Есть множество аятов и хадисов с подобным смыслом.

 

Всевышний отвечает на мольбы (дуа) не всем просящим.

Для принятия дуа есть определенные условия, вот некоторые аяты и хадисы на эту тему.

 Сказал Всевышний Аллах:

إنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных [Аль-Маида, 27]

 Пророк  сказал:

«Знайте, что Аллах не принимает мольбу, исходящую от небрежного сердца» 

[Тирмизи, 3479]

 

 Также в другом хадисе передается:

Пророк  упомянул о человеке, который долго находился в пути и воздевал руки к небу, повторяя: «О Господь, о Господь!», – однако и пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и скормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ? 

[Муслим 1015]

 Ибн аль-Кайим сказал:

Употребление в пищу запретного уменьшает силу ее – то есть мольбы – и делает ее слабой. [Из фетвы Салиха аль-Мунаджид]

Хафиз Ибн Касир говорил: 

«Употребление в пищу дозволенного является причиной принятия мольбы и поклонения, так же, как употребление запретного является препятствием принятия мольбы и поклонения» [См. «Джами’уль-’улюми уаль-хикам» 187].

То есть существуют определенные причины, которые становятся преградой для принятия мольбы.

И люди видя наличие таких преград из-за которых не принимаются их мольбы (дуа), обращаются к праведным людям, которые известны своей богобоязненностью, чтобы они обратились к Всевышнему с просьбой принять их мольбы.

 Также искренний мусульманин всегда сомневается в своей искренности и находится в состоянии страха перед Всевышним за свое положение. 

Примером этому является состояние Умара, когда спросил у Хузайфат является ли он из числа лицемеров  [аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 1/391].

 Т.е. он сомневался в отсутствии в себе даже такого мерзкого качества как лицемерие. И когда присутствует подобная искренность, человек никогда не посчитает себя заслуживающим принятия мольбы.

 

И поэтому искренний мусульманин, прося у Всевышнего что-то, считает что не заслуживает принятия дуа, и поэтому он также старается просить у других просить делать за него дуа с надеждой что Аллах от них примет их дуа за него, и особенно конечно старается просить людей праведных. Потому что чем праведней человек тем больше шансов на принятия дуа

 

Важное уточнение: 

из этого не следует что если в человеке присутствуют преграды для принятия дуа, то ему не нужно обращаться к Аллаху с мольбой. Так как мольба - это не только средство получить что-то от Всевышнего, но и проявление рабской сущности перед Аллахом и дуа это один из видов поклонения. Также Всевышний если пожелает, проявив свою милость, может принять дуа и от человека, который не заслуживает этого.

 


 

2) ДОВОДЫ ИЗ КОРАНА И СУННЫ И ДЕЯНИЙ СПОДВИЖНИКОВ

 

 

Так, например, в Коране сказано, что братья Пророка Юсуфа (мир ему) просили их отца – Пророка Якуба (мир ему).

Сказал Всевышний:

«Они сказали: “Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками”» 

[Юсуф 12: 97]

‘Ата бин Аби Рабах рассказывал: 

“Однажды Ибн ‘Аббас сказал мне: “Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?” Я сказал: “Конечно”.

Он сказал:

“Эта черная женщина однажды пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы безумства, и из-за этого я обнажаюсь (когда лишаюсь рассудка), обратись же к Аллаху с мольбой за меня”.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: “Я буду терпеть”, — а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, — и он обратился к Аллаху с такой мольбой за нее”.

[Бухари 5652, Муслим 2576]

Анас ибн Малик рассказывал: 

“Как-то раз в пятницу один человек вошел в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу. Он встал перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и, не присев, обратился к нему с такими словами: “О Посланник Аллаха, наш скот погиб, и мы не можем двинуться в путь, так обратись же к Аллаху, чтобы Он послал нам дождь!”

И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздел руки к небу и стал взывать: 

«О Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас!» Клянусь Аллахом, в это время на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль’ не было никаких строений или домов. И вдруг из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась во все стороны, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней. А когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошел человек, встал перед ним и сказал:

“О посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил дождь”. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздел руки к небу и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в долины и на те места, где растут деревья!» И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце».

[Бухари 1013]

Также поступали сподвижники и после пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Анас рассказывал: 

“Когда поражала засуха, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, говоря: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!» И дождь действительно ниспосылался им”.

[Бухари 1010]

Салим ибн ‘Амир рассказывал: 

“Однажды, когда наступила сильная засуха, Му’ауия ибн Аби Суфьян собрался вместе с жителями Дамаска для того, чтобы помолиться о ниспослании дождя. Взойдя на минбар, Му’ауия сказал:

“Где Язид ибн аль-Асуад аль-Джураши?”

Люди позвали его, и он прошел вперед, перешагивая через людей. Му’ауия велел ему подняться на минбар, и он встал у его ног.
Затем Му’ауия сказал:

“О Аллах, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой лучшего и достойного среди нас! О Аллах, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой Язида ибн аль-Асуада аль-Джураши! О Язид, воздень руки к Аллаху”.

Язид поднял руки, и люди подняли руки вслед за ним. Прошло совсем немного времени, как с запада появились тучи, подобные щиту. Подул ветер, и полил такой сильный дождь, что люди с трудом успели добраться до своих жилищ”.

[Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 18/151, аль-Лялькаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 2/183. Хафиз Ибн Хаджар назвали иснад достоверным]

Сафуан ибн ‘Абдуллах рассказывал:

когда он приехал в Шам, он пошел к Абу ад-Дарде, но не нашел его, а нашел дома Умм ад-Дарду, которая сказала ему: “Ты собираешься совершить Хадж в этом году?” Я сказал: “Да”. Тогда она сказала: “Обратись к Аллаху за нас с мольбой, ибо поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба мусульманина за своего брата, возносимая в его отсутствие, принимается. У его головы находится ангел, и каждый раз, когда он желает ему благое, приставленный к нему ангел говорит: “Амин! И тебе того же!»

[Муслим 2733]

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

«Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Уейс ибн ‘Амир, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше его кожу покрывала белизна (от проказы), но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать одного места величиной с динар. И пусть те из вас, кто встретится с ним, просят его, чтобы он молил Аллаха о прощении для вас».

[Муслим 2542]

В другой версии хадиса сказано, что

когда один из знатных жителей Куфы, совершивший Хадж, встретился с ‘Умаром, Умар рассказал ему хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) про Уейса, и тогда тот, вернувшись в Куфу, пришел к Уейсу и сказал: “Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня”. На что Уейс сказал ему в ответ: “Ты совершил Хадж после меня, а поэтому ты попроси, чтобы Аллах простил меня!”

[Муслим 2542/225]

 

То есть Пророк сам обучил Умара идти к праведному мульманину и просить его делать дуа Всевышнему за него! Ну так, что вопрос который они задают  нам они зададут и Пророку?

 

 


 

3) СЛОВА УЧЕНЫХ О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ДАННОГО ДЕЙСТВИЯ

 

 

Имам ан-Навави сказал: 

“В этом хадисе указание на желательность просить у праведников обратиться к Аллаху с мольбой и прощением для себя, даже если обратившийся к ним лучше них”.

[См. “Шарх Сахих Муслим” 16/94]

Также и шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: 

“В этом хадисе указание на желательность просить праведных людей обратиться с мольбой за тебя”.

[См. “Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 4/163]

Что же касается единогласного мнения по этому вопросу, то имам ан-Навави упомянув о том, что желательно просить праведников, чтобы они обратились за тебя с мольбой, сказал: 

“Знай, что хадисов на эту тему огромное количество, и это то, в чем все единогласны”.

[См. “аль-Азкар” 643]

Ибн Таймия сказал: 

“Узаконено для мусульманина попросить обратиться за него с мольбой того, кто лучше него и даже кто хуже”.

[См. “Маджму’уль-фатауа” 27/69]

 

Сказал Яхья ибн Му’аз (ум. 258 г.х)

“Плох тот друг, который нуждается в том, чтобы ты говорил ему: «Вспомни обо мне в своих мольбах», с которым тебе приходится проявлять лесть или оправдываться перед ним”. 

[См. “Мухтасар макъасыд аль-хасана” 112]

Хармаля рассказывал: 

“Сказал мне как-то аш-Шафи’и:

«Ступай к Идрису ибн Яхье аль-‘Абиду и скажи ему, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за меня»”.

[Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 84. Иснад достоверный]

 

Гъадыф ибн аль-Харас рассказывал: 

“Однажды я проходил мимо ‘Умара, и он сказал: «Какой прекрасный парень!» Тогда за мной последовал человек, который был с ним и сказал мне:

«О сын моего брата, обратись к Аллаху с мольбой о благом за меня».

Я спросил: «Кто ты? Да помилует тебя Аллах!»

Он сказал: «Я – Абу Зарр, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Тогда я сказал: «Да простит тебя Аллах, ты более достоин того, чтобы просить Аллаха за меня, нежели я за тебя!» На что он сказал: «О сын моего брата, я слышал, как ‘Умар сказал о тебе, когда ты проходил: «Какой прекрасный парень!», а я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах положил истину на язык ‘Умара, которую он произносит»”.

[Ахмад 5/165, 5/177] 

 

 

Также и в хадисе про Увайса ибн ‘Амира, которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал лучшим из таби’инов. Ведь когда к нему пришел человек, совершивший Хадж и попросил обратиться за него с мольбой, Увайс сказал ему: 

“Ты совершил Хадж после меня, а поэтому ты попроси, чтобы Аллах простил меня!” [Муслим 2542/225]

Къады ‘Ийяд говоря о хадисе об этих словах: 

“В этом надежда на принятия (мольбы) того, кто вернулся с джихада, хаджа или пути, связанного с покорностью”.

[См. “аль-Икмаль” 7/584]

 

 


 

4)ЧТО КАСАЕТСЯ АСАРОВ, В КОТОРЫХ ПЕРЕДАЕТСЯ ОТ НИХ ПОРИЦАНИЕ ЭТОМУ ДЕЙСТВИЮ

 

Что касается асаров, в которых передается от них порицание подобному, то причина этого была в случаях, когда люди начинали излишествовать и избирать их целью и т.п.

Поэтому имам аш-Шатыби сказал: 

“Пришло от саляфов порицание просьбы о мольбе к человеку за другого, но не потому, что такова основа, а по причине того, что к этому примешивалось то, что выходило из основы”.

Затем он привел асар от ‘Умара, в котором говорится, что он пришел к группе мусульман и стал просить каждого из них обратиться за него с мольбой. После аш-Шатыби привел и другой асар, в котором говорилось, что когда один человек написал ‘Умару просить для него прощения у Аллаха, он ответил ему, что он не пророк. И сказал ему просить самому о прощении Аллаха во время молитвы.

Затем аш-Шатыби сказал: 

“В данном случае отказ Умара не по причине основы мольбы, однако, по иной причине, а иначе его слова будут противоречить друг другу. Суть в том, словно Умар понял от просящего что-то свыше просто мольбы, поэтому и сказал ему: “Я не пророк”.

 

После этого в качестве подтверждения он привел асар от Са’да ибн Аби Уаккъаса.

 

Имам ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” передал, что когда Са’д прибыл в Шам, к нему пришел человек и сказал: 

“Попроси Аллаха о прощении для меня”. Он сказал: “Да простит тебя Аллах”.

Когда же к нему пришел другой и сказал: “Попроси Аллаха о прощении для меня”. Он ответил: “Да НЕ простит тебе Аллах! Я что пророк?!” (то есть одному ответил на просьбу, а другому не ответил)

После чего аш-Шатыби сказал: 

“Это поясняет то, что он понял от просящего то, что свыше просто мольбы, а это то, что его могут посчитать подобным пророку, или же что подобное станет средством к такому убеждению, или будут считать, что подобное является обязательной Сунной, которая имеет место среди людей”.

После чего он привел также сообщение от Хузайфы, который также отказался обратиться с мольбой о прощении за одного человека и пояснил это тем, что тот вернется к своим женщинам и скажет им, что Хузайфа обратился за него с мольбой, после чего и те придут с такой же просьбой.

[См. “аль-И’тисам” 1/372-375]

Таким образом, мы видим, что саляфы порицали подобное только тогда, когда видели в этом опасность, однако если они не видели в этом опасности, то они не порицали подобное! И уже приводился пример тому, как саляфы просили друг у друга ду’а.

 

 

 

 

Ранее упоминался хадис, как Умм ад-Дарда попросила своего зятя обратиться за них с мольбой. 

 

 

‘Абдуллах аль-‘Анкъари сказал: 

“Просить о мольбе праведного человека, живого, сторонника Сунны, не является порицаемым. Мы упоминали о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал совет Умару, да будет доволен им Аллах, попросить ду’а от Увайса аль-Кари. Также достоверно передается от аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, что он отправил человека к Идрису ибн Яхье, который был из числа усердно поклоняющихся, передать ему слова:

«Обратись к Аллаху с мольбой за меня». У него было гнойное кровотечение”.

[Шарх кашф аш-шубухат]

 

А Аллаху обо всем ведомо лучше!

عتيتائ ت جبمؤف