Пожалуй, вопрос о куфре/имане является сегодня одним из наиболее актуальных для современных мусульманских правителей. Ни для кого не секрет, что представители мазхаба «джихадия-салафия» выносят однозначный такфир каждому, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах. В качестве доказательства они приводят аят из Книги Всевышнего Аллаха:
«И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими». (Аль-Маида, 5:44)
При этом они не хотят принимать во внимание внутреннее убеждение человека, который, хотя и не судит по законам Аллаха, всё же может не считать, что это разрешено по Шариату, и потому может быть оправдан. Джихадисты не соглашаются с таким подходом и относят его к ошибочным мурджитским воззрениям, согласно которым внешние действия мусульманина никак не связаны с иманом и никоим образом на него – иман – не влияют.
А что же говорят ученые Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а по этому вопросу? Действительно ли тот, кто не судит в соответствии с Законом Аллаха, при любых обстоятельствах будет являться муртадом? Обратимся за ответом на этот вопрос к авторитетнейшему тафсиру имама Абу Абдуллаха аль-Куртуби аль-Малики, да будет милостив к нему Аллах.
В комментарии к приведённому выше аяту из суры аль-Маида:
«И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими», - (в других аятах вместо слова «неверующие» сказано«несправедливые тираны» (аз-залимун) и «нечестивцы» (ал-фасикун))
он пишет:
«Данный аят целиком ниспослан о неверующих. Это подтверждается хадисом в передаче аль-Бара, который имам Муслим, рахимахуллах, приводит в своем сахихе. И таково мнение подавляющего большинства учёных-муфассиров.
Мусульманин же, который не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, не впадает в куфр, хотя и совершает большой грех».
Учёные говорят:
«В этих словах Всевышнего присутствует дополнительный смысл. Тот, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах, отвергая Коран и отрицая слова Посланника Аллаха ﷺ, является кяфиром».
Ибн Аббас и Муджахид дали такое толкование. В этом случае данный аят будет иметь общий смысл.
Ибн Масуд и аль-Хасан сказали:
«Данный аят имеет общий смысл, распространяясь на всякого (будь он мусульманином, иудеем или кяфиром), кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах. Иными словами, человек является кяфиром, если суд не по Закону Аллаха является частью его вероубеждения и если он считает такой суд разрешённым.
Однако человек, который судит не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, будучи убеждённым, что тем самым совершает запретное действие, является не кяфиром, а нечестивцем среди мусульман. Поэтому по Воле Всевышнего Аллаха для него возможно как наказание, так и прощение».
Ибн Аббас да будет доволен им Аллах, согласно одной из передач от него, сказал:
«Кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, совершает действие, похожее на действие кяфиров...».
Тавус и другие сказали:
«Суд не по Закону Аллаха – это не куфр, который выводит человека из миллы, но великий грех (куфрун дуна куфр)».
Однако это не всегда так. Когда человек судит по своему человеческому закону, считая, что его закон – это Закон от Аллаха, то перед нами попытка предложить замену тому, что ниспослал Всевышний, и поэтому такое действие непременно ведёт к куфру.
Если же человек судит по человеческому закону из-за страстей или тяги к ослушанию (но не считает своё действие халяльным), то это грех, на который распространяется прощение Аллаха, согласно основам вероубеждения Ахлю-с-Сунна касательно возможного прощения для грешников.
Аль-Кушайри сказал:
«Позиция (мазхаб) хавариджей такова: тот, кто берёт взятку и начинает судить не по Закону Аллаха, является кяфиром. Это мнение приписывают аль-Хасану и ас-Судди...».
Муджахид так комментирует слова Аллаха («И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими»):
«Тот, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, отвергая Книгу Аллаха, является кяфиром, несправедливым тираном и нечестивцем».
Икрима сказал:
«Тот, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, отрицая Коран и слова Посланника Аллаха ﷺ, является кяфиром...».
Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» и аль-Байхаки в «Ас-Сунане» приводят следующее сообщение от ибн Аббаса (которое аль-Хаким счёл достоверным, и имам аз-Захаби с ним согласился) по поводу этих аятов:
«Это не куфр, который выводит человека из миллы. В словах Аллаха: «И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими», – говорится о куфрун дуна куфр (то есть о большом грехе)».
Вышеприведенные изречения учёных Ахлю-с-Сунна доказывают, что нужно отличать того, кто не судит по Закону Аллаха, отрицая его (это, безусловно, муртад), от того, кто судит по человеческим законам, не считая, что это дозволено, и осознавая, что совершает большой грех.