Посещение могил – что это?

 

 

Идолопоклонничество? Или всё-таки благой пример, оставленный нам Пророком ?

В последнее время мы часто можем наблюдать такую картину, когда одни мусульмане обвиняют других в многобожии. И усугубляет это опасное положение, то, что они обвиняют их из-за тех деяний, в дозволенности которых не вызывало сомнения у мусульманской уммы на протяжении веков. Пока в 18 в. не появились так называемые фундаменталисты, решившие разрушить крепкие стены нашей религии, вынося фетвы, противоречащие Корану, Сунне и иджмау, трактуя Коран, как им вздумается. Но кто-то может сказать, что их обвинения подкреплены доводами из Корана и Сунны. Да, это так, они приводят различные аяты и хадисы к своим обвинениям в адрес мусульман, но если мы рассмотрим эти доводы через призму научного толкования, то мы обнаружим, что эти аяты и хадисы лживо растолкованные ими.

Одна из таких причин, из-за которых эти заблудшие люди обвиняют мусульман в неверии – это посещение могил. И чтобы мы смогли наглядно узреть их лживое толкование и заблуждение, в котором они находятся, мы приведем некоторые доводы, к которым прибегают эти заблудшие люди, в своих обвинениях.

Один из таких доводов, приводя который они запрещают отправляться к могилам, и даже приравнивают это к многобожию, хадис Пророка , который они трактуют следующим образом:

«Вы не отправляйтесь никуда, кроме как в три мечети, это мечеть «Харам», моя мечеть (т.е. мечеть в Медине) и мечеть Аль-Кудс (Иерусалим)».

 

Но такая трактовка хадиса недопустима из-за нескольких причин:

во-первых, в арабском оригинале этого хадиса отсутствует слово «никуда»;

во-вторых, если было бы так, то нельзя было бы отправляться ни для Хаджа, ни для торговли, ни для обучения и др. потребностей;

в третьих, такая трактовка хадиса неправильна и со стороны грамматики арабского языка, так как в этом хадисе присутствует «недостаточное исключение», при котором возможен только следующий смысл:

«Не отправляйтесь в мечети (т.е. на расстояния более 85 км) ради совершения там молитвы, кроме как в эти три мечети».

 

 

 

Но есть и такая категория людей, которые утверждают, что само по себе посещение могил не является запретным, но приводящее к греху и даже многобожию. Т.е. они утверждают, что деяния, совершаемые возле могил, такие как саадака, чтение Корана, чтение зикра, совершение дуа, посредничество через усопших и др., является греховными, а то и многобожием. Для оправдания такого утверждения они приводят следующие доводы:

«Поистине, те, кто был до вас, делали могилы своих Пророков (мир им) местами поклонения. Вы же не превращайте могилы в мечети, ибо, поистине, я запрещаю вам это!».

 

«Не превозносите меня так, как христиане превозносили сына Марйам. Поистине, я всего лишь раб, так что говорите, Раб Аллаха и Посланник Его».

Неужели эти люди думают, что мусульмане поклоняются могилам, неужели они думают, что мусульмане также как и христиане считают Пророка Мухаммада сыном Божьим. Как же они глупы в своём невежестве! Далее мы затронем действия, связанные с посещением могил, опираясь на доводы Корана, Сунны и мнения ученых.

 

 

 

Посещение могилы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

 

Доказательство из Корана

 

Всевышний Аллах в священном Коране в суре «ан-Нисаъ», аят 64 говорит:

«И если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли бы к тебе и попросили прощения у Аллаха, и если бы попросил прощения для них Посланник , то они нашли бы Аллаха принимающим раскаяния и милостивым».

И эта милость Аллаха не ограничивается периодом жизни Пророка ﷺ, она продолжается и после перехода Пророка (мир ему и благословение) в мир иной, для всех посещающих его могилу. Доказательство этому следующий хадис Пророка (мир ему и благословение):

«Посетивший меня после смерти, подобен тому, кто посетил меня при жизни» (ас-Субуки).

Доказательство из сунны

Пророк в одном из своих хадисов сказал: «Кто посетит мою могилу, тот заслужил моё заступничество» (ад-Даркутни, аль-Баззар, ат-Табарани, аль-Хайтами).

В другом хадисе говорится: «Кто совершил хадж и не посетил меня, тот отнёсся ко мне грубо» (Ибн Адий).

Также Пророк сказал: «Пророк Иса совершит хадж и умру, а затем посетит меня и поприветствует, и я отвечу ему» (аль-Хаким). Еще в одном из хадисов сказано:

  

«Кто посетил меня после смерти, тот как будто посетил меня при жизни, а кто умер в пределах заповедных земель, тот в Судный День будет воскрешен в безопасности» (Ибн Маджа, Аль-Хаким)

 

Высказывания ученых о посещении Пророка

 

Ученые разошлись во мнении, является ли обязательным посещение могилы Пророка или крайне желательным действием. И тут даже не может идти речь о недозволенности этого. Такие ученые как аль-Газали, Иззуд-Дин ибн Абду-Салям, ар-Рафии, ан-Навави и д.р. сказали, что если человек даст обет посетить могилу Пророка (мир ему и благословение), он обязательно должен исполнить этот обет. Ведь он дал обет на богослужение.

Имам ан-Навави в своей книге «Идах аль-манасик» подробно описывает адабы при посещении могилы Пророка . Эти все доводы достаточны, чтобы понять дозволенность посещения могилы Пророка. Посещение могил праведников, родственников и, в общем, мусульман Доводы из сунны. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их» (Муслим). В другом риваяте сказано: «Теперь же посещайте их, ведь это вам будет напоминать о Судном Дне» (ат-Тирмизи). Еще в других риваятах этого хадиса сказано: «…это охладит ваш пыл в отношении этого мира и напомнит о Судном дне» (Ибн Маджа, аль-Хаким). «…это смягчит ваши сердца, вы будете плакать, и перестанете смеяться друг над другом» (аль-Хаким). «…это напомнит вам о смерти» (Абу Дауд).

Также передаётся, что Пророк посетил могилу своей матери, плакал над ней и вместе с ним плакали другие (Муслим ).

Аль-Байхаки передаёт от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение), подойдя к могиле Мусаба ибн Умайра, сказал:

«Я свидетельствую, что вы живы перед Аллахом, посещайте их и приветствуйте, клянусь Аллахом, если вы их поприветствуйте, то они ответят вам». Что касается мнения исламских ученых, то они единогласны в том, что посещение могил является желательным деянием, как об этом пишет имам ан-Навави в своей книге под названием «Аль-маджму».

Слышат ли нас покойные, и доходит ли до них вознаграждения за прочитанный Коран Доводов для того, что покойные слышат нас в могиле достаточно. Приведём некоторые из них. Однажды, после битвы при «Бадре», Пророк подошёл к мертвым телам язычников и обратился к ним:

«Разве вы не получили то, что вам обещал Аллах? Я получил то, что Аллах мне обещал». Услышав его слова, Умар сказал: «Почему ты разговариваешь с телами, которые расстались со своими душами?» Пророк  ответил: «Они меня слышат также, как ты, но не могут ответить» (Муслим).

От Анаса передаётся, что Пророк сказал:

«Когда покойного положат в могилу, он будет слышать шаги уходящих» (Аль-Бухари). Передаётся от Зайда ибн Асляма, что однажды Абу Хурайра прошёл рядом с могилой вместе со своим знакомым и сказал: «Поприветствуй их». В ответ он спросил: «Как я буду приветствовать умершего?» и Пророк сказал: «Если он знал тебя при жизни, то узнает тебя и сейчас».

 

Вознаграждение за прочитанный Коран

 

А что касается, доходит ли вознаграждение прочитанного Корана до усопшего или нет, то мы и ранее приводили хадисы, подтверждающие правомерность мнения того, что усопшие получают пользу за прочитанный Коран за их души. Далее приведём другие доводы, подтверждающие это. От Макаля бин Ясар передаётся, что Пророк  сказал:

«Сура «Ясин» – это сердце Корана, и если человек прочитает её ради довольства Аллаха, то Аллах простит его грехи. Так читайте же её для умерших» (Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Насаи, Ахмад и др.).

Аль-Хафиз ас-Суюти пишет:

«Каждый, кто посетил кладбище, прочитал суры «Аль-Фатиха», «Ат-Такасур» и «Аль-Ихляс», а затем сказал: «Я передаю награду за чтение этих слов Аллаха обитателям могил из числа верующих», то они будут заступниками его в Судный День».

Ибн Умар сказал:

«Желательно после похорон прочитать над могилой начало и конец суры «Аль-Бакара» (ан-Навави).

Из всего сказанного становится очевидным неправомерность обвинений мусульман устами этих «фундаменталистов». И не останавливает их и тот фактор, что слова такфира подобны вылетевшему бумерангу, вводящие самого обвинителя в куфр, если человек, кому эти слова были адресованы, является мусульманином.

Да сохранит нас Всевышний Аллах от подобных обвинений и наставит нас на истинный путь, путь которым будет доволен Всевышний Аллах и Его Посланник . Амин!

 

http://assalam.ru/content/story/2567