Общие сведения о науке «Мусталях уль-Хадис»

 

Наука «Мусталях уль-Хадис» в целом делится на два направления:

1) Ильм уль-хадис аль-хасс би-р-ривая. (علم الحديث الخاص بالرواية)
2) Ильм уль-хадис аль-хасс би-д-дирая. (علم الحديث الخاص بالدراية)


Ильм уль-хадис ар-ривая


Это наука, которая охватывает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его поступки, качества, подтверждения, повествования, уточнение и сохранение слов.

Тема этой науки – Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), его слова, его деяния, его подтверждения и качества.

Польза - защищенность от ошибки в передаче его слов, его деяний, его подтверждений и качеств (да благословит его Аллах и приветствует).

Цель науки - быстрое стремление счастья в обоих мирах.

Достоинство этой науки - она является одной из благороднейшей наук, ибо она познает образ следований за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), где Всевышний Аллах повелел нам в следование за ним, в Своих словах:

وَاتَّبِعُوهُ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ

«Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (сура «аль-А`раф» аят 158)

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Скажи, если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Имран» аят 31)

И поэтому для мухаддисов величайшая и всеохватывающая награда, как это пришло в хадисе, который передает Имам аш-Шафи`и и аль-Байхаки, со слов Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах) о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً  سَمِعَ مَقَالَتِي فَحَفِظَهَا وَوَعَاهَا وَأَدَّاهَا ، وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ

«Да порадует Аллах того человека, который услышал мои слова,  выучил их, сохранил их и распространил их, возможно передающий знание (передает его) тому, кто знает больше чем он»

Передают Абу Дауд и ат-Тирмизи со словами:

نَضَّرَ الله امرأً سمع منَّا شيئاً فبلَّغَهُ كما سمعه، فَرُبَّ مُبَلَّغ أوْعَى من سامع

«Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышавшего».

Сказал выдающийся ученый, Хафиз аль-Касталяни (да смилуется над ним Аллах):

والمعنى خصه الله تعالى بالبهجة والسرور لأنه سعى في نضارة العلم وتجديد السنة ، فجازاه في دعائه له بما يناسب حاله في المعاملة

«И смысл в том, что Всевышный Аллах выделил (обособил) их славой и радостью, ибо они усердствую в озарение знаний и оживление сунны, и воздал благом им пророк да благословит его Аллах и приветствует, в своем ду`а, то что соответствует его состоянию в обращение»
[Хафиз Шихабуддин аль-Касталяни «Иршад ас-Сари» 1/4]

Передает ат-Табарани в «аль-Му`джм уль-Авсат» со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

اللهَّم ارحم خلفائي قلنا يا رسول الله ومن خلفاؤك؟ قال: الذين يروون أحاديثي ويعلمونها الناس

«О Аллах помилуй моих наместников (халифов)» Мы спросили: «О Посланник Аллаха, а кто это твои наместники?» Он сказал: «Те, которые передают мои хадисы, и обучают им других».

И поэтому саляфы называют мухаддиса, который глубоко изучил эту науку – повелителем правоверных (амиром му’минином), ибо это наследник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так, как он передает за него.

Передают Абу Дауд и Ибн Маджа, со слов Абдуллaхa ибн Амра (да будет доволен ими Аллах) о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

العلم ثلاثة وما سوى ذلك فهو فضل آية محكمة أو سنة قائمة أو فريضة عادلة

«Знание (которые необходимо знать) это 3 вещи, а что помимо этого, то это превышение (сверх минимума) - ясный аят (мухкам) либо установленная (достоверная) сунна, либо справедливая обязательная (доля наследства)».


Первый, кто собрал хадисы в одну книгу


Первый собрал хадисы в одну книгу - Мухаммад ибн Муслим ибн УбайдуЛлах ибн АбдуЛлах ибн Шихаб аз-Зухри аль-Мадани, один из величайших имамов и ученый Хиджаза и Шама, по повелению Умара ибн Абдульазиза (да будет доволен ими Аллах).

Как передаетАбу На`им от Мухаммада ибн Хасана, от Малика, что он сказал:

«Первый, кто начал собирать хадисы, был ибн Шихаб» т.е аз-Зухри.

И поэтому повелитель правоверных Умар ибн Абдульазиз (да будет доволен ими Аллах), когда увидел как передатчики хадиса и хафизы уходят (умирают), и не оставляя тех, кто подобен им, и также заметив, что распространяется заблуждение и ересь. Он написал своим помощникам, ученым в различных странах и повелел им, чтобы они записывали хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Сказал Имам аль-Бухари в «Сахих» в главе «Как собиралась наука» :

وكتب عمر بن عبد العزيز إلى أبي بكر بن حزم انظر ما كان من حديث رسول الله صلى الله عليه وسلم فاكتبه فإني خفت دروس العلم وذهاب العلماء ولا تقبل إلا حديث النبي صلى الله عليه وسلم ولتفشوا العلم ولتجلسوا حتى يعلم من لا يعلم فإن العلم لا يهلك حتى يكون سرا

«И написал Умар ибн Абдульазиз к Абу Бакру ибн Хазму: «Посмотри, что является хадисом, затем запиши. Я боюсь, что уйдут уроки и учёные, и не будет приниматься ничего, кроме хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Исчезнет знание, и преподавать науку будут незнающие. Знание не исчезает, пока не станет тайной».[Имам аль-Бухари «Сахих аль-Бухари» 1/50]

Сказал Абу На`им в «Тарих аль-Асбахан» (да смилуется над ним Аллах) со словами:

كتب عمر بن عبد العزيز إلى الآفاق : انظروا حديث رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم فاجمعوه

«Написал Умар ибн Абдульазиз к различным ученым: «Посмотрите на хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и соберите их».(1)

После этого пришло новое поколение учёных, каждый из которых собирал книги, включали туда слова сподвижников и фетвы таби`инов.

Имам Малик составил в Медине сборник хадисов «аль-Муватта» и выделил в нём хадисы, на которые опираются люди из Хиджаза.

Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Абдульазиз ибн Джурайдж составил сборник хадисов в Мекке.

Абу Амр Абдуррахман аль-Ауза`и составил сборник в Шаме.

Абу Абдуллах Суфьян ибн ас-Саури в Куфе.

Абу Саляма Хаммад ибн Саляма ибн Динар в Басре.

За ними последовали многие учёные их поколения, распространяя хадисы своим способом. Некоторые из этих учёных пожелали приводить только хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Убайдуллах ибн Муса аль-`Абси аль-Куфи составил муснад. А также Мусаддад ибн Мусархад аль-БасриАсад ибн Муса аль-УмавиНуайм ибн Хаммад аль-Хуза`и.

За ними последовали учёные, большинство имамов составляли свои муснады, из них были: имамы Ахмад ибн ХанбальИсхак ибн РахавейхУсман ибн Аби Шайба и другие.

Затем пришел Имам аль-Бухари, увидел эти книги и передавал их. Но эти сборники содержали в себе хадисы степени хасан, сахих и да`иф (слабые), из-за этого у него появилось желание собрать только достоверные хадисы.

Имам аль-Бухари является тем, кто первый составил сборник только достоверных хадисов.
Да воздаст им Аллах от всех мусульман благом.
                                                  
Сказал Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) в «Альфия»

أول جامع الحديث والأثر * ابن شهب آمراً له عمر
وأول الجامع للأبواب * جماعة فى العصر ذو اقتراب
كابن جريج وهشيم مالك * ومعمر وولد المبارك
وأول الجامع باقتصار * على الصحيح قط البخارى
ومسلم من بعده ،والأول * على الصواب فى الصحيح أفضل

«Первый кто собрал хадисы и асары – ибн Шихаб по повелению Умара.
Те, кто составили хадисы по главам, группы ученых, которые жили ближе ко времени (имама аз-Зухри)
Ибн ДжурейджХушаймМаликМа`мар и сын аль-Мубарака.
Первый кто собрал ограничиваясь только достоверных (хадисах) – аль-Бухари, а после него Муслим.
И в достоверности дают предпочтение сборнику хадисов аль-Бухари»


Ильм уль-хадис ад-дирая


Эта наука при помощи, которой мы узнаем истинность повествования (риваят), ее условия, виды, ахкамы, состояние передатчика, и их условия, виды того, что передают и то, что связанно с этим.

Истинность повествования (риваята) - это передача которая приходит из сунны и подобных ей, и связываемые повествования к тому, к кому это относится - будь это речь, передача и другие.

Условия повествования (риваята) - это когда передатчик передает, то что он передает каким то видом из видов передачи - через слушание, либо подтверждения, либо разрешением (иджаза) либо подобные им.

Виды их – соединенный иснад или прерывающий (инкъита`) и подобное ей.

Хукмы таких повествований – принимать либо отвергать.

Состояние передатчика – справедливость (`адаля) либо дискредитация (джарх).

И условия передатчиков - это условие того, как они должны передавать.

Виды эти передач - это книги:

аль-Джами` - это сбоник в которой собираются хадисы по разным отраслям, т.е: хадисы по вероубеждению (акыде), шариатских положений (ахкамов), нравственности, адаба приема пищи и питья, хадисы о путешествия и стояния и сидения, хадисы касающиеся тафсира, истории и жизнеописаний, хадисы фитн, хадисы связанные с жизнеописанием хороших людей.

Ученые по хадису составили сборники по каждому из этих видов.

ас-Сунан - это книги, которые выстроены по главам фикха как омовение, намаз, закят и пост.

Муснад  - книга, где выстроены хадисы по именам сподвижников, таким образом, чтобы это соответствовало алфавиту, либо соответствовало предшествию ислама, либо соответствовало благородному положению.

Му`джам - это книга где упоминаются хадисы на последовательности его шейхов, по предшественному смерти шейха, либо по алфавиту порядку, либо по достоинству шейха, либо по знаниям и богобоязненности, но чаще всего это последовательность по алфавиту бывает. У ат-Табарани есть 3 такие книги:

«Му`джам аль-Кабир»

«Му`джам аль-Аусат»

«Му`джам ас-Сагир»

Джуз – это книга, в которой собираются хадисы, переданные одним человеком, будь это передатчик в поколении сподвижников да будет доволен ими Аллах, либо после них, как джуз хадисов АбуБакра ас-Сиддика да будет доволен им Аллах, и джуз хадисов Имама Малика да будет доволен ими Аллах. И сделай сравнение.
Также мухаддисы называют сборником «джуз», в которой собраны некоторые хадисы по одной тематике.

аль-Мустахрадж - это «извлечение» - когда мухаддис опирается на книгу из книг по хадису как «Сахих Бухари» например, и приводит хадисы с иными иснадами, у которых они есть, не через тот иснад, и объясняется с ним в его шейхе или то, что выше него.

Сказал Шейху ль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах):

وشرطه أن لا يصل إلى شيخ أبعد حتى يفقد سندا يوصله إلى الأقرب إلا لعذر من علو أو زيادة مهمة

«И условие его чтобы тот хадис не доходил более и далекому шейху, таким образом, что может исчезнуть иснад который бы его приблизил, кроме объяснения как из-за - высокого иснада или важное добавление». (2)

И из таких книг - «аль-Мустахрадж `аля сахих аль-Бухари» - аль-`Исма`или и аль-Баркави.

Также «аль-Мустахрадж `аля  сахих Муслим» Абу `Авана аль-Исфараини и другие.

аль-Мустадрак - так именуются те своды хадисов, которые служат дополнением к другим сборникам и отвечают требованиям их составителей. Например  «Мустадрак `аля Сахихайн» аль-Хакима ан-Нейсабури.

Атраф - так называются те сборники, в которых сначала приводятся части отдельных хадисов, которые служат указанием на всё остальное, и приводится их цепочки передатчиков, или ограничиваются на конкретной книгой. Как книга «Атраф ас-Сахихайн» либо «Атраф аль-кутуби ль-Хамса»

Тема этой науки - передатчик и то, что передается в значение принятия или отвержения.

Польза этой науки - знание, того что принимается и, того что отвергается.

Источник: Абдуллах Сираджуддин «Шарх уль-Манзумат уль-Байкуния» стр. 7-15

1) Тадриб ур-Рави 1/94
2) Тадриб ур-Рави 1/117