В достоверном хадисе, переданном Бурайдой (да будет доволен им Аллах), говорится:

أَهْلُ الجَنَّةِ عِشْرُونَ وَمِائَةُ صَفٍّ ثَمَانُونَ مِنْهَا مِنْ هَذِهِ الأُمَّةِ وَأَرْبَعُونَ مِنْ سَائِرِ الأُمَمِ

«Обитатели Рая заполнят сто двадцать рядов. Восемьдесят из них заполнит эта община, а сорок – другие общины»[1]. 

Это одно из отличий нашей уммы от других общин, ведь известно, что были и пророки, за которыми последовали лишь единицы. 

Однако в последнее время активно муссируется тема необоснованности необходимости следовать за большей частью нашей уммы, несмотря на то, что по этому поводу передаётся множество хадисов, и учёные Ахлю-Сунны всегда обращали на это внимание.

В данной статье мы докажем обоснованность призыва следовать большинству мусульман, ин шаа Ллах.

Ибн Маджах передал от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) следующий хадис:

إِنَّ أُمَّتِي لَا تَجْتَمِعُ عَلَى ضَلَالَةٍ، فَإِذَا رَأَيْتُمُ اخْتِلَافًا فَعَلَيْكُمْ بِالسَّوَادِ الْأَعْظَمِ

«Поистине, моя община не объединится в заблуждении, и когда вы увидите разногласия, следуйте за большинством»[2]. 

Имам ас-Суюти в труде «Джамиуль-ахадис» и Мухаммад аль-Бусайри в книге «Аз-Заваид» сказали, что иснад этого хадиса ненадёжный. Однако необходимо пояснить, что по правилам хадисоведения из того, что иснад ненадёжный, не следует в обязательном порядке, что сам хадис является слабым, потому что могут быть и другие хадисы с подобным смыслом, которые усиливают смысл первого хадиса, и тогда он становится  хорошим (хасан ли гайрихи). 

Шу`айб аль-Арнаут прокомментировал хадис от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) в своём тахкике (научном исследовании) книги имама аз-Захаби «Сияру а`лями ан-нубаляи» следующим образом:

أخرجه ابن ماجة (3950) في الفتن: باب السواد الاعظم، من طريق الوليد بن مسلم الدمشقي، حدثنا معان بن رفاعة السلامي، حدثني أبو خلف الاعمى، قال: سمعت أنس بن مالك يقول: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول..فذكره.

قال البوصيري في » الزوائد » ورقة 246: إسناده ضعيف لضعف أبي خلف الاعمى واسمه حازم بن عطاء، رواه عبد بن حميد، حدثنا يزيد بن هارون، أخبرنا بقية بن الوليد، أخبرنا معان..فذكره، ورواه أبو يعلى الموصلي، حدثنا داود بن رشيد، حدثنا الوليد..فذكره بإسناده ومتنه.

وقد روي هذا الحديث من حديث أبي ذر، وأبي مالك الاشعري، وابن عمر، وأبي بصرة، وقدامة بن عبد الله الكلابي، وفي كلها نظر قاله شيخنا العراقي.

قلت: لكن بمجموعها يتقوى الحديث، فيكون حجة، وحديث أبي مالك الاشعري عند أبي داود (4253)، وحديث أبي بصرة عند أحمد 6 / 396، وحديث ابن عمر عند الترمذي (2167)، وأبي نعيم 3 / 37، والحاكم وابن منده والضياء في » المختارة » وحديث أبي ذر عند أحمد 5 / 145.

وانظر » المقاصد الحسنة » ص 460، و » مجمع الزوائد » 1 / 177، 178.

«Этот хадис передал Ибн Маджах (№ 3950) в главе о смутах, раздел «ас-савадуль-азам», через Валида бин Муслима ад-Димашки: нам рассказал Ма`ан бин Рифа`а ас-Салямий: нам рассказал Абу Халаф аль-А`ма: я слышал, как Анас бин Малик говорил: я слышал, как Посланник Аллаха говорил… и далее упомянул хадис.
Аль-Бусайри сказал в «Аз-Заваид» (стр. 246): «Иснад этого хадиса слабый из-за ненадёжности Абу Халяфа аль-А`ма, его имя Хазим бин Атта». Этот хадис передал Абд бин Хумайд: нам рассказал Язид бин Харун: нам рассказал Бакийя бин Валид бин Му`аз: нам рассказал Ма`ан… и упомянул хадис. Также этот хадис передал Абу Я`ля аль-Мусилий: нам рассказал Давуд бин Рашид: нам рассказал Валид и упомянул хадис этим же иснадом и матном.

Этот хадис передаётся также от Абу Зарра, Абу Малика аль-Аш`ари, Ибн `Умара, Аби Нусрата и Куддамы бин Абдуллаха аль-Каллябий. Каждый из этих риваятов является спорным. Об этом сказал наш шейх аль-`Иракий (да будет милостив к нему Аллах)».

Я (Шу`айб аль-Арнаут) скажу: однако в совокупности этот хадис укрепляется и будет считаться доводом. Хадис Абу Малика аль-Ашари передаётся у Абу Давуда (№ 4253); хадис Абу Насрата – у Ахмада (т. 6, стр. 396); хадис Ибн `Умара – у Тирмизи (2167), Абу Ну`айма (т. 3, стр. 37), Хакима, Ибн Мандаха и ад-Дияа в труде «Аль-Мухтара»; и хадис Абу Зарра – у Ахмада (т. 5, стр. 145).
Посмотри «Аль-Макасидуль-хасана» (стр. 460) и «Муджмау-ззаваид» (т. 1, стр. 177, 178)»[3]

Один из риваятов, в котором говорится о необходимости следовать за большинством, передал альХаким в своём сборнике «Аль-Мустадрак» от Ибн `Умара (да будет доволен ими Аллах):

حدثنا أبو الحسين محمد بن أحمد بن تميم الأصم ، ببغداد ، ثنا جعفر بن محمد بن شاكر ، ثنا خالد بن يزيد القرني ، ثنا المعتمر بن سليمان ، عن أبيه ، عن عبد الله بن دينار ، عن ابن عمر ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : « لا يجمع الله هذه الأمة على الضلالة أبدا » وقال : « يد الله على الجماعة فاتبعوا السواد الأعظم ، فإنه من شذ شذ في النار » . « خالد بن يزيد القرني هذا شيخ قديم للبغداديين ، ولو حفظ هذا الحديث لحكمنا له بالصحة ،

«Нам рассказал Абу Хусайн Мухаммад бин Ахмад бин Тамим аль-Асамм: нам рассказал Джа`фар бин Мухаммад бин Шакир: нам рассказал Халид бин Язид аль-Карний: нам передал Му`тамир бин Сулайман от своего отца, тот – от Абдуллаха бин Динара, а тот – от Ибн `Умара, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Эта умма никогда не объединится в заблуждении«. Также он сказал: «Помощь Аллаха джамаату. Следуйте за большинством, поистине, тот, кто отделился от него, тот отделился в Ад«. Халид бин Язид аль-Карний – это давний шейх багдадцев. Если бы он запомнил этот хадис, то мы вынесли бы решение о его достоверности»[4].

Имеется в виду, что если бы Халид бин Язид хорошо запомнил этот хадис, переданный от Му`тамира бин Сулеймана, то он был бы достоверным. Однако около семи передатчиков передают этот хадис от Му`тамира бин Сулеймана в различными версиях, из-за чего ни один из этих риваятов в отдельности не может быть достоверным.

По этому поводу аль-Хаким пишет:

فقد استقر الخلاف في إسناد هذا الحديث على المعتمر بن سليمان و هو أحد أركان الحديث من سبعة أوجه لا يسعنا أن نحكم أن كلها محمولة على الخطأ بحكم الصواب لقول من قال : عن المعتمر عن سليمان بن سفيان المدني عن عبد الله بن دينار

و نحن إذا قلنا هذا القول نسبنا الراوي إلى الجهالة فوهنا به الحديث و لكنا نقول أن المعتمر بن سليمان أحد أئمة الحديث و قد روي عنه هذا الحديث بأسانيد يصح بمثلها الحديث فلا بد من أن يكون له أصل بأحد هذه الأسانيد

ثم وجدنا للحديث شواهد من غير حديث المعتمر لا أدعي صحتها و لا أحكم بتوهينها بل يلزمني ذكرها لإجماع أهل السنة على هذه القاعدة من قواعد الإسلام فممن روى عنه هذا الحديث من الصحابة عبد الله بن عباس

«Утвердился хиляф относительно иснада этого хадиса на Му`тамире бин Сулеймане в семи версиях, а он один из основных передатчиков хадиса. Мы не можем вынести решение, что все эти версии ошибочны из-за правоты тех, кто сказал: от Му`тамира, ему – от Сулеймана бин Суфьяна аль-Маданий, а ему – от Абдуллаха бин Динара. 

И если мы скажем подобное, то назовём передатчика незнающим и этим посчитаем хадис слабым, однако мы говорим, что Му`тамир бин Сулейман – один из имамов хадиса. Этот хадис от него передаётся иснадами, благодаря которым хадис будет считаться достоверным. Тогда необходимо, чтобы у этого хадиса была основа в качестве одного из этих иснадов.

Затем мы нашли для этого хадиса свидетельства не от хадисов Му`тамира. Я не утверждаю, что они достоверны, и не выношу решения, что они слабые, наоборот, мне следует упомянуть их из-за единогласия ахлю-Сунны относительно этого правила, являющегося правилом по Исламу. Среди тех, кто передал этот хадис, есть сподвижник Абдуллах бин `Аббас (да будет доволен ими Аллах)»[5]. 

Имеется в виду, что хиляф состоит в том, что несколько передатчиков передают этот хадис различными версиями от Му`тамира бин Сулеймана. Мы не можем сказать, что это ошибка Му`тамира, так как он один из имамов хадиса, следовательно, разница в версиях — это ошибка тех, кто передавал от него хадис, и тогда этот хадис будет иметь основу благодаря одному из этих иснадов. Также Аль-Хаким упомянул, что этот хадис имеет свидетельства в других риваятах, которые укрепляют данный хадис, и он упомянул риваяты от Ибн `Аббаса (да будет доволен ими Аллах). 

Различные риваяты этого хадиса передали Абу Ну`айм в книге «Хульят», ад-Даний в труде «Ас-Сунануль-варидати филь-фитан» и аль-Хатыб в труде «Аль-Факих валь-мутафакких». Все эти риваяты подкрепляют хадис, призывающий следовать большинству, тем самым этот хадис получает статус хорошего (хасан ли гайрихи).

МНЕНИЯ УЧЁНЫХ

Затем, после того как мы доказали, что хадисы, призывающие следовать за большинством, не являются слабыми, необходимо разъяснить, что имеется в виду в хадисе под выражением «ас-савадуль-а’зам». 

Относительно значения этих слов среди учёных имеются разногласия, но большинство видных учёных считали, что под ними имеется в виду «большинство». Далее мы приведём слова учёных, которые прокомментировали хадисы именно в этом смысле.

Имам Нуруддин ас-Синди пишет в своём комментарии к труду «Сунан» Ибн Маджаха следующее:

قَوْلُهُ: (بِالسَّوَادِ الْأَعْظَمِ) أَيْ: بِالْجَمَاعَةِ الْكَثِيرَةِ فَإِنَّ اتِّفَاقَهُمْ أَقْرَبُ إِلَى الْإِجْمَاعِ، قَالَ السُّيُوطِيُّ فِي تَفْسِيرِ السَّوَادِ الْأَعْظَمِ، أَيْ: جَمَاعَةُ النَّاسِ وَمُعْظَمُهُمُ الَّذِينَ يَجْتَمِعُونَ عَلَى سُلُوكِ الْمَنْهَجِ الْمُسْتَقِيمِ، وَالْحَدِيثُ يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُ يَنْبَغِي الْعَمَلُ بِقَوْلِ الْجُمْهُورِ،

«Его слова «ас-савадуль-а`зам» означают «(следуйте) за большой общиной», поистине, их согласие ближе к иджма. Ас-Суюти сказал при толковании слов «ассавадуль-а`зам»: (следуйте) за большинством людей, которые объединились в следовании правильному пути. Этот хадис указывает на необходимость следовать за мнением большинства»[6]. 

Имам `Абдуррауф аль-Мунави комментирует этот хадис в своём шархе на «Джами`уссагир» следующим образом:

(فعليكم بالسواد الأعظم) من أهل الإسلام أي الزموا متابعة جماهير المسلمين فهو الحق الواجب والفرض الثابت الذي لا يجوز خلافه فمن خالف مات ميتة جاهلية

«(Вам надлежит следовать за большинством) мусульман, то есть возьмите на себя обязанность следовать за большинством мусульман. Это обязательная истина и утверждённая обязанность, которой нельзя противоречить. А тот, кто отрицал её, умер в невежестве»[7]. 

Имам `Абдуль-Ганий ад-Дахляви пишет в своей книге «Инджахуль-хаджа» следующее:

فَعَلَيْكُم بِالسَّوَادِ الْأَعْظَم أَي جملَة النَّاس ومعظمهم الَّذين يَجْتَمعُونَ على طَاعَة السُّلْطَان وسلوك النهج الْمُسْتَقيم كَذَا فِي الْمجمع فَهَذَا الحَدِيث معيار عَظِيم لأهل السّنة وَالْجَمَاعَة شكر الله سَعْيهمْ فانهم هم السوَاد الْأَعْظَم وَذَلِكَ لَا يحْتَاج الى برهَان فَإنَّك لَو نظرت الى أهل الْأَهْوَاء بأجمعهم مَعَ انهم اثْنَان وَسَبْعُونَ فرقة لَا يبلغ عَددهمْ عشر أهل السّنة واما اخْتِلَاف الْمُجْتَهدين فِيمَا بَينهم وَكَذَلِكَ اخْتِلَاف الصُّوفِيَّة الْكِرَام والمحدثين الْعِظَام والقراء الاعلام فَهُوَ اخْتِلَاف لَا يضلل أحدهم الاخر

«(Вам надлежит следовать за большинством) то есть за большинством людей, которые объединились в подчинении имаму и следовании правильному пути, как это приводится в «Аль-Муджма`». Этот хадис – великое мерило для ахлю-Сунны валь-джама`а, да отблагодарит Аллах их за труд. Поистине, они – большинство, и это не нуждается в доказательстве. Если ты посмотришь на всех последователей страстей, учитывая, что это 72 течения, то их общее число не достигает даже десятой части ахлю-Сунны. А что касается разногласий среди муджтахидов, а также разногласий почтенных суфиев, великих мухаддисов и выдающихся учёных, то это разногласия, которые не вводят в заблуждение других»[8]. 

Имам Ибн аль-Асир, разъясняя значение слова, состоящего из трёх корневых букв «син», «вав» и «даль», в качестве примера приводит данный хадис и комментирует его следующим образом:

وَفِيهِ «عَلَيْكُمْ بِالسَّوَادِ الأعْظَم» أَيْ جُمْلة النَّاس ومُعْظَمهم الَّذِينَ يَجْتَمِعُونَ عَلَى طَاعَةِ السُّلطان وسُلُوك النَّهج المُسْتقيم

«И об этом говорит хадис «вам надлежит следовать за большинством», то есть за большей частью людей, которые объединились в подчинении султану и следовании правильному пути»[9]. 

Далее мы продолжим перечислять учёных, которые под словом «ас-савадуль-а`зам» понимали именно большинство.

Имам аль-Хатыб аль-Багдади пишет следующее:

فَإِنْ كَانَ عَلَى أَحَدِ الْقَوْلَيْنِ أَكْثَرُ الصَّحَابَةِ , وَعَلَى الْقَوْلِ الْآخَرِ أَقَلُّهُمْ قُدِّمَ الْأَكْثَرُ لِقَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: عَلَيْكُمْ بِالسَّوَادِ الْأَعْظَمِ

«Если одного мнения будут придерживаться большинство сподвижников, а другого мнения – меньшинство, то предпочтение отдаётся большинству на основании слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Следуйте за большинством»»[10]. 

Имам Абу Исхак аш-Ширази пишет:

فإذا كان على أحد القولين أكثر أصحابه وعلى القول الآخر الأقل قدم ما عليه الأكثر لقوله صلى الله عليه وسلم: «عليكم بالسواد الأعظم»

«Когда одного мнения будут придерживаться большинство сподвижников, а другого – меньшинство, предпочтение отдаётся большинству на основании слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Следуйте за большинством»»[11]. 

Шамсуддин аль-Асфахани пишет:

وَيَبْعُدُ أَنْ يَكُونَ قَوْلُ الْأَقَلِّ رَاجِحًا ; إِذِ الْغَالِبُ أَنَّ مُتَمَسَّكَ الْوَاحِدِ الْمُخَالِفِ لِلْجَمْعِ الْعَظِيمِ يَكُونُ مَرْجُوحًا.

وَلِأَنَّ قَوْلَهُ — عَلَيْهِ السَّلَامُ — » «عَلَيْكُمْ بِالسَّوَادِ الْأَعْظَمِ» » يَدُلُّ عَلَى رُجْحَانِ قَوْلِ الْأَكْثَرِ. وَإِذَا كَانَ رَاجِحًا، وَجَبَ الْعَمَلُ بِهِ، وَإِلَّا يَلْزَمُ التَّرْكُ بِالدَّلِيلِ الرَّاجِحِ وَالْعَمَلُ بِالْمَرْجُوحِ، وَهُوَ بَاطِلٌ.

«Мнение меньшинства не может быть более весомым, потому что в большинстве случаев то, чего придерживается один, противореча мнению большинства, бывает слабым, и потому, что слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Следуйте за большинством» указывают на весомость мнения большинства. А раз мнение большинства более весомо, то ему нужно следовать. А если не следовать, то из этого следует отказ от более сильного мнения и следование за более слабым мнением, что является неправильным»[12]. 

Имам аль-Куртуби пишет в своём тафсире:

قَالَ الطَّبَرِيُّ: فَقَدْ أَجْمَعَ عُلَمَاءُ الْأَمْصَارِ عَلَى كَرَاهَةِ الْغِنَاءِ وَالْمَنْعِ مِنْهُ. وَإِنَّمَا فَارَقَ الْجَمَاعَةَ إِبْرَاهِيمُ بْنُ سَعْدٍ وَعُبَيْدُ اللَّهِ الْعَنْبَرِيُّ، وَقَدْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: (عَلَيْكُمْ بِالسَّوَادِ الْأَعْظَمِ. وَمَنْ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً)

«Ат-Табари сказал, что учёные единогласны в нежелательности и запретности музыки. Джамаату учёных противоречили Ибрахим бин Са`д и `Убайдулла бин аль-Анбарий. А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Следуйте за большинством» и «Тот, кто противоречил джамаату, умер в невежестве»»[13]. 

Ибн Таймийя в своём сборнике фетв пишет:

وَسُئِلَ شَيْخُ الْإِسْلَامِ أَحْمَدُ ابْنُ تَيْمِيَّة — قَدَّسَ اللَّهُ رُوحَهُ -:

عَنْ قَوْلِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » تَفْتَرِقُ أُمَّتِي ثَلَاثَةً وَسَبْعِينَ فِرْقَةً «. مَا الْفِرَقُ؟ وَمَا مُعْتَقَدُ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْ هَذِهِ الصُّنُوفِ؟ .

فَأَجَابَ:

الْحَمْدُ لِلَّهِ، الْحَدِيثُ صَحِيحٌ مَشْهُورٌ فِي السُّنَنِ وَالْمَسَانِدِ؛ كَسُنَنِ أَبِي دَاوُد وَالتِّرْمِذِي وَالنِّسَائِيِّ وَغَيْرِهِمْ وَلَفْظُهُ {افْتَرَقَتْ الْيَهُودُ عَلَى إحْدَى وَسَبْعِينَ فِرْقَةً كُلُّهَا فِي النَّارِ إلَّا وَاحِدَةً وَافْتَرَقَتْ النَّصَارَى عَلَى اثْنَتَيْنِ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً كُلُّهَا فِي النَّارِ إلَّا وَاحِدَةً وَسَتَفْتَرِقُ هَذِهِ الْأُمَّةُ عَلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً كُلُّهَا فِي النَّارِ إلَّا وَاحِدَةً} وَفِي لَفْظٍ {عَلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ مِلَّةً} وَفِي رِوَايَةٍ {قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ مَنْ الْفِرْقَةُ النَّاجِيَةُ؟ قَالَ: مَنْ كَانَ عَلَى مِثْلِ مَا أَنَا عَلَيْهِ الْيَوْمَ وَأَصْحَابِي} وَفِي رِوَايَةٍ قَالَ {هِيَ الْجَمَاعَةُ يَدُ اللَّهِ عَلَى الْجَمَاعَةِ} . وَلِهَذَا وَصَفَ الْفِرْقَةَ النَّاجِيَةَ بِأَنَّهَا أَهْلُ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةِ وَهُمْ الْجُمْهُورُ الْأَكْبَرُ وَالسَّوَادُ الْأَعْظَمُ.

وَأَمَّا الْفِرَقُ الْبَاقِيَةُ فَإِنَّهُمْ أَهْلُ الشُّذُوذِ وَالتَّفَرُّقِ وَالْبِدَعِ وَالْأَهْوَاءِ وَلَا تَبْلُغُ الْفِرْقَةُ مِنْ هَؤُلَاءِ قَرِيبًا مِنْ مَبْلَغِ الْفِرْقَةِ النَّاجِيَةِ فَضْلًا عَنْ أَنْ تَكُونَ بِقَدْرِهَا بَلْ قَدْ تَكُونُ الْفِرْقَةُ مِنْهَا فِي غَايَةِ الْقِلَّةِ.

«Спросили шейхуль-Ислама Ахмада бин Таймийю, да освятит Аллах его душу, о словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Моя община разделится на 73 группы»: «Что это за группы? И каким является убеждение каждой группы?»

Он ответил: «Хвала Аллаху! Хадис достоверный и известен в таких сборниках хадисов, как «Сунаны» Абу Давуда, Тирмизи, ан-Насаи и других. Вот что говорит этот хадис: «Иудеи разделились на 71 группу, все они будут в Аду, кроме одной. Христиане разделились на 72 группы, все они в Аду, кроме одной. Эта умма разделится на 73 группы, все группы будут в Аду, кроме одной». В другом выражении говорится: «…на 73 течения». В другом риваяте говорится: «Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! Кто является спасшейся группой?» Он сказал: «Те, кто придерживается того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники»». В другом риваяте говорится: «Это джама`а, помощь Аллаху этой общине». Из-за этого он назвал признаком спасшейся группы то, что она придерживается Сунны и общины, и они – большая часть мусульман. А что касается оставшихся групп, то они последователи отклонения, разделения, нововведений и страстей. И группа из них даже близко не достигает размеров спасшейся группы, не говоря уже о том, чтобы быть равной ей. И иногда группа из них бывает очень маленькой»[14]. 

Мы видим, что Ибн Таймийя подтверждал тот факт, что необходимо следовать за большинством. Это та истина, которой придерживались мусульмане в течение полутора тысяч лет. 

Среди учёных есть разногласия относительно того, что именно имеется в виду под большинством: большинство учёных или большинство мусульман в целом. В любом случае у заблудших течений нет никаких оснований на своё идеологическое существование.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЗАБЛУДШИХ

Заблудшие еретики приводят некоторые аяты и хадисы как бы в подтверждение своего убеждения, якобы в них говорится, что истина будет на стороне меньшинства, и мусульманам необходимо следовать за меньшинством. Далее мы поочерёдно разберём «доводы», которые приводят заблудшие новаторы.

«Доводы» из Корана:

1. заблудшие еретики в качестве довода в пользу того, что большая часть уммы собьётся с истинного пути, приводят аят Корана:

 

بَشِيرًا وَنَذِيرًا فَأَعْرَضَ أَكْثَرُهُمْ فَهُمْ لَا يَسْمَعُونَ

«Он (Коран) возвещает радостную весть и предостерегает, однако большинство из них отворачивается и не слышит»[15]

 

Приводя этот аят, заблудшие хотят сказать, что под большинством имеется в виду большая часть нашей уммы. Однако эти еретики не удосуживаются обратиться к тафсирам великих учёных. Оно и понятно, ведь если они обратятся к тафсирам, их ложное убеждение будет разбито в пух и прах.

Имам ат-Табари в своём тафсире, являющимся самым авторитетным тафсиром Корана, комментирует этот аят следующим образом:

وقوله: (فَأَعْرَضَ أَكْثَرُهُمْ) يقول تعالى ذكره: فاستكبر عن الإصغاء له وتدبر ما فيه من حجج الله، وأعرض عنه أكثر هؤلاء القوم الذين أنزل هذا القرآن بشيرا لهم ونذيرا، وهم قوم رسول الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّم.

«Слова Аллаха гласят: «Однако большинство из них отворачивается». Всевышний Аллах говорит: «Они слишком возгордились, чтобы прислушаться к Корану и поразмыслить над тем, что есть в нём из доводов Аллаха. И отвернулась от него большая часть этого народа, которому был ниспослан Коран с благой вестью для них и в качестве предостережения. А они – народ Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)»»[16]. 

Мы видим из комментариев ат-Табари, что речь в данном аяте идёт о многобожниках Мекки, но никак не о большинстве нашей уммы.

Также имам аль-Куртуби пишет в комментариях к этому аяту:

فَأَعْرَضَ أَكْثَرُهُمْ» يَعْنِي أَهْلَ مَكَّةَ» فَهُمْ لَا يَسْمَعُونَ» سَمَاعًا يَنْتَفِعُونَ بِهِ.

«Но большинство из них отвернулись» – то есть жители Мекки, «и они не слышат» то, что принесло бы им пользу»[17]. 

Имам Ибн Касир толкует этот аят таким образом:

{فَأَعْرَضَ أَكْثَرُهُمْ فَهُمْ لَا يَسْمَعُونَ} أَيْ: أَكْثَرُ قُرَيْشٍ، فَهُمْ لَا يَفْهَمُونَ مِنْهُ شَيْئًا مَعَ بَيَانِهِ وَوُضُوحِهِ.

«Однако большинство их отворачивается и не слышит» то есть большинство курайшитов. Они ничего не понимают в Коране, несмотря на его ясность и разъяснения учёных»[18];

2. следующий аят, который приводят заблудшие:

وَإِنْ تُطِعْ أَكْثَرَ مَنْ فِي الْأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ

«И если ты (Мухаммад) послушаешься большинства тех, что на земле, они собьют тебя с пути Аллаха…»[19]

Опять-таки еретики пытаются сказать, что в этом аяте есть указание не следовать за большинством нашей уммы. Но в этом аяте речь идёт о большинстве жителях планеты, а не нашей уммы. Известно, что большинство жители Земли всегда были неверными. 

Имам ат-Табари толкует этот аят так:

وإنما قال الله لنبيه: (وإن تطع أكثر من في الأرض) ، من بني آدم، لأنهم كانوا حينئذ كفارًا ضلالا

«Поистине, сказал Аллах своему Пророку: «Если ты послушаешься большинства тех, что на земле» – из людей, потому что они тогда были неверными и заблудшими»[20].

Как видно, речь идёт о людях в целом, но никак не о нашей умме.

Имам аль-Куртуби комментирует аят следующим образом:

قَوْلُهُ تَعَالَى: (وَإِنْ تُطِعْ أَكْثَرَ مَنْ فِي الْأَرْضِ) أَيِ الْكُفَّارَ. (يُضِلُّوكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ) أَيْ عَنِ الطَّرِيقِ الَّتِي تُؤَدِّي إِلَى ثَوَابِ اللَّهِ.

«Слова Всевышнего Аллаха: «если ты послушаешься большинства тех, что на земле» – то есть кафиров, «они собьют тебя с пути Аллаха» – то есть с пути, который приводит к воздаянию Аллаха»[21].

Ибн Касир пишет с своём тафсире:

يُخْبِرُ تَعَالَى عَنْ حَالِ أَكْثَرِ أَهْلِ الْأَرْضِ مِنْ بَنِي آدَمَ أَنَّهُ الضَّلَالُ

«Всевышний Аллах говорит, что большинство жителей Земли являются заблудшими»[22];

3. следующий аят, который приводят еретики:

وَمَا آمَنَ مَعَهُ إِلَّا قَلِيلٌ

«Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие»[23]

Известно, что хоть пророк Нух (мир ему) и проповедовал полтысячи лет, за ним последовали лишь немногие, но какое отношение народ Нуха (мир ему) имеет к нашей умме? 

Признак нововведенцев: когда у них уже не остаётся доводов, они начинают приводить аяты и хадисы, не имеющие никакого отношения к разбираемой теме. Есть ещё и другие аяты, которые приводят заблудшие, но разбирать их нет никакого смысла. Мы привели комментарии самых авторитетных толкований, то же самое говорится и в других тафсирах, и мы не нашли ни одного тафсира ахлю-Сунны, в котором говорилось бы то, о чём говорят заблудшие.

«Доводы» из Сунны:

1. последователи нововведений приводят следующий хадис:

ولا تَزَالُ طَائِفَةٌ مِنْ أُمَّتِي ظَاهِرِينَ عَلَى الْحَقِّ لَا يَضُرُّهُمْ مَنْ خَذَلَهُمْ حَتَّىيَأْتِيَ أَمْرُ اللَّهِ وَهُمْ كَذَلِكَ

«Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них. И так будет до тех пор, пока не придёт повеление от Аллаха!»[24]. 

Приводя этот хадис, они заявляют: «То, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит именно о группе из его уммы, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство». 

Мы говорим этим еретикам: во-первых, на каком основании вы решили, что под группой в данном хадисе имеется в виду меньшинство? Известно, что группа может быть и большой, и средней, и малой; так на каком основании вы заявляете, что речь идёт именно о малой группе?

Во-вторых, даже если представить, что речь идёт о малой группе, то почему вы решили, что остальные являются заблудшими?

Имам ан-Навави пишет об этом хадисе:

وَأَمَّا هَذِهِ الطَّائِفَةُ فَقَالَ الْبُخَارِيُّ هُمْ أَهْلُ الْعِلْمِ وَقَالَأَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ إِنْ لَمْ يَكُونُوا أَهْلَ الْحَدِيثِ فَلَا أَدْرِي مَنْ هُمْ قَالَ الْقَاضِي عِيَاضٌ إِنَّمَا أَرَادَ أَحْمَدُ أَهْلَ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةِ وَمَنْ يَعْتَقِدُ مَذْهَبَ أَهْلِ الْحَدِيثِ قُلْتُ وَيَحْتَمِلُ أَنَّ هَذِهِ الطَّائِفَةَ مُفَرَّقَةٌ بَيْنَ أَنْوَاعِ الْمُؤْمِنِينَ مِنْهُمْ شُجْعَانٌ مُقَاتِلُونَ وَمِنْهُمْ فُقَهَاءُ وَمِنْهُمْ مُحَدِّثُونَ وَمِنْهُمْ زُهَّادٌ وَآمِرُونَ بِالْمَعْرُوفَ وَنَاهُونَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَمِنْهُمْ أَهْلُ أَنْوَاعٍ أُخْرَى مِنَ الْخَيْرِ وَلَا يَلْزَمُ أَنْ يَكُونُوا مُجْتَمَعِينَ بَلْ قَدْ يَكُونُونَ مُتَفَرِّقِينَ فِي أَقْطَارِ الْأَرْضِ

«Что касается этой группы, то аль-Бухари сказал: «Они учёные». А Ахмад бин Ханбаль сказал: «Если они не являются мухаддисами, то я не знаю, кто они». Аль-Кади `Ийяд сказал: «Ахмад имел в виду ахлю-Сунну валь-джама`а и тех, кто убеждён в истинности мазхаба мухаддисов». Я (имам ан-Навави) скажу: возможно, эта группа распределена между различными группами мусульман. В разных течениях есть сражающиеся храбрецы, факихи, мухаддисы, аскеты, повелевающие творить добро и порицающие зло, а также другие различные группы праведников. Необязательно, чтобы они были объединены, наоборот, может быть, они распределены по уголкам земли»[25]. 

Отсюда следует, что в данном хадисе даже речи нет о том, что истина на стороне меньшинства;

2. также они приводят хадис:

طُوبَى لِلْغُرَبَاءِ» قِيلَ: وَمَنِ الْغُرَبَاءُ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «نَاسٌ صَالِحُونَ قَلِيلٌ فِي نَاسِ سُوءٍ كَثِيرٍ، مَنْ يَعْصِيهِمْ أَكْثَرُ مِمَّنْ يُطِيعُهُمْ

«Посланник Аллаха сказал: «Туба (райское дерево) – для чуждых». Его спросили: «Кто такие чуждые, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Малое количество праведных людей, находящихся среди большого количества плохих людей. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет повиноваться»»[26]. 

В этом хадисе говорится, что праведных людей мало, что является очевидным и с чем никто не спорит, но не сказано, что за меньшинством – истина.

«Довод» из логики (заблудших):

Последователи нововведений в качестве своего «опровержения» говорят:

 

 

«Хадис о том, что умма разделится на 73 течения, указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно будет в Раю». 

 

Мы говорим этим заблудшим: на каком основании вы решили, что последователей одного истинного течения будет меньше, чем последователей 72 течений? О требующие далиль всегда и везде! Есть ли у вас довод утверждать подобное? 

Более того, разве не сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), что необходимо следовать за большинством? Разве не указывает это на то, что последователей истинного течения будет больше, чем последователей 72 течений? 

История свидетельствует о том, что последователей всех заблудших течений в Исламе меньше, чем последователей ахлю-Сунны валь-джама`а. Это подтверждают слова имама ад-Дахляви и Ибн Таймийи, которые мы привели.

И хвала Аллаху, Господу миров!

[1] Имам ат-Тирмизи, «Сунан», № 2546, глава «Описание Рая», раздел «О том, что пришло о рядах в Раю»; Ибн Маджах, «Сунан», № 4289, «Книга аскетизма», раздел «Описание уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».

[2] Ибн Маджах, «Сунан», № 3950, «Книга о смутах», раздел «Ассавадуль-а`зам».

[3] Шуайб аль-Арнаут, тахкик к книге «Сияру алями ан-нубаляи» имама аз-Захаби, т. 12, стр. 196-197.

[4] Аль-Хаким, «Мустадрак», № 391, т. 1, стр. 199.

[5] Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак», № 397, т. 1, стр. 201.

[6] Имам ас-Синди, «Кифаятуль-хаджа», комментарии к хадису № 3950, т. 2, стр. 464.

[7] Имам аль-Мунави, «Файдуль-кадир», № 2221, т. 2, стр. 431.

[8] Имам Абдуль-Ганий ад-Дахляви, «Инджахуль-хаджа», № 3950.

[9] Имам Ибн аль-Асир, «Ан-Нихая фи гарибиль-хадис», раздел «س،و،د», т. 2, стр. 419.

[10] Аль-Хатыбу аль-Багдади, «Аль-Факиху валь-мутафакких», т. 1, стр. 441.

[11] Имам аш-Ширази, «Аль-Люма фи усулюль-фикх», т. 1, стр. 95.

[12] Аль-Асфахани, «Баянуль-мухтасар», т. 1, стр. 557.

[13] Тафсир аль-Куртуби, т. 14, стр. 54.

[14] Ибн Таймийя, «Маджму`атуль-фатава», т. 3, стр. 345.

[15] Сура Фуссилят, 4.

[16] Тафсир имама ат-Табари, толкование 4 аята суры Фуссилят.

[17] Тафсир имама Куртуби, сура Фуссилят, 4.

[18] Тафсир Ибн Касира, сура Фуссилят, 4.

[19] Сура Аль-Анам, 116.

[20] Тафсир ат-Табари, сура Аль-Анам, 116.

[21] Тафсир Куртуби, Аль-Анам, 116.

[22] Тафсир Ибн Касира, сура Аль-Анам, 116.

[23] Сура Худ, 40.

[24] Имам Муслим, № 1920; Бухари № 7311.

[25] Имам ан-Навави, «Шарх Муслим», комментарии к хадису № 1920, т. 13, стр. 66-67.

[26] Ибн Мубарак, «Аз-Зухд», № 775; имам Ахмад, «Муснад», № 6650.