Прежде хотел написать не большую предысторию разбирательства этого вопроса. Как то в интернете братья увидели упоминание о том, что четки/тасбихи не являются нововведением/бидъа, как нас тому учили и до сих пор настойчиво учат некоторые современные ученые и разные деятели околошариатских наук. Так вот, так как в этих утверждениях упоминались имена авторитетных ученых, в частности Ибн Хаджар Аль Аскалани, Ибн Таймийя и других, нас это заинтересовало и решили проверить действительно ли эти ученые не считали четки нововведением/бидъа. 

Результат, как говорится превзошел ожидания. Мы даже не ожидали, что есть так много упоминаний об этом в книгах авторитетнейших ученых, и это было для нас большим удивлением. Удивление было оттого, что современниками игнорируются мнения этих авторитетных ученых. С недоучившимися студентами понятно, им достаточны для хукма даже переводы хадисов, не говоря уже об арабском тексте и понимании этих хадисов учеными, но непонимание возникает от того, что те, которых называют учеными современности, до сих пор считают четки нововведением/бидъа. И так с помощью Аллаhа приступим к выставлению того, что мы обнаружили.

Сказал Ахмад Ибн Таймия (661-728 х/1263-1328 м) по поводу подсчетов числа зикра с помощью камешек, косточками от плодов и четками:


وعدُّ التسبيح بالأصابع سنّة كما قال النبي صلى الله عليه وسلم للنساء : { سَبِّحْنَ وَاعْقِدْنَ بِالْأَصَابِعِ فَإِنَّهُنَّ مَسْئُولَاتٌ مُسْتَنْطَقَاتٌ } . وأما عدُّه بالنَوَى والحَصَى ونحو ذلك فحسنٌ وكان من الصحابة رضي الله عنهم من يفعَل ذلك وقد رأى النبي صلى الله عليه وسلم أمَّ المؤمنين تسبِّح بالحصى وأقرَّها على ذلك وروي أن أبا هريرة كان يسبِّح به .
وأما التسبيح بما يُجعَل في نِظامٍ من الخَرَز ونحوه فمن الناس من كرِهه ومنهم من لم يكرَهه وإذا أحسِنتْ فيه النيّة فهو حسنٌ غيرُ مكروه وأما اتخاذه من غير حاجة أو إظهاره للناس مثل تعليقه في العُنُق أو جعْله كالسُّوار في اليد أو نحو ذلك فهذا إما رياء للناس أو مَظِنّة المراءاة ومشابهة المرائين من غير حاجة : الأول محرَّم والثاني أقلُّ أحواله الكراهة فإن مراءاةَ الناس في العبادات المختصّة كالصلاة والصيام والذكر وقراءة القرآن من أعظم الذنوب

«Подсчет зикров с помощью пальцев является Сунной, как сказал Пророк ﷺ женщинам: 

«Делайте зикр и подсчитывайте его пальцами, поистине с них будет спрошено и они будут допрошены».

А что касается подсчитывания их с помощью косточек и камешек и тому подобными вещами, то оно является хорошим делом, и были из сахабов радиа Ллаhу анhума, те которые делали это. Пророк ﷺ видел одну из матерей правоверных, когда она делала зикр с помощью камешков и одобрил (такърир) это дело. И было передано, что Абу Хурайра делал зикр с их помощью.

А на счет зикра с помощью бусинок нанизанных на нитку и подобных вещей есть люди которые нежелательно смотрят на это, и есть люди которые не считают это нежелательным. Когда намерение хорошее то это хорошее дело, не макрух (зикр с четками). 

А на счет того чтобы пользоваться им без надобности или для показывания этого людям, как вещание на шею, или одевать как браслет на руку и тому подобное, то это или показуха для людей или причина для того что бы думали о нем, как о показушнике и уподобляться показушникам без надобности. 

Первое (показуха) это харам, а второе (уподобляться) как минимум макрух (нежелательное). Поистине показуха для людей в особых поклонениях, как намаз, пост, зикр, чтение Курана является из самых больших грехов».

 

Источник: Ахмад Ибн Таймия: Маджмуъ Фатава: 22/506
Медина: 1425/2004

 




Пользовался четками Шейх уль Ислам в науках хадиса Ибн Хаджар Аль Аскалани (773-852 х/1372-1449 м) как передал о нем его ученик Мухаммад Ас Сахави в книге «Аль Джавахир Вад Дурар фи Тарджамати Шейхиль Ислам Ибн Хаджар»:


وكان - رحمه الله تعالى - إذا جلس مع الجماعة بعد العِشاء وغيرها للمذاكرة, تكون السُبْحة تحت كُمِّه بحيْث لا يرها أحد, ويستمرّ يُدِيرها وهو يُسبّح أو يذكّر غالب جلوسه, وربما سقطتْ من كُمِّه فيتأثر لذلك, رغبة في إخفائه

«Ибн Хаджар, рахимахуллах, когда сидел с джамаатом для обсуждений после ночного намаза и в другое время, то его четки были под рукавом одежды, таким образом, что четки не видел ни кто. 

Он проводил большую часть времени в маджлисе, делая зикр и регулярно перебирая четки.
Иногда четки падали из под рукава и это расстраивало его из за его стремления в скрывании своих дел».

Источник: Мухаммад Ас Сахави: Аль Джавахир Вад Дурар: 1/111

Хадисы об использовании четок праведными предшественниками



 


Поминание Аллаха с использованием четок или любого другого средства для счета является дозволенным. Поминание Аллаха при помощи четок было разрешено Пророком ﷺ, и наши праведные предшественники использовали их беспрепятственно.


1.

فعن صَفِيَّةَ بنت حيي رضي الله عنها قالت : دَخَلَ عَلَىَّ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وآله وسلم وَبَيْنَ يَدَيَّ أَرْبَعَةُ آلاَفِ نَوَاةٍ أُسَبِّحُ بِهَا ، فَقُلْتُ : لَقَدْ سَبَّحْتُ بِهَذِهِ ، فَقَالَ : « أَلاَ أُعَلِّمُكِ بِأَكْثَرَ مِمَّا سَبَّحْتِ بِهِ » فَقُلْتُ : بَلَى عَلِّمْنِي ، فَقَالَ : « قُولِي : سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ خَلْقِهِ » . أخرجه الترمذي وصححه الحاكم ووافقه الذهبي


 Мать правоверных Сафийя (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды, ко мне зашел Посланник Аллаха ﷺ. Передо мной лежало четыре тысячи финиковых косточек, которыми я поминала Аллаха. Увидев это, он сказал: «Научить тебя, как еще больше поминать Аллаха?». Я сказала: «Да, научи меня». Он сказал: «Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько существует Его творений».

Хадис рассказал Тирмизи, а Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился Захаби.


2.

 

وعن سعد بن أبي وقاص رضي الله عنه أنه دخل مع النبي صلى الله عليه وآله وسلم عَلَى امْرَأَةٍ وَبَيْنَ يَدَيْهَا نَوًى أَوْ حَصًى تُسَبِّحُ بِهِ فَقَالَ : « أُخْبِرُكِ بِمَا هُوَ أَيْسَرُ عَلَيْكِ مِنْ هَذَا أَوْ أَفْضَلُ ؟ قولي : سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي السَّمَاءِ ، وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي الأَرْضِ ، وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا بَيْنَ ذَلِكَ ، وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا هُوَ خَالِقٌ ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ مِثْلَ ذَلِكَ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ مِثْلَ ذَلِكَ ، وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مِثْلُ ذَلِكَ ، وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللَّهِ مِثْلَ ذَلِكَ » أخرجه أبو داود والترمذي وحسنه والنسائي وابن ماجه وصححه ابن حبان والحاكم

 


Са'д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) рассказал, что однажды он зашел с Пророком ﷺ к одной женщине, перед которой лежали косточки или камешки, которыми она поминала Аллаха, и, увидев ее, он сказал: «Рассказать ли тебе о том, что будет для тебя более легким или лучшим, чем это? Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений в небесах, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений на земле, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений между ними, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворит еще творений». То же самое повтори с фразой «велик Аллах», и с фразой «хвала Аллаху», и с фразой «нет бога кроме Аллаха», и с фразой « нет силы и мощи, кроме как у Аллаха». 

Хадис рассказали Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджах. Тирмизи отметил, что он с хорошим иснадом, а Ибн Хиббан и Хаким назвали его достоверным.


3.

 

وعن القاسم بن عبد الرحمن قال : كانَ لأبي الدَّرْدَاءِ نَوًى مِنْ نَوَى الْعَجْوَةِ في كِيسٍ ، فَكَانَ إِذَا صَلَّى الْغَدَاةَ أَخْرَجَهُنَّ وَاحِدةً يُسَبِّحُ بِهِنَّ حَتَّى يَنْفَدْنَ . أخرجه أحمد في الزهد بسند صحيح


Аль-Касим ибн 'Абдуррахман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаха, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались».

Хадис передал Ахмад в книге «Аз-зухд» с достоверным иснадом.


4.

 

وعَنْ أَبِى نَضْرَةَ الغفاري قال : حَدَّثَنِي شَيْخٌ مِنْ طُفَاوَةَ قَالَ : تَثَوَّيْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ بِالْمَدِينَةِ ، فَلَمْ أَرَ رَجُلاً مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وآله وسلم أَشَدَّ تَشْمِيرًا وَلاَ أَقْوَمَ عَلَى ضَيْفٍ مِنْهُ ، فَبَيْنَمَا أَنَا عِنْدَهُ يَوْمًا وَهُوَ عَلَى سَرِيرٍ لَهُ وَمَعَهُ كِيسٌ فِيهِ حَصًى أَوْ نَوًى وَأَسْفَلُ مِنْهُ جَارِيَةٌ لَهُ سَوْدَاءُ وَهُوَ يُسَبِّحُ بِهَا ، حَتَّى إِذَا أَنْفَدَ مَا فِي الْكِيسِ أَلْقَاهُ إِلَيْهَا فَجَمَعَتْهُ فَأَعَادَتْهُ فِي الْكِيسِ فَدَفَعَتْهُ إِلَيْهِ . أخرجه أبو داود والترمذي وحسنه والنسائي


Абу Надра аль-Гифари сказал: «Один шейх из племени Туфава сказал мне: «Однажды я гостил у Абу Хурайры в Медине. Я не видел среди сподвижников Посланника Аллаха ﷺ человека, более усердного в поклонении Аллаху, и более гостеприимного, чем Абу Хурайра. Однажды, когда я был у него, я увидел его сидящим на кровати. У него была сумочка, в которой находились камешки или косточки, которыми он поминал Аллаха. Возле кровати сидела его чернокожая прислужница, и когда камешки в сумочке закончились, он отдал ее прислужнице и она, собрав их, положила обратно в сумочку и вернула Абу Хурайре».

Хадис рассказали Абу ДавудНасаи и Тирмизи. Последний назвал его хорошим.

5.

 

وعن نعيم بن المحرر بن أبي هريرة عن جده أبي هريرة رضي الله عنه أنه كان له خَيْطٌ فِيه أَلْفَا عُقْدَةٍ ، فَلاَ يَنَامُ حَتَّى يُسَبِّحَ بِهِ . أخرجه عبد الله بن الإمام أحمد في زوائد الزهد وأبو نعيم في الحلية


Ну'айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби Хурайра передал, что у его деда Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание.

Это рассказал 'Абдулла сын имама Ахмад, а в «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну'айм в «Аль-хилья».


 

 

وروي مثل ذلك عن سيدنا سعد بن أبي وقاص رضي الله عنه ، وأبي سعيد الخدري رضي الله عنه ، وأبي صفية مولى النبي صلى الله عليه وآله وسلم ، والسيدة فاطمة بنت الحسين بن علي بن أبي طالب عليهم السلام وغيرهم من الصحابة والتابعين


Предания с таким же смыслом передаются от Са'да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), Абу Са'ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), Абу Суфайи, которого Пророк ﷺ освободил от рабства. Также и от Фатимы, дочери аль-Хусейна ибн 'Али ибн Аби Талиба (да пребудет над ними мир), и других сподвижников и их последователей - табиинов.


 


О дозволенности использования четок в поминании Аллаха написаны книги известными мусульманскими учеными.

Среди них:

имам Джалялуддин ас-Суюти, который написал книгу под именем «Аль-минха фис-субха»;

шейх Мухаммад ибн 'Иллян ас-Сиддики, который написал книгу под названием «Икад аль-масабих ли машру'ийяти иттихаз аль-масабих»;

имам Абу аль-Хасанат аль-Лакнави, написавший книгу по этому вопросу под названием «Нузхат аль-фикр фи субхат аз-зикр».

 

Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.), да смилуется над ним Всевышний, после того как рассказал эти хадисы и остальные предания, сказал:

قال الحافظ السيوطي رحمه الله تعالى بعد أن ذكر هذه الأحاديث والآثار وغيرها : " فلو لم يكن في اتخاذ السبحة غير موافقة هؤلاء السادة ، والدخول في سلكهم ، والتماس بركتهم ، لصارت بهذا الاعتبار من أهم الأمور وآكدها ، فكيف بها وهي مُذَكِّرة بالله تعالى ؛ لأن الإنسان قل أن يراها إلا ويذكر الله ، وهذا من أعظم فوائدها ، وبذلك كان يسميها بعض السلف رحمه الله تعالى .
ولم ينقل عن أحد من السلف ولا من الخلف المنع من جواز عد الذكر بالسبحة ، بل كان أكثرهم يعدونه بها ولا يرون ذلك مكروها " اهـ .


«Даже если бы в использовании четок не было бы другого достоинства, кроме проявления согласия с этими великими людьми, следования их пути и снискания их блага (бараки) - этого было бы достаточно, чтобы использование четок считалось важнейшим и достойнейшим из дел. А как иначе, если четки напоминают о Всевышнем Аллахе - каждый, кто видит их, обязательно вспоминает о Нем, и в этом их величайшая ценность. Некоторые праведные предшественники (да смилуется над ними Всевышний Аллах) так и называли их - напоминание. И нет ни одного предания, ни от ранних предшественников, ни от поздних, что они запрещали вести счет поминанию Аллаха посредством четок. Наоборот, многие из них использовали их для этой цели, и не видели в этом ничего плохого».

Источник: Муфтий Али Джум'а Мухаммад: Фатва об использовании четок.
http://www.dar-alifta.org