Сегодня многие говорят о суфизме. Одни его отрицают, другие поддерживают, а третьи хотят натравить друг на друга первых двух. Мне бы сегодня хотелось внести кое-какую ясность в один вопрос, а именно на счет отношения имама аш-Шафии (ум. 204 г.х.) к суфиям и вообще к суфизму. Что меня к этому побудило?! Побудило то, что и противники суфизма, и его приверженцы, оба ссылаются на слова имама аш-Шафии. Одни говорят он отрицал, другие доказывают что поддерживал. Итак, поддерживал или отрицал?!

Имам аш-Шафии, да будет Аллах к нему милостив, поддерживал истинных суфиев и отвергал самозванцев. Впрочем, и мы тоже поддерживаем истинных суфиев, и отвергаем лжесуфиев, самозванцев, или проще говоря, муташейхов.

 

Противники суфизма приводят слова якобы сказанные имамом аш-Шафии:

«Если человек с утра упражняется в суфизме, то не придет обеденное время кроме как он станет глупцом».

Эту цитату приводит Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузий, в книге «Тальбис иблис».

 

Высказывание почти похожее на это приводится и в другой книге под названием «Хульят аль-Авлия’». Приведем оригинал этой цитаты:

حدثنا محمد بن عبد الرحمن حدثني أبو الحسن بن القتات، حدثنا محمد بن أبي يحيى، حدثنا يونس بن عبد الأعلى، قال: سمعت الشافعي يقول: لولا أن رجلا عاقلا تصوف لم يأت الظهر حتى يصير أحمق

«Нам рассказал Мухаммад ибн Абдуррахман, мне рассказал Абу-ль-Хасан ибн аль-Катат, нам рассказал Мухаммад ибн Аби Яхья, нам рассказал Юнус ибн ’Абд-уль-А’ля, который сказал, что слышал как имам аш-Шафии сказал: «Если умный человек не станет суфием, не придет обед как он станет идиотом»

[Хульят аль-Авлия‘, том 4, стр. 411]

Теперь возникает вопрос, какой вариант правильный? Что именно сказал имам аш-Шафии? Мы считаем, что версия книги «Хульят аль-Авлия‘» является верной по следующим причинам:

1.        Автор книги Хульят аль-Авлия‘, Абу Нуайм аль-Исбахани умер в 430 году по хиджре, а автор книги «Тальбис иблис» умер в 597 году по хиджре, т.е. через 167 лет после Абу Нуайма. За это время многие люди могли перефразировать это высказывание, ведь врагов Ислама и в частности суфизма было достаточно!

 

 

2.        В книге «Хульят аль-Авлия‘» приводится вся цепочка передатчиков (иснад) этого изречения, начиная Мухаммада ибн Абдуррахмана, который ему это сказал, до Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, который рассказал, что слышал от имама аш-Шафии, а в книге «Тальбис иблис» не приводится цепочка, а лишь упомянуто имя Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, который жил во время имама аш-Шафии. Очевидно, что сам автор услышать это от Юнуса ибн Абд-уль-А’ля не мог, а от кого услышал не написано!

 

 

3.        Если даже допустить, что имам аш-Шафии сказал и подобным образом, то изучив книгу «Тальбис иблис» нам становится ясно, о каких именно суфиях говорил имам аш-Шафии. Эта книга посвящена порицанию ошибок, которые совершают представители многих заблудших течений, а также представителей различных религиозных наук, как чтецы Корана, мухаддисы, факихи и проповедники, и многих других. К примеру вот что он передает о чтецах Корана: «Из них [чтецов Корана] есть такие, которые заняты необыкновенными чтениями и изобретениями этих чтений [мелодий] и большую часть жизни тратят в поисках этих чтений и составление книг про это, и это их отвлекает от изучения фарзов и обязательных вещей» (стр. 137). Разве может это означать, что читать Коран нельзя, или, что чтецы Корана заблудшие люди? Конечно же, нет! Точно также, порицание так называемых суфиев, которые не следуют Шариату, не означает, что все суфии или весь суфизм есть заблуждение.

 

 

4.        В книге «Диван аш-Шафии» где собраны стихи, которые воспевал имам аш-шафии при жизни, приводятся следующие слова:

فقيها و صوفيا فكن ليس واحدا فاني وحق اله اياك انصح

«Ты будь факихом и суфием, не будь лишь одним из них, именем Аллаха я тебе это делаю наставление…» («Диван аш-Шафии», стр. 56). Как может имам аш-Шафии в своих стихах воспевать суфизм, и в то же время говорить, что человек занимающийся суфизмом становится идиотом?!

 

 

5.      От имама аш-Шафии передает имам ас-Суюти (ум. 911 г.х.):

قال الإمام الشافعي رحمه الله تعالى: صحبت الصوفية فاستفدت منهم ثلاث كلمات:

قولهم: الوقت سيف إذا لم تقطعه قطعك.

وقولهم: نفسك إن لم تشغلها بالحق شغلتك بالباطل.

وقولهم: العدم عصمة

«Я дружил с суфиями и научился у них трем очень полезным словам: первое, время подобно мечу, если ты его не перерубишь, то оно перерубит тебя, второе, если ты не займешь свою душу истиной, то она введет тебя в заблуждение, третье, отсутствие есть спасение» («Та‘йид-уль-хакикат аль-’алиййа», стр. 15).

 

 

6.      Также от имама аш-Шафии передает имам аль-Аджлуни:

حبب إلي من دنياكم ثلاث: ترك التكلف وعشرة الخلق بالتلطف والاقتداء بطريق أهل التصوف

«В этом мире я полюбил три вещи: отказ от неестественности, хорошее отношение к людям и следование пути суфиев» («Кашф-уль-хафа» том 1, стр. 341.)

 

Эти слова имама показывают нам его отношение к истинным суфиям. В любом случае, противники суфизма не согласятся с этим мнением, если только они отбросят гордыню и прислушаются к сердцу, а мы молим Аллаха сохранить нас и укрепить на истинном пути, пути тех, кого Он облагодетельствовал, на пути Пророка .

Да спасет Аллах наших братьев и сестер, которые еще не определились и не выбрали себе тот единственный путь, который приведет их к Аллаху, Свят Он и Велик! Амин!