Краткое изложение взглядов кадаритов по вопросу предопределения.

 

Прежде чем перейти к рассказу об убеждениях кадаритов в том, что касается понимания ими вопроса предопределения и свободы воли, сделаем небольшое отступление в историю создания этого мазхаба. В книге «Аль-маусу‘а аль-‘арабиййа аль-муйассара» дается такое определение мазхабу «аль-кадариййа»: «Аль-кадариййа» — это группа, появившаяся во времена таби‘инов в омейядский период.

Она возникла в качестве оппонента известному течению аль-джабриййа, утверждая в противовес последователям Джахма ибн Сафвана (основателя аль-джабриййи) постулат об абсолютной и ничем не ограниченной свободе воли человека. Надо добавить к этому, что название аль-кадариййа происходит от термина «аль-кадар» (предопределение). В данном случае имеется в виду, что последователи этой школы не утверждали веру в «аль-кадар», а напротив, отрицали, что Аллах знает о вещах до того, как они получат свое бытие в объективном мире. Именно по этой причине это течение и называют кадаритами. Таким образом, на языке философов они выступали против детерминизма и фатализма.

 

Основал данный мазхаб Ма‘бад ибн Халид аль-Джухани, он был первым человеком, подробно затронувшим вопросы аль-кадар в Исламе. Отметим, что, несмотря на свою ересь с точки зрения суннитов, Ма‘бад был «садуком», правдивым передатчиком хадисов Посланника Аллаха. Существует мнение, что его впоследствии убил аль-Хаджадж, и есть версия, что он был казнен в Дамаске в 80-м году по хиджре амиром ‘Абдаль-Маликом. После смерти Ма‘бада ибн Халида аль-Джухани это учение было продолжено самым знаменитым его учеником, Гайляном (Гиляном) ад-Димашкы, относящимся к четвертому поколению (ат-табака) му‘тазилитов. Гайлян также был казнен амиром Хишамом ибн ‘Абдаль-Маликом в 110-м году по хиджре.

 

В книге «Аль-када’ валь-кадар ‘индаль-муслимин» доктора Исма‘ила аль-Карни перечисляются следующие мнения кадаритов в части предопределения и свободы человеческой воли:

Кадариты утверждают, что все доброе и хорошее в мире следует относить к проявлениям Воли Аллаха, а все злое и плохое в мире следует считать проявлением человеческой воли и действия. Кадариты утверждают, что Аллах полностью предоставил человека в распоряжение его свободной воли, так что он (человек) в силах сам творить добро без какой-либо помощи со стороны Аллаха.

А также они считают, что индивид имеет силу сам создавать собственные действия из ничего. Поэтому совершение добра и хороших поступков осуществляется через свободную волю и силу человека, так же, как и сотворение зла или оставление его происходит через свободный выбор человека, и нет у Аллаха какой-либо власти над человеком через предопределение. Аллах, согласно мнению кадаритов, наделил индивида полной и совершенной силой для того, чтобы уверовать в Него. Поэтому как награда, так и наказание человека обусловлены этой совершенной силой, данной Аллахом. Некоторые кадариты отрицают предвечное знание Аллаха о вещах до того, как те получат свое бытие. А другая группа кадаритов отрицает наличие у Аллаха таких сыфатов, как Могущество (аль-Кудра) и Знание (аль-‘Ильм).

Некоторые кадариты отрицают возможность создания Аллахом ребенка, родившегося от прелюбодеяния. Также они отрицают, что Аллах знает о нем (ребенке от прелюбодеяния) и желает его сотворения. Эта группа кадаритов утверждает также, что «харам» (запретное) является «ризком» (пропитанием, даруемым Аллахом).

Другая группа из них утверждает, что Аллах предопределил для людей пропитание (ризк) и смерть, которые случаются в строго определенное время. Однако если кто-либо из людей, исходя из своей свободной воли, убьет другого, то тем самым он ускорит его смерть, нарушив таким образом предопределение Аллаха (в том, что касается смерти этого человека в срок, который определил Аллах, и по лучения убитым пропитания в срок, который Он предопределил).

 

В заключение отметим, что хотя кадаритов не следует путать с му‘тазилитами, из-за того что, как указывает шейх Са‘ид Фуда, му‘тазилиты не разделяли убеждения кадаритов относительно того, что Аллах не знает о вещах в предвечности, до того, как те получат свою реализацию в обьективном мире, они (кадариты) являются прямыми предтечами му‘тазилитов, потому что так же, как му‘тазилиты, утверждали, что индивид сам творит свои поступки. Именно по этой причине такие ‘алимы, как имам Абу-Мансур аль-Багдади, автор «аль-Фарк байн аль-фирак», называют му‘тазилитов кадаритами.