Манхадж в требовании знаний

Методология изучения наук


«Требование знаний обязательно для каждого мусульманина»



Предисловие

Достоинства знаний и знающих настолько известны, что не нуждаются в упоминании о них.

Хвала Аллаху, в наши дни есть некоторые мусульмане, которые занимаются приобретением знаний. И множество, из этих мусульман имея намерения на обучение, не осведомлены об основных принципах и правилах требования знаний. И в конечном итоге они не могут полностью достичь своих поставленных целей или с трудом добиваются тех вещей, которых можно было бы достичь более легким образом. А у некоторых цели бывают слишком общими и далекими от точности.

Конечно же, кто не имеет точно определенных целей, у него не может быть и правильного пути, который привел бы его к цели. До цели доходят определенными путями, а путь прокладывается в соответствии с целью.

Я посчитал своим долгом показать путь по мере своих знаний из-за множества проблем в области требования знаний.

Прочитав некоторые труды в этой области, резюмировал их, взял основы, которые посчитал необходимыми и систематизировал их по мере возможностей. Чтение этой систематизированный статьи поможет пониманию классических трудов для тех, кто требует знаний.

Эта статья написана для пользы, как простых мусульман, так и для тех, кто требует знаний, чтобы показать им путь в приобретении этих знаний.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать его полезным для искренних из них.

Виды Наук

 

Науки делятся на разные категории с разных сторон. Но мы затронем только некоторые из них:

1. Разделения наук со стороны их связи с Шариатом. С этой стороны науки делятся на две категории:

а) Шариатские науки. Коран, Хадис, Фикх, и подобные знания относятся к этой категории.

б) Не шариатские науки. Медицина, Алгебра, Военное дело и подобные науки относятся к этому разделу.

2. Разделение наук со стороны хукма их изучения. С этой стороны науки делятся на пять:

а) Науки, которые обязательны (фарз). То есть те науки из-за оставления которых, человек становится грешником.

Обязательные науки в свою очередь делятся на «фарзуль айн» и «фарзуль кифая». Например, изучение обязательного из акиды и фикха и изучение всего запретного, попадание в которое многовероятно для человека, являются фарзуль айном для мусульманина мукалляфа. Несомненно, самым важным из обязательного является произношение двух свидетельств, зная их смысл. После этого нужно приобретать знания о других Основах Имана.

А на счет фикха, например, для женщины является фарзуль айном изучение ахкамов хайза (месячных), так как такие поклонения, как намаз, пост, чтение Корана (притрагиваясь к нему) и другие ибадаты связаны с этим. И для женщины, которая обслуживает гостей знание о том к кому нельзя выходить без хиджаба, является фарзуль айном.   

Изучение положений намаза, и тех вещей которые портят его, омовения, очищения от нечистот и т.п., вещей которые являются условием намаза, является фарзуль айном для каждого мукалляфа.

Тому, кто занимается торговлей, знание запретных вещей в торговле является фарзуль айном. Даже сказали некоторые ученые о тех вещах, которые в основе не являются ваджибом, как никах и торговля: «Недозволено никому, входить в эти дела, без изучения их ахкамов».

Человеку не обязательно изучение тех харамов, в которых он не может попасть. К примеру, не нужно глухонемому изучать те вещи, произношение которых является харамом. Так же на слепом нет обязанности изучения тех вещей, на которых запретно смотреть.

Вкратце «знание зависит от узнаваемого» ( العلم تابعٌ للمعلوم ). Если что то является фарзуль айном, то изучение минимальных сведений о нем является фарзуль айном. Если является одобряемым, то изучение минимальных знаний является одобрительным.

А на счет времени получения этих знаний ученые сказали, например, для того, кто достиг зрелости до зухр намаза: ему обязательно приобретение знания о зухр намазе с началом времени, но это в то время когда человек может изучить эти вопросы до исхода времени намаза. Если время этого намаза не хватает для обретения нужных знаний, то надо отделить некоторое, достаточное, время для приобретения нужных знаний до намаза.

Примером для фарзуль кифая можно привести изучение Корана наизусть, арабский язык, фикх в общем и т.д. В этот раздел входят и некоторые мирские науки. Те науки, в которых есть нужда для оберегания крови, имущества и чести мусульман являются из числа фарзуль кифая. Например, медицина для оберегания здоровья, военное дело для сражения с неверными, химия, физика для приготовления современных видов оружия. Насколько же мусульмане нуждаются в этих науках сегодня!

  

б) Мандуб. То есть науки, изучение которых рекомендуются, побуждаются к этому. Заходить в тонкие вопросы в шариатских науках и заниматься их глубоким изучением является мандубом. Так же человеку является мандубом знание тех вещей, которые являются мандубом из его занятий (например, знание мандубов намаза есть мандуб).   

в) Мубах. То есть свободные/дозволенные науки. История, литература являются из этой категории.

г) Макрух. Неодобряемые науки. Например, поэзия о любви к женщинам являются из этой категории.


д) Харам/недозволенные науки. То есть науки из за изучения которых человек будет совершать грех. Например, рамль, философия (которую в наши дни изучают некоторые мусульмане в университетах), музыка, колдовство.


Шариатские науки в основе или фарзуль айн или фарзуль кифая, но углубление в некоторых может быть мандубом. То есть в шариатских науках не может быть ни макруха, ни харама, в эти категории входят только мирские науки.


3. Разделение наук со стороны уровня. У наук с этой стороны три уровня:

а) Аль Икътисар (الاقتصار) – первоначальный уровень

б) Аль Икътисад (الاقتصاد) – средний уровень

в) Аль Истикъса (الاستقصاء) – высший уровень. (Этот уровень также называется табаххур).

В этом разделении есть большая польза. Не является фарзуль айном обучение всех трех уровней каждой науки. Есть науки, первоначальный уровень которых является фарзом, в то время как высший уровень является харамом.

А каковы границы этих уровней? Например, определение Гъазали в Акиде таково:

Знание акиды ахли Сунны без доводов - это первоначальный уровень, а знание с доводами и таким образом, чтобы уметь спорить с ахлюль бидъа - это средний уровень.

А в Хадисе его разделение таково: Первоначальный уровень это знание хадисов Бухари и Муслима, так чтобы можно было отыскать нужные хадисы, когда понадобятся. Знания их наизусть не является условием. Если добавить к ним хадисы, которые в достоверных муснадах, то это уже будет средний уровень.

Абу Бакр Аль Мараши считает средним уровнем в Нахве книгу «Мугъниль Лябиб» Ибн Хишама и «Аль Кафия» Ибнуль Хаджиба.

Даже некоторые ученые составляли свои книги в соответствии с этими уровнями. Для примера можно привести три тафсира Аль Вахиди - «Аль Ваджиз», «Аль Васит» и «Аль Басит». Так же составлены книги Гъазали про Фикх, названия которых такие же.   

Надо тому, кто требует знания всегда знать свою цель и требовать знания соответственно этой цели по уровням, не оставлять нужные знания, слишком углубляясь в других науках. Для примера могу указать на методы некоторых мадраса, о которых я осведомлен. В этих мадрасах примерно 7 лет усиленно преподается арабский язык. В итоге старающийся ученик обретает уровень Нахвиста. Это неприемлемо для каждого, так как их целью не является написание тафсира Корана или становится муджтахидом! Им от арабского нужно столько сколько нужно для достижения цели. 

 

Польза разделения наук

Какова польза этих разделений? Это разделение имеет много польз, и мы затронем самые важные из них:

  1. Макалляфы с помощью этих разделений узнают, какие знания являются обязательными для них, а какие нет. И таким образом становится понятным, оставление каких знаний является греховным делом.
  2. Когда становятся известными знания, приобретение которых фарзуль айн, то, становится понятным те науки, за которыми можно путешествовать для их изучения, даже без дозволения родителей.
  3. Когда становится понятным, какие знания фарзуль айн, какие фарзуль кифая, а какие мандуб, то их можно поставит в последовательный ряд определенным образом. А узнав о науках которые являются харамом можно избегать их.
  4. Когда становится известным уровни в науках, то становится ясным хукм каждого уровня и люди могут избегать от ненужных углублений и тех уровней, которые являются запретным.

Изучение по мере возможностей

Наук много, а жизнь человека коротка. Каждому надо в первую очередь учить самые важные науки для него. Потом изучать другие науки, взяв во внимание их важность.

Это один из важных моментов в приобретение знаний - «дать первичность самому важному над важным»

Знания, которые являются фарзуль айном для мукалляфа это знание запретных и повеленных вещей в ситуации, в которой он находится на данный момент. Это называется «ильмуль халь», то есть знание положений данного времени.   

Но, к сожалению, братья во многих местах требуют знания не в соответствии этого принципа. Например, можно увидеть человека который не знает наджасаты от которых надо оберегаться в намазе, но читает «Аль Бидаяту ван Нихая» Ибн Касира в области истории, или человека, который не знает, портит ли сон омовение, но копается в тафсирах, чтобы узнать из какого материала был изготовлен корабль Нуха, аляйхис салям, или человека который не знает в каких ситуациях надо делать суджуд ошибки, но ведет споры о том, что является ли Коран махлюком или нет.

Пусть Аллах направит нас и вас на правильный путь!

От простого к сложному

В приобретении знаний надо идти от простого к сложному, как и в других вещах. Тот, кто хочет изучить какую-то науку должен сперва изучить его основы и принципы. Потом постепенно переходить к более глубоким вопросам.

Вопросы, которыми должен задаваться приобретающий какую-то науку.

Насколько мне обязательна эта наука? Если обязательна, то в каком уровне? Искренен ли я в изучении этой науки? Каков порядок постепенности в этой науке, какие книги должны изучаться в первую очередь? и т.д.

Книги или учитель?

 

Несомненно, что самым лучшим путем в приобретении знаний является изучение его у учителя. Но в наше время из за некоторых политических и экономических факторов не каждому удается приобретать знания у ученых.

Но Аллах, милость которого обширна, открыл нам новые пути приобретения знаний в наши дни. Облегчилось приобретение как обычных, так и электронных книг, много классических трудов переведены на разные языки. В интернете существуют высококвалифицированные люди и сайты, которые могут показать путь требующему знания.

Много полезных уроков можно приобрести или скачать в интернете в записанном виде на аудио и видео носителях. Люди, сидя в своих домах, могут участвовать в исламских уроках.

Наличие множества книг позволяют нам дополнять моменты, которые не упомянуты в других книгах или не совсем понятно разъяснены. Приобретающему знания надо оценить все эти возможности должным образом, и в полной мере воспользоваться этим.

Источники

Хотел указать на источники, которыми я воспользовался при написании этой статьи. Чтобы, таким образом братья которые захотят изучить тему более обширно, в первую очередь рассмотрели источники которых я не рассмотрел.

Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи - «Талимуль Мутааллим Тарикъат Тааллум»

Мухаммад бин Аби Бакр Аль Мараши - «Тартибуль Улюм»

Абу Талиб Аль Макки - «Къутуль Къулюб» (соответствующая часть)

Абу Хамид Аль Гъазали - «Ихьяу Улюмид Дин» (предисловие и некоторые главы)

Мухйиддин Ан Навави - «Аль Маджмуъ» (предисловие)

Ибн Хальдун - «Аль Мукъаддима» (соответствующая часть)

Ибн Абидин - «Раддуль Мухтар» (предисловие)

Аль Мавсуатуль Фикхийятуль Кувейтийя (соответствующая часть)

Ахмад бин Али Аль Къари - «Аль Ибдауль Ильми» (соответствующая часть)

Насир Аль Умар - «Аль Ильму Заруратун Шарийя» (соответствующая часть)