Имам Абу Бакр аль-Байхаки пишет в своей книге «Манакиб аш-Шафии»: 
 
"Сообщил нам Абу Абдуллах аль-Хафиз, который сказал: "Я слышал, как Абу Мухаммад Джа'фар ибн Мухаммад ибн аль-Харис сказал: "Я слышал, как Абу Абдуллах аль-Хусайн ибн Мухаммад ибн аль-Бахр сказал: "Я слышал, как Юнус ибн Абдуль-А'ля сказал:

أخبرنا أبو عبد الله الحافظ قال: سمعت أبا محمد جعفر بن محمد بن الحارث يقول: سمعت أبا عبد الله: الحسين بن محمد بن بحر يقول: سمعت يونس بن عبد الله الأعلى يقول: سمعت الشافعي يقول: لو أن رجلاً تصوَّف من أول النهار لم يأت عليه الظهر إلا وجدته أحم
Я слышал, как аш-Шафи'и сказал: «Если человек в начале дня станет суфием, то до наступления обеда ты обнаружишь его умалишённым».

Далее имам аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) поясняет слова имама аш-Шафии:

قلت: وإنما أراد به من دخل في الصوفية واكتفى بالاسم عن المعنى , وبالرسم عن الحقيقة , وقعد عن الكسب , وألقى مؤنته على المسلمين , ولم يبال بهم , ولم يرع حقوقهم ولم يشتغل بعلم ولا عبادة , كما وصفهم في موضع آخر . . . لا يكون الصوفي صوفيا حتى يكون فيه أربع خصال : كسول أكول نؤوم كثير الفضول .

وإنما أراد به ذم من يكون منهم بهذه الصفة , فأما من صفا منهم في الصوفية بصدق التوكل على الله عز وجل واستعمال آداب الشريعة في معاملته مع الله عز وجل في العبادة , ومعاملته مع الناس في العشرة , فقد حكي عنه أنه عاشرهم وأخذ عنهم


«Я говорю: он имел в виду тех, кто вошёл в суфизм и довольствовался лишь именем и внешней формой без истинной сути суфизма. Тех, кто уклонился от работы и бросил свои проблемы на мусульман, не думал о них, и не исполнял обязанности по отношению к ним, и не приобрел знания, и не занимался поклонением подобающим образом. А также он описал подобных суфиев в другом месте следующим образом: «Не будет суфий суфием, пока не соберутся в нём четыре качества: ленивость, обжорство, сонливость, излишество». 

Здесь он критикует тех, кто обладает подобными качествами. Что же касается истинных суфиев, которые искренни в уповании на Аллаха и в следовании этике Шариата, будь то в поклонении Аллаху или же в отношениях с людьми - то было рассказано от него, что он дружил с такими суфиями и получил от них пользу».

[аль-Байхаки, «Манакиб аш-Шафи'и», 2/207, 208. Изд. Дар ат-Тарас]