Во время намаза, когда опускаешься на суджуд, что ставиться раньше сперва колени, а потом руки? Или же, наоборот, в первую очередь руки, а потом колени?


Всем понятно, что этот вопрос в основе своей не является первостепенным вопросом для мусульман. Однако, не смотря, на то, что в своей сущности это не столь важный вопрос, в наши дни он приобрел огромную «важность».


Так, известная фирка, которая взяв за основы свои собственные «иджтихады», сделали для себя обычаем преследование и порицание мусульман, и в этом вопросе доставляют мусульманам беспокойства, подходя в мечетях и утверждая, что ставить первым колени является бидъатом.


Также как и во многих других вопросах, начинают «разъяснять» какой хадис по этому поводу является наиболее достоверным, и каким хадисом необходимо делать амаль.


Давайте, исследовав этот вопрос, взглянем на имеющиеся мнения ученых по нему, чтобы ответить на безосновательные утверждения этих людей и уберечь мусульман от их нападок.


Так какого именно мнения из этих двух придерживается большинство ученых этой Уммы?

Вначале приведем мнение, того, кто вроде бы является авторитетом для этих деятелей.


Ханбалитский ученый Ахмад Ибн Таймийя (661–768 х/1263–1328 м) говорит в книге «Аль Фатаваль Кубра»:

مسألة : في الصلاة ، واتقاءِ الأرضِ بوضْع ركْبتيه قبل يديه ، أو يديه قبل ركبتيه ؟

الجواب : أما الصلاة بكِليْهما فجائزةٌ باتفاق العلماء ، إن شاء المصلي يضَعُ ركبتيْه قبْل يديه ، وإن شاء وضَع يديْه ثم ركبتيْه ، وصلاته صحيحة في الحالتين باتفاق العلماء

ولكن تنازعوا في الأفضل , فقيل: الأول كما هو مذهب أبي حنيفة، والشافعي، وأحمد في إحدى الروايتين

وقيل : الثاني ، كما هو مذهب مالكٍ ، وأحمدَ في الرواية الأخرى , وقد روي بكلٍّ منهما حديثٌ في السنن عن النبي صلى الله عليه وسلم


«Спросили: В молитве, что раньше опускать на землю (для суджуда), руки перед коленями или сначала колени, а затем руки?


Ответ: «Молитва в обоих вариантах дозволена по единогласному мнению ученых. Если молящийся желает, то может сначала поставить колени, а затем руки, а если желает, то сначала опирается на руки, а затем ставит колени. И молитва его будет правильной в обоих вариантах, по единогласному мнению ученых. Однако они разошлись в том, как (какой вариант) лучше.


Говорили, что лучше первый вариант (сначала колени), и это мнение Абу Ханифы, Шафии и Ахмада в одном из двух риваятов.


Так же говорили, что лучше второй вариант (сначала руки), и это мнение Малика и Ахмада в другой передаче.


Оба этих варианта, пришли в сводах хадисов от Пророка ».


Источник: Ахмад Ибн Таймийя: Аль Фатава Аль Кубра: 2/187

Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1408/1987


Примечание: 

 

Те, кто принимают истину абсолютным образом, должны обратить особое внимание на эти слова. Шейх принимая, что оба варианта правильные, указывает, на то, что разногласие в этом вопросе в том, какой из этих двух вариантов лучше/достойнее. А в вопросах предпочтительности достоинств/фадзаиль нет места для порицания и тем более для обвинения в бидъате!

Особенно неприятно слышать эти обвинения от глупцов, которые знать не знают вопросы фикха, не знают мнений ученых, а когда доводишь до них эти мнения, говорят «все люди ошибаются»…


Имам в хадисе Абу Иса ат-Тирмизи (209-279 х/824-892 м) говорит в книге «Аль Джамиъуль Кабир» по этому поводу:

رأيتُ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم إذا سجَد يضَع ركْبتيْه قبْل يديه وإذا نهَض رفَع يديْه قبل ركْبتيه

والعملُ عليه عندَ أكثر أهل العلم يرون أن يضَعَ الرجلُ رُكْبتيْه قبْل يديه وإذا نهَض رفَع يديه قبل ركبتيه


«(Ваиль бин Худжр сказал): 

«Я видел, как Посланник Аллаха , когда совершал (земной поклон) саджда, ставил колени до рук, а когда поднимался, поднимал руки до колен».


Большинство ученых считают, что надо поступать в соответствии с этим хадисом, ставя сначала колени, а когда встаешь, надо в первую очередь поднимать руки, а затем колени».


Источник: Абу Иса Ат Тирмизи: Аль Джамиъуль Кабир: 1/302-303

Даруль Гъарбиль Ислами: 1416/1996

Шарих на сборник хадисов Абу Давуда - Абу Сулейман Аль Хаттаби (319-388 х/931-998 м) говорит по поводу этого вопроса:

وقد اختلف الناسُ في هذا ، فذهَب أكثرُ العلماء إلى وضعِ الركبتين قبْل اليدين ، وهذا أرْفقُ بالمصلي ، وأحْسنُ في الشكْل ، وفي رأي العين


«У людей есть разногласия по этому поводу, и большинство ученых считают, что надо ставить колени раньше, чем руки, и это более удобно молящемуся, и красивее по форме и виду».


Источник: Абу Сулейман Аль Хаттаби: Маъалимус Сунан: 1/368

Бейрут: Дару Ибн Хазм: 1418/1997

Ученый из шафиитов Абу Мухаммад аль-Багъави (436-510 х/1044-1117 м) в книге «Шарху Сунна» говорит:

واختلف العلماء في هذا ، فذهَب أكثرُهم إلى أنه يضَع الركْبتيْه قبل اليدين ، وقال نافع كان ابنُ عمرَ يضَع يديه قبل ركْبتيْه ، وبه قال الأوزاعي ومالك :إنه يضع يديه قبل ركبتيه

«Ученые разошлись в этом вопросе, и большинство на том, что колени ставят раньше, чем руки.

Сказал Нафиъ: Ибн Умар ставил руки раньше колен. Потом на этом же мнении были Аль Авзаъи и Малик: Надо ставить руки раньше колен».


Источник: Абу Мухаммад Аль Багъави: Шархус Сунна: 3/124

Мактабатуль Ислами: 1403/1983

Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/ 1233-1277 м) в книге «Аль Маджмуъ» говорит по этому поводу:

مذهبنا أنه يستحبُّ أن يقدِّمَ في السجود الركبتيْنِ ثم اليديْن ثم الجبْهةَ والأنفَ , قال الترمذي والخطابي : وبهذا قال أكثرُ العلماء , وحكاه أيضاً القاضي أبو الطيِّب عن عامّةِ الفقهاء , وحكاه ابن المنذِر عن عمرَ بن الخطاب رضي الله عنه والنخَعي ومسلمِ بن بشَّار وسفيانَ الثوري وأحمدَ وإسحقَ وأصحابِ الرأي , قال وبه أقول

وقال الأوزاعي ومالك يقدِّم يديه على ركبتيه , وهي رواية عن أحمدَ , وروي عن مالك أنه يقدِّم أيهما شاء ولا ترجيحَ


«Наш мазхаб на том, что желательно при совершении суджуда сперва класть колени, затем руки, затем лоб и нос.


Сказали Тирмизи и Хаттаби: Это мнение большинства ученых. Также это мнение передает Кади Абут Таййиб от абсолютного большинства факихов. Также передает это мнение Ибн Аль Мунзир от Умара ибн Аль Хаттаба, радийаЛлаху анх, от (Ибрахим) Ан Нахаи, от Муслима бин Башшара, от Суфьяна Ас Саври, от Ахмада, от Исхака и от асхабуль Ра'й, и говорит и я (т.е. Ибн Аль Мунзир) тоже на этом мнении.


Сказали Авзаъи и Малик: Опережают руки над коленями. Эта одна из передач от Ахмада. Передается от Малика, что он ставил первым любую из них и не предпочитал один над другим».


Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Маджмуъ: 3/461

Идаратут Тибаатиль Мунирийя


Один из шарихов книги по хадисам «Мишкатуль Масабих» Шарафуддин Ат Тиби (ум. 743 х/1342 м) по этой теме говорит:

ذهَب أكثرُ أهل العلم إلى أنَّ الأحبَّ للساجد أن يضَعَ رُكبتيْه ثم يديْه لما رواه وائلُ بن حُجْرٍ , وقال مالك والأوزاعي رضي الله عنهما بعكْسه


«Большинство из ученых считают, что более любимо для того, кто совершает земной поклон, чтоб ставил колени, затем руки из-за того, что передает Ваиль бин Худжр. Противоположное этому сказали Малик и Авзаъи, радийаЛлаху анхума».


Источник: Шарафуддин Ат Тиби: Аль Кашиф ан Хакъаикъис Сунан: 3/1028-1029

Ар Рияд: 1417/1997

Ханбалитский ученый Зайнуддин Ибн Раджаб (736-795 х/1335-1393 м) в шархе на Сахих Бухари под названием «Фатхуль Бари» по этому поводу говорит:

واختلف العلماءُ في الساجد : هل يضَع ركبتيْه قبْل يديه ، أم يديْه قبْل ركبتيه ؟ فقال الأكثرون : يضَعُ ركبتيه قبل يديه

«Разошлись ученые в отношении того, кто делает саджда: Ставят колени раньше рук или руки раньше колен? Сказали большинство: Ставят колени раньше рук»


Источник: Зайнуддин Ибн Раджаб: Фатхуль Бари: 7/219

Мактабатуль Гъурабаиль Асарийя: 1417/1996

Шарих на «Сунан» Абу Давуда ханафитский ученый Бадруддин Аль Айни (772-855 х/1361-1451 м) по этому поводу говорит:

وقد اختلف الناسُ في هذا ، فذهَب أصحابُنا وأكثرُ العلماء إلى وضعِ الركبتين قبْل اليدين ، وهذا أرْفقُ بالمصلي ، وأحْسنُ في الشكْل ، وفي رأي العين . وقال مالك : يضَعُ يديه قبل ركبتيه ، وكذا قال الأوزاعي

«Люди разошлись в этом вопросе. Наши ученые (ханафиты) и большинство ученых на том, что ставят колени раньше рук, и это более удобно молящемуся и более лучше по форме и по виду.


Сказал Малик: ставят руки раньше колен, и таким же образом сказал и Авзаъи»


Источник: Бадруддин Аль Айни: Шарху Сунани Аби Давуд: 4/23

Ар Рияд: Мактабатур Рушд: 1420/1999


С помощью Аллаха, из представленных передач от ученых, становится ясно, что в соответствии с мнением большинства обладателей знаний, при совершении саджда первыми ставятся колени, а затем ставятся руки. А называть действие, которое, по мнению джумхур ученых более предпочитаемое бидъатом, будет доказательством глупости этих людей.

И хвала Аллаху, Господу миров!