Посещение могил – что это?
Идолопоклонничество? Или всё-таки благой пример, оставленный нам Пророком ﷺ?
В последнее время мы часто можем наблюдать такую картину, когда одни мусульмане обвиняют других в многобожии. И усугубляет это опасное положение, то, что они обвиняют их из-за тех деяний, в дозволенности которых не вызывало сомнения у мусульманской уммы на протяжении веков. Пока в 18 в. не появились так называемые фундаменталисты, решившие разрушить крепкие стены нашей религии, вынося фетвы, противоречащие Корану, Сунне и иджмау, трактуя Коран, как им вздумается. Но кто-то может сказать, что их обвинения подкреплены доводами из Корана и Сунны. Да, это так, они приводят различные аяты и хадисы к своим обвинениям в адрес мусульман, но если мы рассмотрим эти доводы через призму научного толкования, то мы обнаружим, что эти аяты и хадисы лживо растолкованные ими.
Одна из таких причин, из-за которых эти заблудшие люди обвиняют мусульман в неверии – это посещение могил. И чтобы мы смогли наглядно узреть их лживое толкование и заблуждение, в котором они находятся, мы приведем некоторые доводы, к которым прибегают эти заблудшие люди, в своих обвинениях.
Один из таких доводов, приводя который они запрещают отправляться к могилам, и даже приравнивают это к многобожию, хадис Пророка ﷺ, который они трактуют следующим образом:
«Вы не отправляйтесь никуда, кроме как в три мечети, это мечеть «Харам», моя мечеть (т.е. мечеть в Медине) и мечеть Аль-Кудс (Иерусалим)».
Но такая трактовка хадиса недопустима из-за нескольких причин:
во-первых, в арабском оригинале этого хадиса отсутствует слово «никуда»;
во-вторых, если было бы так, то нельзя было бы отправляться ни для Хаджа, ни для торговли, ни для обучения и др. потребностей;
в третьих, такая трактовка хадиса неправильна и со стороны грамматики арабского языка, так как в этом хадисе присутствует «недостаточное исключение», при котором возможен только следующий смысл:
«Не отправляйтесь в мечети (т.е. на расстояния более 85 км) ради совершения там молитвы, кроме как в эти три мечети».
Но есть и такая категория людей, которые утверждают, что само по себе посещение могил не является запретным, но приводящее к греху и даже многобожию. Т.е. они утверждают, что деяния, совершаемые возле могил, такие как саадака, чтение Корана, чтение зикра, совершение дуа, посредничество через усопших и др., является греховными, а то и многобожием. Для оправдания такого утверждения они приводят следующие доводы:
«Поистине, те, кто был до вас, делали могилы своих Пророков (мир им) местами поклонения. Вы же не превращайте могилы в мечети, ибо, поистине, я запрещаю вам это!».
«Не превозносите меня так, как христиане превозносили сына Марйам. Поистине, я всего лишь раб, так что говорите, Раб Аллаха и Посланник Его».
Неужели эти люди думают, что мусульмане поклоняются могилам, неужели они думают, что мусульмане также как и христиане считают Пророка Мухаммада ﷺ сыном Божьим. Как же они глупы в своём невежестве! Далее мы затронем действия, связанные с посещением могил, опираясь на доводы Корана, Сунны и мнения ученых.
Посещение могилы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Доказательство из Корана
Всевышний Аллах в священном Коране в суре «ан-Нисаъ», аят 64 говорит:
«И если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли бы к тебе и попросили прощения у Аллаха, и если бы попросил прощения для них Посланник ﷺ, то они нашли бы Аллаха принимающим раскаяния и милостивым».
И эта милость Аллаха не ограничивается периодом жизни Пророка ﷺ, она продолжается и после перехода Пророка (мир ему и благословение) в мир иной, для всех посещающих его могилу. Доказательство этому следующий хадис Пророка (мир ему и благословение):
«Посетивший меня после смерти, подобен тому, кто посетил меня при жизни» (ас-Субуки).
Доказательство из сунны
Пророк ﷺ в одном из своих хадисов сказал: «Кто посетит мою могилу, тот заслужил моё заступничество» (ад-Даркутни, аль-Баззар, ат-Табарани, аль-Хайтами).
В другом хадисе говорится: «Кто совершил хадж и не посетил меня, тот отнёсся ко мне грубо» (Ибн Адий).
Также Пророк ﷺ сказал: «Пророк Иса совершит хадж и умру, а затем посетит меня и поприветствует, и я отвечу ему» (аль-Хаким). Еще в одном из хадисов сказано:
«Кто посетил меня после смерти, тот как будто посетил меня при жизни, а кто умер в пределах заповедных земель, тот в Судный День будет воскрешен в безопасности» (Ибн Маджа, Аль-Хаким)
Высказывания ученых о посещении Пророка ﷺ
Ученые разошлись во мнении, является ли обязательным посещение могилы Пророка ﷺ или крайне желательным действием. И тут даже не может идти речь о недозволенности этого. Такие ученые как аль-Газали, Иззуд-Дин ибн Абду-Салям, ар-Рафии, ан-Навави и д.р. сказали, что если человек даст обет посетить могилу Пророка (мир ему и благословение), он обязательно должен исполнить этот обет. Ведь он дал обет на богослужение.
Имам ан-Навави в своей книге «Идах аль-манасик» подробно описывает адабы при посещении могилы Пророка ﷺ. Эти все доводы достаточны, чтобы понять дозволенность посещения могилы Пророка. Посещение могил праведников, родственников и, в общем, мусульман Доводы из сунны. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их» (Муслим). В другом риваяте сказано: «Теперь же посещайте их, ведь это вам будет напоминать о Судном Дне» (ат-Тирмизи). Еще в других риваятах этого хадиса сказано: «…это охладит ваш пыл в отношении этого мира и напомнит о Судном дне» (Ибн Маджа, аль-Хаким). «…это смягчит ваши сердца, вы будете плакать, и перестанете смеяться друг над другом» (аль-Хаким). «…это напомнит вам о смерти» (Абу Дауд).
Также передаётся, что Пророк ﷺ посетил могилу своей матери, плакал над ней и вместе с ним плакали другие (Муслим ).
Аль-Байхаки передаёт от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение), подойдя к могиле Мусаба ибн Умайра, сказал:
«Я свидетельствую, что вы живы перед Аллахом, посещайте их и приветствуйте, клянусь Аллахом, если вы их поприветствуйте, то они ответят вам». Что касается мнения исламских ученых, то они единогласны в том, что посещение могил является желательным деянием, как об этом пишет имам ан-Навави в своей книге под названием «Аль-маджму».
Слышат ли нас покойные, и доходит ли до них вознаграждения за прочитанный Коран Доводов для того, что покойные слышат нас в могиле достаточно. Приведём некоторые из них. Однажды, после битвы при «Бадре», Пророк ﷺ подошёл к мертвым телам язычников и обратился к ним:
«Разве вы не получили то, что вам обещал Аллах? Я получил то, что Аллах мне обещал». Услышав его слова, Умар сказал: «Почему ты разговариваешь с телами, которые расстались со своими душами?» Пророк ﷺ ответил: «Они меня слышат также, как ты, но не могут ответить» (Муслим).
От Анаса передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
«Когда покойного положат в могилу, он будет слышать шаги уходящих» (Аль-Бухари). Передаётся от Зайда ибн Асляма, что однажды Абу Хурайра прошёл рядом с могилой вместе со своим знакомым и сказал: «Поприветствуй их». В ответ он спросил: «Как я буду приветствовать умершего?» и Пророк ﷺ сказал: «Если он знал тебя при жизни, то узнает тебя и сейчас».
Вознаграждение за прочитанный Коран
А что касается, доходит ли вознаграждение прочитанного Корана до усопшего или нет, то мы и ранее приводили хадисы, подтверждающие правомерность мнения того, что усопшие получают пользу за прочитанный Коран за их души. Далее приведём другие доводы, подтверждающие это. От Макаля бин Ясар передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
«Сура «Ясин» – это сердце Корана, и если человек прочитает её ради довольства Аллаха, то Аллах простит его грехи. Так читайте же её для умерших» (Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Насаи, Ахмад и др.).
Аль-Хафиз ас-Суюти пишет:
«Каждый, кто посетил кладбище, прочитал суры «Аль-Фатиха», «Ат-Такасур» и «Аль-Ихляс», а затем сказал: «Я передаю награду за чтение этих слов Аллаха обитателям могил из числа верующих», то они будут заступниками его в Судный День».
Ибн Умар сказал:
«Желательно после похорон прочитать над могилой начало и конец суры «Аль-Бакара» (ан-Навави).
Из всего сказанного становится очевидным неправомерность обвинений мусульман устами этих «фундаменталистов». И не останавливает их и тот фактор, что слова такфира подобны вылетевшему бумерангу, вводящие самого обвинителя в куфр, если человек, кому эти слова были адресованы, является мусульманином.
Да сохранит нас Всевышний Аллах от подобных обвинений и наставит нас на истинный путь, путь которым будет доволен Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ. Амин!
http://assalam.ru/content/story/2567