Что касается вставания перед обладателями достоинств, то это дозволено и даже является одним из атрибутов исламской этики. Многочисленные книги ученых различных мазхабов указывают на это.

 

 

Аргументы шафиитов

 

Великий ученый – факих Мухаммад аш-Ширбини в своей книге пишет: 

«Является Сунной вставание перед обладателями достоинств, таких как знания, благочестивость, честь и т. д., но не для показухи и превознесения» [Аль мугниль мухтадж, т. 3, с. 135]. Он также сказал, что есть достоверные хадисы Пророка  об этом.

Имаму ан-Навави принадлежит отдельная книга на эту тему, которая называется «Книга дозволения вставания перед обладателями и достоинств». В ней он приводит многочисленные хадисы Пророка  из которых привел Абу Дауд:

أن النبي صلى الله عليه وسلم كان جالساً يوماً فأقبل أبوه من الرضاعة فوضع له بعض ثوبه فجلس عليه، ثم أقبلت أمه من الرضاعة فوضع لها شق ثوبه من الجانب الآخر، ثم أقبل أخوه من الرضاعة فقام فأجلسه بين يديه


«Действительно, Пророк  сидел однажды, и к нему вошел его молочный отец. И он расстелил для него часть своей одежды, и тот сел на нее. А потом пришла его молочная мать, и он расстелил для нее край своей одежды с другой стороны. Затем, когда пришел его молочный брат, Пророк   встал и посадил его перед собой».

Имам Малик привел в рассказе об Икриме, сыне Абу Джахля: когда тот сбежал в Йемен, за ним отправилась его жена, которая привела его в Мекку мусульманином: когда его увидел Пророк , то от радости встал, бросился к нему навстречу и накинул на него свой халат.

 

Также Пророк  встал, когда вернулся Джафар из Эфиопии, и он сказал: 

«Я не знаю, чему больше радоваться – возвращению Джафара или же взятию Хайбара»,

В хадисе Айши (да будет доволен ею Аллах) сказано: 

«Прибыл Зайд ибн Харис в Медину. Когда он постучал в нашу дверь, то Пророк  встал, обнял его и поцеловал».

Абу Дауд привел от Абу Хурайры

«Посланник Аллаха  приходил к нам и рассказывал, мы вставали при встрече с ним, чтобы увидеть его входящего».

 

 

Аргументы ханафитов

 

Великий ученый и исследователь Ибн Абидин сказал:

 «Желательно вставать, почитая входящего». В книге “Куньят” он сказал: «Вставание сидящего в мечети перед входящим в нее, так же как и вставание читающего Коран перед входящим, не является нежелательным, если тот из достойных почитания. Что касается хадиса Пророка ﷺ  запрещающего вставание, то это относится к людям, любящим, чтобы вставали ради них».

 

 

Аргументы толкователей хадиса.

 

Сказал Абу Сулейман аль-Хи-таби аш-Шафии, толкуя приведенный Абу Даудом от Абу Савда аль-Худри хадис:

أن أهل قُرَيْظَةَ لما نزلوا على حكم سعد أرسل إليه النبي صلى الله عليه وسلم، فجاء على حمار أقمر، فقال النبي عليه الصلاة والسلام: “قوموا إلى سيدكم أو إلى خيركم”، فجاء حتى قعد إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم


«Действительно, когда жители Курайзы согласились с решением Саада, он отправился к Пророку  на осле лунного цвета, и Пророк  (мир ему и благословение)  сказал: «Вставайте перед вашим господином и лучшим из вас»».

Аль-Хитаби сказал: 

«Из этого хадиса следует, что называть какого-либо человека “мой господин” не запретно, если он обладает лучшими достоинствами. А запрет относится к человеку, не обладающему таковыми достоинствами, напротив, обладающему мерзкими качествами. Также из этого хадиса следует, что вставание подчиненного перед своим достойным руководителем, а также ученика перед алимом желательно».

Также аль-Хитаби, толкуя приведенный Муавийей хадис Абу Дауда 

«Кто любит, чтобы мужчины приветствовали его стоя, пусть готовится к своему месту в Аду», сказал: «Здесь речь идет о человеке, который любит, чтобы ради него вставали, а порой даже требует, чтобы так делали».

В книге “Муснад” имама Ахмада сказано относительно вышеуказанного хадиса Пророка

«Люди из бану ашхаль говорили: «Мы встали перед ним в два ряда, и каждый из нас вставал, приветствуя его, пока он не дошел до Посланника Аллаха »» [Гиза уль-альбаб шарх манзума аль адаб, т. 1, с. 276]

[Абдуль-Кадыр Иса, «Истина суфизма»]