Разрешается поминать Аллаха (читать зикр) как отдельно тихо, так и коллективно, громко.

1-Передал Абу Хурайра, да будет Аллах доволен им, что Посланник Аллаха  сказал:

"يقول الله: أنا عند ظن عبدي بي ، وأنا معه إذا ذكرني ، فإن ذكرني في نفسه ذكرته في نفسي ، وإن ذكرني في ملإ ذكرته في ملإ خير منهم ، وإن تقرب إلي بشبر تقربت إليه ذراعا ، وإن تقرب إلي ذراعا تقربت إليه باعا ، وإن أتاني يمشي أتيته هرولة"


«Всевышний Аллах сообщает: «Я обхожусь с Моим рабом так, как он ожидает от Меня. И Я с ним, пока он вспоминает Меня. Если он вспоминает Меня про себя, то и Я вспоминаю его про себя; если он вспоминает Меня в собрании, то Я вспоминаю его в лучшем собрании [ангелов]; если он приближается ко Мне на ладонь, то Я приближаюсь к нему на локоть; если он приближается ко Мне на локоть, то Я приближаюсь к нему на руку; если он пойдёт ко Мне шагом, Я побегу ему навстречу».

[Источник: Бухари, Муслим, Тирмизи, Насаи, Ибн-Маджа, Ахмад]

 Сказал выдающийся ученый аль-Джазарий, что в этом хадисе есть указание на дозволенность громкого поминания Аллаха.

Имам ас-Суюти составил отдельную книгу на данную тему назвав ее «Натиджатуль фикри фи-ль-джахри би Зикри», в которой после вышеприведённого хадиса говорит: «поминание в собрании может проходить лишь громким голосом»

2- Передает Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  сказал:

إِنَّ لِلَّهِ مَلَائِكَةً يَطُوفُونَ فِي الطُّرُقِ يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ فَإِذَا وَجَدُوا قَوْمًا يَذْكُرُونَ اللَّهَ تَنَادَوْا هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ قَالَ فَيَحُفُّونَهُمْ بِأَجْنِحَتِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا قَالَ فَيَسْأَلُهُمْ رَبُّهُمْ وَهُوَ أَعْلَمُ مِنْهُمْ مَا يَقُولُ عِبَادِي قَالُوا يَقُولُونَ يُسَبِّحُونَكَ وَيُكَبِّرُونَكَ وَيَحْمَدُونَكَ وَيُمَجِّدُونَكَ قَالَ فَيَقُولُ هَلْ رَأَوْنِي قَالَ فَيَقُولُونَ لَا وَاللَّهِ مَا رَأَوْكَ قَالَ فَيَقُولُ وَكَيْفَ لَوْ رَأَوْنِي قَالَ يَقُولُونَ لَوْ رَأَوْكَ كَانُوا أَشَدَّ لَكَ عِبَادَةً وَأَشَدَّ لَكَ تَمْجِيدًا وَتَحْمِيدًا وَأَكْثَرَ لَكَ تَسْبِيحًا قَالَ يَقُولُ فَمَا يَسْأَلُونِي قَالَ يَسْأَلُونَكَ الْجَنَّةَ قَالَ يَقُولُ وَهَلْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لَا وَاللَّهِ يَا رَبِّ مَا رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُ فَكَيْفَ لَوْ أَنَّهُمْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لَوْ أَنَّهُمْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدَّ عَلَيْهَا حِرْصًا وَأَشَدَّ لَهَا طَلَبًا وَأَعْظَمَ فِيهَا رَغْبَةً قَالَ فَمِمَّ يَتَعَوَّذُونَ قَالَ يَقُولُونَ مِنْ النَّارِ قَالَ يَقُولُ وَهَلْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لَا وَاللَّهِ يَا رَبِّ مَا رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُ فَكَيْفَ لَوْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لَوْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدَّ مِنْهَا فِرَارًا وَأَشَدَّ لَهَا مَخَافَةً قَالَ فَيَقُولُ فَأُشْهِدُكُمْ أَنِّي قَدْ غَفَرْتُ لَهُمْ قَالَ يَقُولُ مَلَكٌ مِنْ الْمَلَائِكَةِ فِيهِمْ فُلَانٌ لَيْسَ مِنْهُمْ إِنَّمَا جَاءَ لِحَاجَةٍ قَالَ هُمْ الْجُلَسَاءُ لَا يَشْقَى بِهِمْ جَلِيسُهُمْ رَوَاهُ شُعْبَةُ عَنْ الْأَعْمَشِ وَلَمْ يَرْفَعْهُ وَرَوَاهُ سُهَيْلٌ عَنْ أَبِيهِ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم

«Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые обходят дороги в поисках тех, кто поминают Аллаха, а когда они находят людей, поминающих Аллаха, то обращаются друг к другу: “Идите к тому, что вы ищете”. И они окружают их своими крыльями до самого нижнего неба. Господь спрашивает и Он знающий обо всём лучше ангелов: “Что говорят рабы Мои?” Ангелы отвечают: “Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя. Тогда Аллах спрашивает: “Видели ли они Меня?” Ангелы отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели” Тогда Аллах спрашивает: “А что, если бы они увидели Меня?” Ангелы отвечают: “Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё усердней, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще….». 

[«Сахих Бухари» – 6408]

Комментируя этот хадис, Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет:

قوله ( يسبحونك ويكبرونك ويحمدونك ) ... ويؤخذ من مجموع هذه الطرق المراد بمجالس الذكر وأنها التي تشتمل على ذكر الله بأنواع الذكر الواردة من تسبيح وتكبير وغيرهما وعلى تلاوة كتاب الله سبحانه وتعالى وعلى الدعاء بخيري الدنيا والآخرة

Слова (Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу)….из всех этих путей передач хадисов понимаются: собрания зикра, под которыми подразумеваются разные виды поминания Аллаhа, пришедшие в сунне, такие как субханаллаh, Аллаhу акбар и др.виды зикров, а также чтение книги Аллаhа, совершение дуа о благом для этого мира и ахирата.

[Источник: «Фатхуль Бари»авт.ибн Хаджар аль-Аскаляни; 11-ый том, стр.254. Дару-с-салям 2000г.]

3- Передает Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  сказал:

إن لله تبارك وتعالى ملائكة سيارة. فضلا. يتبعون مجالس الذكر. فإذا وجدوا مجلسا فيه ذكر قعدوا معهم. وحف بعضهم بعضا بأجنحتهم. حتى يملؤا ما بينهم وبين السماء الدنيا. فإذا تفرقوا عرجوا وصعدوا إلى السماء. قال فيسألهم الله عز وجل، وهو أعلم بهم: من أين جئتم؟ فيقولون: جئنا من عند عباد لك في الأرض، يسبحونك ويكبرونك ويهللونك ويحمدونك ويسألونك. قال: وماذا يسألوني؟ قالوا: يسألونك جنتك. قال: وهل رأوا جنتي؟ قالوا: لا. أي رب! قال: فكيف لو رأوا جنتي؟ قالوا: ويستجيرونك. قال: ومم يستجيرونني؟ قالوا: من نارك. يا رب! قال: وهل رأوا ناري؟ قالوا: لا. قال: فكيف لو رأوا ناري؟ قالوا: ويستغفرونك. قال فيقول: قد غفرت لهم. فأعطيتهم ما سألوا وأجرتهم مما استجاروا. قال فيقولون: رب! فيهم فلان. عبد خطاء. إنما مر فجلس معهم. قال فيقول: وله غفرت. هم القوم لا يشقى بهم جليسهم

«Поистине, у Всевышнего Аллаха есть ангелы, путешествующие свободно. Они разыскивают собрания зикра и когда находят собрания, где есть зикр, они садятся вместе с ними, обнимая друг друга крыльями своими, и так заполняют собою пространство до неба нижнего мира. А когда расходятся, поднимаются и восходят в небо». Они ответили: «И Всевышний Аллах, спрашивает их, хотя и Сам всё лучше них знает: «Откуда вы пришли?» А они отвечают: «Мы пришли от рабов, принадлежащих Тебе на Земле. Они прославляют Тебя (субханаЛлах), возвеличивают Тебя (Аллаху акбар), подтверждают Твое Единство (ля иляха илляЛлах), восхваляют Тебя (альхамдулиЛлях) и просят Тебя». Он сказал: «О чём они просят Меня?» Они ответили: «Просят у Тебя Твоего Рая». Он сказал: «А они видели Мой Рай?!» Они ответили: «Нет, конечно же, Господь!» Он сказал: «А как бы если бы увидели Рай Мой?» Они ответили: «Они будут просить Тебя о спасении». Он сказал: «И они будут просить Меня о спасении от чего?» Они ответили: «От Огня Твоего». Он сказал: «А они видели Огонь Мой?!» Они ответили: «Нет». Он сказал: «А как бы если бы увидели Огонь Мой?» Они сказали: «Будут просить у Тебя прощения». И Он произносит: «Вот — Я уже простил и дал им то, о чём просили и спас их от того, от чего они просили спасти». Он сказал: «И [тогда] они говорят: «Господь! Среди них есть такой-то, грешный раб. Он там просто проходил и сел с ними». И Он произносит: «И ему простил Я! Ведь они — народ, сидящий с которым несчастным не станет». 

[Источник: Муслим – 2689]

В комментариях к этому хадису Шейхуль Ислам ан-Навави пишет:

قوله : ( عبد خطاء ) أي : كثير الخطايا . وفي هذا الحديث فضيلة الذكر ، وفضيلة مجالسه ، والجلوس مع أهله ، وإن لم يشاركهم ، وفضل مجالسة الصالحين وبركتهم . والله أعلم.

Слова: (грешный раб): то есть тот, у кого много грехов. И в этом хадисе есть указание на превосходство зикра (поминания Аллаhа), превосходство собраний зикра, присутствие с теми, кто поминает Аллаха если даже сам он не будет принимать участия с ними, превосходство собраний праведников и их благодать, и Аллаhзнает лучше.

[Источник: «Сахих муслим би шархи-н-Навави»авт.Шейхуль Ислам ан-Навави; 17-ый том, стр.13-14. Дару-ль-кутуб ильмиййа 2002г.]

4- В книге «Риязу-с-Солихин» имам Навави вывел отдельную главу назвав ее «Глава О достоинстве кружков поминания Аллаха», где приводит хадисы на данную тему.

В комментариях к хадису под №1447 пишет Мухаммад бну ‘Аллян ас-Сиддик относительно слов )они — народ, сидящий с которыми несчастным не станет(:

(هم القوم لا يشقى بهم جليسهم) قال الحافظ في الفتح:في الحديث فضل الذكر والذاكرين وفضل الاجتماع على ذلك

Сказал Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни в Фатхуль Бари: в этом хадисе есть указание на превосходство зикра, превосходство поминающих (читающих зикр) и превосходство собраний для этого.

[Источник: «Далилю-ль-фалихин»авт.Мухаммад бну ‘Аллян ас-Сиддик; 4-ый том, стр.223. Дару-ль-кутуб ильмиййа 2000г.]

5- Говорит Шейхуль Ислам ан-Навави в своей книге «аль-Азкар»:

[فصل] : اعلم أنه كما يستحب الذكر يستحب الجلوس في حلق أهله ، وقد تظاهرت الأدلة على ذلك ، وسترد في مواضعها إن شاء الله تعالى ، ويكفي في ذلك حديث ابن عمر (رضي الله عنه) رضي الله عنهما قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : " إذا مررتم برياض الجنة فارتعوا ، قالوا : وما رياض الجنة يا رسول الله ؟ قال : حلق الذكر ، فإن لله تعالى سيارات من الملائكة يطلبون حلق الذكر ، فإذا أتوا عليهم حفوا بهم".


Раздел: Знай, что подобно тому, как желательно заниматься поминанием, также желательно находиться в кружках поминающих. На это имеется доказательства, которые, если захочет Аллах, будут приведены в соответствующих местах. Здесь же достаточно привести лишь несколько хадисов.

Передает Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: Однажды Посланник Аллаха  сказал: «Если будете проходить рядом с райскими садами, насладитесь (ими)». Люди спросили: «А что такое райские сады, о Посланник Аллаха ?» Он ответил: «Кружки (занимающихся) поминанием. Поистине, есть у Всевышнего Аллаха ангелы, которые всё время находятся в движении и ищут кружки (занятых) поминанием, а когда находят, то окружают их».

 

Приводит комментарии Мухаммад Али ‘Аллян к словам:

- «…Если будете проходить рядом с райскими садами…»:

و المعنى إذا مررتم بجماعة يذكرون فاذكروا مواقة لهم أو اسمعوا أذكارهم


Смысл этих слов в том, когда вы будете проходить рядом с собранием, которое занято поминанием (Аллаха), то и вы поминайте (Аллаха) вместе с ними, или прислушивайтесь к их зикрам.

-«…насладитесь (ими)…».

و المعنى إذا فعلوا ما يكون سببا لحصول الجنة من التسبيح و التحميد و نحوهما


Смысл этих слов в том, когда они будут совершать такие зикры, как субханаЛлах, альхамдулиЛлах и т.п., что послужит им причиной приобретения Рая

[Источник: «аль-Футухату раббанияти аля-ль-азкари-н-Нававияти»авт.Мухаммад бну ‘Аллян; 1-ый том, стр.76. Мактабату-ль-асриййа 2009г.]

6- Шейхуль Ислам ан-Навави в своем шархе на сахих Муслим в разделе«О предпочтительности собрания для чтения Корана и зикра» приводит хадис:

عن معاوية- رضي اللّه عنه- أنه قال: خرج رسول اللّه- صلى الله عليه وسلم- على حلقة من أصحابه فقال: "ما أجْلَسَكُم؟ قالوا: جلسنا نذكُر اللّه تعالى ونحمَدُه على ما هدانا للإسلام ومَنَّ به علينا، قال: آللّه ما أجْلَسَكُمْ إلا ذَاكَ؟ قالوا: واللَّهِ، ما أجلسنا إلاّ ذاك، قال: أما إني لَمْ أستحلِفكُمْ تُهمةً لكُمْ، ولَكنَّهُ أتاني جبْرِيلُ فأخْبَرَنِي أنَّ اللّه تعالى يُباهي بكُمُ المَلائكَةَ

 

Муавия, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха  однажды подошел к группе сподвижников и спросил: «Что заставило вас собраться здесь?» Они ответили: «Мы собрались здесь поминать Всевышнего Аллаха и восхвалить Его за то, что Он наставил нас на путь Ислама и даровал его нам». Он сказал: «Клянетесь Аллахом, что вы здесь только для этого?». Они ответили: «Клянемся Аллахом! Это единственная причина нашего собрания». Он сказал: «Я попросил вас поклясться не потому, что не верил вам, а потому, что Джибраил пришел ко мне и сообщил, что Всевышний Аллах гордится вами перед ангелами» 

[Источник: Муслим – 2701]

7- Передает Анас, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  сказал:

"لأن أجلس مع قوم يذكرون الله بعد صلاة الصبح إلى أن تطلع الشمس أحب إلي مما طلعت عليه الشمس، لأن أجلس مع قوم يذكرون الله بعد العصر إلى أن تغيب الشمس أحب إلي من الدنيا ومافيها


«Сидеть с группой людей, которые занимаются зикром, после утреннего намаза до восхода солнца милее для меня, чем все, над чем восходит солнце (т.е. все в этом мире), а после послеобеденного намаза до заката милее для меня, чем весь мир и все, что в нем есть». 

[Источник: ибну Аби Дунья; аль-Байхаки; аль-Асбаханий]

8- Передает Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  сказал:

"لَا يَقْعُدُ قَوْمٌ يَذْكُرُونَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ إِلَّا حَفَّتْهُمْ الْمَلَائِكَةُ وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ وَنَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ


«Если только народ сядет, чтобы поминать Аллаhа, то их обязательно осенят ангелы, укроет милость, снизойдёт на них умиротворение и Аллаhупомянет их перед тем, кто рядом с Ним». 

[Источник: Муслим - 2700]

9– Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Булуг-уль-Марам» приводит хадис:

Передает  Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  сказал:

مَا جَلَسَ قَوْمٌ مَجْلِسًا يَذْكُرُونَ اللَّهَ فيه إِلَّا حَفَّتْ بِهِمُ الْمَلَائِكَةُ وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ وَذَكَرَهُمُ اللَّهُ تَعَالَى فِيمَنْ عند

«Если люди усаживаются вместе и начинают поминать Аллаhа, то их окружают ангелы и окутывает милость, а Аллаhвспоминает их среди тех, кто находится рядом с Ним». [Муслим]

В комментариях на «Булуг-уль-марам» Имам ас-Сан’ани по поводу этого хадиса говорит:

"...دلَّ الحديث على فضيلة مجالس الذكر والذاكرين وفضيلة الاجتماع على الذكر.... والمراد بالذكر هو التسبيح والتحميد وتلاوة القرآن ونحو ذلك...".

«этот хадис указывает на достоинство собраний зикра и поминающих (Аллаhа), достоинство собрания для зикра. Под словом «зикр» подразумевается - прославление (субханаллаh), восхваление (альхамдулиллаh), чтение Корана и т.п»

[Источник: «Субулю-с- салям шарх Булуг-уль-марам», Имам Мухаммад бин Исмаил ас-Сан’ани; 4-ый том, стр.390. Дару-ль-кутуб ильмиййа 2002г]

10– Хафиз Суюти, да смилуется над ним Аллах, в начале своей книги «Натиджатуль фикри фи-ль-джахри би зикри» говорит:

 

«Хвала Аллаху и Он нам достаточен. Да ниспошлёт Всевышний Аллахмир на его избранных рабов. Я спрашиваю Вас да почтит вас Аллахо практики суфиев где они проводят собрания зикра в мечети и читают их громким голосом, разрешено ли это или нет?


Ответ: В этом нет ничего порицаемого, желательность громкого и тихого зикра установлены из многих хадисов. Чтение их в разной форме зависит от разных ситуаций людей, как на это указал ан-Навави, да смилуется над ним Аллах,  указав на хадисы, в которых есть указание на громкое и тихое чтение Корана, и далее я разъясню подробно».

Далее имам Суюти, да смилуется над ним Аллах, приводит 25 хадисов с подробными комментариями относительно вопроса громкого зикра.

11 -Шейхуль Исламу ибн Хаджару аль-Хайтами задали вопрос:

سُئِلَ  رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَمَّا اعْتَادَهُ الصُّوفِيَّةُ مِنْ عَقْدِ حِلَقِ الذِّكْرِ وَالْجَهْرِ بِهِ فِي الْمَسَاجِدِ هَلْ فِيهِ كَرَاهَةٌ ؟

Есть ли что-то порицаемое из практики суфиев, где они собираются в кружки зикра и громко произносят его в мечетях?

فَأَجَابَ بِقَوْلِهِ : لَا كَرَاهَةَ فِيهِ ، وَقَدْ جَمَعَ بَيْنَ أَحَادِيثَ اقْتَضَتْ طَلَبَ الْجَهْرِ نَحْوَ : "وَإِنْ ذَكَرَنِي فِي مَلَأٍ ذَكَرْته فِي مَلَأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ" رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ ، وَاَلَّذِي فِي الْمَلَإِ لَا يَكُونُ إلَّا عَنْ جَهْرٍ ، وَكَذَا حِلَقُ الذِّكْرِ وَطَوَافُ الْمَلَائِكَةِ بِهَا ، وَمَا فِيهَا مِنْ الْأَحَادِيثِ فَإِنَّ ذَلِكَ كُلَّهُ إنَّمَا يَكُونُ فِي الْجَهْرِ بِالذِّكْرِ. وَأَخْرَجَ الْبَيْهَقِيّ : " مَرَّ بِرَجُلٍ يَرْفَعُ صَوْتَهُ ، قُلْت : يَا رَسُولَ اللَّهِ عَسَى أَنْ يَكُونَ هَذَا مُرَائِيًا ، قَالَ : لَا وَلَكِنَّهُ أَوَّاهٌ" وَأُخْرَى اقْتَضَتْ طَلَبَ الْإِسْرَارِ ؛  بِأَنَّ ذَلِكَ يَخْتَلِفُ بِاخْتِلَافِ الْأَشْخَاصِ وَالْأَحْوَالِ ، كَمَا جَمَعَ النَّوَوِيُّ – رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى – بِذَلِكَ بَيْنَ الْأَحَادِيثِ الطَّالِبَةِ لِلْجَهْرِ بِالْقِرَاءَةِ وَالطَّالِبَةِ لِلْإِسْرَارِ بِهَا ؛ فَحِينَئِذٍ لَا كَرَاهَةَ فِي الْجَهْرِ بِالذِّكْرِ أَلْبَتَّةَ ؛ حَيْثُ لَا مُعَارِضَ بَلْ فِيهَا مَا يَدُلُّ عَلَى اسْتِحْبَابِهِ إمَّا صَرِيحًا أَوْ الْتِزَامًا ، وَلَا يُعَارِضُ ذَلِكَ خَبَرَ الذِّكْرِ الْخَفِيِّ ، كَمَا لَا يُعَارَضُ أَحَادِيثُ الْجَهْرِ بِالْقُرْآنِ بِخَبَرِ " السِّرُّ بِالْقُرْآنِ كَالسِّرِّ بِالصَّدَقَةِ " ، وَقَدْ جَمَعَ النَّوَوِيُّ بَيْنَهُمَا بِأَنَّ الْإِخْفَاءَ أَفْضَلُ حَيْثُ خَافَ الرِّيَاءَ أَوْ تَأَذَّى بِهِ مُصَلُّونَ أَوْ نِيَامٌ. وَالْجَهْرُ أَفْضَلُ فِي غَيْرِ ذَلِكَ ؛ لِأَنَّ الْعَمَلَ فِيهِ أَكْثَرُ ؛ وَلِأَنَّ فَائِدَتَهُ تَتَعَدَّى لِلسَّامِعِينَ ؛ وَلِأَنَّهُ يُوقِظُ قَلْبَ الْقَارِئِ وَيَجْمَعُ هَمَّهُ إلَى الْفِكْرِ وَيَصْرِفُ سَمْعَهُ إلَيْهِ وَيَطْرُدُ النَّوْمَ وَيَزِيدُ النَّشَاطَ ؛ فَكَذَلِكَ الذِّكْرُ عَلَى هَذَا التَّفْصِيلِ...."

Он ответил: в этом нет ничего порицаемого, в хадисах пришло указание на необходимость громкого чтения, например: «если он вспоминает Меня в собрании, то Я вспоминаю его в лучшем собрании» [аль-Бухари], а поминание в собрании может быть лишь громким голосом. Тоже самое в отношение кружков зикра и то, что ангелы обходят [дороги] в поисках их, а также то, что в этих хадисах, все это указывает на громкое чтение зикра. Привел аль-Байхаки: «… когда тот прошел мимо человека, который занимался громким зикром в мечети. Я сказал: «О, Посланник Аллаха ! наверное, он делает это напоказ!» Он ответил:  «Нет, на самом деле, он - Аувах» (Аувах – это человек, испытывающий боль в сердце из-за сильной и горячей любви к Аллаху). А иногда зикр необходимо читать тихо, так-как это зависит от разных людей и ситуаций, как на это указал ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, указав на хадисы, в которых есть указание на громкое чтение, а также и тихое. Поэтому в чтении зикра громким голосом нет ничего порицаемого. Между ними нет противоречий, наоборот, в этих хадисах есть то, что указывает на желательность в явной форме или необходимой. И это не противоречит тем хадисам, в которых есть указание на тихое чтение, подобному тому, как нет противоречия в хадисах, в которых пришло указание на громкое чтение Корана: «тайное (тихое) чтение Корана подобно тайному садака». Имам ан-Навави объединил между собой эти хадисы, сказав, что тихое чтение лучше в том плане, что есть опасение за показуху или причинит беспокойство молящимся и спящим. А чтение зикра громким голосом является предпочтительным в остальных ситуациях, так как при этом больше действий, и потому что польза от зикра переходит к слушающим, и потому что оно пробуждает сердце читающего зикр, обращает его внимание к размышлению, направляет его слух к нему (зикру), прогоняет сон и увеличивает активность. Таким же образом дело обстоит и с зикром.

[Источник: «аль-Фатава-ль-фикхияти-ль-кубра» авт. Шейхуль Исламу ибн Хаджар аль-Хайтами; 1-ый том, стр.252. Дару-ль-кутуб ильмиййа 2002г]

Порицающие коллективное совершения зикра приводят историю ибн Мас’уда, имам ас-Суюти разъясняет это так:

فإن قلت فقد نقل عن ابن مسعود أنه رأى قوما يهللون برفع الصوت في المسجد فقال: (ما أراكم إلا مبتدعين حتى أخرجهم من المسجد) قلت هذا الأثر عن ابن مسعود يحتاج إلى بيان سنده ومن أخرجه من الأئمة الحفاظ في كتبهم وعلى تقدير ثبوته فهو معارض بالأحاديث الكثيرة الثابتة المتقدمة وهي مقدمة عليه عند التعارض. ثم رأيت ما يقتضي إنكار ذلك عن ابن مسعود قال الإمام أحمد بن حنبل في كتاب الزهد ثنا حسين ابن محمد ثنا المسعودي عن عامر بن شقيق عن أبي وائل قال: (هؤلاء الذين يزعمون أن عبد الله كان ينهى عن الذكر ما جالست عبد الله مجلسا قط إلا ذكر الله فيه).

Если ты спросишь: ведь передается от ибн Мас’уда, когда он увидел в мечети людей, которые произносили "Ля иляhа илляЛлах" громким голосом, он сказал им: «для меня вы никто иные, как нововведенцы и прогнал их с мечети». Я отвечу тебе: цепочка передатчиков этой истории от ибн Мас’уда нуждается в разборе тех из хафизов, кто привел ее в своих книгах. И если даже допустить, что эта история достоверна, то она противоречит многим достоверным хадисам, и при сравнении хадисов и этой истории предпочтение отдается хадисам. Кроме этого я обнаружил то, что отвергает мнение ибн Мас’уда. Сказал Имам Ахмад бин Ханбал в книге «Зухд»: «Передал Хусейн ибн Мухаммад аль-Мас’уди от Амира бну Шакика от Абу Ваиля (ученика ибн Мас’уда) который сказал: «те, кто утверждают что Абудуллах (ибн Мас’уд) запрещал проведение зикров: как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на собраниях, кроме как он поминал Аллаhа».

 

[Источник: «Натиджатуль фикри фи-ль-джахри би Зикри» авт. имам ас-Суюти; стр.9-10. Турция; аль-Мактабату-ль-Сулеймания]

О недостоверности этой истории также сказали ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «аль-Фатава-ль-фикхияти-ль-Кубра», имам-мухаддис аль-Манави в «Файзуль Кадир», аль-Алюси в «Руху-ль-Маани».

 

 

Также, противники коллективного зикра говорят, что в тех хадисах, в которых есть упоминание о «зикре» нет прямого указания на совершение зикра-тасбих, что слово «зикр» можно понимать как обучение религии, насиха/наставление, разговор о религии чтение Корана и т.п., но понимать слово «зикр» как прославление (субханаЛлах), восхваление (альхамдулиЛлах), единение (ля иляха илляЛлах) – это нововведение, которое не делал Посланник Аллаха .

Ответ: 

Во-первых, если взять хадис имама аль-Бухари №6408, то глава в которой приведен этот хадис называется: «Превосходство поминания Аллаха» – и Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни дает комментарий к этим словам:


والمراد بالذكر هنا الإتيان بالألفاظ التي ورد الترغيب في قولها والإكثار منها مثل الباقيات الصالحات وهي سبحان الله والحمد لله ولا إله إلا الله والله أكبر وما يلتحق بها من الحوقلة والبسملة والحسبلة والاستغفار ونحو ذلك والدعاء بخيري الدنيا والآخرة

Смысл «зикра» - это использование выражений, о которых пришло в хадисах побуждение говорить и увеличивать такие слова как «СубханаЛлах, АльхамдулиЛлах, Ля иляха илляЛлах, Аллаху Акбар» и то с чем можно сравнить как «ля хавля ва ля куввата илля биЛлях, бисмиЛлах, хасбуналлах, астагфируЛлах» и т.п. а также дуа о благе этого мира и ахирата. Также в комментариях аль-Аскаляни, которые приводились выше, было очевидно видно, что подразумевалось в хадисах под словом зикр.

Во-вторых, если же взглянуть на главу, где приведен хадис от Муавия, да смилуется над ним Аллах, из сахих Муслима №2701, то мы увидим, что имам ан-Навави назвал эту главу «Превосходство собрания для чтения Корана и зикра» - что уже указывает на то, с чем связывает Имам ан-Навави этот хадис.

В третьих, в предыдущем хадисе «….у Аллаха есть ангелы, путешествующие по земле..» прямо сказано, что эти ангелы ищут кружки совершающих зикр-тасбих, и как после этого можно ограничивать слово «зикр» лишь чтением Корана и т.п? Ведь сам Посланник Аллаха , передает об ангелах, путешествующих по земле в поиске кружков зикра. Ведь сам Посланник Аллаха   побуждал участвовать в собраниях зикра, сказав: «Насладитесь (ими)» – и назвал их Райскими садами. И чтобы данное действие назвать сунной достаточно того, что Посланник Аллаха  не возразил этому, а наоборот похвалил, что является сунной такририя (с чем согласился). И чтобы данное действие назвать сунной, нет необходимости, чтобы ее совершал сам Посланник Аллаха  достаточно того что Пророк  подтвердил и согласился с этим. В заключении мы скажем, фетва ибн Хаджара и ас-Суюти ясно дает понять, что подразумевается в хадисах под словом «зикр».

А Аллах знает лучше!