Абуль-Касым аль-Муртаза ибн Али Риза ибн Муса аль-Казым ибн Джа'фар ас-Сиддик ибн Мухаммад аль-Бакир ибн Али Зайн аль-Абидин ибн Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб, известный, как аль-Джунайд аль-Багдади, разыАллаху анхум аджма'ин.

Выдающийся учёный и имам своего времени, великий "господин суфиев" и "венец знающих", потомок Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В возрасте 20-ти лет он получил право выносить фетвы от Абу Савра  - ученика имама аш-Шафии . Был учеником учёных-суфиев ас-Сария ас-Сакати , аль-Хариса аль-Мухасиби  и Мухаммада ибн Али аль-Кассаба . Ас-Сария ас-Сакати приходился ему дядей (по матери). Точная дата его рождения неизвестна (около 217 года), а умер он в 297-м году по хиджре.

Он известен как «господин суфиев» и [также известен] тем, что его суждения принимаются всеми. Об этом пишет имам аш-Ша’рани1, рахимахуллах, а имам аль-Манави, рахимахуллах, сказал: «Джунайд Абуль-Касым ибн Мухаммад аль-Багдади единогласно признан шейхом суфиев, и когда его называют господином суфиев, то имеют в виду, что он перенял суфизм от своего дяди ас-Сария ас-Сакати».

Аль-Манави передал:

"Джунайд рассказывал: "Однажды, когда мне было семь лет, я играл возле ас-Сария ас-Сакати, и несколько человек, находившихся рядом, беседовали о благодарности Всевышнему.

Дядя спросил меня: "Сынок, что такое благодарность?"

Я ответил: "Это послушание Аллаху, наряду с использованием данных Им благ".

Тогда дядя сказал: "Я боюсь, что долей, дарованной тебе Аллахом, будет только твой язык". 

И я не перестаю плакать над этими словами"".

Аль-Манави передал: «Аль-Багдади говорил: "Не было ниспослано с небес какого-либо знания, хотя бы часть которого мне не даровал Аллах. И  Всевышний не сделал [другого] пути к этим знаниям, помимо Пророка ".

Он говорил своим ученикам: "Если вы увидите человека, летающего по небу, не следуйте за ним, пока не узнаете, как он соблюдает запреты Аллаха и [выполняет] повеления Аллаха. Если обнаружите, что он выполняет все божественные веления и соблюдает все Его запреты, будьте в нем уверены и следуйте за ним. Если же увидите в нем халатность в исполнении повелений и запретов Аллаха - держитесь от него подальше".

Джунайд  говорил:

  • "Наша наука основана на Коране и Сунне".
  • "Когда Аллах желает блага мюриду, он сближает его с суфиями и отдаляет от беспечных людей".
  • "Суфизм – это побег от низких нравов и стремление к высоким и совершение деяний ради Всевышнего, не выставляя их напоказ".
  • "Если праведник обращался к Аллаху в течение тысячи лет, а затем отвернулся на мгновение, то упущенное им будет больше, чем полученное".
  • "Тот, кто не будет внимать хадисам, находиться рядом с факихами и учиться адабу у его знатоков, тот испортит своих последователей".
  • "Когда ученик (мюрид) искренен, Аллах избавит его от запоминания, благодаря свету, помещенному в его сердце, и этим светом он будет отличать истину от лжи".
  • "Путь суфиев закрыт [для всех], кроме тех, кто следует за хадисами Пророка, солляллаху алейхи ва саллям".
  • "Берегите ваше время, поистине, оно уходит и больше не возвращается, и отчаяние из-за забвения непременно наступит. Выполняйте ваши вирды, и вы получите пользу от них в вечной обители, и да не отвлечет вас земной мир от Аллаха. Поистине, даже небольшая часть его отвлекает от значимости ахирата".
  • "Праведники – это войско из войск Аллаха, ими поднимаются состояния мюридов и оживают познания тайн познавших. Доказательством тому служит аят из Книги Аллаха (смысл): "И Мы рассказываем тебе из вестей о [прежних] посланниках всё то, чем укрепляем твоё сердце"2.
  • "Совместная трапеза с братьями – это кормление грудью, так обращайте же внимание на то, с кем вы её разделяете",
  • "Поклонение познавших людей заканчивается победой над своим нафсом".

Он также сказал:

"Суфизм – это десять вещей:

  1. уменьшение того, чем владеешь в этом мире, имея при этом силы;
  2. упование на Всевышнего и усердие в поклонении;
  3. терпение в случае отсутствия мирского без просьб о милостыне и не жалоб;
  4. понимание дозволенного и сомнительного;
  5. занятость Аллахом помимо всего остального;
  6. постоянное поминание Аллаха сердцем и языком;
  7. достижение искренности вместе с праведностью;
  8. единство внешнего и внутреннего;
  9. постоянное ощущение контроля со стороны Всевышнего;
  10. упование на Аллаха во всех состояниях.

Когда объединятся эти десять [в суфие], суфий оказывается на первой степени любви, потом он возвысится до степени мушахада – степени познания Аллаха и его «приближают к Нему», и он «остается с Ним» на равнине любви и изумления».

Как-то он сказал Ибн Шурейху  - великому факиху: "Наш (суфиев) путь к Аллаху ближе, чем ваш путь", - и Ибн Шурейх потребовал от него доказательств.

Тогда Джунайд  сказал одному из присутствовавших, чтобы тот бросил камень в круг суфиев.

Тот бросил камень, и все они воскликнули: "Аллах!"

Затем он сказал: "Брось его в круг факихов".

Он бросил камень, и те сказали: "Тебе запрещено причинять нам вред". Ибн Шурейх  поцеловал голову аль-Багдади  и извинился.

Однажды Абу Мухаммад аль-Джарири  пришел к Джунайду  и застал его молящимся. Обнаружив, что Джунайд молится подолгу, аль-Джарири сказал ему: "Ты уже очень стар, твои кости ослабли, твоя кожа стала совсем тонкой. Почему бы тебе не сократить твою молитву?" Джунайд ответил: "Это путь, с помощью которого мы узнали нашего Господа, и мы не хотим сейчас сокращать этот путь. Нафс, пока его заставляешь, терпит. Молитва – это связь, земной поклон – приближение, поэтому Всевышний сказал: "Соверши земной поклон и приблизься"3. А кто оставит путь приближения, того, может быть, поведут по пути отдаления".

Он рассказал о себе такую историю: "Однажды я принял участие в сражении, и [после него] один из предводителей войска отправил мне некое имущество. Мне это не понравилось. Я раздал его нуждающимся воинам.

Когда я совершил обеденный намаз и присел, размышляя над этим и печалясь, что принял [это имущество] и раздал его, меня одолела дремота, и я увидел во сне разукрашенный дворец и великие дары Аллаха.

Я спросил об этих дарах, и мне сказали: "Они предназначены владельцам имущества, которое ты раздал воинам".  

Я спросил: "А что мне наряду с ними?" Мне ответили: "Тот дворец", - и указали на самый большой и красивый среди дворцов. Я спросил: "Каким образом я стал достойнее их?"

Мне было сказано: "Эти люди отдали свое имущество, ожидая вознаграждения за это, и вот их вознаграждение. А ты разделил то имущество, боясь и трепеща, отчитывая себя и печалясь, и Аллах увеличил тебе этот дворец за твоё благое деяние".

Передают, что когда пришел его [предсмертный] час, Джунайд  велел похоронить вместе с ним все его труды 4.

Его спросили: "Почему?"

Он ответил: "Я не хотел бы, чтобы Всевышний видел, как я оставляю что-либо, имеющее отношение ко мне, в то время как знания Посланника Аллаха находятся среди людей".

Его могила находится на старом кладбище Багдада в районе аль-Курх, что на окраине города. Мюриды и сегодня посещают ее и собираются в мечети рядом с могилой для совершения зикра и чтения молитв.

Джунайд аль-Багдади, разыАллаху анху, сказал: "Кто откроет для себя дверь благого намерения, для того Аллах откроет семьдесят дверей помощи, а кто откроет дверь дурного намерения, для того Аллах откроет семьдесят дверей унижения".

Ас-Сулами включил Джунайда аль-Багдади  в число передатчиков хадиса: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Берегитесь проницательности (басыра) муъмина – он смотрит светом Всевышнего Аллаха. И затем он прочитал аят Корана: « Это - знамение для тех, кто постигает смысл происходящего и предвидит его результаты»»5.

Сулами передаёт, что Джунайд  говорил: «Мы не взяли суфизм через рассуждения и разговоры [о нём] – мы приобрели его через голод, отказ от мирского, жёсткой борьбой с привязанностью к знакомым и приятным вещам. Как сказал Харис аль-Мухасиби, «мой нафс отвернулся от мира, поэтому я провел ночи в бодрствовании, а дни – в жажде»6.

Его ученик Абу аль-‘Аббас ибн Сурайдж  говорил всякий раз, когда побеждал в дискуссии с оппонентом: «Это от бараката моего общения с аль-Джунайдом».

Аль-Кушайри  передаёт от него такие определения тасаввуфа:

«Это война, в которой нет [объявления] мира».

«Это значит всё время быть с Аллахом и не иметь [других] привязанностей».

«Это не обилие молитв и постов, но целостность того, что в сердце, и самоотверженность»7.

Его дядя (Сария ас-Сакати) попросил его выступать с минбара, и аль-Джунайд категорически отказался это делать. Но после этого Джунайд увидел во сне Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, который велел ему выступать с наставлениями.

Аль-Хульди  сказал: «Мы никогда не видели среди наших шейхов того, в ком бы соединился хал и ильму так, как в Джунайде. Когда он молчал, казалось, что его хал победил ильму, а когда он начинал говорить, казалось, что его ильм победил хал».

Ибн аль-Джаузи, рахимахуллах, в «Сифа ас-сафва» привёл пример кашфа имама аль-Джунайда: "Абу Амр ибн ‘Альван передал: «Однажды я вышел на рынок ар-Рухба для покупки необходимого. И я увидел людей, которые несли кого-то на кладбище. И я последовал за ними, чтобы помолиться вместе. Я стоял среди этих людей, пока умерший не был похоронен. Мои глаза невольно взглянули на непокрытую женщину, и я задержал на ней свой взгляд. Затем я потупил взор и стал просить прощения у Аллаха [за этот грех]. Когда я шёл домой, какой-то старец [подошёл ко мне и] спросил: "Саййиди, почему твоё лицо всё тёмное?" Я взглянул на себя в зеркало и увидел, что моё лицо потемнело. Я стал отчитывать себя, вспоминая о грехах, и стал думать, где эта беда настигла меня. И вспомнил тот взгляд на женщину. И после этого я уединился и стал ревностно просить Аллаха о прощении. Я решил уединиться на 40 дней. [Во время этого удеинения] мне пришла в голову мысль: «Посети своего шейха аль-Джунайда», - и я отправился в Багдад. Когда я подошёл к двери его дома и постучал в неё, я услышал: «Входи, о, Абу ‘Амр! Ты совершил грех в ар-Рухба, и мы просим за тебя прощения здесь, в Багдаде»"8.

Однажды один богатый человек принес шейху Джунайду 500 дирхамов и сказал, что эти деньги - для учеников шейха. Шейх спросил его: "У тебя есть ещё динары?", - тот ответил, что у него еще много динаров. Шейх спросил: "Желаешь ли ты, чтобы их было ещё больше, или ты доволен тем, что есть?" - тот ответил, что жаждет увеличить своё состояние. Шейх сказал: "В таком случае, ты нуждаешься больше нас, так как мы не желаем из этого мира больше того, чем владеем". И он вернул деньги хозяину, отказавшись их принять.

Аль-Джунайд  говорил:

«Если увидите суфия, которого заботит его внешний вид, знайте - его внутренний мир испорчен».

«К признакам того, что Аллах гневается на Своего раба [относится] то, что Аллах занимает его тем, что его не касается» 9[5].

Джунайд  сказал о джихаде:

"Аллах сказал: "Тех, кто приложил все усилия за Наше дело и терпел трудности за победу Нашей веры и религии, Мы поведём прямым путём к истине и благу"10.  Этим он сделал джихад условием наставления на истинный путь. Следовательно, наилучшие - те, кто более всех борется на Его пути, и самый обязательный из джихадов – это джихад с нафсом и с желаниями против шайтана и низшего мира. Кто станет бороться против этих четырёх, Аллах направит на путь Его довольства, который ведёт к Раю. И кто оставил джихад, тот отошёл от наставления на путь истины в той же степени, в которой отошёл от джихада [с нафсом]".

Аль-Джунайд  сказал: «[Смысл этой суры в следующем:] Тех, кто боролся со своими желаниями и раскаялся ради Аллаха, – Мы поведём их к путям искренности.

И  человек не может бороться с этим врагом внешне – эту борьбу он может вести лишь внутренне…»11.

Джунайд аль-Багдади  совершил хадж 40 раз. На смертном одре он ревностно читал Коран. 

Аль-Джарири  передал, что сказал ему: «О Абуль-Касым! Будь спокойней». Джунайд  ответил: "О Абу Мухаммад! Знаешь ли кого-то, кто в этот миг нуждается больше в Коране, ведь книга моих деяний закрывается".

Он завершил чтение одного хатма Корана и затем начал заново, прочёл 70 аятов суры Аль-Бакара и после этого перешёл в лучший из миров. Ибн Имад аль-Ханбали сказал: «Если бы стали говорить о его достоинствах, мы могли написать много томов [книг]».

Да ниспошлет Всевышний нам баракат приближенных к Нему людей, каким был великий Джунайд аль-Багдади, разыАллаху Тааля анху.

Основные источники:

1.    Аль-Кушайри, Рисаля, сс. 148-150;

2.    Ибн Имад, Шазарат аз-Захаб, том 2, сс. 228-230;

3.    Аз-Захаби, Сияр А’лям ан-Нубаля’, том 11, сс. 153-155;

4.    Ибн ас-Субки, Табакат аш-Шафии аль-Кубра, том 2, сс. 260-275;

5.    Абдуль-Ваххаб аш-Ша'рани, "Ат-Табакат".
  • 1.Шейх Абдуль-Ваххаб аш-Ша'рани, "Ат-Табакат".
  • 2.Сура Худ, аят 120.
  • 3.Сура аль-'Аляк, аят 19.
  • 4.Т. е. написанные им книги.
  • 5.Сура 15, аят 75.
  • 6.Избранное из: ас-Сулами, Табакат ас-Суфия, сс. 155-163.
  • 7.Аль-Кушайри, Китаб ас-Сама' в Рисаля аль-Кушайрийя, стр. 60, Бейрут 1970, аль-Мактаба аль-Асрийя.
  • 8.Ибн аль-Джаузи, Сифа ас-Сафва, 1(2), стр. 271, глава "О Джунайде".
  • 9.Ибн аль-Джаузи, Сифа аль-Сафва,  глава "О Джунайде".
  • 10.Сура Паук, аят 69.
  • 11.Ибн Каййим аль-Джаузийя, аль-Фава'ид, Александрия, Дар ад-Даава, 1992.