Передал Кади Ийад Ас-Сабти (476-544 х/1083-1149 м) из ученых маликитского масхаба в двух своих книгах «Аш Шифа би Таърифи Хукукиль Мустафа» и «Тартибуль Мадарик ва Такърибуль Масалик ли Маърифати Аълями Мазхаби Малик» от Имама Малика:


حدثنا القاضي أبو عبدِ الله محمدُ بن عبدِ الرحمن الأشْعَري ، وأبو القاسمِ أحمدُ بن بقيِّ الحاكِم ، و غيرُ واحدٍ ، فيما أجازونيه ، قالوا : أنبأنا أبو العباس أحمدُ بن عُمَرَ بن دِلْهاثٍ ، قال : حدثنا أبو الحسن علي بن فِهْرٍ ، حدثنا أبو بكر محمدُ بنُ أحمدَ بن الفرَج ، حدثنا أبو الحسن عبدُ الله بن المُنْتاب ، حدثنا يعقوب بن إسحاقَ بن أبي إسرائيل ، حدثنا ابن حُمَيْدٍ:

ناظرَ أبو جعفرٍ أميرُ المؤمنين مالكاً في مسجدِ رسولِ الله صلى الله عليه وسلم, فقال له مالك : يا أميرَ المؤمنين لا ترفعْ صوتك فى هذا المسجد ، فإن الله تعالى أدَّب قوما فقال: { لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَنْ تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ } ومدَح قوما فقال { إن الَّذِينَ يَغُضُّونَ أَصْوَاتَهُمْ عِندَ رَسُولِ اللَّهِ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ امْتَحَنَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ لِلتَّقْوَى لَهُم مَّغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ عَظِيمٌ }, وذمَّ قوما فقال: { إَنَّ الذين يُنَادُونَكَ مِن وَرَآءِ الْحُجُراتِ أَكْثَرُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ } وإِنَّ حرمتَه ميْتا كحرمتِه حيّا,
فاسْتكانَ لها أبو جعفرٍ وقال: يا أبا عبدِ الله أأستقبِلُ القبلة وأدعُو, أم أستقبل رسولَ الله صلى الله عليه وسلم؟ فقال: ولِمَ تصرِف وجهَك عنه, وهو وسِيلتُك, ووسيلة أبيك آدمَ عليه السلام إلى اللهِ تعالى يومَ القيام؟ بل اسْتقبِلْه, واستشفِعْ به, فيُشفِّعَه الله, قال الله تعالى : { وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ جَاءُوكَ فَاسْتَغْفَرُوا اللَّهَ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمُ الرَّسُولُ لَوَجَدُوا اللَّهَ تَوَّاباً رَحِيماً 

«Передал Аль Кади Абу Абдиллях Мухаммад бин АбдирРахман Аль Ашъари и Абуль Касим Ахмад бин Бакий Аль Хаким и другие с путем иджазы/разрешения: Передал Абуль Аббас Ахмад бин Умар бин Дильхас: Нам передал Абуль Хасан Али бин Фихр: Передал нам Абу Бакр Мухаммад бин Ахмад бин Фарадж: Передал нам Абуль Хасан Абдуллах бин Мунтаб: Передал нам Якуб бин Исхак бин Аби Исраиль: Передал нам Ибн Хумейд: 

Поспорил Абу Джаъфар Амириль Муъминин (второй халиф Аббасидов) с Имамом Маликом в мечети Посланника Аллаха и сказал ему Малик: О Амириль Муъминин! Не повышай голос в этой мечети, потому что Всевышний Аллах сделал некоторым людям замечание:

«…Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка  и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (Комнаты 2)

И хорошо отозвался о некоторых людях: 

«Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха  понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда» (Комнаты 3)

Порицал Аллах некоторых людей: 

«Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя из-за пределов комнат, не разумеют» (Комнаты 4)

Проявление уважения к нему после смерти такое же, как и при жизни. И повиновался ему Абу Джаъфар и сказал: О Аба АбдиЛлях (Малик)! Направиться ли мне к кибле и делать дуа или повернуться к Посланнику Аллаха ? Сказал ему Малик: Зачем отворачивать лицо от него в то время как он твой посредник и посредник твоего отца Адама алейхи ссалям к Аллаха Всевышнему в День Суда. Наоборот повернись к нему и испрашивай у него шафаъат, чтобы Аллах принял его ходатайство о тебе.
Сказал Всевышний Аллах: 

«Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник  попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным» (Женщины 64) 

Источник: Кади Ийад: Аш Шифа: 595-596 
Даруль Китаб Аль Араби 1404/1984

Некоторые не особо осведомленные в этом вопросе Шафаъата– ходатайства деятели начали высказывать некоторые претензии и опровержения этим словам Имама Маликаприводимых Кади Ийадом. По поводу этих претензий позже выложим, иншаАллах, подробные разъяснения, а пока для их сведения и для сведения читателей хотели указать, что эта же история приводиться и у других не менее авторитетных ученых таких как: 

Ас Субки приводит в книге «Шифаус Сикъам фи Зиярати Хайриль Анам»
Ас Самхуди приводит в книге «Хуласатуль Вафа би Ахбари Дариль Мустафа»
Ибнуз Зия в «Тариху Макка аль Мушаррафа валь Масджидиль Харам»
Къасталани в «Аль Мавахибуль Ладунийя биль Минахиль Мухаммадия»
Ибн Хаджар Аль Макки в «Аль Джавхаруль Муназзам» и «Тухфатуз Заввар»
Заркъани в «Шархуль Мавахиб»
Аш Шами в книге «Субулюль Худа вар Рашад фи Сирати Хайриль Ибад» 
Ибн уль Мулаккин в «Гъаятус Савль фи Хасаисир Расуль»
Ибн Джамаъа и другие

Теперь с помощью Аллаха разберем основные претензии которые выдвигают наши оппоненты на подобные слова ученых о шафаъате в общем и слов Имама Малика в частности. 

Претензия 1. По поводу иснада:

Было утверждено, что «иснад этот слабый и не годен для довода». 

Ответ на эту претензию:

Свой ответ мы разделим на две части:
а) Какова вообще роль иснада в нашем разборе?
б) Слабый ли этот иснад в действительности?


а) Какова вообще роль иснада в нашем разборе?

Нет особенной роли иснада в таких вопросах в то время когда как наши оппоненты утверждают, что это ширк и приводят в опровержение наших аргументов «слабость» иснада забывая принцип - никакой ученый не приведет то, что считает ширком не указывая на то что это ширк, тем более от человека который считается одним из Имамов Уммы. Это прямое указание на то, что эти ученые не считали испрашивание шафаъата ширком

Дадим пример для полной ясности: Давайте возьмем слова Имама Малика «проси у него шафаъат» и поставим вместо них то, что по единогласному мнению является ширком, как поклонятся могилам, идолам и получается вот что - передал Кади Ийад, что Имам его же мазхаба сказал халифу поклонись могиле, идолу... и Кади Ийад передает это без каких либо комментариев или опровержений… Разве может разумный человек допустить такое?! 

А на счет того, кто скажет, что мы допускаем такой вариант, что ученые могли передать это не думая, что это ширк и не указав на это, то это слово не нуждается в ответе, а нуждается в лечении того, кто это сказал. 
В итоге «слабость иснада» как довод, не выход для того, кто утверждает, что это ширк, так как нет его роли в подобных вопросах. 
А в чем же поможет нашим оппонентам вопрос иснада?! Вопрос иснада им поможет отвлекать людей от темы спора и обманывать тех которые не обладают ни знаниями ни достаточным умом, и «доказать» им что это ширк. 
Хвала Аллаху который дал нам понимание этой хитрости. И подобная хитрость лишает своего хозяина всякого доверия, и выявляет его образ нам, как религиозного мошенника.

б) Слабый ли этот иснад в действительности?

Так как мы уже указали на то, что нет особенной роли иснада в этом вопросе приведем коротко мнения ученых которые утверждали, что этот иснад достоверный, не заходя в детальное разбирательство. 

[1]. Сказал Ибнуз Зия Мухаммад бин Ахмад (789-854 х/1387-1450 м) в книге «Тариху Макка»:

رواه الحافظ ابن بَشْكُوَال ، ثم القاضي عياض رحمه الله في " الشفاء " . قال ابن جماعة: ولا يلتفت إلى قول من زعم أنه موضوع، لهواه الذي أراده

«Передал это Аль Хафиз Ибн Башкуваль потом Кади Ийад рахимахуллах в «Аш Шифа». Сказал Ибн Джамаъа: Не надо брать во внимание слова того, кто утверждает, что это мавдуъ/выдуманный подчиняясь своим страстям».

[2]. Сказал Ахмад Аль Къасталани (851-923 х/1448-1517 м) - он является одним из тех, кто написал шарх на книгу Имама Бухари под названием «Иршадус Сари ли Шархи Сахихуль Бухари» и являлся учеником авторитетных мухаддисов таких как Ибн Хаджар Аль АскъаланиАс СахавиАль Аджлуни и учеником Шейх уль Ислама Закария Аль Ансари - в книге «Аль Мавахибуль Ладуния» (8/304) после упоминания истории с Маликом:


وقد روى هذه القصّة أبو الحسن عليّ بن فِهْر في كتابه " فضائل مالك " بإسناد لا بأس به وأخرجها القاضي عياض في الشّفاء من طريقه عن شيوخ عدّة من ثقات مشايخه

«Передал эту историю Абуль Хасан Али бин Фихр в его книге «Фадаилю Малик» с иснадом «ля баса бих» (не имеющим проблем). И так же передал его Кади Ийад в книге «Аш Шифа» через него (то есть от Абуль Хасана) от его многочисленных шейхов из числа сикъа/доверенных людей».

[3]. Сказал Ас Самхуди (844-911 х/1440-1506 м) в книге «Хуласатуль Вафа»


وفي الشفاء بسند جيد عن ابن حميد

«В книге «Аш Шифа» с хорошим иснадом от Ибн Хумайда…»

[4]. Сказал Шамсуддин Аш Шами (ум. 942 х/1536 м) в книге «Субулюль Худа» 


وروى القاضي - بسند جيد - عن ابن حميد

«Передал Кади Ийад - с хорошим иснадом - от Ибн Хумайда…»

[5]. Сказал Аш Шихаб Аль Хафаджи (977-1069 х/1569-1659 м) в своем шархе под названием «Насимур Рияд фи Шархи Шифаиль Кади Ийад» (4/486): 


وفي هذا رد على ما قاله ابن تيمية من أن استقبال القبر الشريف في الدعاء عند الزيارة أمر منكر لم يقل به أحد ولم يرو إلا في حكاية مفتراة على مالك، يعنى هذا القصة التي أوردها المصنف رحمه الله هنا ، ولله دَرُّه حيث أوردها بسند صحيح وذكر أنه تلقَّاها عن عدة من ثقات مشايخه

«В этом есть радд/опровержение словам Ибн Таймиййи, что якобы «повернутся к священной могиле во время зиярата когда делаешь дуа является плохим поступком, ни кто не говорил такого и не было передано это кроме как в истории в которой оклеветали Имама Малика» - под клеветой имеет в виду историю которую передал Мусанниф (Кади Ийад) рахимахуллах здесь.
Он (Кади Ийад) достоин похвалы, так как передал эту историю с достоверным иснадом и сказал, что он брал эту историю от своих многочисленных шейхов».

[6]. Сказал Мухаммад Али бин Хусейн Аль Макки (1287-1367 х/1870-1948 м) в своей книге «Тахзибуль Фурукъ валь Къаваидис Сунния фи Асрариль Фикхия»(3/59 в Заметках на книгу «Аль Фурукъ») передавая от Ибн Хаджара Аль Макки и Аз Заркъани


قال العلامة ابن حجر في الجَوْهَر المنظَّم رواية ذلك عن الإمام مالك جاءت بالسند الصحيح الذي لا مَطْعَن فيه وقال العلامة الزرقاني في شرح المواهب ورواها ابن فَهْد بإسناد جيد ورواها القاضي عياض في الشفاء بإسناد صحيح رجاله ثقات ليس في إسنادها وضّاع ولا كذاب 

«Сказал Алляма Ибн Хаджар в книге «Аль Джавхар Аль Маназзам»: Рассказ этого идет от Имама Малика с достоверным иснадом и нет уязвимого места в нем!
Сказал Алляма Аз Заркъани в книге «Шархуль Мавахиб»: Передал это Ибн Фахд с хорошим иснадом, а Кади Ийад с достоверным иснадом в книге «Аш Шифа» и его передатчики доверенные, и нет в его иснаде ни одного выдумщика или лжеца».

Претензия 2. По поводу матна:

«В матне использовано слово «исташфаъа бих» а харфу джар «ба» означает, что здесь не испрашивание от Пророка а посредством него». 

Ответ на эту претензию:

Опять же свой ответ мы разделим на две части:

а) Допустим что оппоненты правы
б) Доказательства правильного перевода
 

a) Тексты которые мы приведем иншаАллах в дальнейшем, имеют более открытые фразы как «О Пророк  сделай за нас дуа»«сделай за нас шафаъат»«испрашивай у Аллаха что то…»и все эти тексты против утверждений оппонентов. Если бы даже мы приняли их перевод, который не является правильным, то это для них особенной пользы не даст. Ведь тот кто пытается скрыть солнце под своим плащом показывает только свое безумие, и вместо того чтобы отстаивать какую то позицию наоборот делает свою глупость доводом против себя. 

б) У нас есть доводы на то что наше понимание текста правильное:

1) Язык арабов. Когда харфу джар «ба» используется с филем «исташфаъа» то это означает «просить от него», а не «посредством его», как мы указали на это в разделе с объяснениями терминов. Таким же образом это объясняли шарихи этой книги. 

2) Аят который привел Имам Малик в качестве довода. В аяте не говорится, что сделаете дуа посредством него, а говориться о том, чтоб они пришли к Пророку и Пророк просил за них! Это и есть его ходатайство. В ином случае приведение этого аята было бы не к месту. 

3) Зачем направляться в сторону могилы когда делаешь тавассуль только с его именем?! Мы объясняли, что тавассуль с его именем бывает даже в его отсутствии. Направляются в сторону человека, когда обращаются к нему и просят у него. 

4) Сказал Имам Малик: «…он твой посредник и посредник твоего отца Адама алейхи ссалям к Аллаху Всевышнему в День Суда» указав на хадис в котором говорится о ходатайстве Пророка А разве в День Суда люди будут делать дуа с именем Пророка (с.а.с.) или же они будут просить у него?! Имам Малик указал на хадис «Аш шафаъатуль узма»! Как говорит об этом Аль Хафаджи в своем шархе. А в указанном хадисе говориться об испрашивании шафаъата от Пророка а не о тавассуле с его именем. Имам Малик имел в виду под словом «посредник» именно это. Посредник у которого будет просится ходатайство. Зачем приводить случай о ходатайстве и приказывать тавассуль с его именем?! 

5) После слов: «испрашивай у него шафаъат» Имам Малик сказал: «чтобы Аллах принял его ходатайство о тебе», а не сказал, что Аллах примет твое дуа посредством него, так как глагол «шаффаъа» означает «принимать ходатайство».

В общем, эти две основных претензии оппонентов являются ключевыми моментами в правильном понимании этого вопроса и поэтому надо хорошо освоить ответы на эти претензии, так как в дальнейшем мы не видим особенного смысла возвращаться к повторному объяснению.