Кади Мухаммад ибн Абдуррахман ас-Сафади аш-Шафи’и1, рахимахуллах, сказал после изучения дела Ибн Араби [куддиса сирруху].

«Я обнаружил, что акыда Ибн Араби от начала до конца – акыда шейха Абуль-Хасана аль-Ашари без малейшего отличия»2.
Ибн Араби [куддиса сирруху] - это, вероятно, один из самых противоречивых ученых за всю историю Ислама. Многие ученые вынесли ему прямой такфир и, таким образом, приговорили его к вечному Аду. Имам Аляуддин аль-Бухари аль-Ханафи и имам ибн Аль-Мукри, рахимахумуллах, объявили его кяфиром. Причем имам Аляуддин, рахимахуллах, пошел еще дальше, сказав: «Кто не называет Ибн Араби кяфиром – тот сам кяфир». Для тех псевдо-саляфитов (ваххабитов), которые любят вооружиться этими его словами, также скажем: "Пусть вооружатся его словами «Ибн Таймийя – кяфир!»" Ведь он также вынес такфир и Ибн Таймийе!
Однако не будем отклоняться от темы. Многие другие великие имамы не считали его еретиком или зиндиком (что, на самом деле, граничит с такфиром).
Известный ученый Са’ад-дин ат-Тафтазани, рахимахуллах, написал целый трактат, опровергая идеи вахдатуль-вуджуд, приписываемые Ибн Араби [куддиса сирруху].
Другие, например, Ибн Таймийя, Абу Хайян аль-Андалузи, аз-Захаби, рахимахумуллах, также назвали его заблудшим. Я также читал критику Ибн Хаджара в его адрес.
 
 
Однако, с другой стороны, многие достопочтимые ученые выбрали один из двух путей в отношении него:
а) нейтралитет;
б) хвала и признание.
Ибн Имад аль-Ханбали цитирует имама аль-Манави:
 قال المناوي وقد تفرق الناس في شأنه شيعا وسلكوا في أمره طرائق قددا فذهبت طائفة إلى أنه زنديق لا صديق وقال قوم أنه واسطة عقد الأولياء ورئيس الأصفياء وصار آخرون إلى اعتقاد ولايته وتحريم النظر في كتبه
Аль-Манави, рахимахуллах, сказал, что люди разошлись в отношении него.
Одна группа посчитала его зиндиком и отказала ему в в достоверности (сика).
Другая группа3 считают его вали (приближенным к Аллаху) и главой аль-асфия (избранные), и эта последняя группа верит в его вилаят4 и запрещает смотреть его книги.
Что до тех больших ученых, которые принимают  и защищают его, [- вот их имена]:
  1. Имам аль-Байзави аш-Шафии, рахимахуллах, известный факих и муфассир, который сказал о нем: «Он был имамом в деле удостоверения (тахкык) тайного и явного».
  2. Хафиз Ибн Наджар, рахимахуллах, который сказал о нем: «Я встретил его в Дамаске и записал что-то из его стихов. Каким же он был великолепным шейхом!»5.
  3. Имам ас-Сафади, рахимахуллах, о котором мы уже говорили, также сказал: «Он был колоссальный человек! То, что может быть понято из его высказываний, идеально и истинно. А то, что сложно понимать, мы оставляем Аллаху. Нам не было дано задание следовать за ним и делать все, что он говорит»6.
  4. Имам ас-Суюти, рахимахуллах, который защищал его и считал его вали Аллаха в своей работе "Танбих аль-Габи".
  5. Ибн Атаилля аль-Искандари, куддиса сирруху.
  6. Абуль-Хасан аш-Шазили, куддиса сирруху, по сообщению имама Суюти, рахимахуллах. Суюти упоминает встречу имама Иззуддина ибн Абдуссалама, рахимахуллах, и Абуль-Хасана Шазили, куддиса сирруху, на которой последний заставил первого изменить мнение в отношении Ибн Араби, куддиса сирруху.
  7. Имам Ибн Имад аль-Ханбали, рахимахуллах, который назвал его аль-Ариф аль-Кабир (великий познавший Аллаха)7.
  8. Имам аль-Яфи'и, рахимахуллах, который хорошо отзывался о нем.
  9. Имам Сиражуддин аль-Махзуми, рахимахуллах, который заверяет, что Таджуддин ас-Субки поменял свое мнение относительно Ибн Араби, куддиса сирруху, и стал хвалить его, когда «понял объяснение того, что он подразумевал».
  10. Имам аль-Хайтами, рахимахуллах, который написал обширное опровержение на его критиков в своем труде "Фатава аль-Хадисийя".
  11. Шейхуль-Ислам аль-Мунави, рахимахуллах,
  12. Имам ан-Навави, как цитирует имам аль-Мунави, рахимахумуллах (См.: Шазрат аз-Захаб).
 
 
В "Бурхан аль-Азхар" шейх аль-Хильми цитирует большой отрывок из "Футухат", где Ибн Араби, куддиса сирруху, говорит слова, свидетельствующие о том, что исповедует вероубеждения Абуль-Хасана аль-Ашари, рахимахуллах.
Вот несколько отрывков для пользы:

Он самодостаточен Сам по Себе (ка'имун би нафсих), Он не описывается пространством (джавхар мутахайиз) – иначе Ему было бы присуще место – не акциденция ('арад) – иначе для него было бы невозможно постоянство – не тело (джисм) – иначе у него было бы направление (сторона – джиха) и перед (тилькаа). Он чист от обладания измерениями – сторонами (джихат) и регионами (актар). Он «истава аля-ль-Арш» так, как Он сказал об этом, и в том значении, которое подразумевал. Трон и все остальное было установлено Им (бихи истава), и Ему принадлежит, и от Него зависит и то, что до, и то, что после». Нельзя представить Ему подобного (ляйса ляху мислун ма'куль), и ум не может представить Его. Он не ограничен временем; место не поднимает и не перемещает Его. Он был тогда, когда не было места, и Он сейчас так же, как и был всегда!

Это некоторые из явных утверждений Ибн Араби [куддиса сирруху], которые противоречат пониманию многих приписываемых ему идей вахдатуль-вуджуд, которые многие считают язычеством.
Шейх аль-Бути, рахимахуллах, дает правильую интерпретацию его вероубеждения, объясняя это как вахдату-ш-шухуд. Однако это другая тема - для другой статьи. В действительности, любой, кто изучал суфиев, знает, что у них свой, особый, язык. И употребление ими слов и терминов отличается от употребления Ахлю-Захир.
Об этом свидетельствует имам Суюти, рахимахуллах, который пишет в "Танбих аль-Габи":
Есть несколько вариантов того, что передается и приписывается [суфийским] шейхам, да будет доволен ими Аллах, если это противоречит внешнему знанию:
  • а) мы не приписываем это им, до тех пор пока неизвестно, что это достоверно [исходит от них].
  • б) если авторство известно точно, то, возможно, у [этих слов] иносказательное значение. Если этого не видно, то следует сказать: «Возможно, это имеет иносказательное значение для людей сокровенного знания (батын ильму) и арифов (познавших) Аллаха Всемогущего».
  • в) это могло прийти к ним, когда они находились в состоянии духовного упоения и отвлечения, а за духовное опьянение (если оно достигается средствами, разрешенными Шариатом) не спрашивается, и в этом состоянии [человек] не несет ответственности. Иметь плохое мнение о них после всего, что было сказано, – знак лишенности успеха. На'узу билля (мы просим защиты Аллаха) от этого.
Ибн Хаджар аль-Хайтами, рахимахуллах, написал в "Фатава аль-Хадисийя" следующее:

Истина в том, что Ибн Араби и его группа – элита этой уммы. Аль-Яафи'и Ибн Атаилля аль-Искандари и другие сказали, что считают Ибн Араби вали Аллаха. Они отметили, что язык, который используют суфии, уместен лишь среди его знатоков и что познавший Аллаха ариф, когда полностью погружается в океан Единства, может произносить слова, из-за которых ему (арифу) могут ошибочно приписать хулюль (нахождение в чем-то) и иттихад (слияние), в то время как в действительности это ни первое, ни второе.

Мнение имама ан-Навави, рахимахуллах: имам аль-Мунави, рахимахуллах, сказал:
ثم قال المناوي وعول جمع على الوقف والتسليم قائلين الاعتقاد صبغة والانتقاد حرمان وأمام هذه الطائفة شيخ الإسلام النووي فإنه استفتى فيه فكتب ( ^ تلك أمة قد خلت لها ما كسبت ولكم ما كسبتم ) الآية وتبعه على ذلك كثيرون سالكين سبيل السلامة وقد حكى العارف زروق عن شيخه النوري أنه سئل عنه فقال اختلف فيه من الكفرإلى القطبانية والتسليم واجب
Группа ученых воздерживается от высказывания суждения (вакф) о нем, чтобы сохранить хорошее мнение (ат-таслим)... Их (этой группы) имам, шейхуль-Ислам ан-Навави ответил, когда его спросили об Ибн Араби:
«Это люди, которые ушли в другой мир. Им – то, что они заработали, вам – то, что вы заработаете. Вас не спросят за то, что делали они»8.
Познавший Аллаха [имам Ахмад] аз-Заррук передает от шейха ан-Нури слова:
«Они разошлись во мнениях на его счет: от такфира до духовного превосходства (кутбанийя). И есть обязанность отдать предпочтение хорошему мнению (ат-таслим ваджиб)» (Шазарат аз-Захаб Ибн Имада аль-Ханбали).
Да ниспошлет Аллах благословения Хабибу и его умме! Амин!
  • 1.Ум. в 749 г. по хиджре.
  • 2."Аль-Вафи биль-Вафаят", а также в работе имама Суюти "Танбих аль-Габи".
  • 3.Слово "каум" – это слово также могло означать «суфии» в терминологическом смысле.
  • 4.Имеется в виду, что они считают его вали - приближенным к Аллаху.
  • 5."Зайл ат-Тарих аль-Багдад", а также приводится у Ибн Хаджара в "Лисан".
  • 6.Танбих аль-Габи Суюти.
  • 7.Шазарат аз-Захаб.
  • 8.Сура Аль-Бакара, аят 134, 2:134.