Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий, правильное и полное понимание, познание глубинной сути чего-либо. Слово «фикх» обладает несколько более специальным значением, чем близкие по смыслу слова «‘ильм» и «фахм», имеющие значение «знать, понимать».

В Куръане слово «фикх» использовано примерно в двадцати местах в глагольной форме «полностью и хорошо понимать что-либо, охватить его смысл, знать истинную сущность и постичь его умом». В одном священном аяте оно использовано в форме «тафаккух фид-дин» (обладание познаниями в религии).

«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли стать обладателями основательных и глубоких знаний в религии и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться».

Быть обладателем глубоких познаний в религии – это немного специфичное значение. Обладатели глубокого понимания и широких познаний, безусловно, лучше разбираются в религии, знают ее положения, цели, тонкости ее установлений, всю ее пользу и мудрость, те основы, на которые она опирается.

В хадисах мы также наблюдаем использование слова «фикх» и в словарном значении, и в форме «тафаккух фи-ддин» с более частным значением «быть обладателем глубокого познания по вопросам ислама».

Наш Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) говорил: 

«Кому Аллах пожелает добра, того сделает обладателем фикха в религии (познавшим тонкости религиозных установлений)». В Куръане говорится, что те, кто, обладая сердцем, не могут постичь аятов Аллаха, будут обитателями Ада. Это качество неверующих. «У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».

А в другом аяте сказано про неверующих и лицемеров:

«Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?»  И еще раз Куръан использует слово «фикх», когда говорит, что люди не в состоянии понять славословия семи небес, земли и тех, кто на них обитает, когда они прославляют своего Господа.  В других аятах слово «фикх» также употребляется в сходных с приведенными значениях. В словарях это слово имеет значения «знать, познавать, обладать тонким пониманием».

Мухаммад Абу Захра дает такое определение: «Фикх – это точное и глубокое понимание, постижение сути предметов, слов и действий».

 

В терминологии фикх означает детальные установления шари‘ата по практическим вопросам, которые были выведены муджтахидами из религиозных доводов.

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) дал фикху такое определение:

«Знания по фикху – это те решения по практическим вопросам, которые человек должен знать. Но знания нужны только для того чтобы действовать в соответствии с ними. А действовать в соответствии с религиозными знаниями, значит оставить мирские заботы ради обретения счастья и блаженства в вечной жизни».

Для того чтобы лучше это понять, будет нелишним провести краткий обзор истории фикха, начиная с ранних этапов его становления.

 

Первый период - Это эпоха нашего господина, Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

В это время фикх целиком сосредоточен на божественном откровении, потому что именно вахий является источником установлений фикха и в их словесном выражении и по смыслу (Куръан) или же только по содержанию (Сунна). И те иджтихады нашего Пророка (салляллаху‘алейхи ва саллям) и его сподвижников (радыяллаху ‘анхум), которые были одобрены через вахйи, также имеют достоинства «фикха откровения». С одной стороны, наш Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) давал ответы на вопросы своих сахабов по фикху, с другой – он подготовил часть из них до такой степени, чтобы они сами могли найти ответы по вопросам фикха. Эту подготовку он проводил в Суффе, пристроенной им к аль-Масджид ан-Набави и считающейся первым исламским медресе. Тех, кто обладал большими способностями в фикхе, он довел до той степени, когда они сами могли выносить фетву. Еще при жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи ва саллям) некоторые из сахабов давали фетвы. Досточтимые Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Му‘аз ибн Джабаль, ‘Убай ибн Ка‘б (радыяллаху ‘анхум) – вот часть из тех сподвижников, которые давали фетвы при жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи ва саллям).

Этих подготовленных им муджтахидов Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) отправлял в те края, где проживали мусульмане, чьи знания по исламу не шли дальше основных положений веры. Народ строго следовал фетвам этих сахабов муджтахидов по практическим вопросам, связанным с обрядами поклонения, взаимоотношениями людей и с различением халяль от харама. Как поясняется в книгах по фикху, когда сахаба-муджтахиды сталкивались с проблемами, решения которых не находили в Коране и сунне, они приводили свои доводы путем иджтихада с учетом рекомендаций Посланника Аллаха (салляллаху  ‘алейхи ва саллям) и, основываясь на иджтихаде, давали свои фетвы. И люди строго исполняли эти вынесенные ими фетвы.

К примеру, когда Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) отправлял Му‘аза ибн Джабаля в Йемен, спросил у него, чем тот будет руководствоваться в принятии решений. Му‘аз ответил, что Куръаном, затем сунной, но если там не найдет ответов, то будет совершать иджтихад. За такой ответ Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) похвалил Му‘аза.

 

Второй период - Это эпоха праведных халифов. 

Период праведных халифов начинается после завершения ниспослания Куръана и передачи сунны, составляющих основу «фикха откровения». Во время праведных халифов сахабы в поиске решения какого-либо вопроса по фикху, прежде всего, обращались к Куръану и сунне. Если в них не находили ясного указания по этому вопросу, тогда они совершали иджтихад. Среди них были как те, кто совершал итждихад в его абсолютном понимании, так и те, кто совершал итждихад только по отдельным темам.

‘Умар в одном из своих выступлений перед жителями района Джабия в Шаме говорил:

«Если кто-то хочет задать вопрос о Куръане, пусть спросит ‘Убайя ибн Ка‘ба. Кто хочет спросить о наследстве, спрашивайте у Зайда ибн Сабита. Желающие узнать о фикха пусть обращаются к Му‘азу ибн Джабалю. А кто хочет задать вопрос о ведении хозяйства, подходите ко мне».

Этот призыв ‘Умара к народу с просьбой обращаться с интересующими их вопросами к сахабам муджтахидам косвенно подтверждает, что и в эпоху праведных халифов народ продолжал следовать указаниям муджтахидов. Самые известные факихи-муджтахиды второго периода: 1. Абу Бакр ас-Сыддик (ум. в 13 г. хиджры). 2. ‘Умар (ум. в 23 г.). 3. ‘Усман (ум. в 35 г.). 4. ‘Али (ум. в 40 г.). 5. Абдуллах ибн Мас‘уд (ум. в 32 г.). 6. Абу Муса аль-Аш‘ари (ум. в 45 г.). 7. Му‘аз ибн Джабаль. 8. ‘Убайй ибн Ка‘б (ум. в 30 г.). 9. Зайд ибн Сабит (ум. в 54 г.). (радыяллаху ‘анхум аджма‘ин).

 

Третий период Это эпоха сахабов и таби‘инов.

Этот период начинается после завершения эпохи праведных халифов и продолжается до последних лет существования государства Омейядов. На этом этапе подход к проблемам фикха полностью сответствует тому, как понимали иджтихад святые сподвижники. Как повествуется в книгах по истории ислама, в этот период произошли многие политические события. Также сообщается о возникновении некоторых междуусобиц. В результате этих событий мусульмане разделились на три крупных течения - Ахли-Сунна, шииты и хариджиты. Особенности третьего периода:

1. Появились разделения среди мусульман, возникшие в результате упомянутых выше политических событий. 

2. Ученые ислама разъехались по разным областям. В тех краях, куда они поехали, некоторые сахабы начали давать уроки. Они проводили индивидуальные и общие учебные занятия. Подготовленные ими табиины сыграли важную роль в укоренении религиозных знаний в этих городах.

3. Широкое распространение получили передача и собирание хадисов. Появились и некоторые вымышленные хадисы.

4. Стали известны многие ученые-неарабы: тюрки, персы, египтяне.

5. Мухаддисы и факихи вступили в разногласия по поводу используемых ими методов.