Хафиз Салахуддин аль-‘Аляи (694-761/1295-1359 м) говорит о хафизе аз-Захаби (673-748 х/ 1274-1348 м):

الشَّيْخ الحافظ شمس الدين الذهبي لا أشك فِي دينه وورعه ، وتحريه فيما يقوله الناس ، ولكنه غلب عَلَيْهِ مذهب الإثبات ، ومنافرة التأويل ، والغفلة عن التنزيه حتى أثر ذلك فِي طبعه انحرافا شديدا عن أهل التنزيه ، وميلا قويا إِلَى أهل الإثبات ، فإذا ترجم واحدا منهم يطنب فِي وصفه بجميع ما قِيلَ فيه من المحاسن ، ويبالغ فِي وصفه ، ويتغافل عن غلطاته ، ويتأول لَهُ ما أمكن.
وإذا ذكر أحدا من الطرف الآخر ، كإمام الحرمين ، والغزالي ، ونحوهما لا يبالغ فِي وصفه ، ويكثر من قول من طعن فيه ، ويعيد ذلك ويبديه ، ويعتقده دينا ، وَهُوَ لا يشعر ، ويعرض عن محاسنهم الطافحة ، فلا يستوعبها ، وإذا ظفر لأحد منهم بغلطة ذكرها ، وكذلك فعله فِي أهل عصرنا إذا لم يقدر عَلَى أحد منهم بتصريح ، يقول فِي ترجمته : والله يصلحه ، ونحو ذلك ، وسببه المخالفة فِي العقائد ، انتهى.

«Шейх, хафиз Шамсуддин аз-Захаби… не сомневаюсь я в его приверженности Исламу, богобоязненности, а также тщательности изучения той информации, которую проговаривает он касательно тех или иных личностей. Однако преобладание над мыслью его мазхаба "исбат" (преувеличенность в утверждении "сифатов" внешний смысл которых указывает на уподобление в отношении Аллаха, а также склонность к буквальному толкованию их), неприятие "таъвиля" и небрежение по отношению к "танзииху" (акыда абсолютного неподобия Аллаха сотворенному), сказались на нем сильным отстранением от "ахлю танзиих" (представителей акыды неподобия) и склонностью к акыде "ахль исбаат".

Поэтому, если приводит он биографию кого-либо из "ахль исбаат", то не жалеет всех тех слов похвалы и красок (которые были высказаны в отношении этого ученого прежде другими людьми), когда принимается описывать личные качества его, явно преувеличивая в даваемой им характеристике, смотря сквозь пальцы на ошибки его и всеми силами стараясь толковать отклонения соратника своего в правильном русле. Однако, когда дело касается биографии кого-либо из противоположной стороны (имеются в виду "Ахлю ат-танзиих"), таких как имам аль-Харамайн (аль-Джувайни) или имам аль-Газали, (или подобных им шейхов), то слова похвалы в отношении этих людей становятся скупыми, а критика и порицание их увеличиваются.

(Нужно сказать), что он (аз-Захаби) постоянно возвращается к недостаткам своих оппонентов (когда рассказывает биографию этих шейхов) и желает обнародовать их - будучи убежденным, что такого подхода требует от него "диин" (религия), не осознавая - нарочито отворачиваясь при этом от того изобилия достоинств, которыми обладают эти ученые и не желая приводить их полностью (в биографии), но если натыкается на ошибку (или недостаток) кого-либо из них - обязательно упоминает ее в жизнеописании.

Также поступает он и в отношении наших современников - если не может открыто сказать о недостатках его, то говорит в биографии своего оппонента следующее: "Аллах исправит его". (Или подобные этим слова). И это все по причине разногласия с ним в акыде».

[«ат-Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», в биографии Ахмада ибн Салиха аль-Мисри]


Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал в своей книге «Кам’ аль-маариз би нусрати ибн аль-Фариз»:

وقول السيوطي في قمع المعارض بنصرة ابن الفارض إنْ غرّك دندنة الذهبي ، فقد دندن على الإمام فخر الدين بن الخطيب ذي الخطوب ، وعلى أكبر من الإمام وهو أبو طالب المكي صاحب ( قوت القلوب ) ، وعلى أكبر من أبي طالب ، وهو الشيخ أبو الحسن الأشعري ، الذي يجول في الآفاق ويجوب ، وكتبه مشحونة بذلك ، الميزان والتاريخ وسير النبلاء ، أفقابل كلامـه في هـؤلاء ؟ كـلا والله لا يقبل كلامه فيهم ، بل نوصلهم حقهم ونوفيهم انتهى


«Если тебя обмануло жужжание аз-Захаби, то он прожужжал на имама Фахруддина ибн Хатыб (ар-Рази), также на более великого чем имам и это Абу Талиб аль-Макки автор книги "Кутуль Кулюб", и на более великого чем Абу Талиб, и это шейх Абуль-Хасан аль-Аш’ари. И его (аз-Захаби) книги заполнены этим "аль-Мизан", "Тарих", "Сияр а’лям ан-нубуля".

Разве примется ли его речь в отношении этих (имамов)? Нет! Клянусь Аллахом не принимается его речь в отношении них (имамов)».

[аль-Лякнави, «ар-Раф’у ва ат-такмил фи аль-джарх ва ат-та’диль», 319]