Он - Абу аль-Фадль Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад аль-Кинани аш-Шафи’и, рахимахуллах, - выдающийся знаток хадисов, учитель многих больших алимов, справедливый и уважаемый кади (судья), знаменосец Сунны Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
Он родился в Египте в месяце Ша’бан в 773-м году по хиджре. Его детство прошло на родной земле, где он выучил наизусть Коран, «Аль-Хави» и «Аль-Мухтасар» Ибн аль-Хаджиба, рахимахуллах, и другие труды.
В сопровождении одного из опекунов он отправился в досточтимую Мекку, где посещал уроки больших алимов.
Всевышний Аллах привил молодому Ахмаду любовь к хадисам, и он бросил все силы на изучение мусульманских преданий. Для этого он посещал уроки и лекции знатоков хадисов в Хиджазе, Шаме, Египте.
Особенно важными в его жизни оказались десять лет, которые он провел рядом с аз-Зайном аль-’Ираки, рахимахуллах. Его учителями также были аль-Балькыни, Ибн аль-Мулаккин, рахимахумуллах, и многие другие.
Аль-’Изз ибн Джама’а, рахимахуллах, обучил его Корану и Сунне, аль-Маджд аль-Фейрузабади, рахимахуллах, – стилистике языка,  аль-’Амари – арабскому языку, аль-Бадр аль-Муштаки, рахимахуллах, – литературе и поэзии.
Несколько богословов обучало его правописанию.
Под руководством ат-Танухи, рахимахуллах, он читал наизусть часть Корана в семи чтениях. В нескольких разных медресе Ибн Хаджар, рахимахуллах, был особенным учеником и основательно изучил все богословские науки.
Алимы признали его глубокие познания и разрешили ему преподавать Священный Коран и хадисы, писать книги и издавать фетвы.
Ибн Хаджар, рахимахуллах, преподавал толкование священного Корана, мусульманское право и искусство проповеди в нескольких медрасе. Он читал проповеди в аль-Азхаре, центральной мечети ‘Амра и многих других местах. Среди его учеников было много признанных ученых.
Показателен пример из жизни его семьи в то время, когда он получал знания. У имама Аскаляни было четыре дочери. Когда он приходил после урока домой, прежде всего, он пересказывал изученный урок своей супруге. А она, в свою очередь, рассказывала этот урок четырём дочерям. Так он сам стал великим алимом, и его супруга и четыре дочери тоже стали большими учёными. Аллах дал им это из-за их старания.

Более двадцати лет Ибн Хаджар занимался юриспруденцией. Вначале он выполнял обязанности судьи в Египте, а затем – в Шаме. Долгое время он отказывался от поста верховного судьи, однако 12-го числа месяца Мухаррам 827-го года по хиджре ему пришлось занять этот пост. Спустя некоторое время он подал в отставку, но ему еще семь раз приходилось занимать этот важный пост. Последний раз он подал в отставку в 852-м году по хиджре. Это был тот самый год, когда великий богослов скончался.

Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, - автор 150-ти трудов почти по всем исламским наукам. Эти труды получили признание и известность еще при жизни автора. Многие из них были приобретены мусульманскими правителями и наместниками. Вот некоторые труды Имама:
  • «Ад-Дурар аль-Камина фи А’йан аль-Миа ас-Самина»;
  • «Аль-Исаба фи Асма ас-Сахаба»;
  • «Аль-Кауль аль-Мусаддад фи Забб ‘ан Муснад аль-Имам Ахмад»;
  • «Аль-Мукаддама»;
  • «Аль-Хисаль аль-Мукаффира»;
  • «Ат-Такриб»;
  • «Базль аль-Ма’ун»;
  • «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам»;
  • «Диван аль-Хутаб»;
  • «Диван аш-Ши’р»;
  • «Ибн аль-Хаджиб»;
  • «Итхаф аль-Махара»;
  • «Мулаххас ма Йукаль фи ас-Сабах ва аль-Маса»;
  • «Муштабах ан-Нисба»;
  • «Нухбат аль-Фикр ва Шархуха»;
  • «Та’джиль аль-Манфа’а би Риджаль аль-Арба’а»;
  • «Тальхис аль-Хабир фи Тахридж Ахадис ар-Рафи’и аль-Кабир»;
  • «Тахзиб ат-Тахзиб»;
  • «Тахридж аль-Кашшаф»;
  • «Тахридж аль-Масабих». 
 
Но самый великий труд Ибн Хаджара, рахимахуллах, – 15-ти томный «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари». Это толкование известного сборника хадисов «Аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари, рахимахуллах. Эту книгу в полной мере можно назвать энциклопедией Сунны.
Ибн Хаджар, рахимахуллах, написал предисловие к этому труду в 813-м году по хиджре. Спустя четыре года он начал работу над самой книгой и завершил свой труд в первых числах месяца Раджаб 842-го года по хиджре.
По этому поводу он устроил большое пиршество, на котором присутствовали многие знатные мусульмане и большие ученые. Позднее один из мусульманских правителей пожелал приобрести эту книгу Ибн Хаджара и заплатил за нее 300 динаров, тогда как на подготовку одного только пиршества Ибн Хаджар потратил 500 динаров.
Однако современники Ибн Хаджара, рахимахуллах, запомнили его не только как великого ученого. Они запомнили его как человека, который отличался редкой скромностью и удивительной выдержкой, терпением и рассудительностью, аскетизмом и неприхотливостью, самоотверженностью и щедростью. Он был богобоязненным праведником, который днем постился, а ночи проводил в долгих молитвах. Но вместе с тем он любил пошутить и послушать забавные истории. Своими приятными и интересными речами он притягивал к себе собеседников, а всякий, кто общался с ним, будь то пожилой богослов или молодой ученик, становился свидетелем его превосходного нрава и изысканного этикета.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, всю жизнь держал крепкую связь с устазом шазалийского тариката Мухаммадом аль-Ханафи, рахимахуллах. Аль-Баттануни, рахимахуллах, - составитель биографии шейха Мухаммада аль-Ханафи - пишет в «Сирр ас-Сафи»1, что Ибн Хаджар, рахимахуллах, сидел на коленях перед шейхом аль-Ханафи, рахимахуллах, не осмеливаясь поднять глаза и посмотреть на него. После это Ибн Хаджар целовал его руку и уходил, не поворачиваясь спиной к шейху2.
Его ученик [мухаддис имам] ас-Сахави пишет в «Ад-Джавахир ва-д-дурар фи тарджимат шайх аль-Ислям ибн Хаджар» 3, что имам всегда держал в руках чётки во время собраний и занятий после ‘иша 4.
Великий богослов и удивительный человек Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, перешёл в лучший мир в ночь на субботу, после вечернего намаза 18-го Зуль-хиджа 852-го года по хиджре.
Да смилостивится над ним Всевышний Аллах, да не лишит нас его бараката и да одарит тауфиком следовать путём праведных предков!
  • 1.Том 1, стр. 7.
  • 2.Т. е. он выходил из дома шейха спиной к выходу, чтобы не повернуться к шейху спиной, потому что это нарушение адаба к устазу.
  • 3.Том 1, стр. 111.
  • 4.Ночной, т. е. 5-ый обязательный намаз.