В этой теме хотели ознакомить с вопросом, по поводу которого многократно поднимаются разбирательства это вопрос Тавафа вокруг могил. Люди в этом вопросе разделились на три группы. Некоторые считают, что это ширк, некоторые считают это только харамом, а некоторые вообще считают дозволенным.

А что сказали по этому поводу ученые?
Прежде всего, является ли это ширком выводящим человека из Ислама?
Если не выводит, то является ли это харамом или является дозволенным?

Сказал маликитский факих Ибнуль Хадж Аль Абдари (ум. 737 х/ 1336 м) по поводу тех, кто совершает таваф вокруг могил, кто завязывает материи на могилах для бараката и подобных этому дел:


فتَرى مَن لا علْمَ عندَه يطُوفُ بالقبرِ الشريفِ كما يطُوف بالكعبةِ الحرامِ , ويتمسَّح به , ويقبِّله , ويُلقُونَ عليه مَناديلَهم وثيابَهم , يَقصِدون به التبرُّكَ ، وذلك كلُّه مِن البدَعِ ؛ لأنَّ التبركَ إنما يكون بالاتباعِ له - عليه الصلاة والسلام - وما كان سبَبُ عبادةِ الجاهليةِ للأصْنامِ إلا مِن هذا البابِ



«Ты можешь увидеть тех, которые лишены знания, делающими таваф вокруг почтенной могилы (могила Пророка ) как вокруг священной Каабы, протирают ее, целуют и с целью получения бараката вещают на нее материи и свои одежды.

Все это является нововведением/бидъа.

Потому что табаррук приобретается подражанием Пророку . И было причиной поклонения идолам в джахилии только подобные вещи».

Источник: Ибн Аль Хадж: Аль Мадхаль: 1/263
Дарут Турас



Примечание: Книга Ибнуль Хаджа, рахимахуЛлах, «Аль Мадхаль» является энциклопедией бидъатов, на подобии известной книги Ат Тартуши - «Аль Хавадис валь Бидъа».

 

 

Ибнуль Хадж в этой книге собрал и распределил по главам с соответствующими названиями разнообразные бидъаты совершаемые людьми в разных ритуалах и действиях. К примеру главы: «Бидъаты в Намазе»«Бидъаты в Хадже»«Бидъаты в Джаназа» и т.д. В этом смысле эта книга является очень полезной, как энциклопедический источник про бидъаты.

Другой маликитский факих Яхья Аль Хаттаб Ар Руяни (902-995 х/1496-1587 м) сказал, что надо избегать этого действия:


ولْيحذَرِ الزائرُ ممّا يفعَله بعضُ الجهَلةِ مِن الطوافِ بالقبْرِ , والتمسُّحِ بالبِناءِ , وإلقاءِ المناديلِ والثيابِ عليه



«Пусть остерегается посетитель (могилы), действий совершаемых некоторыми джахилями таких как: таваф вокруг могил, протирание строений могилы, ставить куски материи и одежды на ней».

Источник: Яхья Аль Хаттаб Ар Руяни: Иршадус Салик: 348-349
Муассасатур Райан: 1431/2010

Сказал шафиитский факих Абу Шама Аль Макъдиси (599-665 х/1202-1267 м) в книге о бидъатах «Аль Баъис аля Инкариль Бидъа валь Хавадис» приводя слова другого шафиитского факиха Ибнус Салаха (577-643 х/1181-1245 м):


قال : ولا يجوز أن يُطافَ بالقبرِ , وحكَى الإمامُ الحَلِيمي عن بعضِ أهلِ العلمِ أنه نهَى عن إلصاقِ البَطْنِ والظَهْرِ بجِدارِ القبرِ ومسْحِه باليدِ , وذكَر أنَّ ذلك مِن البدَعِ , قال : وما قاله شبيهٌ بالحقِّ



«Ибнус Салах сказал: Не является дозволенным делать таваф вокруг могилы. Передал имам Аль Халими от некоторых обладателей знаний, что они запрещали прислонение живота и спины к стене могилы, протирание могилы рукой и упомянул, что все это является бидъатом.

(Ибнус Салах) сказал: Все что он сказал похоже на истину».

Источник: Абу Шама Аль Макъдиси: Аль Баис: 282
Ар Рийад: Дарур Райа: 1410/1990

Сказал шафиитский факих Иззуддин Ибн Джамаъа (694-767 х/1294-1366 м) в книге «Хидаятус Салик» по этому поводу:


ولا يجوز أن يُطاف بقبرِه صلى الله عليه وسلم ولا ببناءٍ غيرِ الكعبةِ الشريفةِ بالاتفاق , ولا يصلِّي على قبرِه صلى الله عليه وسلم كما يصلِّي على قبرِ غيرِه مِن الأمواتِ على الصحيحِ عند الشافعيةِ , وهو قولُ الحنفيةِ



«Не дозволено по единогласию совершать таваф вокруг могилы Посланника Аллаха  или вокруг какого-либо другого здания кроме Достопочтенной Каъабы.

И нельзя совершать намаз на могиле Посланника Аллаха , как совершается намаз на могиле другого мертвого (имеется в виду джаназа).

Таково достоверное мнение у шафиитов и такое же мнение у ханафитов».

Источник: Ибн Джамаъа: Хидаятус Салик: 1528
Дар Ибниль Джавзи: 1422

Сказал, родной брат Мухаммада бин АбдильВаххаба, ханбалитский ученый Сулейман бин АбдильВаххаб(ум. 1210 х/1795 м) в известной книге «Ас Саваикъуль Иляхийя фир Радди аляль Ваххабийя» написанной в опровержение несостоятельных/батыль мнений своего родного брата:


وأمّا التبرّك والتمسّح بالقبورِ وأخذُ الترابِ منها والطوافُ بها ، فقد ذكَره أهلُ العلم ، فبعضُهم عدَّه في المكروهاتِ ، وبعضُهم عدَّه في المحرّماتِ ، ولمْ ينطِقْ واحدٌ منهم بأنّ فاعلَ ذلك مرتدٌّ ، كما قلتُم أنتم ، بل تكفِّرون مَن لم يكفِّرْ فاعلَ ذلك ، فالمسألةُ مذكورةٌ في "كتابِ الجنائزفي فصلِ "الدفْنِ وزيارةِ الميِّتِ" ، فإن أردتَ الوقوفَ على ما ذكرتُ لكفطالِعِ"الفروعَ" ، و"الإقناعَ" ، وغيرَها مِن كتُبِ الفقه
فإنْ قدَحتم فيمَن صنَّف هذه الكتُبَ ، فليس ذلك منكم بكثيرٍ ، ولكن ليَكنْ معلوماً عندكم ، أنّ هؤلاءِ لم يحكُوا مذهبَ أنفسِهم ، وإنّما حكَوْا مذهبَ أحمدِ بنِ حنبلٍ وأضرابِه مِن أئمة أهل الهدى الذين أجمعتِ الأمةُ على هدايتِهم ودرايتِهم ، فإن أبيْتم إلّا العنادَ وادّعيْتم المراتبَ العليّةَ والأخذَ مِن الأدلةِ مِن غير تقليدِ أئمةِ الهدى ، فقد تقدّم أنّ هذا خَرْقُ للإجماعِ



«И что касается совершения табаррука (на могилах), протирания их, взятия с них земли и совершения тавафа вокруг них, то упомянули об этом обладатели знания. Некоторые из них сказали, что это макрух, а другие посчитали это харамом.

Но, ни один из них не сказал, что совершающие эти действия становятся муртадами/вероотступниками, как говорите вы.

Более того, вы даже выносите такфир тем, кто не выносит такфир тому, кто это совершает.

Этот вопрос, упомянут в "Книге Похорон" в разделе "Похороны и посещение мертвых". Если ты желаешь узнать то, на что я тебе указал, то читай «Аль Фуруъ», «Аль Икъна» и другие книги по фикху!

Если же вы будете умалять достоинство авторов этих книг, то это для вас не большое дело.

Однако, да будет вам известно, что это не мнение их самих. Они только передавали мазхаб Имама Ахмада бин Ханбаля и подобных ему из других имамов ахлюль худа, о праведности и осведомленности которых единогласна Умма.

Но если вы все таки будете упрямствовать, и утверждать научную степень и то что вы сами без таклида за имамами прямого пути можете брать хукмы прямо из доводов, то это против единогласия, как мы уже объясняли ранее».

Источник: Сулейман бин АбдильВаххаб: Ас Саваикъуль Иляхийя: 52-53
Бейрут: Зуль Факъар: 1998




Примечание: Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты по поводу этой книги, так как псевдосалафиты сеют сомнения вокруг нее.



1. Одни утверждают, что не существует такой книги вообще. А более продвинутые отрицают книгу с подобным названием, так как мол «ваххабией» эту группу начали называть позже.

В действительности название подобное с использованием термина «ваххабийя» - «Ас Саваикъуль Иляхийя фир Радди аляль Ваххабийя» - судя по всему, дали издатели этой книги, так как в книгах с указанием на нее упоминается другое название – «Фаслюль Хитаб фир Радди аля Мухаммад бин АбдильВаххаб».

Это название приходит в книге известного ханбалитского ученого, бывшего в свое время Къадием Мекки Мухаммада бин Абдиллах Ан Наджди (1236-1295 х/1820-1878 м) которая называется «Ас Сухубуль Вабиля аля Дараихиль Ханабиля». Эта книга считается одной из лучших книг по табакат (историографии) среди ханбалитов, в которой приводятся сведения об ученых ханбалитского мазхаба и их трудах.

Мухаммад бин Абдиллах Ан Наджди под номером 415 рассказывает про АбдильВаххаба бин Сулеймана бин Али (отец нашего героя) и далее рассказывает о его сыновьях Мухаммаде и Сулеймане и указывает, что Сулейман написал радд/опровержение своему брату:

«Также и сын его Сулейман, брат шейха Мухаммада был отвергающим его призыв и опровергнул его аятами и асарами достойным образом, потому что опровергаемый не принимал ничего кроме них и не обращал внимания на слова ученных ни предшествующих, ни последующих кроме шейха Такъиюддина ибн Таймийи и его ученика Ибнуль Къайима…

И назвал Сулейман свое опровержение на брата «Фаслюль Хитаб фир Радди аля Мухаммад бин АбдильВаххаб» («Решающая речь в опровержении Мухаммада бин АбдульВаххаба»)…».

Источник: Мухаммад бин Абдиллях Ан Наджди: Ас Сухубуль Вабиля: 275-276
Мактабатуль Имам Ахмад: 1989



2. Еще одним важным моментом здесь является то, что Сулейман бин АбдильВаххаб написал радд своему брату используя изречения Ибн Таймиййи и Ибнуль Каййима на которых вроде бы ссылается Мухаммад бин АбдильВаххаб и строит свой призыв. И таким образом показал необоснованность утверждений своего брата словами этих ученых.


3. Еще, книги, которые Сулейман бин АбдильВаххаб указывает в своем опровержение это общепризнанные книги ханбалитского мазхаба:

а) «Аль Фуруъ» - это книга ханбалитского ученого, факиха Шамсуддин Ибн Муфлиха (708-763 х/ 1308-1362 м), он ученик Ибн Таймиййи.

б) «Аль Икна» - это книга ханбалитского ученого, факиха Шарафуддин Аль Хаджджави (ум. 968 х/1560 м).

И действительно, кто посмотрит в книги ханбалитов, найдет в них мнение, что совершение тавафа вокруг могил это харам или макрух.