1.Определение

Наука «усуль аль-фикх» представляет собой совокупность общих правил извлечения правовых шариатских норм из частных шариатских доказательств.

Простейший пример использования правила. Всевышний Аллах говорит: «Совершайте намаз» (сура «Корова», аят 43).

Данный аят Корана является частным шариатским доказательством. Он содержит прямое повеление в простейшей форме. Одно из правил «усуль аль-фикх» гласит: повеление предусматривает обязательность. То есть если Коран или Сунна повелевают совершение какого-либо действия, и при этом в текстах шариата нет дополнительных указаний на его необязательность, то совершение данного действия является обязательным для мукалляфа (дееспособного мусульманина). Применяя это правило к упомянутому аяту, можно вывести следующую правовую шариатскую норму: совершение молитвы является обязательным.

 

2. Разница между науками «фикх» и «усуль аль-фикх»

Наука «фикх» представляет собой совокупность правовых шариатских норм, связанных с действиями мукалляфов. «Фикх» изучает правовые нормы (обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное), которые оценивают действия человека во всех сферах жизни.

Фикх делится на два основных раздела: 1) ибадат: намаз, закят, пост, хадж; 2) муамалят: семейное право, торговые отношения, уголовное право, государственное право, международные отношения… К фикху относятся, например, следующие положения: заключение брака недействительно без опекуна невесты; соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным для каждого мусульманина; омовение является условием действительности молитвы; договор купли-продажи, после заключения которого у покупателя остаётся право выбора цены товара из нескольких предложенных вариантов в зависимости от срока уплаты, является недействительным.

Наука «усуль аль-фикх» изучает природу источников шариата, общих правовых норм (обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное); правила их извлечения из источников; требования к учёным, извлекающим нормы из Корана и Сунны; а также правила следования им простых мусульман.

 

3. Правила «усуль аль-фикх» обязательно должны основываться на доказательствах

Если каждая правовая шариатская норма непременно должна основываться на достоверных доказательствах, то это тем более касается общих правил «усуль аль-фикх», на которых строятся шариатские правовые нормы.

Примеры доказательств правил. Правило «усуль аль-фикх»: шариат не предписывает человеку того, что ему не под силу – основано на аяте Корана: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). Упомянутое выше правило: повеление предусматривает обязательность – основывается на словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы я не боялся трудностей для моей общины, то велел бы им использовать сивак при каждом намазе» (Аль-Бухари, Муслим).

 

4. Разделы науки «усуль аль-фикх»

Исходя из определения, данного науке «усуль аль-фикх» выше, её можно условно разделить на четыре основных раздела:

1) Правовые шариатские нормы. В данном разделе разъясняется, Кто устанавливает правовые нормы; природа правовых норм, их виды и особенности; на кого распространяются правовые нормы, условия дееспособности; что является предметом правовых норм (действия человека).

2) Источники правовых шариатских норм. В данном разделе рассматриваются источники исламского права и общие механизмы, установленные шариатом для извлечения правовых шариатских норм. Сюда относятся Коран, Сунна (слова, действия и одобрения пророка (мир ему и благословение Аллаха), иджма’ (единогласное мнение учёных), кияс (суждение по аналогии), истихсан (правовое исключение), истисхаб (правовая презумпция), масляха мурсаля (общая польза), ‘урф (учёт обычая), садду зараи’ (предотвращение вреда) и др.

3) Правила извлечения норм из их источников. В данном разделе разъясняется, как из источников шариата извлекаются правовые нормы, как на практике работают исламские правовые механизмы, как шариатские тексты указывают на правовые нормы, как тексты Корана и Сунны указывают на контекст друг друга и т.д.

4) Условия иджтихада и таклида. В данном разделе разъясняется, кто имеет право на извлечение правовых норм из их источников, каким условиям и требованиям он должен соответствовать; а также правила следования за учёными простых мусульман.

 

 

5. Использовали ли сподвижники науку «усуль аль-фикх»?

Ни «фикх», ни «усуль аль-фикх» как систематизированные науки не были известны сподвижникам пророка (мир ему и благословение Аллаха). Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение) в шариатских дисциплинах не было необходимости. Ответы на возникавшие у мусульман вопросы они находили в продолжавшихся ниспосылаться аятах Книги Аллаха и на устах Его посланника.

Со смертью пророка (мир ему и благословение Аллаха) прекратилось и ниспослание Корана. Священного текста, которым, с научной точки зрения, ограничивается религия Аллаха, осталось строго ограниченное количество. Вместе с этим расширение границ исламского государства, формирование и развитие новых принципов социальной и экономической жизни, принятие ислама миллионами самых разных людей и другие подобные факторы наваливали на мусульман горы новых вопросов, требовавших незамедлительных ответов. Появилась острая необходимость в систематизации и классификации правовых норм на основе двух важнейших источников исламского права: Корана и Сунны, в разработке общей методологии выведения правовых норм из источников шариата.

Несмотря на то, что при сподвижниках наука «усуль аль-фикх» не была строго регламентирована на бумаге, их понимание и мышление в полной мере вбирали в себя её положения. А иной раз сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорили об этих положениях прямым текстом. Как, например, о киясе.

Первым же, кто составил научный труд, посвящённый непосредственно положениям «усуль аль-фикх» был имам Аш-Шафии («Ар-Рисаля»).