Мы очень часто видим, как выступающие против коллективного поминания Аллаха опираются на историю о том, как известный сподвижник ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) осудил группу собравшихся для поминания Аллаха мусульман. Хотелось бы представить читателю объективный и развёрнутый разбор этой истории, включающий в себя оценку и цепочку её передатчиков великими хадисоведами нашей уммы. Данная работа покажет всю несостоятельность доводов и притязаний тех, кто считает коллективный зикр порицаемым новшеством. Молим Всевышнего, чтобы Он раскрыл сердца всем нам и повел правильным путем. Амин. 

 

      Приводит имам ад-Дарими (умер в 280 г. х.) в «Сунан»: поведал нам аль-Хакам ибн Мубарак от Умара ибн Яхьи, который в свою очередь сказал:

«Я слышал, как мой отец передавал следующие слова своего отца: «Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей Абдуллы ибн Масуда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть, и однажды к нам подошёл Абу Муса ал-Ашари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абд ар-Рахман?». Мы ответили: «Нет». Тогда он сел с нами и ждал, пока ибн Масуд не вышел из дома, а когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О Абу Абд ур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!».

Он спросил: «Что же это?». Абу Муса ответил: «Поживёшь – увидишь, а я видел там людей, которые усаживаются кругами в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кругу есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!» (Аллах велик) – и они по сто раз произносят эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля ллях» (Нет бога, кроме Аллаха), – и они сто раз повторяют эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз: «Субхана Аллах» (Слава Аллаху), – и они по сто раз произносят и это». Абдулла ибн Масуд спросил: «И что же ты сказал им?». Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом» (или: …что ты велишь делать). Он спросил: 

 «Почему же ты не велел им считать их дурные поступки и не поручился за то, что их благие дела не пропадут и так?», – а потом мы с ним пошли к мечети, и он подошёл к одному из таких кругов, остановился рядом и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?». Они ответили: «О Абу Абд ар-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова «Аллаху акбар»«Ля иляха илля ллах»«СубханаЛлах» и «Алхамдули-Ллях». Ибн Масуд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ни один из них не пропадёт. Горе вам! О община Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), как скоро ты устремилась к гибели, сподвижники его среди вас ещё, одежда его ещё не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, либо уже принесли

более верную религию, чем религия Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), либо открываете двери заблуждению!». В ответ эти люди сказали: «О Абу Абд ар-Рахман, мы ведь хотели только блага!». Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, что желают блага, но не обретают его! Поистине, Посланник Аллаха говорил, что есть люди, которые читают Коран, но он не выходит дальше их гортани. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас является таковым!» А потом он отошёл от них. Амр ибн Салам сказал: «И мы видели большинство из них, сражавшимися против нас на стороне хариджитов в день битвы при Нахраване».

 

Амр ибн Яхья
 

Это предание недостоверно, т. к. в цепочке его передатчиков есть Амр ибн Яхья ибн Амр. Его посчитали ненадёжным ибн Муин, ибн Хараш, ибн Ади. Сказал имам аз-Захаби в «Мизан ва итидаль» (4/378) - сказал имам Яхья ибн Муин об Амре ибн Яхье ибн Амр, что его сообщения не принимаются во внимание. Кратко о нём упомянул и ибн Ади. Так же Ибн Хараш сказал о нём, что тот не относится к категории передатчиков, удовлетворяющих всем предъявляемым требованиям.



Ибн Джаузи в «ад-Дуафа ва аль-Матрукин» (2/233) также оценил Амра ибн Яхью как ненадёжного передатчика.

Также не следует путать Амра ибн Яхью с Умаром ибн Яхьей. Обратись к книге «Итмам аль-Ихтимам». Добавьте к этому ещё и наличие разногласий среди учёных в отношении аль-Хакама ибн Мубарака. Так, ибн Ади назвал его ненадёжным, в отличие от имамов Ахмада и ибн Мандаха. Посмотрите, что пишет о нём имам Захаби в «Мизан ва

итидаль» (2/345).

Если говорить в общем, то это предание никак не может противостоять всем достоверным хадисам, вознесённым по цепочке к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и указывающим на желательность коллективного зикра, по нескольким причинам:

     

  Недостоверность этого предания.

 

Если даже предположить, что это предание достоверно, то предпочтение отдаётся хадису, потому что главенствующими доводами являются Коран и Сунна, а не мнение сподвижника.

Этот запрет относится к людям, которые чрезмерно громко произносят зикры. Также по причине того, что они наносили вред тем, кто находился в мечети. Также имамом Табарани приводится, что ибн Масуд, увидев две группы, читающих зикр, повелел одной из них присоединиться к другой группе.

Слова табиина Абу Ваиля: «Некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха» (см. в книге «Хави ли ль-фатава» Имама ас-Суюти и в книге «Файзу кадир»).

 

       Мнения учёных

 

Имам Суюти в книге «Хави ли ль-фатава» пишет: «И если спросишь ты: ведь ибн Масуд, увидев людей, громко читающих зикр, назвал это тёмным новшеством и выгнал их из мечети, я отвечу, что санад (цепочка передатчиков) этой истории нуждается в подробном разборе. И если даже предположить, что она достоверна, то при противостоянии хадиса и сподвижника, предпочтение отдаётся первому».

В книге «Зухд» также сказал имам Ахмад: «Передал Хусейн ибн Мухаммад аль-Масуди от Амира ибн Шакика от Абу Ваиля: некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха».

Также сказал имам ибн Хаджар аль-Хайтами в «Фатавия аль-Фикхийя аль-Кубра (1/177)». «Что касается передаваемого о том, что ибн Масуд выгнал из мечети группу читающих зикр, то этот асар недостоверен». Именно поэтому сказал Абу Ваиль:

«Некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха».

 

Имам Мухаддис аль-Мунави в «Файзу кадир» (1/457) об истории с ибн Масудом сказал, что она недостоверна. Аль-Алляма Улюси сказал в «Рух аль-маани» (6/163), что эта история недостоверна и если даже была бы достоверна, то существует много достоверных хадисов, свидетельствующих о желательности коллективного зикра. Это же относится к чрезмерно громкому зикру. 

 

          Доводы в пользу коллективного зикра.


        Аль-Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). По нему ибн Аббас узнавал, что люди расходятся из мечети (в продолжении хадиса имама аль-Бухари)».

        Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Какие бы люди не упомянули Аллаха, их окружат ангелы и покроет их милость Аллаха, и снизойдёт на них спокойствие, и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него» (Муслим, ат-Тирмизи). Посланник Аллаха , передавая слова Всевышнего, сказал: «Всевышний говорит: «Я таков для раба Своего, как он думает обо Мне, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. И если он поминает Меня про

себя, то и Я помяну его про Себя, если же он помянет Меня в обществе (людей), то Я помяну его в ещё более лучшем обществе (ангелы)» (аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи). Да наставит нас всех Аллах! Амин.