Значение слова «табаррук»

Табаррук – это поиск благодати, а благодать (баракат) в переводе с арабского – «очищение», «увеличение».

 

Ар-Рагиб аль-Асфахани, да будет доволен им Аллах, сказал: 

«Благодать (баракат) – это снисхождение божественного добра на что-либо». Ибн Манзур сказал: «Баракат – очищение и увеличение (чего-либо хорошего), табрик – это мольба о баракате для человека или кого-нибудь (чего-нибудь)» («Лисан аль-Араб», 10 том, 395 стр.).

Слово «баракат» (благодать) Всевышний не раз упомянул в Коране.

Аллах  назвал Коран благодатным: 

«Книга (Коран), ниспосланный нами, имеющий благодать» (смысл 29 аята суры «Сад»).

Господь  охарактеризовал баракатным место: 

«Скажи (Мухаммад): останови меня на благодатном месте» (смысл 29 аята суры «аль-Мумин»).

Создатель  назвал Своё имя баракатным: 

«Стало благодатным имя твоего Господа, Обладателя Величия и Почтения» (смысл 78 аята суры «ар-Рахман»).

Творец  сделал благодатным семейство нашего господина, Пророка Ибрахима (мир ему). Всевышний сказал: 

«Милость Аллаха и Его благодать – семейство (Ибрахима)» (смысл 54 аята суры «аль-Араф»).

Следовательно, когда человек ищет благодать от чего-либо или кого-либо (одежды Пророка , сподвижников, шейхов, учёных), на самом деле он ищет благодать Аллаха.

Учёные четырёх правовых школ (мазхабов) писали книги о достижении бараката (благодати) при условиях, не переходящих грани исламского Шариата. И сами учёные искали баракат от праведных предков и табиинов (людей, которые жили во времена сподвижников и следовали за ними, но не видели Пророка ).

На самом деле благодать ищут для того, дабы приблизиться к Аллаху  путём получения этой благодати от всего того, что дошло до нас от Посланника Божьего , сподвижников и святых людей, или вместе с убеждением, что эта вещь имеет благодать и приблизит к Господу . При этом должно присутствовать и убеждение в том, что эта вещь не даст благодати и приближения к Богу, кроме как по Его воле.

 

 

 

Поиск благодати посредством цитат из Корана

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: 

«Пророк  дул на себя, когда болел предсмертной болезнью, читая суры «ан-Нас» и «аль-Фаляк», и когда ему становилось тяжело, я читала, дула на него и протирала ладонями его для благодати» (имам аль-Бухари, № 5748; имам Муслим, № 5679; имам Абу Давуд, № 3906 и др.).

 

Также передали от Айши (да будет доволен ею Аллах): 

«Посланник Аллаха , когда кто-то дома болел, читал суру «ан-Нас» и «аль-Фаляк» и дул на больного» (имам Муслим, № 5678).

 

Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что Пророк  говорил: 

«Найдите того, кто будет читать заклинания (рукъя), поистине в ней изменение вида (болезнь)» (имам аль-Бухари, № 5739).

 

Передают также, что Пророк  сказал: 

«В ней желтизна лица, найдите заклинателя» (имам Муслим, № 5689).

 

 

Поиск благодати посредством могилы Пророка 

 

Давуд ибн Абу Салих сказал: 

«Однажды Марван, прийдя к могиле Пророка , встретил там человека, который прижался лицом к могиле Посланника Аллаха . Марван схватил этого человека за шею и спросил: «Знаешь ли ты, что делаешь?» Тот ответил: «Да…» – повернулся к Марвану. Это оказался Абу Айюб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Он продолжал: «Я пришёл к Пророку , а не к камню (просто могиле), и я слышал Пророка , как он сказал: «Не плачьте, беспокоясь за религию, если её возглавит достойный, но плачьте из-за неё, если её возглавит недостойный» (имам Хаким и сказал: иснад достоверный; с ним в этом согласился имам аз-Захаби).

Кази Ияз, да смилуется над ним Аллах, сказал: 

«Передаётся, что ибн Умар (да будет доволен им Аллах) касался минбара (места совершения проповеди) – того стула, где сидел Пророк , и протирал этой рукой своё лицо».

Кази Ияз передаёт от Утбию (да будет доволен им Аллах): 

«Сподвижники, когда уходили из мечети, прикасались к минбару Пророка  правой рукой, затем поворачивались в сторону Киблы и делали дуа».

 

Когда Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) был при смерти, то отправил сына к Айше (да будет доволен ею Аллах), чтобы попросить разрешения похоронить Умара сына Хаттаба рядом с Посланником Аллаха  (потому как Пророк  был похоронен в доме Айши). Когда сын спросил Айшу о разрешении, то она разрешила (передал имам аль-Бухари, № 1392).

Обратите внимание, как великий сподвижник просит разрешить похоронить его возле могилы Божьего Посланника , дабы получить благодать нахождением вблизи от Пророка .

 

Поиск благодати посредством волоса Пророка 

 

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Когда Пророк Мухаммад  завершил бросание камней в столбы (джамарат) в день Курбан, то Абу Тальхат побрил правую часть головы Посланника Аллаха  и отдал Умму Саляме по повелению Пророка , а когда перешёл на левую сторону и побрил, Пророк велел раздать волосы людям» (имам Муслим, № 3142; Абу Давуд, № 982; Тирмизи, № 912; имам Ахмад, 3 том, № 111; ибн Хузайма, № 2828; ан-Насаи, № 1456; ибн Хаббан, аль-Байхаки и др.).

Усман ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: 

«Моя семья отправила меня к Умму Саляме с бокалом воды; она вышла, и у неё в руках была корзина из серебра, а в ней – волосы Пророка . В случаях, когда человека сглазили или с ним случалось что-то, отправляли посыльного к ней (Умму Саляме) за крашеным волосом (Пророка ); когда я взглянул внутрь корзины, то увидел красные волосы» (имам аль-Бухари, № 5896; имам Муслим, 1 том, № 83).

Имам аль-Айни (да смилуется над ним Аллах) сказал: 

«Поистине, у Умму Салямы были волосы Пророка , люди брали ради благодати и просили ходатайства ради волос Пророка, и брали, чтобы получить благодать, помещали эти волосы в бокал с водой и пили…».

В книге имама аз-Захаби о жизни предводителей сказано: 

«Абдуллах ибн Ахмад ибн Хамбал рассказал: “Я видел своего отца, как он брал один из волос Пророка  и целовал; ещё я заметил, как он клал волос на глаза, бросал в холодную воду и пил её, и лечился таким образом”…» (11 том, 212 стр.). Этот же случай приводит ибн Джавзи в своей книге «Манакибу аль-Имами Ахмада».

Ибн Куддама (да смилуется над ним Аллах) в разделе «Чистота волоса» сказал: «Поистине, Пророк раздавал свои волосы сподвижникам…».

 

 

 

Поиск благодати посредством пота Пророка 

 

От Анаса передаётся, что Умм Саляма расстилала для Пророка  кожаную подстилку, на которой он спал днём, а когда он просыпался, то она собирала его пот и волосы (имам Бухари, «Аль джами ас-сахих», № 6281).

 

В другом риваяте передаётся: «Однажды Пророк  пришёл к нам и спал днём, а моя мать собрала его пот в отдельный сосуд. Проснувшись, Посланник Аллаха  спросил, зачем она это делает, и она ответила, что использует его пот вместо духов» (Муслим, № 6009).

 

В другом риваяте рассказывается: «Пот Пророка  стёк на кожаную подстилку, и моя мать стала собирать его в небольшую посуду. Проснувшись, Посланник Аллаха  поинтересовался, что она делает, и она ответила, что надеется на баракат. Пророк  сказал на это: "Ты поступаешь верно"»(Муслим, № 6010).

 

В риваяте от Абу Калябы передаётся: «Она собрала пот в отдельную посуду из-под духов. Когда Пророк  спросил у неё, что она делает, она ответила, что готовит духи» (Муслим, № 6011).

 

От Абдуррахмана ибн Аби Ляйли передают, что Усайд ибн Худайр был праведным весельчаком, и, когда однажды он веселил сподвижников, Пророк  ткнул его в бок. Усайд сказал: «Ты сделал мне больно». Тогда Посланник Аллаха  предложил: «Отомсти мне». Усайд ответил: «Когда ты меня ткнул, на мне не было рубашки». Тогда Пророк  поднял свою рубашку. Усайд поцеловал Пророка  в бок и сказал: «Ты для меня как отец и мать, я отомстил тебе» (Абу Дауд, № 5294; аль-Хаким, № 288; ат-Табарани, № 557).

 

Хиббан ибн Васи передаёт от старейшин своего племени, что в день Бадра Пророк  построил сподвижников и стал выравнивать их ряды стрелой без острия. Проходя рядом с Савданом ибн Азия, Пророк  увидел, что тот выступает вперёд, и ткнул его стрелой. Тот сказал: «О Посланник Аллаха, ты сделал мне больно, а ведь Аллах послал тебя с истиной и справедливостью, я хочу отомстить тебе». Тогда Пророк  поднял рубашку, и Савдан поцеловал его в живот. Пророк  спросил: «Почему ты так поступил?» Тот ответил: «Ты видел, что произошло, я хотел в последние часы моей жизни прикоснуться к тебе». И Пророк  пожелал ему добра (аль-Бадийя, № 271).

 

От аль-Хасана передаётся, что однажды Пророк  увидел одного мужчину, покрасившего волосы в жёлтый цвет, и, ткнув его веткой в живот, сказал: «Разве я не запрещал это?» Когда этот человек увидел, что Пророк  ранил его до крови, он воскликнул: «Я желаю мести!» Люди удивлённо спросили: «Ты хочешь отомстить Пророку ?» На что тот ответил: «Разве кожа одного человека предпочтительнее кожи другого?» Тогда Пророк  поднял свою рубашку, и этот человек, поцеловав его в живот, сказал: «Я отказываюсь от своей мести в надежде на твоё заступничество в Судный день».

 

Пророк  очень любил сподвижника по имени Захир. Однажды Посланник  увидел его на базаре и, подойдя сзади, обнял. Захир очень обрадовался этому, так как надеялся, что его коснётся баракат Пророка .

В другом риваяте передаётся, что, когда Пророк  обнял его, тот закричал: «Отпусти меня!», но, увидев, что это Пророк , обрадовался. После этого Пророк  закричал: «Продаю раба! Кому нужен раб?» Захир сказал: «О Пророк, я неходовой товар». Пророк  ответил на это: «Однако ты дорог для Аллаха» (Ахмад, № 161; ат-Тирмизи, № 239; аль-Байхаки, № 169).

 

Поиск благодати посредством одежды Пророка 

 

Сахл ибн Сад попросил у Пророка  плащ, а когда сподвижники начали его за это ругать, он ответил: «Я надеялся на баракат» (Бухари «Джами ас-сахих», № 6039).

 

Асма бин Аби Бакр рассказывает: 

«Этот плащ Пророка  сначала хранился у Айши, а после её смерти я забрала его себе, мы его полоскали в воде, и больные лечились этой водой». Имам ан-Навави в «Шарх аля сахих Муслим» пишет: «Этот хадис доказывает дозволенность табаррука одеждой праведников».

В комментариях «Аль-Ихъя», принадлежащих перу Аз-Зубайди, сказано: 

«Передаётся от Шагби, что Айша перед смертью сказала: "Я совершила в своей жизни плохой поступок и не знаю, одобрил ли его Пророк , поэтому не хороните меня рядом с ним, но положите на грудь вот этот материал (плащ Пророка), так как я надеюсь, что он защитит меня от наказания в могиле"».

 

Аз-Зубайди в «Аль-итхаф» передаёт: 

«В своей последней проповеди аль-Муавия сказал: «О люди, поистине что посеешь, то и пожнёшь, я был вашим правителем, и после меня правители будут становиться только хуже, так же, как до меня они были лучше. О Язид, пусть меня омоет умный человек, так как умные занимают особое место перед Аллахом. И пусть при этом вслух произносят такбир». После этого он достал кусочек одежды Пророка  и повелел поместить его непосредственно на его тело перед завёртыванием в саван».

Поиск благодати посредством тех предметов, откуда пил Пророк 

Абу Бурда рассказывает: 

«Когда я приехал в Медину, меня встретил Абдулла ибн Салям и сказал: „Идём ко мне, я напою тебя из посуды, из которой пил Пророк , а затем ты совершишь молитву в его мечети"» (имам аль-Бухари в книге «Джами ас-сахих», № 7342).

Aнас рассказывает: 

«Однажды Пророк  пришёл к Умм Саляме и попил из бурдюка, который висел в её доме. После того как он попил, она отрезала то место, к которому он прикоснулся, и этот кусочек кожи до сих пор хранится у нас» (имам Ахмад в книге «Аль-Муснад», № 22).

Ясно, что Умм Саляма сделала это в надежде на баракат.

 

 

Табаррук посредством предметов и мест, которых касался Пророк 

 

Передаётся от Мухаммада ибн Абд-уль-Малика ибн Аби Махзура, от его отца и деда: 

«Я попросил Пророка : "Научи меня азану!" Он погладил меня по голове и сказал: "Громко скажи: "Аллах велик, Аллах велик"». В одном из риваятов передаётся, что Абу Махзурата, подстригая свою голову, оставлял чуб, так как Пророк  коснулся этого места (имам Абу Дауд в книге «Сунан», № 501).

 

От Сафии бинт Маджра передаётся, что Абу Махзурата ходил с длинной прядью волос, и когда у него спрашивали, почему он её не стрижёт, то он говорил, что этого места коснулся Пророк .

 

От Мусы ибн Укбы передаётся, что Салим ибн Абдулла совершал молитвы в определённых местах улиц, говоря, что его отец поступал так же, так как в этих местах молился Пророк . Также передаётся от Нафига, что Ибн Умар тоже молился в этих местах (аль-Бухари в книге «Джами ас-сахих», № 483).

 

Язид ибн аль-Асвад, рассказывая о прощальном хадже, сказал: 

«Когда Пророк  прочитал утреннюю молитву и, обернувшись, сел лицом к людям и все устремились к нему, я тоже поспешил вместе с ними. И, будучи самым молодым, смог добраться до Посланника Аллаха , и он коснулся моего лица или груди. И не было ничего приятнее прикосновения Пророка . Всё это произошло в мечети при аль-Хайфе». В другом риваяте говорится, что люди прикасались к Пророку , а затем протирали свои лица(имам Ахмад «аль-Муснад», № 161).

 

Передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах): 

«После того как Пророк  совершал утреннюю молитву, к нему приходили мединские слуги с кувшинами, полными воды, и он опускал руку в каждый из этих кувшинов».

 

Передаётся от Нафига, что Абдулла ибн Умар совершал молитву в мечети, находящейся между Мединой и Меккой, на пути в Йемен, так как Пророк  молился там (имам аль-Бухари, «Джами ас сахих», № 485).

 

Поиск благодати посредством того места, куда ступила нога Пророка 

 

Абу Маджзал рассказывает, что Абу Муса совершил молитву иша (ночную) и витр в дороге между Меккой и Мединой, прочитав сто аятов из суры «Ан-Ниса», и сказал:

«Я совершил молитву в том месте, где её совершил Пророк , и прочитал то, что он читал» (Ан-Нисаи, № 1727, в книге «Тухфат аль-ашраф»).

 

 

Поиск благодати посредством различных мест, которые имеют отношение к Пророку 

 

Ибн Хаджар сказал: 

«Следует уважительно относиться ко всем учебным заведениям, учёным и праведникам, а также к тем местам, где останавливался или совершал молитву Пророк , так как именно в этих местах человека может коснуться баракат».

Что же касается слов о том, что якобы Умар повелел срезать дерево, под которым была принесена присяга Ридван, для того чтобы запретить табаррук, то это нельзя считать доказательством, так как Умар мог сделать это из страха, что со временем люди начнут поклоняться этому дереву; ведь если бы табаррук был запрещён, то его сын Абдулла не сидел бы под этим деревом и не поливал его в надежде на табаррук; ведь нет сомнения в том, что Ибн Умар лучше нас понимал поступки своего отца.

 

Поиск благодати посредством священного дома

 

Мухаммад ибн Саука передаёт от отца: 

«Когда Амр ибн Харис построил дом, я пришёл к нему, чтобы снять этот дом в аренду. Он спросил меня: "А что ты собираешься делать с ним?" Я ответил: "Я хочу в нём жить, продавать и покупать". Он сказал: "Слушай, что я расскажу об этом доме. Этот дом благословен для того, кто в нём живёт, торгует и покупает. Однажды я пришёл к Пророку  в тот момент, когда у него были деньги; он взял несколько дирхамов, дал их мне и сказал: "Возьми эти деньги и используй их по своему усмотрению". Когда мы приехали в Куфу, я купил дом, собрал немного денег и пригласил свою мать. Она пришла, достала из своего кошелька несколько дирхамов и смешала их с моими деньгами. Я спросил: "Что ты делаешь?" Она ответила: "Это те деньги, которые дал тебе Пророк ". Вот по этой причине мой дом благословен и для того, кто в нём живёт, и для того, кто торгует, и для того, кто покупает» (Абу Яаля, «Муснад», № 1111).

 

Табаррук посредством целования рук тех, кто касался Пророка 

 

От Абдуррахмана ибн Разина передаётся: 

«Однажды мы проходили рядом с холмом, и нам сказали: "Здесь живёт Саляма ибн Аукаг". Мы зашли, поприветствовали его, и он сказал: "Вот этими руками я присягнул Пророку ", и мы стали целовать его руки» (имам аль-Бухари «Адаб аль муфрад», № 131).

От Ибн Джудгана передаётся: 

«Сабит спросил Анаса: “Касался ли ты Пророка  ”. Тот ответил: “Да”, и Сабит поцеловал ему руку».

Сухайб рассказывает: 

«Я видел, как Али целовал руки и ноги аль-Аббаса» (имам аль-Бухари, «Адаб аль муфрад», с. 144).

Передаётся от Яхьи ибн аль-Хариса аз-Зимари: 

«Я встретил Василя ибн аль-Аскага и спросил у него: “Присягал ли ты Пророку ?”, он ответил: “Да”. Я сказал: “Разреши мне поцеловать твою руку”. И он разрешил мне это» (Хайтами, «Маджмуа аз завадид», № 42).

Передаётся от Юнуса ибн Майсара: 

«Возвращаясь, мы зашли к Язиду ибн аль-Асваду, в это же время к нему пришёл Василя ибн аль-Аскаг. Язид прикоснулся к его руке, а затем протёр свои лицо и грудь. Василя сказал: "О, Язид, что ты думаешь о Господе?" Тот ответил: "Только доброе". Тогда Василя сказал: "Радуйся, так как Пророк  передал слова Аллаха: "Поистине Я там, где Мой раб думает обо Мне, если его мысли обо Мне добрые, то и для него добро, а если его мысли обо Мне злые, то и для него зло"» (Абу Наим, «аль Хильят», № 306).

Сабит сказал: 

«Когда я приходил к Анасу, то целовал его руки, глаза и говорил: "Эти руки и глаза для меня так же дороги, как мой отец, так как они прикасались к Пророку  и видели его"» (Ибн Хаджар, «аль Маталиб», № 1111).

 

Поиск благодати праведных халифов посредством копья, которым пользовался Пророк 

 

Передаётся, что четверо праведных халифов, а также Абдулла ибн аз-Зубайр, пользовались копьём, которое держал Пророк  (имам аль-Бухари, «Джами ас сахих», № 3998).

 

Поиск благодати праведных халифов посредством перстня Пророка 

 

Ибн Умар рассказывает, что Пророк  повелел сделать себе перстень и носил его до самой смерти, после этого перстень носил Абу Бакр, после него Умар, а после них Усман до тех пор, пока он не потерялся в Бир (колодец) Арис. На этом перстне было написано: «Мухаммад – Посланник Аллаха» (аль-Бухари, «Джами ас сахих», № 5528).

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Этот перстень искали, но найти не смогли».

Передаётся от Ибн Сада, что Усман носил этот перстень в течение шести лет. Аль-Айни говорит, что Бир Арис – это колодец рядом с мечетью Куба.

Это колодец сегодня известен как колодец Пророческого Перстня, который был потерян в нём во времена Усмана (да будет доволен им Аллах). В течение трёх дней люди старались найти его, но не смогли.

 

Поиск благодати посредством вещей других пророков (мир им)

Нафиг передаёт от Абдуллы ибн Умара: 

Однажды сподвижники разбили лагерь в том месте, где жили самудяне. Они начали пить из их колодцев и даже замесили тесто. Но Пророк  повелел всю эту воду вылить, а тесто отдать верблюдам и пользоваться водой только из того колодца, из которого пила верблюдица Салиха (имам Муслим, № 7391) .

Имам ан-Навави сказал: 

«Этот хадис указывает на дозволенность табаррука тем, что осталось от пророков».

 

Поиск благодати посредством тех вещей и мест, которые имеют отношение к праведникам

 

Имам ас-Субки приехал, чтобы посетить имама ан-Навави, и, узнав, что он умер, спросил, где он обычно сидел в «Дар аль-хадис» (университет, где он преподавал). Когда ему сказали об этом, он прикоснулся к этому месту лицом и бородой.

Передаётся от Рабига ибн Сулеймана:

«Имам аш-Шафии, уже будучи в Египте, сказал мне: "Отправляйся к Ахмаду ибн Ханбалу, передай ему моё письмо и вернись с ответом". Я приехал в Багдад, увидел имама Ахмада во время утренней молитвы, а после неё передал ему письмо аш-Шафии. Он прочёл письмо, и глаза его наполнились слезами. Я спросил: "Что в нём?" Он ответил: "Он пишет, что во сне видел Пророка , который сказал: "Передай приветствие имаму Ахмаду и скажи, что его подвергнут наказанию за то, что он придерживается мнения о несотворённости Корана, пусть он будет стоек, и тогда Аллах возвысит его степень"». И я сказал: «Радуйся, о Абу Абдулла». После этого он снял свою рубашку и отдал её мне вместе с ответом. Я вернулся к аш-Шафии, передал ему ответ и сказал, что он подарил мне рубашку, тогда имам аш-Шафии попросил намочить её, чтобы он омылся этой водой».

В одном из риваятов говорится: 

«Имам аш-Шафии сказал: “Я не буду просить, чтобы ты её продал мне или подарил, но помой её в воде и дай мне эту воду”. Я так и сделал. И после этого я часто видел, как он зачерпывает немного воды и протирается ею для получения бараката».

Передаётся, что имам Ахмад ибн Ханбал окунул рубашку аш-Шафии в воду, а затем выпил её в надежде на баракат. Посмотрите, как учёные уважали друг друга и знания в целом. Если они так относились друг к другу, то каково было их отношение к сподвижникам и пророкам!

Кроме этих примеров можно привести ещё много других, но для краткости ограничимся тем, что уже сказали. Мы думаем, что размышляющему уже всё понятно.

Из вышесказанного следует, что табаррук посредством того, что осталось от пророков, сподвижников и праведников, – это Сунна, предписанная Шариатом. Доказательство тому – поступки сподвижников и согласие Пророка  с ними. Многие сподвижники практиковали это, в чём мы убеждаемся на примерах Ибн Умара, четырёх праведных халифов, а также таких величайших сахабов, как Умм Саляма, Халид ибн Валид, Василя ибн аль-Аскаг, Анас ибн Малик, Сайд ибн Хурайра, имам Ахмад и другие (да будет доволен ими Аллах).

Теперь давайте задумаемся, правы ли в своих убеждениях те, кто обвиняет и оскорбляет праведных верующих за то, что они (верующие) ищут благодать посредством вещей учёных и приближённых к Аллаху.