Мы очень часто видим, как выступающие против коллективного поминания Аллаха опираются на историю о том, как известный сподвижник ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) осудил группу собравшихся для поминания Аллаха мусульман. Хотелось бы представить читателю объективный и развёрнутый разбор этой истории, включающий в себя оценку и цепочку её передатчиков великими хадисоведами нашей уммы. Данная работа покажет всю несостоятельность доводов и притязаний тех, кто считает коллективный зикр порицаемым новшеством. Молим Всевышнего, чтобы Он раскрыл сердца всем нам и повел правильным путем. Амин.
Приводит имам ад-Дарими (умер в 280 г. х.) в «Сунан»: поведал нам аль-Хакам ибн Мубарак от Умара ибн Яхьи, который в свою очередь сказал:
«Я слышал, как мой отец передавал следующие слова своего отца: «Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей Абдуллы ибн Масуда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть, и однажды к нам подошёл Абу Муса ал-Ашари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абд ар-Рахман?». Мы ответили: «Нет». Тогда он сел с нами и ждал, пока ибн Масуд не вышел из дома, а когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О Абу Абд ур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!».
Он спросил: «Что же это?». Абу Муса ответил: «Поживёшь – увидишь, а я видел там людей, которые усаживаются кругами в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кругу есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!» (Аллах велик) – и они по сто раз произносят эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля ллях» (Нет бога, кроме Аллаха), – и они сто раз повторяют эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз: «Субхана Аллах» (Слава Аллаху), – и они по сто раз произносят и это». Абдулла ибн Масуд спросил: «И что же ты сказал им?». Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом» (или: …что ты велишь делать). Он спросил:
«Почему же ты не велел им считать их дурные поступки и не поручился за то, что их благие дела не пропадут и так?», – а потом мы с ним пошли к мечети, и он подошёл к одному из таких кругов, остановился рядом и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?». Они ответили: «О Абу Абд ар-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова «Аллаху акбар», «Ля иляха илля ллах», «СубханаЛлах» и «Алхамдули-Ллях». Ибн Масуд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ни один из них не пропадёт. Горе вам! О община Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), как скоро ты устремилась к гибели, сподвижники его среди вас ещё, одежда его ещё не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, либо уже принесли
более верную религию, чем религия Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), либо открываете двери заблуждению!». В ответ эти люди сказали: «О Абу Абд ар-Рахман, мы ведь хотели только блага!». Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, что желают блага, но не обретают его! Поистине, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что есть люди, которые читают Коран, но он не выходит дальше их гортани. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас является таковым!» А потом он отошёл от них. Амр ибн Салам сказал: «И мы видели большинство из них, сражавшимися против нас на стороне хариджитов в день битвы при Нахраване».
Амр ибн Яхья
Это предание недостоверно, т. к. в цепочке его передатчиков есть Амр ибн Яхья ибн Амр. Его посчитали ненадёжным ибн Муин, ибн Хараш, ибн Ади. Сказал имам аз-Захаби в «Мизан ва итидаль» (4/378) - сказал имам Яхья ибн Муин об Амре ибн Яхье ибн Амр, что его сообщения не принимаются во внимание. Кратко о нём упомянул и ибн Ади. Так же Ибн Хараш сказал о нём, что тот не относится к категории передатчиков, удовлетворяющих всем предъявляемым требованиям.
Ибн Джаузи в «ад-Дуафа ва аль-Матрукин» (2/233) также оценил Амра ибн Яхью как ненадёжного передатчика.
Также не следует путать Амра ибн Яхью с Умаром ибн Яхьей. Обратись к книге «Итмам аль-Ихтимам». Добавьте к этому ещё и наличие разногласий среди учёных в отношении аль-Хакама ибн Мубарака. Так, ибн Ади назвал его ненадёжным, в отличие от имамов Ахмада и ибн Мандаха. Посмотрите, что пишет о нём имам Захаби в «Мизан ва
итидаль» (2/345).
Если говорить в общем, то это предание никак не может противостоять всем достоверным хадисам, вознесённым по цепочке к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и указывающим на желательность коллективного зикра, по нескольким причинам:
Недостоверность этого предания.
Если даже предположить, что это предание достоверно, то предпочтение отдаётся хадису, потому что главенствующими доводами являются Коран и Сунна, а не мнение сподвижника.
Этот запрет относится к людям, которые чрезмерно громко произносят зикры. Также по причине того, что они наносили вред тем, кто находился в мечети. Также имамом Табарани приводится, что ибн Масуд, увидев две группы, читающих зикр, повелел одной из них присоединиться к другой группе.
Слова табиина Абу Ваиля: «Некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха» (см. в книге «Хави ли ль-фатава» Имама ас-Суюти и в книге «Файзу кадир»).
Мнения учёных
Имам Суюти в книге «Хави ли ль-фатава» пишет: «И если спросишь ты: ведь ибн Масуд, увидев людей, громко читающих зикр, назвал это тёмным новшеством и выгнал их из мечети, я отвечу, что санад (цепочка передатчиков) этой истории нуждается в подробном разборе. И если даже предположить, что она достоверна, то при противостоянии хадиса и сподвижника, предпочтение отдаётся первому».
В книге «Зухд» также сказал имам Ахмад: «Передал Хусейн ибн Мухаммад аль-Масуди от Амира ибн Шакика от Абу Ваиля: некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха».
Также сказал имам ибн Хаджар аль-Хайтами в «Фатавия аль-Фикхийя аль-Кубра (1/177)». «Что касается передаваемого о том, что ибн Масуд выгнал из мечети группу читающих зикр, то этот асар недостоверен». Именно поэтому сказал Абу Ваиль:
«Некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха».
Имам Мухаддис аль-Мунави в «Файзу кадир» (1/457) об истории с ибн Масудом сказал, что она недостоверна. Аль-Алляма Улюси сказал в «Рух аль-маани» (6/163), что эта история недостоверна и если даже была бы достоверна, то существует много достоверных хадисов, свидетельствующих о желательности коллективного зикра. Это же относится к чрезмерно громкому зикру.
Доводы в пользу коллективного зикра.
Аль-Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). По нему ибн Аббас узнавал, что люди расходятся из мечети (в продолжении хадиса имама аль-Бухари)».
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Какие бы люди не упомянули Аллаха, их окружат ангелы и покроет их милость Аллаха, и снизойдёт на них спокойствие, и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него» (Муслим, ат-Тирмизи). Посланник Аллаха ﷺ, передавая слова Всевышнего, сказал: «Всевышний говорит: «Я таков для раба Своего, как он думает обо Мне, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. И если он поминает Меня про
себя, то и Я помяну его про Себя, если же он помянет Меня в обществе (людей), то Я помяну его в ещё более лучшем обществе (ангелы)» (аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи). Да наставит нас всех Аллах! Амин.